Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Товарный знак - это не только различительный символ, а и...


У засобах масово╖ ╕нформац╕╖, на плакатах ╕ щитах часто рекламують товари, продукти з маркою ╖х виробник╕в. Як╕ вигоди ма╓ власник товарного знака ╕ як╕ функц╕╖ останнього?

 

За твердженням начальника патентно-л╕ценз╕йного бюро ф╕рми "Рег╕он" Торгово-промислово╖ палати Укра╖ни Юр╕я ╢ременка товарний знак допоможе "в╕др╕знити товари та послуги одних ос╕б в╕д однор╕дно╖ продукц╕╖ ╕нших. В╕н ╓ не т╕льки розр╕знюючим символом, а й засобом рекламування продукц╕╖, конкурентно╖ боротьби за дом╕нуюче становище на ринку. 

За статистичними даними, в умовах ринково╖ економ╕ки до 80 % товар╕в ╕ послуг, що реал╕зуються, маркуються в╕дпов╕дними товарними знаками. Близько 40 % споживач╕в купують т╕льки товар, позначений в╕домими ╖м знаками, що гаранту╓ його як╕сть".

Перел╕чивши основн╕ функц╕╖ товарного знака - розр╕знюючу, рекламну, гарант╕йну та пра! ! вову, автор консультац╕╖ довол╕ докладно зупиня╓ться на останн╕й.

Законодавче закр╕плення охорона прав на товарн╕ знаки д╕стала ще 1883 року у Паризьк╕й конвенц╕╖ з охорони промислово╖ власност╕ (Укра╖на при╓дналася до не╖ у 1992 р.), а питання м╕жнародно╖ ре╓страц╕╖ товарних знак╕в було вир╕шене Мадридською угодою (1891 р.). 

З 15.12.93 р. в Укра╖н╕ охорона прав на знаки для товар╕в ╕ послуг регламенту╓ться однойменним Законом.

Умови надання правово╖ охорони знак╕в визначено у ст. 5 Закону ! ! Укра╖ни "Про охорону прав на знаки для товар╕в ╕ послуг" (дал╕ - Закон), а перел╕к п╕дстав для в╕дмови в наданн╕ правово╖ охорони знакам наведено у ст. 6 Закону

Право власност╕ на знак засв╕дчу╓ться св╕доцтвом, яке може бути одержане будь-якою особою, об'╓днанням ос╕б або ╖х правонаступниками в порядку, встановленому у розд╕л╕ III зазначеного Закону.

Св╕доцтво нада╓ його власнику виключне право користуватися ╕ розпоряджатися знаком за сво╖м розсудом. Власник св╕доцтва може передавати на п╕дстав╕ договору право власност╕ на знак будь-як╕й особ╕, яка ста╓ правонаступником власника св╕доцтва. Вт╕м, якщо св╕доцтво належить к╕льком особам ╕ вза╓мов╕дносини м╕ж ними не визначен╕ в╕дпов╕дною угодою, то ко! ! жний власник св╕доцтва може користуватися ╕ розпоряджатися знаком за сво╖м розсудом, але жоден з них не ма╓ права давати дозв╕л (видавати л╕ценз╕ю) на використання знака та передавати право власност╕ на знак ╕нш╕й особ╕ без згоди решти власник╕в св╕доцтва (ст. 16 Закону).

У ст. 5 Закону установлено строк д╕╖ св╕доцтва - 10 рок╕в в╕д дати подання до центрального органу виконавчо╖ влади з питань правово╖ охорони ╕нтелектуально╖ власност╕ - Укрпатенту. За клопотанням власника св╕доцтва, поданим протягом останнього року д╕╖ св╕доцтва, строк його д╕╖ продовжу╓ться щоразу на 10 рок╕в.

Порядок оформлення заявки на одержання св╕доцтва про ре╓страц╕ю товарного знака визначено у ст. 7 Закону

Автор консультац╕╖ наголошу╓, що зг╕дно з╕ зм╕нами в╕д 16.06.99 р. до Закону не може бути заре╓стровано як знак таке позначення, яке добросов╕сно використовувалося до 1 с╕чня 1992 р. двома ╕ б╕льше юридичними особами для позначення однор╕дних товар╕в (п. 4 ст. 6). Проте не визна╓ться порушенням прав власника св╕доцтва, одержаного до введення в д╕ю п. 4 ст. 6 Закону, добросов╕сне використання цього позначення ╕ншими особами, розпочате до 1 с╕чня 1992 р. (п. 3 ст. 16 Закону). 

