Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Комиссия (поручение) и лицензирование


Комиссия (поручение) и лицензирование

 

В начале статьи Алла Погребняк обращает внимание на то, что Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее - Закон) никак не освещает лицензирование торгового посредничества, поэтому до конца остается не ясно, кто должен приобретать лицензию при торговле на условиях комиссии и поручения. 

Чтобы разобраться в этом вопросе, автор приводит определение терминов "торговля" и "производство", а также обращает внимание на то, что сейчас лицензируется хозяйственная деяте! ! льность (в том числе и предпринимательская), связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ. 

Исходя из сказанного, автор делает предположение, что сама по себе деятельность торгового посредника (комиссионера или поверенного) не соответствует законодательному определению торговли и производства и поэтому, на первый взгляд, не должна лицензироваться. Получается, что лицензию в случае необходимости должен приобретать комитент (доверитель), поскольку именно от него право собственности переходит к покупателю. Однако А. Погребняк тут же делает замечание, что между договорами комиссии и поручения имеется существенная разница. 

Так, автор указывает на то, что согласно ст. 395 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК) в соответствии с договором ко! ! миссии "комиссионер обязуется по поручению комитента совершить за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени и за счет комитента. При этом важно помнить, что согласно ст. 397 ГК по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, права и обязанности приобретает он сам. Поскольку комиссионер действует от своего имени, осуществляя покупку (продажу), например, лекарственных средств, то без лицензии ему, похоже, не обойтись". 

Кроме того, А. Погребняк считает, что продажа на условиях комиссии "пусть и с некоторой натяжкой", но все-таки может быть квалифицирована как торговля. "Ведь комиссионер от своего имени заключает договор купли-продажи, согласно которому осуществляется переход ! ! права собственности к покупателю, хотя и не от комиссионера, а от комитента."

"Другое дело - договор поручения." Согласно ст. 386 ГК по договору поручения поверенный обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет доверителя. То есть "договор поручения есть договор о представительстве одного лица от имени другого. Саму же деятельность по продаже (покупке) товаров поверенный не осуществляет.

Таким образом, поскольку при договоре поручения торговая деятельность ведется от имени доверителя, а поверенный в данном случае уполномочен лишь заключить договор на покупку (продажу) товаров, то автор склоняется к мысли, что лицензия нужна не поверенному, а доверителю. 

Далее автор обращает внимание на то, что после вступления в силу Закона ситуация с лицензированием не должна принципиально отличаться от прежней, однако теперь ответственные государственные лица (например, заместитель председателя Госпредпринимательства) перестали видеть разницу между договорами комиссии и поручения, утверждая, что если поверенный не получил лицензию, то сделка в соответствии со ст. 48 и ст. 49 ГК является недействительной. Несмотря на то, что А. Погребняк считает эту позицию достаточно спорной, она все же советует принять ее во внимание, ввиду "особых масштабов отве! ! тственности за "лицензионные" нарушения". 

Так, за занятие предпринимательской деятельностью без лицензии должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (штраф от 3 до 8 необлагаемых минимумов). Согласно ст. 1483 Уголовного кодекса Украины занятие предпринимательской деятельностью без лицензии, получение которой предусмотрено законодательством, если такие действия совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, квалифицируется как преступление. 

Кроме того, договор, заключенный без наличия лицензии, если для его заключения таковая требовалась, может быть п! ! ризнан недействительным по ст. 48 ГК. В подтверждение существования такой угрозы автор сообщает о письме ВАСУ от 13.09.2000 г. N 01-8/493. Более того, автор утверждает, что такая сделка может подпадать даже под действие ст. 49 ГК, "а ст. 49 - это уже не либеральная двусторонняя реституция по ст. 48 (то есть возврат сторонами друг другу всего полученного по договору), а изъятие в доход государства всего полученного по сделке".

 

"Бухгалтер", апрель (II) 2001 г., N 11 (119), с. 66  (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 28.04.2001
ИАЦ "ЛИГА"


Несвоевременная уплата налога: день сегодняшний


1. На поточному рахунку п╕дпри╓мства недостатньо кошт╕в, щоб сплатити ПДВ за ╤ квартал 2001 року. Як сл╕д учинити, щоб уникнути штраф╕в?

