Продажа товаров по образцам - это продажа товаров по договору розничной купли - продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.
При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 были утверждены Правила продажи товаров по образцам (далее - Правила). Названные Правила определяют порядок продажи товаров по образцам и оказания в связи с такой продажей услуг, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров.
К отношениям при продаже товаров по образцам в части, не регламентированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов товаров.
Услуги, предоставляемые продавцом
При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.
Продавцом могут также предоставляться другие услуги при продаже товаров по образцам (по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров).
Перечень товаров, продаваемых по образцам, и оказываемых услуг определяется продавцом. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых продавцом при заключении договора.
Информирование покупателя
Продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
Информация о товарах (для импортных товаров - на русском языке) и их изготовителях, в частности должна содержать:
- наименование товара;
- место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
- сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- цену, порядок и условия оплаты товара (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товара покупателю и другие условия);
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;
- срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного вида товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;
- сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
- способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор;
- способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом.
Если в приобретаемом товаре устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях, об условиях продажи товаров по образцам и оказания услуг предоставляется покупателю при демонстрации образцов товаров, в их описаниях в месте продажи товаров либо в описании, рекламе товаров с предложением их продажи, рассылаемых продавцом неопределенному кругу покупателей с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством РФ.
Демонстрация образцов
В организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров.
Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров.
Образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий.
Образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются в присутствии продавца - консультанта.
Образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений. Изделия аудио- и видеотехники, музыкальные товары, фото- и киноаппаратура, часы, бытовая техника и другие товары, не требующие специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии.
Продавец должен осуществлять периодическое обновление выставленных образцов с учетом предупреждения потери их качества.
В организации, осуществляющей продажу товаров по их описаниям, покупателю представляются каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
(Продолжение в следующем выпуске расслки)
По материалам журнала "Юрисконсульт в торговле", 2007, № 6.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "ЮРИСКОНСУЛЬТ В ТОРГОВЛЕ" № 10 (2007 г.)
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Документация торгового предприятия
1. ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ
Ответственность за нарушение правил продажи товаров на розничных рынках
2. ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в госсобственности
О защите российских товаропроизводителей
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Акционерные общества: что нового
Некоторые вопросы реорганизации акционерного общества
4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТОРГОВЛЕ
Служебные командировки: налогообложение суточных
Доставка сотрудников до места работы: вопросы налогообложения
О поставках алкогольной и спиртосодержащей продукции
5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Паспорт сделки: некоторые вопросы оформления
6. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ
Регистрация и применение ККТ
7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Уголовная ответственность за невыплату зарплаты
Максимальный размер пособий по беременности и родам
8. АРБИТРАЖНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
О судебном решении
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
9. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Права потребителей при потребительском кредитовании
10. ВОПРОС-ОТВЕТ
О компенсации морального вреда
Об увольнении за неисполнение трудовых обязанностей
Об ответственности за продажу товара без сертификата соответствия
11. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"