На завершення консультац╕╖ Ю. ╢ременко пов╕домля╓, що "до розробки товарних знак╕в рекламна служба Ки╖вського в╕дд╕лення Всесоюзно╖ Торгово-промислово╖ палати приступила ще у 1961 роц╕. Створена у 1990 роц╕ ф╕рма "Рег╕он" ТПП Укра╖ни... допомага╓ заявникам ╕ винах╕дникам зд╕йснити патентування за м╕жнародними ╕ нац╕ональними процедурами у кра╖нах близького та далекого заруб╕жжя, ре╓страц╕ю програмних продукт╕в ╕ баз даних, п╕дготувати л╕ценз╕йну угоду, захистити топограф╕ю ╕нтегральних м╕кросхем. Додаткову ╕нформац╕ю можна отримати за тел. (044) 212-31-33". 

 

"Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ", 18 июня 2001 г., N 26 (297), с. 14

Дата подготовки 25.06.2001
ИАЦ "ЛИГА"

 


Как уточнять размер ПРИБЫЛИ (пока не ПРИБЫЛИ изменения к Закону)


Предприятие выявило занижение валовых доходов за IV квартал 2000 года. При составлении декларации за I квартал 2001 года данная сумма была отражена по стр. 8.6 приложения "Е" декларации. Нужно ли представлять уточненную декларацию?

 

Отвечая на данный вопрос, Алла Погребняк отмечает, что до даты вступления в силу Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон N 2181) (т. е. до 01.04.2001 г.) представление уточненной декларации не предусматривалось. При самостоятельном выявлении занижения прибыли плательщик налога должен был письменно уведомить налоговый орган и уплатить сумму недоимки вместе с пеней. Штрафные санкции "в те времена" к нему в соответствии с п. 20.4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" не применялись. 

Под письменным уведомлением, как отмечает автор, понимался учет сумм недовнесенных (излишне внесенных) налогов в налоговых декларациях, расчетах за следующие отчетные периоды (в которых была выявлена ошибка). "Специально для этих случаев в приложении "Е" к декларации о прибыли и была предусмотрена строка 8.6 (для увеличения валовых затрат - стр. 23 декларации)."

После 01.04.2001 г., по мнению автора, Закон о налогообложении прибыли в этой части формально не менялся и "по-прежнему ни о какой уточненной декларации в нем не упоминается". Заполнение же строк 23 декларации и 8.6 приложения "Е", как считает автор, вполне правомерно и после 01.04.2001 г. "Например, согласно пп. 4.1.5 Закона в валовые доходы включаются доходы, не учтенные в предыдущих отчетных периодах и выявленные в отчетном периоде. То есть Закон как бы считает этот доход особым видом валового дохода, отражаемым в декларации именно отчетного периода."

Однако А. Погребняк предполагает, что на данную норму представители налоговых органов "не обратят внимания" и предпочтут руководствоваться абз. 2 п. 5.1 Закона N 2181. А поскольку в данном случае исправление ошибки происходит после 01.04.2001 г., то "оно должно регулироваться нормами Закона N 2181, а значит, должна представляться уточненная декларация".

Таким образ! ! ом, автор советует "представить уточненную декларацию за IV квартал 2000 года и одновременно уточненную декларацию за I квартал 2001 года (ведь там... вы зря заполнили стр. 8.6)". 

"Впрочем, независимо от того, представите вы уточненную декларацию или так и останетесь со своими исправлениями в отчетности за I квартал... штрафные санкции вам угрожать не должны. Ведь п. 17.2 Закона N 2181 об уточненной декларации не упоминает, а значит, и ее непредставление не должно влиять на применение/неприменение санкций."

 

"Бухгалтер", июнь (I) 2001 г., N 16 (124), с. 29 (www.buhgalter.kharkov.com)
 

К сведению

О необходимости предоставления уточненной декларации по НДС идет речь в статье А. Ключника "Человеку свойственно ошибаться" ("Бухгалтер", июнь (I) 2001 г., N 16 (124), с. 38 (www.buhgalter.kharkov.com)).

Дата подготовки 26.06.2001
ИАЦ "ЛИГА"


Человеку свойственно ошибаться


Человеку свойственно ошибаться

А предприятию - и ошибаться, и не знать обстоятельств, которые впоследствии откроются

 

Настоящая статья Александра Ключника посвящена изменившемуся после вступления в силу Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон) Порядку заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок). В частности, автор обращает внимание на появившуюся "необходимость представления плательщиком, самостоятельно выявившим ошибки в ранее представленной налоговой декларации, новой - уточненной - декларации за тот период, в котором о! ! бнаружена ошибка (см. п. 4.4 Порядка как следствие абз. 2 п. 5.1 Закона). Вместе с тем с некоторыми оговорками сохранились и п. 5.6, посвященный корректировке обязательств по НДС посредством заполнения строки 8 в текущей налоговой декларации, и п. 5.8, посвященный корректировке налогового кредита через строку 16".

Автор рассматривает ситуацию, когда в конкретном отчетном периоде (пусть это будет месяц) предприятие понесло расходы на приобретение, относящиеся на валовые затраты. "В этом же периоде у предприятия возникает право и на налоговый кредит в! ! размере уплаченного (начисленного) в связи с упомянутыми расходами НДС. Однако к моменту представления налоговой декларации по НДС налоговые накладные поступили не от всех поставщиков. Бухгалтер предприятия благоразумно не включила суммы НДС, по которым налоговые накладные отсутствовали, в налоговый кредит." В рассмотренной ситуации предприятие заплатило за потребляемые товары (работы, услуги), но не получило еще налоговую накладную. "Именно в этом случае, следуя пп. 7.5.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", уже можно говорить о наступлении первого события. Если же речь идет о приходовании товара без предоплаты, то сам факт получения товара (без налоговой накладной) еще не есть основание для возникновения права на налоговый кредит: согласно тому же пп. 7.5.1! ! в этом случае первым "налоговокредитным" событием будет (до)получение налоговой накладной, что должно совершенно спокойно отражаться по строке 10 декларации за текущий период. Теперь в течение еще нескольких месяцев от поставщиков... будут доходить припоздавшие налоговые накладные." 

Особое внимание автор обращает на п. 5.8. Порядка, который теперь дополнен указанием на то, что в строку 16 декларации не включается корректирующая сумма НДС, связанная с исправлением самостоятельно выявленной плательщиком ошибки. "Следовательно, вопрос о необходимости представления уточненной декларации сводится к вопросу о том, имеет ли место исправление ошибки." 

"В то же время пп. 5.8.1 Порядка остался неизменным и в нынешней редакции по-прежнему содержит среди случаев, в которых возможно увеличение налогового кредита путем корректировки его по строке 16 декларации, такой случай: "Кредит НДС не был задекларирован при закупке товаров (работ, услуг)".

В указанном случае "как раз "кредит НДС" при закупке товаров (работ, услуг) и не был задекларирован, причем сделано это было, по мнению автора, не ошибочно, а вполне сознательно - с учетом требования пп. 7.4.5 Закона об НДС". 

"...Само наличие и в обновленной декларации по НДС строки 16 (как и строки 8) свидетельствует о том, что далеко не в каждом случае должна представляться уточненная "старая" декларация." 

Отмечая то, что, в цело! ! м, проблема гораздо шире и включает не только отстаивание потенциальной возможности увеличения налогового кредита по несвоевременно поступающим налоговым накладным путем корректировки, А. Ключник выделяет 3 общие ситуации, в которых в текущем налоговом периоде могут производиться изменения сумм налогового кредита или налоговых обязательств по операциям, совершенным в предыдущих периодах: 

1) при появлении в текущем периоде новых обстоятельств, которые не были в полной мере известны или понятны на момент совершения (отражения) операции;

2) при появлении в текущем периоде законодательно предусмотренных документов, необходимых для отражения операции в учете, но отсутствовавших на момент отражения операции в прошлом;

3) при пересмотре отношения к совершенной ранее операции, вызванном правильным пониманием ее в текущем периоде, но ошибочным (неважно, в силу каких причин) - в периоде отр! ! ажения, без появления каких-либо новых обстоятельств или документов.

А. Ключник сообщает, что ГНАУ в письме от 25.05.2001 г. N 6901/7/16-1117 рассмотрела лишь примеры с исправлением ошибок при неправильно определенных налоговых обязательствах (да и то без конкретизации, в чем состояла ошибка), а о случаях возможных корректировок скромно умолчала. 

Особо автор подчеркивает, что "в тех случаях, когда возникают сомнения - корректировать данные или исправлять ошибку, - нужно делать безусловный выбор в пользу корректировки (если, конечно, в конкретной ситуации такой выбор есть). И выгода здесь не только в отсутствии при корректировке необходимости представления уточненной декларации, но и в отсутствии как штрафов (ведь не было ошибки, не было недоимки-недоплаты и т. д.), так и даже отдаленной угрозы пресловутой ст. 1482 Уголовного кодекса Украины". 

 

"Бухгалтер", июнь (I) 2001 г., N 16 (124), с. 38 (www.buhgalter.kharkov.com)
 

К сведению

О необходимости предоставления уточненных деклараций по прибыли идет речь в консультации А. Погребняк ("Бухгалтер", июнь (I) 2001 г., N 16 (124), с. 29 (www.buhgalter.kharkov.com)).

Дата подготовки 26.06.2001
ИАЦ "ЛИГА"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное