Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 52 (87)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна

                                               9 декабря 2002

                                            Тема недели: время (2)



Энергия смыслообразования. Гражданство и времЯнство. За что не любят вЕчностников. ВремязавИсимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровЕчное.

Начну с ответа на читательский вопрос по предыдущему выпуску.
Так ли уж нужно новое слово, если то же значение можно выразить старыми, хорошо известными? Зачем, например, говорить "Мандельштам пытался привремениться...", когда можно сказать "приспособиться ко времени"?

Мандельштам пытался привремениться, приласкаться ко времени, но оно грубо и презрительно его оттолнуло.
Но в том-то и дело, что слово "приспособиться" здесь было бы ложным, неточным: Мандельштам не был "приспособленцем". Правильнее было бы сказать, что он пытался примериться, примениться ко времени, соразмериться с ним, прильнуть к нему, пригреться, приласкаться, почувствовать себя нужным... Вот все эти значения и несет в себе приставка "при", соединяясь с корнем "время". "ПривременИться" как бы включает в себя значения всех этих глаголов (в том числе и "приспособиться"),  но не сводится ни к одному из них.

    Другой пример из предыдущего выпуска:

Маяковский   был поэтом грандиозного, космически-апокалиптического видения, но с приходом советской власти овременел и стал певцом ВЧК и Госплана.
Почему Маяковский "овременел", а, скажем,  не "врос в свое время", или не "стал данником, пленником, заложником, певцом своего времени" и т. п.? Время в данном случае предстает как некая субстанция, свойства которой целиком переходят на поэта, по аналогии с такими глаголами, как "окаменеть", "одеревенеть", "остолбенеть", "оледенеть", "окостенеть", т.е. приобрести вид и свойства камня, дерева, столба, льда, кости.  "Овременеть" содержит  образ окаменения, оцепения,  - образ тем более метафорически насыщенный, "взрывчатый", что он относится к самому подвижному, что  только есть на свете, - ко времени, которое в данном примере ассоциативно отождествляется  с камнем, костью, деревом. Это явление можно назвать морфологическим переносом: на новое слово переносится по аналогии то значение, которое данная  морфема (глагольный суффикс "ене-ть") имела в составе других слов. Такая парадоксальность "застывания во времени" и придает слову "овременеть" образную динамику.  Выражение "врасти во время" уже сокращает  объем образа, относит его только к деревянному (время как дерево), а не ко всему ассоциативному объему глаголов на "енеть" - "глаголов обездвиженности". Наконец, выражения "стать  данником, певцом" вообще уже лишены образа, переходят на вялую прозу.

Примерно таковы соображения (не всегда осознанные), по которым я отбираю слова для включения в "Проективный словарь". Критерий - не только назывательная уместность слова, отнесенность к еще не названному явлению или понятию, но и энергия смыслообразования, происходящая из нового сочетания составных частей  (морфем).

Жду, как всегда, ваших откликов, идей, предложений по адресу
russmne@emory.edu
Тема: dar

Принимаются заказы на новые слова - по еще не обозначенным явлениям
нашего времени.  Работа, досуг, быт, искусство, техника, психология, личные переживания...  Обрисуйте проблему - подумаем вместе.



В этом выпуске:
времЯнин
времЯнство
вЕчностник
всесвЕтник
времЯнствовать
времязавИсимый
добровЕчный


ВРЕМЯНИН И ВРЕМЯНСТВО

времЯнин - обитатель, гражданин, патриот своего времени; тот, кто мыслит и чувствует категориями времени.

времЯнство  - сознательная и горделивая причастность своему времени, гражданство у времени.

В существительных на "-анин, -янин" ударение может падать  и на предпоследний слог (крестьЯнин, горожАнин, россиЯнин), и на последний слог (мещанИн, гражданИн, славянИн). В слове времЯнин предпочтительнее делать ударение на предпоследний слог, чтобы выделить цельную основу "время".

Как есть патриоты своей страны, так есть и патриоты своего времени  - времЯне. Они любят свое время, гордятся им, свысока смотрят на другие времена, не завидуют ни предкам, ни потомкам.  Как писал один из времян 1930-х годов поэт Павел Коган,
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
Времянство хорошо сочетается со всяким обостренным чувством гражданства: любовь к тому, что здесь и сейчас. Тот же Павел Коган писал:

        И пусть я покажусь им узким
        И их всесветность оскорблю,
        Я - патриот. Я воздух русский,
        Я землю русскую люблю.

