В соответствии со ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны также вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим
объявленные цены и тарифы.
По мнению МНС России, неисполнение перечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, и влечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. Но обязанность выдавать чек установлена не Правилами продажи, а Законом о ККТ. Тем не менее невыдача чека также наказывается по ст. 14.15 КоАП РФ как нарушение правил продажи отдельных
видов товаров, хотя выдача чека является не правилом продажи, а обязанностью хозяйствующих субъектов, а за неисполнение этой обязанности КоАП РФ не предусматривает ответственности, поэтому штраф и взимается в соответствии с другой нормой. И такие полномочия имеют не налоговые органы, а госторгинспекции (ст. 23.49 КоАП РФ).
Ответственность за невыполнение иных обязанностей
Закон о ККТ предусматривает еще ряд обязанностей хозяйствующих субъектов. Они обязаны обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку ККТ, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им необходимую документацию. В ст. 6 Закона о ККТ определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями указанных обязанностей, а также их неповиновение законному распоряжению либо требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных ст. 5 Закона о ККТ, являются основанием для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа,
осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения", 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ. Однако наложить штраф по указанным статьям, впрочем как и по ст. 14.5 за неисполнение требований ст. 2 Закона о ККТ,
можно только после того, как организации или индивидуальному предпринимателю было предписано устранить то или иное нарушение, но это предписание выполнено не было.
В заключение отметим, что вести наличные денежные расчеты без контрольно-кассовой техники нельзя, так же как и использовать неисправную ККТ. Эти и другие обязанности предусмотрены Законом о ККТ, и исполнять их надо. Если ответственность за неисполнение этих обязанностей прямо не предусмотрена законодательством, это еще не значит, что суд не наложит санкцию. Другое дело - какую санкцию. Штрафовать по одной и той же статье за разные правонарушения, как уже указывалось, нельзя.
Органы, рассматривающие дела о неприменении ККТ
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, уполномочены:
- органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ);
- налоговые органы - только в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ);
- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
Должностные лица перечисленных органов полномочны также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах (ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ).
По материалам: www. pravcons.ru, журнала "Юрисконсульт в торговле", 2007, № 5.