Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психолингвистика

За 2007-11-08

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Объект науки - это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает.
Предмет науки - это абстрактная система объектов или система некоторых
абстрактных объектов. Объект науки - это то, что она изучает, предмет -
это взгляд на этот объект. У разных наук может быть один общий объект,
но они могут различаться предметом, т.е. иметь разный подход к анализу
этого объекта. Так, человек является объектом изучения и для медицины,
и для психологии, но для медицины важен биологический аспект организма
человека, а для психологии - его внутренний мир.
Язык может быть объектом исследования лингвистики, семиотики, литературоведения,
антропологии, и даже программирования. Обращается к языку и психолингвистика.
У этих дисциплин общий объект - язык и речь человека, используемые им для
разных целей и в разных ситуациях. Но эти дисциплины применяют разные методы
и разные способы анализа одного и того же материала. Предметом лингвистики
является система языковых знаков и принципы устройства знаковой системы.
Она выделяет в языке уровни языка: фонетический, морфологический, синтаксический,
стилистический, которые участвуют в организации речи человека. Сама же
речь, её производство и восприятие не входят в предмет лингвистических
исследований. Семиотика будет анализировать знаки языка в их семантическом
(содержательном) синтаксическом (линейном) и прагматическом (пользовательском)
аспекте в самом общем виде. Предметом литературоведения будет анализ язык
(текста) в целях создания художественной образности текстов. Оно будет
это делать с позиций поэтики, эстетики, будет искать в тексте художественный
замысел, языковые средства выражения образного отображения мира. Антропология,
объектом которой тоже является человек, при рассмотрении общения будет
описывать роль языка в разных общественных системах на разных этапах развития
общества. Программирование будет стремится найти формальные основания грамматики
в целях построения алгоритмов языковых структур.
Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики и литературоведения.
Психолингвистику интересует процесс функционирования знаковой системы,
а именно процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Её в меньшей
степени привлекает описание самих правил языка, ей более важны, как эти
правила действуют в реальной речевой деятельности. Тем самым, психолингвистика
по объекту совпадает с лингвистикой и литературоведением, а по предмету
различается с ними. Психолингвистика тут ближе и по используемым методам
к психологии, которая - как известно - изучает порождение, функционирование
и строение механизма отражения реальности. Только для психолингвистики
эта реальность предстает в виде отражённой и зафиксированной в языковых
знаках и в речевом мышлении человека.
Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы
к пониманию своего предмета - к речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная
грамматика Н. Хомского предполагает, что человек строит речь по правилам
комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели <<стимул-реакция>>.
Отечественная теория речевой деятельности исходит из активности говорящего.
На самом же деле, ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех
свойств такого сложного объекта, как язык.

   2007-11-08 00:32:35 (#702341)

Re: Учебник по психолингвистике - приветствие

Прошу прощения, возможно, мое мнение нес толь авторитетно, но не кажется ли ВАм,
что в вашем учебнике предмет психолингвистики совпадает с предметом логопедии?
Хотя с одной из ваших книг знакома и она мне пришлась по душе, но, изредка, слух
психолога с филологическим образованием режут определения.
Тем не менее, замечательно, что Вы издаетесь по столь необходимой проблематике.
С уважением, Татьяна.

01.11.07, 18:46, Valery Belyanin (russianfory***@g*****.com):

> Вот подготовлен учебник
> Белянин В.П. Психолингвистика. - 5-е изд., испр., доп.- М.: Флинта: Моск.
> психол.-соц. ин-т, 2008 (Библиотека студента/ Рос. акад. образования, Моск.
> психол.-соц. ин-т).- ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) - ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
> (в печати).
> сначала приветствие, потом выжимки по главам.
> Психолингвистика - наука относительно молодая. Но она прочно завоевала
> научное пространство не только своей междисциплинарностью, но и новизной
> подходов и, самое главное, результативностью исследований.
> Предметом психолингвистики являются процессы производства и восприятия речи,
> а также освоение речи детьми. Рассматривая производство речи, она описывает,
> как языковая система и правила построения высказываний позволяют человеку
> выражать свои мысли, как образы сознания можно зафиксировать с помощью
> языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика
> анализирует не только сам процесс восприятия, но и результат понимания
> человеком речи. Говоря о детской речи, психолингвистика отмечает, что
> ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования
> языка, но он в состоянии овладеть этим сложнейшим инструментом мышление за
> достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, как включённость в
> совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку освоить языковую и
> неязыковую <<картину мира>> и сформировать собственное языковое сознание.
> Ознакомившись с изложением курса психолингвистики, читатель сможет прояснить
> для себя многие проблемы, связанные с языком и мышлением, понять, почему
> язык оказывается мощным средством управления речевым и неречевым поведением
> человека.
> В учебнике много примеров, в том числе и на английском языке для тех, кто
> владеет им или хочет его изучить. Перевод в большинстве случаев наш.
> Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами лингвистики и психологии.
> Вместе с тем она написана так, чтобы читатель смог самостоятельно
> разобраться в обсуждаемых проблемах.
> Добро пожаловать в мир психолингвистики!

--
Яндекс.Фотки - Много фоток не бывает http://fotki.yandex.ru/

   2007-11-08 00:12:15 (#702334)