Белорусские юридические новости от юриста Ильи Латышева (Интервью: Легко ли открыть магазин в Беларуси)
Уважаемые подписчики!
Представляю вашему вниманию интервью еженедельнику
«Обозреватель» на тему "Легко ли открыть магазин в Беларуси".
На вопросы отвечают директор ООО «Юридическая
группа «ВЕРДИКТ БАЙ» Илья Латышев и юрист ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»
Вадим Пашкевич
- Начинающему
предпринимателю сложно ориентироваться в правовом поле, следить за изменениями
в законодательстве. Насколько распространена в Беларуси практика обращения к
юридическим, таможенным, бизнес-консультантам при открытии собственного дела?
(в качестве примера мы рассматриваем открытие небольшого магазина с площадью
торгового зала не более 150 кв.м.).
Илья Латышев: Как показывает наш
опыт работы, у большинства белорусских представителей т.н. малого бизнеса нет
пока привычки (или может быть правильнее сказать – культуры) обращаться за
платными консультациями к профессиональным специалистам на этапе создания
бизнеса, открытия его нового направления или появления новых вопросов.
Люди постоянно хотят сэкономить денег, поэтому
в основной своей массе задают вопросы знакомым или на бесплатных
Интернет-форумах. Образцы документов тоже ищут в Интернет. Тем самым фундамент будущего
бизнеса создается на основе консультаций анонимных непрофессионалов. Ведь
качество «подсказки» на форуме или бесплатно «скачанных» документов может быть
соответствующим. А это ведет к ошибкам и зачастую штрафам.
Соответственно, за помощью к профессионалам
большинство обращается тогда, когда решить проблему необходимо было «еще
позавчера».
Хотя быстрее, проще и дешевле было изначально
обратиться к специалистам и с их помощью сделать так, чтобы проблема вообще не
возникла.
Я смотрю даже по статистике наших сайтов (www.verdict.by, www.startbiz.by): сколько людей заходит на них по запросам
«как зарегистрировать ИП», «как зарегистрировать фирму» - и сколько обращаются
потом за соответствующими услугами. Так вот - за юридическими услугами
обращается процентов 10-15 посетителей, остальные довольствуются общей, зато
бесплатной информацией, которая есть на наших сайтах.
- Сколько
времени в среднем уходит на открытие небольшого магазина? (его юридическое
оформление)
Илья Латышев: Открытие фирмы «под
ключ» сейчас занимает две недели. Если делать все в срочном режиме, то можно
уложиться в три дня. А вот получение лицензии на розничную торговлю может
растянуться на полтора-два месяца. Это, что касается юридических аспектов.
А прибавьте сюда поиск подходящего помещения,
разработку проекта и т.д.
Вадим Пашкевич: При открытии магазина,
независимо от площади, субъекту хозяйствования необходимо получить ряд
согласований. Следует отметить, что с введением практики утверждения перечней
административных процедур, которые совершают государственные органы и
организации в отношении граждан и субъектов хозяйствования, упорядочена
процедура получения указанных согласований.
Итак, для открытия магазина или иного
торгового объекта, субъекту хозяйствования необходимо получить следующие
согласования:
- территориального органа государственного
санитарного надзора о соответствии здания, (сооружения) или помещения, а также
оборудования и инженерных коммуникаций требованиям санитарных норм и правил;
- территориального органа государственного
пожарного надзора о соответствии требованиям пожарной безопасности;
- территориального органа внутренних дел для
согласования режима работы;
- в г. Минске - отдела архитектуры и
градостроительства местного исполнительного и распорядительного органа для
согласования наружного оформления торгового объекта.
Получение каждого из указанных согласований
может занять до одного месяца при условии, что указанные органы и организации
не обнаружат какие-либо нарушения соответствующих норм. Тогда срок согласования
увеличивается на время ликвидации выявленных нарушений.
Следующим этапом является согласование
ассортиментного перечень товаров, которые предлагаются для реализации в
торговом объекте, а также размещения самого торгового объекта в отделе торговли
и услуг местного исполнительного и распорядительного органа, который. Срок
данного согласования устанавливается местными исполнительными и
распорядительными органами самостоятельно, однако он не превышает одного месяца.
Завершающий этап: субъекту хозяйствования
необходимо получить лицензию на осуществление розничной торговли. Выдача самой
лицензии при наличии всех согласований также занимает до одного месяца. Однако,
как показывает практика, в г. Минске лицензию на осуществление розничной
торговли могут выдать и в течение двух недель.
Таким образом, если одновременно подавать
документы для получения согласований, при условии что компетентные органы и
организации не выявят нарушений в процессе согласований, нормативный срок
открытия торгового объекта составляет до двух месяцев.
- В
регионах это сделать проще? (вероятно, существуют определенные льготы,
дотации…)
Вадим Пашкевич: В регионах сохраняется
тот же общий порядок открытия магазина (торгового объекта) и получения лицензии
на осуществление розничной торговли. Однако исходя из особенностей той или иной
территориальной единицы, а также сферы торговли, местные исполнительные и
распорядительные органы могут устанавливать дополнительные требования к
указанным ранее.
- Могли
бы вы назвать основные «болевые точки» - проблемы, с которыми сталкивается
человек, желающий открыть магазин?
Недостача
торговых площадей, высокая стоимость аренды, сложная, затратная
система таможенного оформления, сертификации…
Илья Латышев: Все названное вами –
это субъективные моменты. Того, кто реального хочет вести бизнес в Беларуси и
готов это делать, это не остановит.
Из юридических аспектов в качестве проблемных
я бы назвал большое количество административных процедур, которые необходимо
пройти для того, чтобы получить ту же самую лицензию на розничную торговлю. При
этом многие моменты законодательно не урегулированы и отданы на внутреннее
усмотрение чиновников, принимающих соответствующее решение.
Один из последних примеров из нашей практики. Клиенты
решили открыть в Минске секс-шоп. Официальный, реальный, а не существующий
только в сети Интернет. Нашли одно помещение для магазина – местная
администрация отказала в согласовании размещения там секс-шопа. Сотрудники
администрации устно порекомендовали найти помещение в торговом центре. Нашли помещение
в торговом центре – однако опять последовал отказ. Третье помещение нашли в
другом районе – администрация того района тоже отказала. Причем отказы все были
сугубо формальные.
Прошло только четвертое или пятое помещение,
расположенное в третьем районе.
Люди потеряли полгода времени. А сколько сил и
нервов! И это при том, что в Минске нет ни одного реального (невиртуального)
секс-шопа.
Вадим Пашкевич: Согласен, что некоторые
проблемы при открытии магазина связаны с получением согласований компетентных
органов и организаций.
Например, если субъект хозяйствования желает
открыть продуктовый магазин, то до заключения договора аренды стоит
ознакомиться с санитарными нормами и правилами, которым должен соответствовать
продуктовый магазин. Если арендуемое помещение находится в подвальном помещении
здания, сложно будет соответствовать некоторым из указанных норм.
При заключении договора аренды помещения также
стоит поинтересоваться у арендодателя, были ли произведены какие-либо
перепланировки помещения или переоборудование сетей противопожарной защиты
(извещатели и т.д.), которые не были согласованы в установленном порядке. Если
указанные и иные изменения не были согласованы, орган пожарного надзора вынесет
предписание полностью восстановить проектное состояние помещения.
Органы внутренних дел иногда при согласовании
устанавливают требование субъекту хозяйствования заключать договоры с
Департаментом охраны на оказание услуг по охране этого объекта и установление
тревожной кнопки, хотя нормативными правовыми актами данная обязанность для
субъектов хозяйствования не установлена.
Кстати, некоторые администрации районов г.
Минска устанавливают более «льготный» порядок для размещения торговых объектов
в торговых центрах. В этом случае субъекту хозяйствования на первом этапе
достаточно получить согласование лишь территориального органа государственного
санитарного надзора.
Некоторые проблемные моменты при открытии
торговых объектов связаны с пробелами в законодательстве, особенно если они
касаются вопроса осуществления не «стандартной» розничной торговли.
Например, взять те же секс-шопы. Действующим
законодательством предусмотрено, что розничная торговля товарами сексуального
назначения допускается только в торговых объектах (т.е., к примеру, через
Интернет такими товарами торговать нельзя, если у субъекта хозяйствования нет
торгового объекта). А согласование размещения торгового объекта входит в
компетенцию местных исполнительных и распорядительных органах. И в связи с тем,
что законодательно не установлены критерии размещения таких торговых объектов,
субъектам хозяйствования приходится ходить из одной администрации района в
другую в поисках более лояльных чиновников к такому виду розничной торговли.
- Что в
условиях ведения бизнеса в Беларуси изменилось к лучшему?
Илья Латышев: Подвижки есть.
Сократилось время регистрации субъектов хозяйствования. Отменили обязательную
регистрацию цен на определенные товары, работы, услуги. Но для улучшения
ведения бизнеса в Беларуси нужно сделать еще очень и очень много.
- Какие
характерные ошибки допускают люди на начальном этапе создания бизнеса, каких
юридических, экономических моментов не учитывают?
Илья Латышев: На мой взгляд,
основная ошибка начинающих деловых людей заключается в том, что они идут в
бизнес неподготовленными. Они не знают ни законодательства, ни состояния и
потребностей рынка, ни того, чем они планируют заниматься. И при этом люди, как
я уже говорил, не обращаются за профессиональной помощью, пытаются все сделать
сами, надеясь на бесплатные подсказки знакомых или из Интернет.
Недели две назад пришли на консультацию к нам
двое ребят. Говорят, хотим бизнесом заняться, у нас есть классная идея, но …
нет денег даже на вашу консультацию – можно мы с вами потом рассчитаемся, когда
реализуем наш проект?..
Оказалось, ребята хотят заняться девелоперским
бизнесом – взять участок, нанять подрядчиков, построить офисное здание и т.д.
Но при этом денег у них нет. Как выделяется земля в Минске – они не знают. И
более того, они минимально не знают даже, на каких условиях можно получить
кредит…
Вадим Пашкевич: Не редкими являются и
случаи, когда учредители до создания предприятия не выясняют подробно, какие
административные процедуры им предстоит пройти перед началом осуществления
запланированного вида деятельности, например: получение той или иной лицензии,
гигиеническая регистрация или сертификация продукции и т.д. Такая ситуация
возникает, например, когда у учредителей уже есть какой-то товар, который нужно
реализовать, либо есть возможность заключить выгодный контракт с поставщиком и
им нужно в кратчайшие сроки зарегистрировать юридическое лицо.
Немаловажными вопросами являются также
стоимость и сроки указанных процедур. Т.к. стоимость прохождения указанных
процедур (государственные пошлины и т.д.) может сделать невыгодным дальнейшую
реализацию товара. А срок прохождения указанных процедур может сделать
неактуальным предложение этого товара на рынке.
- Если
открывать свой маленький магазин, то какой продукцией вы бы посоветовали
торговать в настоящих экономических условиях? Одежда, промтовары, продукты
питания, что-то другое? Возможно, вы бы могли сказать с точки зрения юриста – в
какой сфере бизнес вести легче с точки зрения сертификации продукции,
налогообложения?
Илья Латышев: Думаю, этот вопрос
больше к маркетологам – что сейчас на рынке более востребовано. Но если
интересует мое мнение, то я бы, наверное, обратился к продуктам питания.
Несмотря на кризис, люди всегда будут есть. А вот с покупкой новой одежды или
предмета роскоши (даже того же самого нового мобильного телефона) могут
повременить. У нас среди клиентов, кстати, есть пример, когда человек продал
свой бизнес по торговле мобильными телефонами и планирует заняться именно
продуктами питания.