2. 6 кв╕тня банк повернув без виконання плат╕жн╕ доручення на сплату податк╕в за ╤ квартал, посилаючись на Закон N 2181. Що робити в так╕й ситуац╕╖?

3. Чи можна запропонувати в рахунок сплати податк╕в сво╓ обладнання?

4. У результат╕ податково╖ перев╕рки виявлена недоплата за березень 2001 року, нарахован╕ штрафн╕ санкц╕╖. Платити н╕чим. Чи можна оформити розстрочку?

 

Бухгалтер-експерт ф╕рми "Баланс-Клуб" О. Папир╕на вважа╓, що п╕сля скасування картотеки у зв'язку з набранням чинност╕ Законом Укра╖ни "Про порядок погашення зобов'язань платник╕в податк╕в перед бюджетами та державними ц╕льовими фондами" (дал╕ - Закон N 2181) у п╕! ! дпри╓мств ╓ дек╕лька можливих вар╕ант╕в сплати податк╕в або погашення податкового боргу. 

По-перше, якщо у п╕дпри╓мства ╓ переплата до в╕дпов╕дного бюджету за ╕ншим обов'язковим платежем або заборгован╕сть бюджету перед платником податк╕в за цив╕льно-правовими договорами, то ╖х можна спробувати використати для погашення податково╖ заборгованост╕ зг╕дно з пп. 7.1.1 Закону N 2181. Для цього сл╕д звернутися до податкового органу ╕з заявою, складеною в дов╕льн╕й форм╕. 

По-друге, п╕дпри╓мство може оформити розстрочку або в╕дстрочку на сплату податк╕в, збор╕в (обов'язкових платеж╕в). Така розстрочка (в╕дстрочка) може надаватися податковим органом зг╕дно з п. 9 ст. 11 Закону Укра╖ни "Про державну податкову сл! ! ужбу в Укра╖н╕". Автор вважа╓, що з 01.10.2001 р. податковий орган може приймати р╕шення про надання розстрочки у порядку, передбаченому у ст. 14 Законом N 2181. А до 01.10.2001 р. розстрочка (в╕дстрочка) платеж╕в до бюджету, нада╓ться зг╕дно ╕з Законом про податкову службу (а також ╕з спец╕альним Порядком надання органами державно╖ податково╖ служби в╕дстрочок ╕ розстрочок сплати податк╕в, ╕нших платеж╕в). 

По-трет╓, "якщо справи п╕дпри╓мства наст╕льки поган╕, що в недалекому майбутньому не передбача╓ться надходження грошових кошт╕в, то джерелом погашення податково╖ заборгованост╕ може бути майно п╕дпри╓мства (у тому числ╕ й обладнанн! ! я), яке потрапля╓ до податково╖ застави в╕дпов╕дно до Указу Президента Укра╖ни "Про заходи щодо п╕двищення в╕дпов╕дальност╕ за розрахунки з бюджетами ╕ державними ц╕льовими фондами" (з 01.10.2001 р. право податково╖ застави буде реал╕зовуватися зг╕дно з╕ ст. 8 Закону N 2181)". Зг╕дно з цим Указом податкова застава може виникнути т╕льки з ╕н╕ц╕ативи податкового органу, тому, коли п╕дпри╓мство не ма╓ кошт╕в для погашення податкового зобов'язання або податкового боргу, "╓дине, що воно може зробити, - якомога швидше так╕ кошти знайти".

Автор зауважу╓, що джерела сплати податкового зобов'язання або погашення податкового боргу визначен╕ у ст. 7 Закону N 2181, де вказано, що для сплати податкового зобов'язання (боргу) можуть бути використан╕ позиков╕ кошти (кредит), а за р╕шенням податкового органу - будь-як╕ активи платника податк╕в. 

"Якщо судом (арб╕тражним судом) порушене провадження у справ╕ про банкрутство платника податк╕в, то порядок сплати податкового зобов'язання (боргу) визнача╓ться зг╕дно з нормами Закону Укра╖ни "Про в╕дновлення платоспроможност╕ боржника або визнання його банкрутом" без застосування норм Закону N 2181." 

 

"Баланс", 15 травня 2001 р., N 20 (353), с. 47 

Дата п╕дготовки 16.05.2001
╤АЦ "Л╤ГА"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное