Белорусские юридические новости от юриста Ильи Латышева (вопросы-ответы по новому порядку регистрации фирм ч.2)
Уважаемые подписчики, представляю вашему вниманию вторую часть подборки подготовленных нами вопросов-ответов по новому порядку регистрации фирм.
Если у вас на практике возникали иные вопросы по этому поводу - можете задавать их у нас на форуме.
Следует ли из п. 8, абз. 5 ч. 1 п. 12 Положения о
государственной регистрации субъектов хозяйствования то, что уставный фонд ООО
и ОДО должен быть сформирован до подачи документов на государственную
регистрацию в полном объеме в размере, определяемом учредителями, или
учредители могут определить в учредительных документах порядок формирования
уставного фонда в соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных
обществах» (50 % до момента государственной регистрации)?
В Положении о государственной регистрации прямого ответа
на этот вопрос нет: там нет ни прямого указания на то, что уставный фонд
ООО/ОДО до момента его государственной регистрации может быть сформирован
наполовину, ни прямого запрета этого.
Там есть лишь указание на то, что коммерческие организации
самостоятельно определяют размеры уставных фондов и то, что до подачи в
регистрирующий орган для государственной регистрации документов,
предусмотренных Положением о государственной регистрации, собственник имущества,
учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации
должны, в частности, сформировать уставный фонд.
Так как ГК и Закон Республики Беларусь «О хозяйственных
обществах» такую возможность предусматривают, то нельзя запретить сформировать уставный
фонд ООО/ОДО к моменту государственной регистрации наполовину. При условии
однако, что данное положение будет отражено в учредительных документах.
Так в соответствии с ч.3 ст.89 ГК уставный фонд общества с
ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества внесен
его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда
общества подлежит формированию его участниками в течение первого года
деятельности общества.
Между тем, следует отметить, что у некоторых
регистрирующих органов иной взгляд на рассматриваемый вопрос. По их мнению -
это нарушение законодательства.
Однако самый основной нюанс здесь заключается в том, что практической
надобности в формировании уставного фонда ООО/ОДО на 50% уже нет. Для этих
организационно-правовых форм на сегодняшний день законодательство не устанавливает
минимального размера уставного фонда и учредители могут устанавливать размер
уставного фонда самостоятельно.
Условно, уставный фонд ООО или ОДО сейчас может составлять
и сто и даже десять белорусских рублей, другое дело, насколько такой уставный
фонд будет гарантировать интересы кредиторов общества.
Должны ли указываться в уставе (или заявлении на гос.
регистрацию) лицензируемые виды деятельности?
В силу п.19 Положения о государственной регистрации в
уставе юридического лица по желанию
собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности,
осуществляемые юридическим лицом. При
изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной
регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) юридического лица.
Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе
юридического лица осуществляемых ими видов деятельности.
Однако в заявлении на государственную регистрацию
юридического лица указывается основной вид деятельности – для целей определения
размеров страховых взносов, уплачиваемых в БРУСП «Белгосстрах».
Таким образом, указание лицензируемых видов деятельности в
уставе создаваемого юридического лица на сегодняшний день не является
обязательным. При этом неуказание лицензируемого вида деятельности в
учредительном документе не может являться основанием для отказа в выдаче
лицензии.
Означает ли отсутствие требования указывать виды
экономической деятельности право субъекта хозяйствования осуществлять все без
исключения виды деятельности?
На наш взгляд, указанную выше норму пункта 19 Положения о
государственной регистрации следует толковать именно таким образом.
При изменении юридического адреса юридического лица и
уведомления об этом регистрирующего органа - с какой даты адрес считается
изменным (с моментаотправки
уведомления, получения уведомления регистрирующим органом, внесенияэтих изменений в ЕГР)?
В какой регистрирующий орган подавать соответствующее
уведомление в случае изменения местонахождения организации?
Согласно п.21 Положения о государственной регистрации, в
случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая
организация в течение десяти рабочих
дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий
орган соответствующее уведомление.
Таким образом, датой
изменения местонахождения будет считаться дата получения извещения, так как
указанные сведения вносятся в Единый государственный регистр именно этой датой.
Более того, субъектам хозяйствования рекомендуется лично
предъявлять письмо об изменении местонахождения в регистрирующий орган. В этом
случае уполномоченный сотрудник регистрирующего органа поставит штамп о
получении соответствующего письма с указанием входящего номера. В противном
случае у субъекта хозяйствования не будет документа, подтверждающего
уведомление регистрирующего органа об изменении местонахождения, на основании
которого, к примеру, ИМНС могла бы передать дело в ИМНС другого района – по
новому месту нахождения субъекта хозяйствования.
Такая позиция подтверждается и ч.3 ст.48 ГК, так изменения учредительных документов приобретают
силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях,
установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа,
осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Также следует помнить, что в случае, если изменение
местонахождения организации влечет за собой изменение района, то
письмо-уведомление подается в регистрирующий орган по месту новой регистрации юридического лица.
Такой вывод можно сделать на основании п.15 Инструкции о
порядке ведения единого государственного регистра юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Министерства юстиции
Республики Беларусь от 10 марта 2009
г. N 25, который предусматривает порядок совершения
действий в случае изменения юридическим лицом местонахождения.
В какой форме
необходимо составлять заявление на государственную регистрацию юридического
лица в случае, если оно создается путем реорганизации? Специальной формы
заявления для этого случая нет.
Необходимо
руководствоваться требованиями к форме заявления как для вновь учреждаемой
организации (т.е. подписывают участники в новом составе), поскольку по тексту
нормативных правовых актов понятия учреждение и реорганизация используются как
синонимы (п. 4 ст. 53 ГК, ч. 1 ст. 10 Закона «О хозяйственных обществах» и
др.), в том числе по тексту Положения о государственной регистрации
используется словосочетание «создаваемые (реорганизуемые)».
Какие документы необходимо предоставить в граверную
мастерскую, чтобы заказать печать?
Достаточно предоставить первый лист учредительного
документа (как правило, это устав) со штампом регистрирующего органа.
Это следует из п.22 Положения о государственной
регистрации, так наличие у юридического лица устава (учредительного договора –
для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного
договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной
регистрации, у индивидуального предпринимателя – свидетельства о
государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением
печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный
вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.
Получения специальных разрешений (согласований) на
изготовление печатей (штампов) в настоящее время не требуется.
Что делать со старой печатью в случае, например,
реорганизации путем преобразования? Нужно ли ее куда-то сдавать и там
уничтожать?
Данный вопрос не урегулирован ни Положением о
государственной регистрации, ни каким-либо иным нормативно—правовым актом.
По нашему мнению, для уничтожения старых печатей следует
руководствоваться по аналогии п.16 Инструкции о порядке выдачи регистрирующими
органами разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их
уничтожения, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики
Беларусь от 23.05.2006 г. N 26.
Указанная норма, в частности, предусматривает, что печати юридического
лица, уничтожаются комиссией, назначенной руководителем юридического лица, о
чем составляется соответствующий акт. К акту об уничтожении печатей в
обязательном порядке приобщаются оттиски уничтожаемых печатей. Акт об
уничтожении печатей подписывается членами комиссии и утверждается руководителем
юридического лица.
Таким образом, сама организация должна уничтожить печать и
составить акт об уничтожении печати. Этот акт должен быть подписан должностным
лицом организации и хранится в делах организации.
Каким образом лицо может подтвердить тот факт, что оно
является директором организации, так как для коммерческих организаций
удостоверение руководителя теперь не выдается?
В связи с изъятием из обращения такого документа, как
удостоверение руководителя юридического лица, на сегодняшний день лицо может
подтвердить тот факт, что оно является руководителем организации, при помощи
любого иного документа, содержащего информацию об этом.
В качестве такого документа могут выступать приказ о
назначении на должность руководителя, решение общего собрания, правления или
иного органа управления юридического лица, трудовой договор (контракт),
гражданско-правовой договор либо выписки из указанных документов.
В случае реорганизации организации или изменения
наименования применяется ли упрощенный порядок переоформления счетов,
предусмотренный Декретом № 1 для открытия счетов вновь созданных организаций?
Да, это следует из общего смысла Декрета № 1, так как он
распространяется не только на вновь создаваемые, но и на реорганизуемые
организации.
Сейчас для открытия счетов в банках отменена обязанность
получения дубликата УНП. Предусмотрена ли ответственностьплательщика за неуведомление налогового
органа об открытии счетов?
03 апреля 2009 г. вступило в силу Постановление
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. N 17, которое
исключило из Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин)
(иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной
постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31
декабря 2003 г.
N 127, вообще не только заявление о выдаче дубликата извещения о присвоении
учетного номера плательщика (на подтверждение счета) (приложение 22), но и саму
форму дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика (на
подтверждение счета) (приложение 23).
В то же время, в соответствии с п.1.9.1. Налогового
кодекса Республики Беларусь плательщик
обязансообщить в налоговый орган по
месту постановки на учет об открытии
текущего (расчетного) или иного счета в банке в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия счета.
Раньше исполнение этой обязанности происходило посредством
возврата в ИМНС так называемого «корешка» дубликата УНП.
Сейчас же плательщик должен составить такое уведомительное
письмо в свободной форме с указанием открытых счетов, даты их открытия и
названия банка с кодом.
Более того, ст.13.3.
КоАП предусматривает ответственность за нарушение сроков уведомления об
открытии счета.
С какого момента отсчитывается срок на подачу заявления на
применение упрощенной системы налогообложения?
В соответствии с п.21 Положения об упрощенной системе
налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007
г. N 119, организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на
применение упрощенной системы со дня их государственной регистрации, в течение 10 рабочих дней со дня получения
свидетельства о государственной регистрации подают в налоговый орган
заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной
численности работников организациии о выбранной налоговой базе.
Однако на сегодняшний день дата выдачи в свидетельстве о
государственной регистрации юридического лица или индивидуального
предпринимателя уже не указывается. Поэтому установленный указанным выше
Положением 10-дневный срок реально начинает течь с даты регистрации
юридического лица, так как невозможно фактически установить, когда было выдано
свидетельство.
Поэтому, как минимум, один из десяти положенных дней
фактически пропадает.