Вопрос: В связи с внесением изменений в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". В частности, установлено, что на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должна быть нанесена максимальная цена, по которой сигареты и папиросы реализуются потребителям. С какого времени указанные положения вступают в силу и как должна производиться реализация сигарет в 2007 году?
Ответ: Федеральным законом от 26.07.2006 № 134-ФЗ внесены изменения в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
В частности установлено, что на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены (указанные положения в отношении сигарет без фильтра и папирос вступают в силу с 01.07.2007 г.):
- максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям;
- сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.
На территории Российской Федерации запрещается производство и импорт сигарет и папирос без указания максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления на каждой упаковке (пачке) (за исключением табачных изделий, не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Указанное положение в отношении сигарет без фильтра и папирос вступает в силу с 01.07.2007 г.
Это значит, что с 01.07.2007 на пачках производимых (или ввозимых) сигарет без фильтра и папирос должна быть указана максимальная цена и предусмотренные законом сведения дате изготовления.
Что касается розничной продажи сигарет и папирос, то здесь закон говорит следующее. Запрещается розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (за исключением табачных изделий, не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах). Данное положение вступает в силу с января 2008 г. в отношении сигарет с фильтром, с 01.07.2008 г. - в отношении
сигарет без фильтра и папирос.
Это значит, что сигареты и папиросы, произведенные ранее, могут продаваться в пачках без указания максимальной цены в следующем порядке: сигареты с фильтром - до 01.01.2008 г., сигареты без фильтра и папиросы - до 01.07.2008 г.
Однако уже в настоящее время законом запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке). Данное положение действует с 01.01.2007 г. Поэтому если продавец уже сейчас реализует сигареты в пачках, на которых уже указана максимальная цена, то реализация с превышением указанной максимальной цены является нарушением закона.
Законом также уже в настоящее время запрещена розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ НАДПИСИ О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2006 № 770 были внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, предусматривающие изложение в новой редакции абзаца четвертого п. 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1 февраля 2007 года.
В соответствии с этими изменениями, начиная с указанного срока не допускается розничная продажа алкогольной продукции, если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека., а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Текст такой надписи был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 № 49, вступившим в силу также с 1 февраля 2007 года.
Таким образом, на потребительской таре единицы алкогольной продукции теперь в обязательном порядке должна содержаться предупреждающая надпись о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции следующего содержания: "Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения".
При этом следует отметить, что само по себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной продукции в числе другой обязательной информации о ней и до 1 февраля 2007 г. было закреплено в п. 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до этого содержалось в п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 № 987, утратившим силу согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 08.02.2006 № 80 "О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции".
Таким образом, вышеназванным приказом Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным образом лишь формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном предоставлении, первоначально введенное постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 № 1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 № 987".
Между тем следует иметь в виду, что правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь определяет Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ст. 16 которого закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, а ст. 26 - ограничения на оборот алкогольной продукции в целом. При
этом п. 1 ст. 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся только случаи ее реализации:
- без соответствующих лицензий;
- без сертификатов соответствия;
- без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
- без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
- без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 указанного Федерального закона;
- с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
- как бесхозяйное имущество;
- без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
С учетом вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной продукции, начиная с 1 февраля 2007 г., органы Роспотребнадзора среди прочего осуществляют контроль и надзор за ходом исполнения положений постановления Правительства РФ от 15.12.2006 № 770 в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания (взамен соответствующих надписей на тот
же счет, используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности.
При этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота.
(См.: приказ Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 г. № 49., письмо Минздравсоцразвития от 30.01.2007 № 0100/820-07-23)