Как правило, времяне недолюбливают вечностников, объединяя их с космополитами, "всесветниками": те и другие странствуют по разным странам и временам и стремятся духовно принадлежать всему человечеству, всей истории, а не той до боли родной точке пространства и времени, в которой им было суждено родиться.



ВЕЧНОСТНИК И ВСЕСВЕТНИК

вЕчностник - тот, кто живет вечным, устремляется к вечному.

Лирический герой Пастернака принадлежит к той породе вечностников, которые, распахнув форточку, спрашивают у детворы:
            Скажите, милые, какое
            Тысячелетье на дворе?
Слово "вечностник" может употребляться в ироническом смысле, примерно с тем же экспрессивным оттенком, что и слово "нетленка".
        Статью о масскультуре лучше Максиму не заказывать. Он же у нас вечностник. Его интересуют только нетленки.


всесвЕтник - тот, кто равно любит все стороны света, кому все равно, где жить и умирать; космополит.
Как легко теперь стать всесветником! Нажал на клавишу - и вот она раскинулась перед тобой, сеть-на-весь-свет.


ВРЕМЯНСТВОВАТЬ

времЯнствовать (ср. пьянствовать) - вдохновляться ходом времени, страстно, упоенно выражать свое время или временное вообще.

Чем только не опьяняется человек: водкой, работой, наркотиком, великой идеей.  А иной опьяняется временем, его сокрушительной и торжествующей новизной. Так времянствовали поэты и пророки начала 20-го в. в России, от Мережковского до Маяковского. А вот к началу 21-го времянствующих почти не осталось: слишком горькое похмелье от века минувшего.

Пастернак, обычно гораздо более чувствительный к быту и природе, вступил во второй половине 20-х в период т. н.  "историзма".  Он времянствует в своих как бы эпических поэмах "Лейтенант Шмидт" и "1905", а также в книге стихов "Второе рождение".


ВРЕМЯЗАВИСИМЫЙ, ВРЕМЯЗАВИСИМОСТЬ

времязавИсимый  - это сложное прилагательное имеет два основных значения, в зависимости от того, относится оно (1) к одушевленным лицам или (2) к неодушевленным явлениям.

времязавИсимoсть - существительное по значениям прилагательного времязавИсимый (1 и 2).

1.  наркотически зависимый от хода времени, испытывающий постоянную потребность в хронометраже, в поступлении свежайших новостей.

 С тех пор как он пошел на работу в пиар, стал совсем времязависимым.  То и дело смотрит на часы, не может обойтись без радио... Это "тик-так" у него просто как нервный тик.

Знаешь, у нас, журналистов, есть такая профессиональная болезнь - времязависимость.  Сидим у времени на игле, и чуть кончится  доза, подыхаем от ломки.

Английское соответствие этому значению - time addicted, time addiction.

2. функционально зависимый от хода времени, быстро устаревающий, требующий своевременного внимания, пересмотра, обновления. Так можно перевести английское выражение "time sensitive".
В этой папке хранятся времязависимые документы, их надо пересматривать и обновлять не реже, чем раз в месяц.

Все наши тексты, увы,  до неприличия времязависимые. Достоевский вот тоже писал злободневно, а заглянешь - там все еще живое,  как будто сегодня написано.



ДОБРОВЕЧНЫЙ

добровЕчный (доброкачественный + вековечный) - полный антоним слова "злободневный": злоба дня - добро века (вечности); обладающий добрыми качествами и потому существенный во все времена; одновременно доброкачественный и вековечный.

добровечные вопросы, заботы, темы,  идеи, споры, понятия, волнения, устремления, идеалы, образы, тексты, произведения.

Как и почему смирение открывает путь к свободе? Это один из самых добровечных вопросов нравственной философии.

Газеты, журналы, брошюры... Есть у тебя почитать хоть что-нибудь добровечное?  Я устал от злобы дня, могу я хоть час побыть наедине с добром века?

Удивительно, как в одной творческой личности, например, в В. Ходасевиче, может уживаться добровечное и злободневное, даже откровенно злое.

-----------------------------------------------------------------
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается  одно или несколько новых слов, с дефиницией, толкованиями  и примерами  употребления. Ни одного из предлагaемых слов нет ни в одном из существующих словарей (редкие исключения особо оговариваются). Каждое слово создается автором или гостями проекта и передается всем подписчикам и читателям в свободное пользование. Новое слово может стать символом, мантрой  предстоящей недели,  паролем в общении подписчиков, предметом философской медитации и литературного творчества.

Все предыдущие выпуски
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное