Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 12.

У Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

В русло взвешенного реализма?!

"Здравствуйте, Команда ЗоВУ! Получаю четыре ваших рассылки. Нахожу в них много полезного для корректировки мировоззрения в русло взвешенного реализма. Хотелось бы получать материалы рассылок второй ступени. Примите заказ на CD. ... Андрей Т." (14.01.2004г.)

Наша задача - будить вас, помогать вам изменить ваше представление о мире на более гибкое... ... ...Мы стараемся нести вам то, что вы ждете от нас - трезвость, ясность и жизнерадостность.

С уважением, Команда ЗоВУ

(информацию по заказу компакт-диска "Возрождение Человека" см. http://www.zovu.ru/cd.htm, а кто уже имеет диск, но еще не на "второй ступени" РИТМа, пишите о себе: zovu@baza-r.ru)

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-2" - 9. Возрождение Человека.

2. "Властелин Времени-2" - 10. Уровни интеллектуально-психического становления в свете восточных традиций. (начало)

3. "Назад в Будущее-2" - 13. Догадки и заблуждения о Любви.

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 7. Ответ инженеру от филолога. (окончание)

5. "РИТМ. Вторая ступень" - 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 2. "НАМ ДАНЫ ТОЛЬКО МЫ САМИ". 3. "...МОЁ ВИДЕНИЕ КОЛЕИ И СПОСОБОВ БОРЬБЫ С НЕЙ..."

"Здравствуйте, Команда ЗоВУ! Хочу высказать свое мнение по поводу "Ответа инженеру от филолога". А не кажется ли вам, что этот "ответ" был резким? Хочу обратить внимание именно на то, как "ответ" "прозвучал". Сложилось впечатление, что "ответ" был криком о наболевшем с переходом на личности, а не спокойное рассуждение! Хотя, если наболело, то тяжело оставаться спокойным? Как вы считаете? До свидания! С уважением, Дмитрий М." (10:56 07.12.03)

Да, кажется. Мы с этим вполне можем согласиться. Мы можем согласиться и насчет "наболевшего". Но поймите и филолога. Представьте, к примеру, каково некурящему годами находиться среди курящих!? И если филологу многие годы приходится находиться среди тех, кто пренебрегает грамотой, то каково ему, когда его "достают" даже через рассылки? В общем, мы Вас, Дмитрий, понимаем. Но что же, нам нужно было отказать человеку в слове на том лишь основании, что ответ "резкий"? Но ведь нам наши читатели, бывает, пишут и похлеще, критикуют нас всяко, однако мы публикуем эти письма. В общем, сегодня мы размещаем окончание ответа филолога.

А вообще, эмоциональные публикации имеют и положительтную сторону, позволяют "встряхнуть", "разбудить" аудиторию. И получаем, в результате, массу откликов. И это нас устраивает. Это нам помогает гибче реагировать на ваши запросы и пожелания в будущих материалах. И, конечно же, мы понимаем, что у нас практически все гуманитарные дисциплины находились "в загоне", считались второстепенными и неважными, усиленно развивались технические направления. Отсюда и корни эмоциональных всплесков с той и другой стороны. Но отраден тот факт, что сегодня много технических специалистов потянулись к гуманитарным знаниям. Мы надеемся, что равновесие восстановится, и две стороны Знания будут одинаково важны и востребованы в обществе. И все это обогатит нашу культуру.

С уважением, Команда ЗоВУ

* * *

ОТВЕТ ИНЖЕНЕРУ ОТ ФИЛОЛОГА - 2

(К статье"ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ" ЛЮДИ УПРОЩАЮТ ЛИ СВОЙ ЯЗЫК?.." )

 

... ... ...Между прочим, быть может, повторюсь, Ваши "инженерные" представления о языке более опасны для его состояния сегодня, чем представления о нем простых неграмотных людей. Потому что Вы, в отличие от них, свою безграмотность и поверхностность продвигаете активно и агрессивно, как взгляд "интеллигентного человека", ратующего за "прогресс" или "развитие". И в то же время я на 200% согласен с Вами в том, что "культура языка - это еще и умение пользоваться тем, что досталось от предков". И желаю Вам, Вячеслав, наконец-то, разобраться в состоянии доставшегося от предков великого наследия и сделать для него хоть что-то хорошее еще в этой жизни! Жаль, что Вы не знаете, ЧТО и в КАКОМ состоянии Вам досталось. Но ведь разговор об этом еще впереди.

- "Убогий словарный запас и примитивность мышления - могут ли они быть следствием недостатка букв для некоторых звуков русского языка" - такой заголовок для статьи был бы более точен. И такой заголовок быстро привел бы и автора, и читателей к простому и логичному решению - нет, нет и нет."

После такого толкового "озарения", породившего хороший заголовок, с чем и можно было бы поздравить, Вячеслав почему-то сильно чего-то испугался, и, будто спохватившись, поспешил воскликнуть, без всяких аргументов: "нет, нет и нет"! Вы отслеживаете свои реакции, Вячеслав? И никакой тут логики Вам не понадобилось для этого!

- "Потому что десятки тысяч лет язык существовал вне письменности, но люди от этого не становились тупыми и ограниченными, более того, все многообразие современного письменного языка - это в большей степени их заслуга, хотя это лишь отражение (замечу, довольно слабое отражение) языка устного."

Хронологические рамки Ваших представлений взяты откуда, позвольте, узнать: из Ваших исследований, или из подложных документов, или из пропагандистских книг советского времени для простого населения? Даже в науке такие мысли существуют лишь в форме гипотезы, а Вы эту мысль подаете в качестве аргумента. Не смешно? Это все эмоции.

А умственный уровень населения, наших дней и времени Ваших предков, Вы американскими тестами на интеллект проверили, или лично проводили сравнительно-исторические изыскания по сохранившимся памятникам культуры? Или же Ваше заявление того же "советского порядка", когда с трибун делались красивые заявления, реально ничему в действительности не соответствующие? Да, было недавно время, когда ораторы вдохновенно высказывали с трибуны несбыточные мечты, в которые сами при этом искренно верили или даже сами совсем не верили. И практика показывает, что многие из этих ораторов еще живы и нисколько не изменились по сей день. Они все больше закрывают глаза на происходящее и эмоционально, со страху, как заклинание, твердят: "все будет хорошо, все будет хорошо, все равно все будет хорошо"!

Так что, извините, но мне не понятно, с чем Вы сравнили "все многообразие современного письменного языка", в сравнении с чем "многообразие" (или как в анекдоте: один, два, много!..)?
Поэтому, наверное, совершенно нет смысла, с такой приблизительностью, говорить тут с Вами и о терминологических нюансах, типа, когда мы говорим "язык" и когда говорим "речь", и т.д. (Правда, это уже не только Ваша беда, в этом вопросе уже и филологи пошли за всеми остальными, и часто уже не отслеживают, когда что уместнее употребить.) Мы с Вами будем рассуждать о разном, и это породит лишь дополнительные трения (сами понимаете, трудно с инженерным языком в филологии, и с филологическим - в инженерии, наверное, так же сложно, при современной узкой специализации). Поэтому не будем в этом вопросе вдаваться в детали.

- "До того, как обратиться к письму, любой человек проходит стадию овладения устным языком. Обучение же письму возможно и с помощью тысяч иероглифов и даже с помощью двух знаков, как в компьютере "0" и "1", и вряд ли это кардинально влияет на умение человека пользоваться устным языком. Эллочка-людоедка запомнилась не по причине, скажем, ущербной дикции, не по неумению владеть жестикуляцией, интонацией и мимикой, а по той причине, что всеми этими умения она компенсировала свой предельно ограниченный словарный запас. И что же Ильф и Петров? Стали они сетовать на то, что современный алфавит не дает им возможности отобразить язык тела Эллочки-людоедки?"

До того как испариться, любая вода бывает жидкой… Вот на таком уровне мы сейчас будем очень "логически" рассуждать о взрослении людей и их обучении грамоте? Или Вам Ваши эмоции девать некуда? Остановиться трудно? А ведь Вам по жизни могут встретиться собеседники попроще или дети, которые могут легко принять Ваши рассуждения за чистую монету. Вот это и имелось в виду, когда было сказано о Вашем вреде от напористого распространения Вами простоты и примитивности Ваших представлений о языке ради Вашего вожделенного "прогресса".

Вы, конечно, "гениально" догадались о возможности обучения "любому письму" любыми средствами. Но, извините, Вячеслав, нам не интересны дилетантские умствования и переливания из пустого в порожнее. Вы ведь не знаете конкретно об истории и состоянии даже русского языка, чтобы с Вами предметно о чем-либо говорить?! Поэтому и разговор у нас получается какой-то общий. И с вожделением ждете, когда же Вам в алфавите оставят всего две буквы, как для компьютеров. Выходит, у нас с Вами даже цели разные, если их последовательно довести до конца.

При обучении письму вопрос стоит не о возможности обучения вообще. Зато ставятся конкретные вопросы о том, какому письму и насколько качественно обучают, а так же, насколько адекватно средства письменности передают мысли, какие и какого масштаба возникают погрешности при передаче и т.д. Не говоря уже об интеллектуальном уровне обучающихся: одни не могут усваивать существующую письменность по причине своей гениальности и - извините, может быть, грубовато выйдет - общей "дебильности" составленных и оставленных правил правописания (они только на первый взгляд кажутся стройными и системными). Другие же не могут усваивать имеющуюся "грамоту" в силу собственной умственной недостаточности, "достигнутой" во многом благодаря их родителям и "воспитателям".

- ""Изменение языка возможно, но возможно только в худшую сторону. В сторону разрушения. ... ...", - делает горький вывод автор, а в последующих многоточиях читается обратное: ведь сумел же и он с помощью одного лишь знака препинания навеять такую тоску на читателей, что им уже и невдомек будет поинтересоваться - если десятки тысяч лет изменения языка лишь ухудшали его, то как еще люди сохранили возможность понимать друг друга?"

Как жаль, Вячеслав, что Вы не знаете, ЧТО ИМЕННО такого огромного и "божественного" люди потеряли. Иначе Вы пели бы другие песни. Не какие-то абстрактные "десятки тысяч лет", а конкретно одно последнее тысячелетие целенаправленно разрушается ЯЗЫК в форме уже разных языков (английского, русского, французского, итальянского, греческого и т.д.).

Возможно, дождемся и от Вячеслава другого письма, когда он поймет (если поймет), что же ему хотели передать его кровные предки еще тысячу лет назад, что завещали и чего он не помнит.

Что касается тоски и печали… Ничто бесследно не исчезает. Все остается в нас самих. Пока что Вячеслав, как сказали бы психологи, сильно "упирается" и даже раздражается, когда трогают это место (памяти предков, памяти Рода), потому что это место в душе у него БОЛИТ! Поэтому Вячеслав, сам того не понимая, не хочет, чтобы мы говорили на эту тему, его вполне устроят красивые и сладкие мечты о возможном "прогрессе", лишь бы его тщательно прикрываемую "болячку" не задели!

А понимают друг друга люди на этой земле до сих пор почти чутьем, сердцем, памятью Рода, несмотря на чудовищное разрушение языка. Сами же и приводите в пример англичан, у которых язык "разгромлен" гораздо раньше, несколько веков назад, и заодно утрачены ими и т.н. "сердечные" способности: поэтому они так плохо понимают друг друга. Повторяю, на этой земле, которую мы сегодня называем российской, понимают друг друга больше "сердцем", чем посредством языка!

Но это, как Вы понимаете, не научная "категория" и поэтому науке неведомо. Видимо, и Вам тоже, раз Вы столь "научны" в своих воззрениях. А Вы разве не знаете, что на переднем крае той же науки так мало "научного", и исследователи постоянно выходят за пределы "науки"?!

- "До сих пор мне было очень интересно читать материалы рассылки, а сегодня подумал, может быть стоит открыть новую рубрику "мнение дилетанта". Впрочем, содержание рассмотренной здесь статьи в какой-то мере поддается логическому обоснованию и, как ни парадоксально, подтверждению: автор, вместо того, чтобы посмеяться, материализует собственный кошмар и сам становится его жертвой. Короче говоря, все опасности, проистекающие от мнимого недостатка алфавита, становятся реальными для тех людей, которые в это поверят, прежде всего, для самого автора. О чем я и прошу вас любезно проинформировать его от моего имени. С уважением Вячеслав С., инженер" (13.01.2004г.)

Вот у нас и открылась рубрика "мнение дилетанта". Но мы не хотели бы заниматься пустословием и дилетантскими суждениями. Мы, прежде всего, ценим во всем высокий профессионализм и мастерство: что в языкознании, что в психологии, что в инженерном деле!

В том числе, мы не будем заниматься и "логическими обоснованиями". Мы постараемся давать в наших материалах "зацепки" для ваших мыслей, чтобы помочь ВСПОМНИТЬ. Только в этом наша задача. Но ничего не будем доказывать и логически обосновывать. Так что, Вячеславу С. либо придется остаться при своей "болячке", еще более тщательно скрывая ее, либо придется все-таки пройти через то исцеляющее переживание воспоминания, которое ему кажется пока что "кошмаром", который он "переносит" на других… Но пока об этом не будем, потому что это уже сфера психологии (Читайте, если хотите, на эти темы наши рассылки: "XXI век и психология людей новой цивилизации", "Властелин Времени" и "Назад в Будущее". Там много занимательного не только из области филологии и психологии).

Может быть, это жестко, но ведь практика показывает, что нужно не только "вспомнить", но еще и "прожить" это. Практика показывает, что тем, кто не в состоянии "вспомнить" даже после многих наводящих подсказок, бесполезно что-то доказывать. Они все равно убежденно будут реализовывать в социуме свои глупости. А глупость - это то, что вполне логично в размере какой-либо квартиры или личности, но не вписывается в ту огромную реальность или социальную действительность, которая нас всех окружает. И в общем выходит плохо.

От глупостей мир в состоянии уберечь только изначальный ЛАД, о котором мы еще будем говорить в этой рассылке.

В общем, Вячеслав, желаю Вам всего наилучшего в жизни! Будьте достойны своего имени!

С уважением и благодарностью ко всем нашим читателям (за то, что прочитали до конца мое частное мнение), простой филолог Команды ЗоВУ (15.01.2004г.).

* * *

Примечание: Редакция не всегда и не по всем позициям разделяет мнение авторов как статей, так и публикуемых писем (ЦСкА. 2004г.).

"Здравствуйте, Уважаемая Редакция! Хочу высказаться в защиту инженера. В самом начале статьи Вы декларируете равенство (или равноценность) мнений, а на деле получается, что филолог имеет право на другое мнение, а инженер должен помнить, что он инженер. И вообще, у меня лично сложилось впечатление, что в статье сквозит некая раздраженность (злоба) автора (филолога), думаю, как следствие бессилия. Надеюсь все же, что мнение редакции более взвешенное. Господа, не забывайте о корректности. С чем и прощаюсь. Андрей, тоже инженер". (19.01.2004г.)

Послесловие редакции

Дорогие читатели! Да, много выплеснулось негативных эмоций в таком диалоге. Но ведь "спровоцировал" их Вячеслав. Мы решили ответом нашего филолога уравновесить эмоции письма Вячеслава. Вы все стали свидетелями этой переписки, и эти эмоции вылились на вас всех. Нас порадовали письма "в защиту инженера" - от эмоций! Замечательно!

Но как часто вы задумываетесь о том, ЧТО вы несете в мир, подчас выплескивая все свои эмоции (в том числе и негативные) на окружающих? Да, мы будем поддерживать взвешенную позицию редакции, к которой вы привыкли. Ну а каково нам получать в ответ на взвешенные тексты рассылок бурю необдуманных эмоций, не по существу рассматриваемого?

А ведь наша задача - будить вас, помогать вам изменить ваше представление о мире на более гибкое, зачастую разрушая ваше устоявшееся мнение, которое уже и вам самим не нравится и мешает вам жить. Если человек не готов к изменениям, то любая смена мировосприятия вызывает сильную эмоциональную реакцию, подчас агрессивную. У нас даже есть коллекция таких писем. Мы не имеем возможности публиковать все письма. Но, возможно, мы их выложим как-нибудь на сайте, чтобы вы сами могли увидеть, как в зеркале, ЧТО с вами происходит, КОГДА вы начинаете меняться и расстаетесь со старым. А ведь письмо Вячеслава среди них можно сказать еще не самое худшее по накалу эмоций. Так что, меняясь, следите за своими реакциями. И мы тоже постараемся нести вам то, что вы ждете от нас - трезвость, ясность и жизнерадостность.

И, напоследок, надо сказать, что Дмитрий и Андрей правы. Эмоции автора ответа инженеру вызваны тем, что наболело. И это касается, между прочим, не только филологии. Ведь НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ (иначе "дилетантство") вообще беда ближайшего будущего, и эта проблема уже дает о себе знать. Вы с этим сами постоянно сталкиваетесь в своей практике. Если бы нас окружали мастера и профессионалы, даже в сложившейся ситуации мы жили бы гораздо лучше. Именно это волнует не только автора "Ответа...", но и всех членов нашей Команды. Давайте контролировать эмоции и повышать свой профессионализм во всех областях Знания.

С уважением, Команда ЗоВУ

* * *

Лад, Лада, Сладость...

Сообщаем в качестве анонса. Именно так будет называться первый из рассказов о СЛОВАХ. И будем мы говорить о словах обстоятельно, без спешки. Потому что часто именно в спешке навыдумывают о языке разных теорий, с которыми потом, оказывается, нечего и делать на практике. Итак, до встречи в следующем выпуске!

 

(Продолжение следует)
Если Вы хотите, чтобы рассылка продолжалась, то голосуйте по этому адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp

До следующих встреч! пишите ваши отзывы и просто письма на: zovu@baza-r.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Пресс-центр ЗоВУ. 2003.

.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное