∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
Вопрос: Является ли основанием для реорганизации
товарищества собственников жилья выход собственников жилых помещений одного
многоквартирного дома с целью избрания иного способа управления многоквартирным
домом из товарищества собственников жилья, в состав которого входят несколько
жилых домов, и требуется ли для этого согласие остальных собственников жилых
помещений - членов ТСЖ?
Ответ: В соответствии с ч.
2
ст.
1
3
6
Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может
быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в
которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в
многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко зданий, строений
или сооружений - жилых домов.
Из положений ст.
4
4
ЖК РФ следует, что органом управления многоквартирным домом является общее
собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого
относится и выбор способа управления многоквартирным домом. Пунктом
3 ст.
1
6
1 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления
многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании
решения общего собрания.
В соответствии со ст.
1
40
ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья осуществляется на
основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьей
5
7
Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реорганизация
юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей в форме
слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Избрание собственниками жилых помещений одного
дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость
реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому
лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества
собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими
многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется п.
1 ст.
5
7,
п.
4 ст.
5
8,
ст.
5
9 ГК РФ.
При этом следует учитывать, что
положения Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок
реорганизации юридического лица, в данном случае должны применяться с учетом
норм, содержащихся в ч. ч.
2 и
3 ст.
1
6
1 ЖК РФ, из которых следует, что управление
товариществом собственников жилья является одним из способов управления
многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников
помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое
время на основании его решения. Поэтому изменение
способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей
этого дома, которые решили выйти из состава ТСЖ и согласие на это членов ТСЖ,
проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.
Вопрос: Возможно ли возмещение вреда, причиненного
потерпевшему дорожно-транспортным происшествием, непосредственно его причинителем, ответственность которого застрахована по договору
обязательного страхования, в размере страховой суммы?
Ответ: В силу закона (глава
5
9
Гражданского кодекса Российской Федерации) потерпевший вправе предъявить
требование о возмещении вреда непосредственно его причинителю.
При этом согласно абзацу второму п.
2 ст.
1
1
Федерального закона от
2
5 апреля
200
2
года N
40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств" страхователь, к которому потерпевшим предъявлен иск,
должен привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик
имеет право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения,
которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
По смыслу данной правовой нормы, вопрос о
возмещении вреда самим лицом, чья ответственность застрахована, решается в
зависимости от выраженного им согласия на такое возмещение либо отсутствия
такого намерения. В последнем случае к участию в деле должен быть привлечен
страховщик.
Если страховщик привлечен к участию в деле, то независимо
от того, настаивает ли потерпевший на возмещении вреда его причинителем,
ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования,
суду следует отказать потерпевшему в иске. Исходя из существа института
страхования Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" имеет своей целью
защитить не только права потерпевшего на возмещение вреда, но и интересы
страхователя - причинителя вреда.
Однако в том случае, если
страхователь (причинитель вреда) не заявил требование
о привлечении к участию в деле страховщика, а выразил намерение возместить
причиненный ущерб лично, то вред, причиненный в результате
дорожно-транспортного происшествия, может быть возмещен в полном объеме непосредственно
его причинителем, ответственность которого
застрахована по договору обязательного страхования на основании общих правил о
возмещении вреда (статьи
10
6
4,
10
7
9 ГК РФ).
Вопрос: Имеет ли право на предоставление в
собственность земельного участка лицо - собственник объекта недвижимости,
находящегося на данном земельном участке, если земельный участок, находящийся в
постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого
лица, зарезервирован для муниципальных нужд?
Ответ: Согласно п.
1
ст.
3
6 Земельного кодекса Российской
Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном
пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения,
сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в
соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных
участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и
юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на
условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами
(ч.
2 ст.
3
6
Кодекса).
Как следует из пункта
6 той же статьи Кодекса, исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении
земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.
2 ст.
2
8
Кодекса, а в случаях, указанных в п.
1
ст.
20,
- на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора
купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, нормы Земельного
кодекса Российской Федерации закрепляют право лица на получение в собственность
земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий
этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат
ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для
муниципальных нужд.
(Изменения, внесенные в
Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от
10 мая
200
7 года N
6
9-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд", не
касаются прав собственников объектов недвижимости на получение в собственность
земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении этого лица, накотором находится принадлежащий ему объект недвижимости, если данный участок
зарезервирован для муниципальных нужд.)