ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ
С принятием Федерального закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) существенно изменилось правовое регулирование вопросов использования контрольно-кассовой техники, однако проблема административной ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, осталась.
После вступления в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), т.е. с 1 июля 2002 г., вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники, регламентируются именно Кодексом, а не Законом о ККТ. Однако обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт, установлены не КоАП РФ, а Законом о ККТ. Так, в Законе о ККТ указано, что контрольно-кассовая техника применяется
на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Закон о ККТ значительно расширяет сферу применения ККТ: она применяется не только при осуществлении наличных денежных расчетов, но и при осуществлении расчетов с использованием платежных карт, и не только при осуществлении расчетов с физическими лицами (в том числе и с индивидуальными предпринимателями), но и с организациями.
Продажа товаров без применения ККТ
Закон о ККТ не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Закон о ККТ устанавливает перечень отдельных категорий хозяйствующих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Например, могут не использовать контрольно-кассовую технику организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих
видов деятельности:
- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;
- продажи ценных бумаг;
- продажи лотерейных билетов;
- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском транспорте;
- обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений
при торговле непродовольственными товарами;
- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Иные обязанности организаций, осуществляющих денежные расчеты
Закон о ККТ устанавливает ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты. Среди этих обязанностей не только обязательное применение ККТ, но и другие, а именно:
- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, исполняющим свои обязанности, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
(Продолжение в следуюшем выпуске рассылки)
По материалам: www. pravcons.ru, журнала "Юрисконсульт в торговле", 2007, № 5.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "ЮРИСКОНСУЛЬТ В ТОРГОВЛЕ" № 10 (2007 г.)
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Документация торгового предприятия
1. ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ
Ответственность за нарушение правил продажи товаров на розничных рынках
2. ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в госсобственности
О защите российских товаропроизводителей
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Акционерные общества: что нового
Некоторые вопросы реорганизации акционерного общества
4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТОРГОВЛЕ
Служебные командировки: налогообложение суточных
Доставка сотрудников до места работы: вопросы налогообложения
О поставках алкогольной и спиртосодержащей продукции
5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Паспорт сделки: некоторые вопросы оформления
6. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ
Регистрация и применение ККТ
7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Уголовная ответственность за невыплату зарплаты
Максимальный размер пособий по беременности и родам
8. АРБИТРАЖНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
О судебном решении
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
9. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Права потребителей при потребительском кредитовании
10. ВОПРОС-ОТВЕТ
О компенсации морального вреда
Об увольнении за неисполнение трудовых обязанностей
Об ответственности за продажу товара без сертификата соответствия
11. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"