Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Белорусские юридические новости от юриста Ильи Латышева (вопросы-ответы по новому порядку регистрации фирм)


Уважаемые подписчики, представляю вашему вниманию первую часть подборки подготовленных нами вопросов-ответов по новому порядку регистрации фирм.

 

Если у вас на практике возникали иные вопросы по этому поводу - можете задавать их у нас на форуме.

 

При смене юридического адреса (меняется район) дело фирмы будет передаваться из старой Администрации в новую на основании уведомления о смене адреса либо процедура открепления вообще будет отменена?

Если одновременно со сменой адреса меняется состав участников (т.е. помимо уведомления о смене адреса необходимо регистрировать изменения в устав) в какую Администрацию подавать документы и надо ли соблюдать процедуру открепления?

Передадут ли ИМНС, ФСЗН дело фирмы в другой район на основании уведомления о  смене адреса (без подтверждения того, что сведения поступили в исполком)?

 

 

На сегодняшний день процедура открепления, имевшая ранее место при изменении района при смене юридического адреса, вообще отменена.

 

В силу п.4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1, (далее – Положение о государственной регистрации), государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.

 

Пункт 9 Положения о государственной регистрации предусматривает, что облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.  

 

При этом согласно п.15 Инструкции о порядке ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10.03.2009 N 25,

в случае изменения юридическим лицом местонахождения: уведомление направляется в регистрирующий орган по месту новой регистрации юридического лица в сроки, установленные законодательством; в день получения уведомления от юридического лица о смене местонахождения уполномоченный сотрудник регистрирующего органа по месту обращения извещает регистрирующий орган по месту предыдущей регистрации об изменении местонахождения; регистрирующий орган по месту предыдущей регистрации: в течение рабочего дня с момента получения извещения осуществляет проверку сведений, содержащихся в ЕГР, на соответствие документам, находящимся в регистрационном деле; вносит запись в ЕГР о передаче электронного регистрационного дела, производит изменение регистрирующего органа (органа учета) посредством внесения необходимых сведений в ЕГР (на электронной карточке) и передает регистрационное дело в электронном виде в регистрирующий орган по новому местонахождению юридического лица; не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения извещения, формирует регистрационное дело и направляет в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица заказным почтовым отправлением с описью вложения; регистрирующий орган по месту новой регистрации вносит запись в ЕГР о смене местонахождения датой получения уведомления. Таким образом, субъект хозяйствования обращается с письмом-уведомлением об изменении местонахождения  в новый регистрирующий орган, и новый регистрирующий орган самостоятельно истребует дело.

 

В случае изменения и местонахождения, и состава участников юридического лица документы подаются в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

 

Либо можно провести эту процедуру не одновременно, а в две стадии: сначала, к примеру, внести изменения по составу участников, а после - предоставить в регистрирующий орган уведомление об изменении местонахождения организации, что повлечет за собой передачу дела из одного района в другой.

 

Что касается ИМНС и ФСЗН - то в эти органы регистрирующий орган не сообщает сведения о новом месте нахождения юридического лица. Поэтому сам плательщик обязан предоставить в эти органы письмо со штампом регистрирующего органа о том, что изменено местонахождение организации (либо изменения в учредительные документы с указанием нового местонахождения), а также сопроводительное письмо с просьбой перевести дела в другой район.

 

Более того, в соответствии с ч.12 ст.66 Налогового кодекса Республики Беларусь если состоящий на учете плательщик (иное обязанное лицо) изменил место своего нахождения или место жительства и подлежит постановке на учет в другом налоговом органе, то снятие с учета плательщика (иного обязанного лица) производится налоговым органом, в котором он состоял на учете, в течение десяти рабочих дней после подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления об изменении места нахождения или места жительства.

 

Таким образом, плательщику вменяется в обязанность подать такое заявление в ИМНС. Если плательщик такое заявление в 10-дневный срок не подал, по отношению к нему возможно применение санкций в соответствии со статьей 23.19 КоАП Республики Беларусь  (штраф от десяти до двадцати базовых величин). 

