Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Белорусские юридические новости от юриста Ильи Латышева (Декрет № 10 глазами практикующего юриста)


Уважаемые подписчики!

 

Предлагаю вашему вниманию комментарий моего компаньона Валентина Галича к Декрету Президента Республики Беларусь № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

 

Новый Декрет об инвестиционной деятельности глазами практикующего юриста

Валентин Галич, заместитель директора ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

06 августа 2009 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10). Стоит отметить, что при заключении, исполнении и расторжении инвестиционных договоров кроме Декрета № 10 должны применяться нормы Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (п. 1.1. Декрета № 10).

С момента вступления в силу данного Декрета все инвестиционные договоры можно условно разделить на три группы:

1) договоры, заключенные до вступления в силу Декрета № 10;

2) договоры, по которым предоставляются лишь льготы, предусмотренные законодательными актами и самим Декретом № 10;

3) особые инвестиционные договоры с возможностью предоставления инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

Для заключения инвестиционных договоров третьего типа необходимы согласование Президента Республики Беларусь, а также бизнес-план инвестиционного проекта и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.

Уже в данной классификации просматривается существенное неравенство условий для различных инвесторов. Если предоставление льгот и преференций индивидуально с ведома Главы государства уже стало традицией, то правило Декрета № 10 о том, что его действие не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу Декрета, является негативным индикатором.

Для того, чтобы несколько прояснить данную мысль, необходимо проанализировать новые льготы, которые предусмотрены Декретом № 10. Так, инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта освобождаются от:

1. перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

2. возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

3. уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

4. уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства — от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

Кроме того, данные субъекты имеют право на:

1. строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

2. предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству.

Если касаться уже уплаченных платежей, то позиция законодателя могла бы быть смягчена уменьшением иных обязательных платежей на сумму уже произведенных выплат, которые подлежат льготированию по Декрету № 10. Нераспространение же льгот на уже действующие инвестиционные проекты в части будущих, ещё непроизведенных, платежей, а также касательно ввоза товаров на территорию Республики Беларусь, вообще вызывает недоумение.

Проблема заключается в том, что нельзя избирательно улучшать инвестиционный климат, нельзя новым инвесторам делать такие льготы, которые создают им конкурентные преимущества лишь в силу того, что инвестиционный проект реализуется позднее. Для инвестора, который ранее вложил денежные средства в экономику Республики Беларусь, уже создал рабочие места, уже начал платить налоги в бюджет, улучшать инфраструктуру такое «поражение» в правах просто несправедливо.

Логический подход, который заключается в том, что уже существующие инвесторы никуда не денутся, также имеет некоторые недостатки. Как правило, инвесторы первоначально реализуют менее крупный, можно даже сказать «пилотный», проект и лишь потом, получив опыт и почувствовав ситуацию, расширяют присутствие. Очевидно, что задача Декрета № 10 состоит в том, чтобы дать позитивный сигнал всем инвесторам, однако, без распространения льгот на уже существующие проекты, такая задача будет выполнена лишь частично.

Среди юридических особенностей инвестиционного договора стоит обратить внимание на то, что в нем в обязательном порядке должно быть предусмотрено право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств (ч. 4 п. 1.4. Декрета № 10). Стоит отметить, что в связи с тем, что отношения сторон инвестиционного соглашения носят договорной характер, то такой отказ не подразумевает лишения инвестора уже предоставленных льгот и преференций, но прекращает действие таких льгот на будущее (п. 3 ст. 420 ГК).

Существенной новеллой является ограничение договорной подсудности. Так, в качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, только если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства (1) и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора (2) (ч. 5 п. 1.4. Декрета № 10). В иных случаях споры будут рассматриваться белорусским судом. Представляется, что данная норма будет являться одним из основных препятствий реализации инвестиционных проектов.

П. 1.3. Декрета предусматривает обязательность юридической экспертизы проектов инвестиционных договоров. Несмотря на то, что деятельность по оказанию юридических услуг подлежит лицензированию, такая экспертиза не может даваться частной юридической фирмой, а отдана на откуп юридическим службам соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов и Министерству юстиции. В то же время такая практика не соответствует мировым тенденциям и создаст серьезные препятствия попыткам подчинить регулирование договора иному, чем законодательство Республики Беларусь, правопорядку.

Практический интерес представляет вопрос о том, кто может быть инвестором в свете Декрета № 10. Данный вопрос можно даже уточнить: распространяется ли Декрет № 10 на инвестиционные проекты без иностранного капитала? Прямого ответа данный нормативный акт не дает. Исходя из толкования ч. 1 и 3 ст. 3, ст. 45 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, можно сделать вывод, что под инвестором — стороной инвестиционного договора — можно понимать и национального инвестора. Такое толкование, думается, полностью отвечает и потребностям практики.

Основной проблемой в понимании Декрета № 10 остается вопрос, что следует относить к инвестиционным проектам. Ни Инвестиционный кодекс (см. ч. 3 ст. 14), ни Декрет вообще не дают сколь-нибудь значимых критериев отличия инвестиционного проекта от любого иного бизнес-проекта. Ну, коль скоро таких отличий в законодательстве нет, то возникает вполне резонный вопрос: почему вышеупомянутые льготы и преференции не предоставить всем без исключения субъектам предпринимательской деятельности, реализующим любые проекты?


В избранное