Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства


Жилищное право:
актуальные вопросы законодательства

В продаже выпуск № 2 (сентябрь) электронного журнала «Жилищное право: актуальные вопросы законодательства».
Распространяется только по подписке электронной почтой.
Содержание выпуска № 2, правила оформления заказа и цены на сайте www.gilpravo.ru в разделе "Электронный журнал"

Новости

О реализации федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 гг.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 851 были внесены изменения, в акты Правительства РФ по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В частности, в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы увеличены объемы и источники финансирования Программы.

Установлено, что государственный заказчик по согласованию с государственным заказчиком - координатором Программы определяет сроки, условия, порядок проведения и подведения итогов отборов для участия в подпрограммах, утверждает положения о конкурсной комиссии (конкурсных комиссиях), в том числе порядок ее (их) формирования, утверждает формы заявок на участие в отборах и методические рекомендации по их составлению, методики оценки заявок на участие в отборах.

Государственный заказчик организует проведение конкурсных отборов для участия в подпрограммах, ведет учет хода выполнения подпрограмм и использования средств федерального бюджета, представляет в установленный государственным заказчиком - координатором Программы срок и по установленной им форме отчеты о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании бюджетных средств.

Государственный заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство подпрограммой, выпуск сертификатов, контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных подпрограммой, и представляет государственному заказчику - координатору Программы в установленный им срок и по установленной им форме отчеты о ходе выполнения мероприятий подпрограммы, включая отчет об использовании бюджетных средств.

Определено, что на 2 стадии реализации подпрограммы (2008-2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии выполнения подпрограммы, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Утверждены нормативы стоимости 1 кв. м жилья

Приказом Минрегиона от 18.12.2006 № 149 утверждены:

  • норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ на первое полугодие 2007 года. Он установлен в размере 17460 руб.;
  • средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ, применяющаяся для расчета размеров субсидий, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. В частности, в Москве она составляет 48000 руб., в Московской области - 24250 руб., в Санкт-Петербурге - 25400 руб., в Ленинградской области - 15300 руб.

Внесены изменения в Жилищный кодекс РФ

Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, в частности установлено, что:

  • в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ;
  • изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в ч. 11 ст. 32 ЖК РФ, допускается только с согласия собственника.
  • в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным ч. 6 ст. 36 ЖК РФ имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Изменения в Жилищный кодекс РФ внесены также Федеральными законами от 29.12.2006 № 250-ФЗ и № 251-ФЗ.

Определено, что указами Президента РФ могут устанавливаться иные категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, основания и порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан, а также определяться иные нормы предоставления жилья указанным категориям граждан.

Введено также положение о том, что федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Установлено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания.

Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Установлено также, что орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом (ранее было определено - не позднее чем через год после заключения) созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае заключения договора по результатам проведения открытого конкурса - на срок не менее чем один год и не более чем три года.

Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Внесены изменения в Закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Судебная практика

О выдаче жилищных сертификатов военнослужащим

Военнослужащие, продолжительность службы которых составляет десять лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, могут претендовать на получение государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства за счет Министерства обороны Российской Федерации.

Гарнизонный военный суд отказал Л. в удовлетворении его заявления об оспаривании действий военного командования, связанных с увольнением заявителя по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без выдачи ГЖС, а также в удовлетворении требований заявителя об отмене приказа об исключении его из списков личного состава части и восстановлении в этих списках до получения указанного сертификата.

Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев данное дело в кассационном и надзорном порядке, решение гарнизонного военного суда оставил без изменения.

Военная коллегия состоявшиеся по делу судебные постановления отменила по следующим основаниям.

Реализуя свое право на приобретение жилья посредством ГЖС, Л. избрал постоянным местом жительства город Солнечногорск Московской области, где он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Однако перед увольнением с военной службы командир части не утвердил заявителя в списке кандидатов на получение ГЖС и тем самым в выдаче данного сертификата за счет средств Министерства обороны РФ отказал.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, подлежащим увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в последний год военной службы Министерством обороны РФ по желанию военнослужащего выдается ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054.

Пункт 9 названных Правил, как и п. 13 ст. 15 действовавшей в период вынесения судебного решения редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих», содержали положение о том, что постановка военнослужащих (продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десять лет в календарном исчислении) на учет для получения жилых помещений или улучшения жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы, при этом постановка на учет не ставится в зависимость от обеспеченности военнослужащих жильем по месту службы.

В случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение ГЖС для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Более того, в п. 2 вышеуказанных Правил указано на обязательность их исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи ГЖС военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Данное положение не противоречит требованиям ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поэтому военнослужащий, признанный в установленном порядке по избранному месту жительства нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий, в последний год военной службы вправе претендовать на получение ГЖС за счет средств Министерства обороны РФ.

Из материалов дела и показаний ответчика видно, что Л. в последний год военной службы администрацией города Солнечногорска Московской области признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства и претендовал на получение ГЖС от Министерства обороны Российской Федерации для приобретения жилья в этом населенном пункте.

Военной коллегией сделан вывод, что отказ заявителю в выдаче ГЖС на основании его обеспеченности жильем по месту службы, является неправомерным. К тому же Л. проживал в ЗАТО и имел право на отселение из этого закрытого городка.

Гарнизонный военный суд, кассационная инстанция и президиум флотского военного суда, неверно проанализировав имеющуюся по данному вопросу нормативную базу, ошибочно посчитали, что реализация права Л. на получение после увольнения с военной службы жилого помещения по избранному для постоянного проживания месту жительства в выбранной им форме, должна быть обеспечена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту постановки заявителя на жилищный учет.

В то же время из материалов дела усматривается, и это не оспаривается самим заявителем, что на момент увольнения с военной службы по приказу командующего Тихоокеанским флотом Л. был обеспечен по месту службы жилой площадью для постоянного проживания по установленным нормам, поэтому каких-либо препятствий для издания командующим приказа об увольнении заявителя с военной службы не было. Поэтому требования Л. о восстановлении его на военной службе до момента выдачи ГЖС удовлетворению не подлежали.

Таким образом, при рассмотрении данного дела судами первой, второй и надзорной инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Учитывая, что судами обстоятельства дела установлены полно и правильно, Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла по делу новое решение, в котором обязала командование включить Л. в списки на получение ГЖС от Министерства обороны РФ.

(Источник: Обзор судебной практики ВС РФ
за III квартал 2006 г.,
утв. постановлением Президиума
Верховного Суда РФ от 29.11.2006
)

Вопросы подсудности

Вопрос: Какому суду подсудны дела по искам кредитора (банка) к супругам о выделе доли из общего имущества супругов и обращении на нее взыскания, в случаях, когда один из супругов является должником банка по кредитному договору: мировому судье, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, как дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, или районному суду, как дела, возникающие из гражданско-правовых отношений?

Ответ: Часть 1 ст. 45 Семейного кодекса РФ предусматривает, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска.

Вместе с тем, требования о выделе доли из общего имущества супругов и обращении на нее взыскания, в том случае, когда супруг является должником банка по кредитному договору, возникают не из семейно-правовых отношений.

Указанный спор носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировым судьей при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления.

В том случае, если цена иска превышает сумму, установленную в п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, такие заявления подлежат рассмотрению в районном суде на основании ст. 24 ГПК РФ.

(Источник: Обзор судебной практики ВС РФ
за II квартал 2006 г.,
утв. постановлением Президиума
Верховного Суда РФ от 27.09.2006
)

Архив рассылки

Всегда рассмотрим Ваши пожелания, предложения и замечания.

в начало

 


В избранное