 

 


Если с 01.02.2009 регистрации подлежит только устав (изменения в устав) фирмы, надо ли вносить изменения в учредительный договор (даже если изменения не касаются состава участников организации)?

 

Обязанности по внесению изменений в учредительный договор (кроме организаций действующих лишь на основании учредительного договора) Положением о государственной регистрации не предусмотрена.

 

Это можно объяснить тем, что ч. 6 статьи 14 Закона Республики Беларусь  «О хозяйственных обществах» предусматривает, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава хозяйственного общества.  

 

Таким образом, статус учредительного договора изменился и на данный момент - это обычный гражданско-правовой договор, он регулирует отношения между его сторонами и не имеет какого-либо юридического значения для третьих лиц. 

 

Учредительный договор может изменяться в соответствии с законодательством, но государственной регистрации такие изменения уже не подлежат. 

 

 

 

Если изменения вносятся в учредительный договор, нотариально заверенный и зарегистрированный до 01.02.2009 г., нужно ли такие изменения нотариально удостоверять?

 

Пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) предусматривает, что соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора не вытекает иное.

 

Поэтому мы считаем, что в описанной ситуации изменения в учредительный договор следует нотариально удостоверять.

 

 


При продаже доли в ООО/ОДО надо ли удостоверять нотариально договор купли-продажи доли, если в зарегистрированных уставе и учредительном договоре предусмотрено, что такая сделка должна быть удостоверена нотариально?

 

Да, договор купли-продажи доли в этом случае необходимо нотариально удостоверять.

 

Согласно статье 360 ГК уступка требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Купля-продажа доли вытекает из заключенного учредительного договора/устава, а следовательно, если учредительный договор/устав заключен в нотариальной форме, то договор по которому уступается право требования должен быть совершен в нотариальной форме.

 

Более того, в соответствии с ч.1 ст.166 ГК несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

 

 


Иногда регистрирующие органы не принимают документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы организаций с иностранными инвестициями, если был нарушен 2-х годичный срок формирования уставного фонда и не было получено свидетельство о формировании уставного фонда, останется ли такая практика после вступления в силу Декрета 1?

 

Необходимо акцентировать внимание на том, что регистрирующий орган вообще не имеет право отказывать в приеме документов на государственную регистрацию как вновь создаваемых юридических лиц, так и изменений/дополнений в учредительные документы уже зарегистрированных юридических лиц.

 

Положением о государственной регистрации (п. 23) установлен исключительный перечень случаев, когда государственная регистрация не осуществляется:

- в случае непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;

- в случае оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

 

Поэтому в описанной ситуации регистрирующий орган должен принять документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы компании с иностранными инвестициями и произвести такую регистрацию.

 

При этом однако следует помнить, что согласно ст. 90 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями может являться, в частности, несоблюдение этой коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного настоящим Инвестиционным Кодексом.

 

 

 

Представители физических лиц, чьи полномочия подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, имеют право представлять документы в регистрирующий орган и подписывать заявление о регистрации коммерческой организации. Надо ли в этом случае предоставлять копию доверенности: (ксерокопию либо нотариально удостоверенную копию)?

 

Согласно п. 18 Положения о государственной регистрации при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

 

Однако на практике наряду с указанными документами регистрирующие органы настаивают на предоставлении копии доверенности (для хранения в делах регистрирующего органа). Копия сверяется с оригиналом (после этого оригинал доверенности возвращается заявителю), после чего на копии доверенности делается соответствующая отметка (верность копии свидетельствуется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа с указанием должности, даты и проставлением подписи).

 

 

 

Отменена ли сейчас обязательная явка учредителей в регистрирующий орган при изменении состава участников коммерческой организации?

 

Да. В соответствии с п.18 Положения о государственной регистрации соответствующее заявление при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

 

Таким образом, необходимости подписания заявления всеми учредителями уже нет.

 

Более того, следует помнить о том, что процедура подписания устава в законодательстве не определена. На практике его могут подписывать как все участники одновременно, так и председатель общего собрания участников или вообще руководитель общества.  

 

 

 

Надо ли уведомлять регистрирующий орган при изменении состава акционеров ЗАО? Будет ли вноситься информация о новом составе акционеров в ЕГР и, соответственно, будет ли выписка из ЕГР содержать "свежие" данные об акционерах ЗАО?

 

В соответствии с п.21 Положения о государственной регистрации коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы  изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ.

 

Таким образом, обязанности нет, следовательно и данные в ЕГР могут быть не соответствующими действительности.

 

Вместе с тем, список акционеров ЗАО является приложением к уставу, поэтому логично в случае изменения состава акционеров уведомлять об этом регистрирующий орган.

 

 

 

Выдача зарегистрированных документов осуществляется ежедневно?

 

Да, с понедельника по пятницу с 9.00-18.00, пятница - до 16.45 (сокращенный день), обед с 13.00-14.00.

 

Однако, некоторые регистрирующие органы отказываются принимать документы на регистрацию за 15 минут до начала обеда либо до конца рабочего дня, мотивируя это тем, что за меньшее время они не успевают зарегистрировать юридическое лицо.

 

Это идет вразрез с п.11 Положения о государственной регистрации, который предусматривает, что регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями 

 

 

 

Проставляется ли штамп о государственной регистрации юридического лица на его уставе непосредственно при подаче документов на регистрацию или в тот же день, но позже?

 

В присутствии учредителя (участника) ставится штамп и присваивается регистрационный номер и отдается учредительный документ. Свидетельство выдается либо сразу же вместе с учредительным документом по просьбе учредителя, либо на следующий день после регистрации. Можно получить свидетельство также вместе с документами о постановке на учет, т.е. через 5 рабочих дней после регистрации юридического лица.  

 

 

 

Необходима ли доверенность от учредителей на подачу документов в исполком при условии, что подписи на заявлении нотариально удостоверены?

 

Да, это следует из п.18 Положения о государственной регистрации, так при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

 

Такой позиции придерживаются регистрирующие органы и Министерство юстиции.

 

Вместе с тем, такая позиция видится далеко не однозначной. Дело в том, что подача в исполком подписанных учредителями документов (при условии нотариального удостоверения подписей) является не юридически значимым, а лишь фактическим действием, на осуществление которого доверенность не требуется.

 

По аналогии – ведь никто в канцелярии хозяйственного суда не проверяет наличие доверенности у лица, физически подающего исковое заявление в суд. Проверяется наличие доверенности и соответствующих полномочий лишь у лица, подписавшего исковое заявление.

 

 

 

При количестве учредителей более трех они вправе уполномочить одного на подписание заявления. Какой документ должен подтверждать для регистрирующего органа такие полномочия? Как это сочетается с запретом требовать иные документы, кроме перечисленных в Декрете?

 

В силу п.18 Положения о государственной регистрации, если количество учредителей (участников) коммерческой, некоммерческой организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации.

 

Таким образом, таким документом может быть протокол общего собрания учредителей о создании хозяйственного общества, при этом в данном документе должно быть прямо указано полномочие одного лица подписывать заявлении о госрегистрации за другое лицо.

 

При этом требование такого протокола регистрирующим органом вполне законно, так как это не истребование документа для государственной регистрации, а лишь требование предъявить документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени юридического или физического лица.

 

Это вполне соотносится с нормой п.18 Положения о государственной регистрации о том, что при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

 

 

 

Устанавливает ли Декрет № 1 требование подписания заявления о государственной регистрации юридического лица учредителями физическими лицами только лично или заявление может быть подписано от имени учредителя его представителем, уполномоченным на то надлежаще оформленной доверенностью?

 

Да, подписать соответствующее заявление можно и на основании надлежаще оформленной доверенности, содержащей такое полномочие. Причем регистрирующие органы требуют, чтобы в доверенности для представителей физических лиц было отдельно предусмотрено полномочие представителя на подписание листа «А» заявления.

 

Продолжение следует.

 

С уважением,
Илья Латышев,

Автор и ведущий рассылки


В избранное