Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Право
Номер выпуска рассылки - 433
Количество подписчиков -4678
Дата выпуска рассылки - 2007-07-02
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

Вопрос: Согласно пункту 6 статьи 1 6 9 Кодекса счета-фактуры имеют право подписывать иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Возможно ли изменение и (или) дополнение реквизитов счета-фактуры "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", а именно следует ли в счете-фактуре указывать должность лица, непосредственно его подписавшего?

Будет ли счет-фактура, в котором указан дополнительный реквизит "Должность лица, его подписавшего" считаться составленным с нарушением требований пункта 6 статьи 1 6 9 Кодекса?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 6 9 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 2 1 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1 6 9 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В пунктах 5 и 6 статьи 1 6 9 Кодекса перечислены все обязательные реквизиты, которые должен сдержать правильно оформленный счет-фактура.

Так, согласно пункту 6 счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 1 6 9 Кодекса, считаются выполненными, если при выставлении счета-фактуры он будет подписан руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика налога на добавленную стоимость либо иным лицом, уполномоченным на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

При этом предусмотренные Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 0 2. 1 2. 2000 N 9 1 4, такие реквизиты счета-фактуры, как "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", являются формализованными показателями.

Данные реквизиты применяются и в случае подписания счета-фактуры иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Учитывая вышеизложенное, изменение и (или) дополнение реквизитов счета-фактуры "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" Кодексом не предусмотрено.

Вместе с тем следует отметить, что в случае, если счет-фактура подписан уполномоченным лицом с указанием непосредственно его должности, то такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований пункта 6 статьи 1 6 9 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 20.0 5. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 8 3 8/ 8.)

Вопрос. Налогоплательщик осуществляет реализацию книжной продукции на экспорт. При приобретении данной продукции на территории Российской Федерации поставщики при выставлении счета-фактуры указывают налоговую ставку в размере 1 8 процентов (данная продукция подлежит налогообложению на территории Российской Федерации по налоговой ставке 10 процентов). Можно ли на основании данного счета-фактуры произвести налоговый вычет?

Ответ. В соответствии со статьей 1 7 1 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 1 7 2 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Пунктом 2 статьи 1 6 9 Кодекса установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Подпунктами 7, 8, 10 - 1 2 пункта 5 статьи 1 6 9 Кодекса установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.

При оформлении счетов-фактур налогоплательщики должны учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 6 6 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 1 5 4 - 1 5 9 и 1 6 2 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 1 статьи 1 5 4 Кодекса установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 1 6 4 Кодекса.

Таким образом, при реализации товаров налогоплательщик при выставлении счета-фактуры должен указать в графе 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога" - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога, в графе 7 "Налоговая ставка" - соответствующую налоговую ставку, и в графе 8 "Сумма налога" - сумму налога на добавленную стоимость, определенную исходя из применяемых налоговых ставок.

Пунктом 2 статьи 1 6 4 Кодекса определен перечень товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке 10 процентов, в который, в частности, включены периодические печатные издания, за исключением периодических изданий рекламного или эротического характера, а также книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. Конкретные виды этой продукции перечислены под соответствующими кодовыми обозначениями в Перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 3.0 1. 200 3 N 4 1. Так, в частности, в соответствии с названным Перечнем к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемой при ее реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, отнесены книги и брошюры, перечисленные в подклассе Общероссийского классификатора продукции под кодовым обозначением 9 5 3000. При этом на основании пункта 2 примечаний к указанному Перечню соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в настоящем перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В соответствии с Указом Президента РФ от 0 9.0 3. 200 4 N 3 1 4 Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций упразднено и создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного Министерства.

В случае, если Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации будет отказано издательству в выдаче указанного подтверждающего документа по конкретной книжной продукции, налогоплательщик не будет иметь права на применение налоговой ставки в размере 10 процентов при реализации этой продукции. При реализации такой продукции налогоплательщик будет применять ставку налога 1 8 процентов.

В том случае, если издательством, издающим и реализующим книжную продукцию, не получен подтверждающий документ (справка) о соответствии вида книжной продукции, производимой и реализуемой данным издательством, книжной продукции, указанной в названном Перечне, и данное издательство не имеет отказа в выдаче указанного подтверждающего документа, то это не означает возможность отказа от применения налоговой ставки 10 процентов при реализации данной продукции. В этом случае исчисление налога продавцом должно производиться исходя из налоговой ставки 1 8 процентов, а в счетах-фактурах, выдаваемых покупателю, должна быть указана налоговая ставка 10 процентов.

Из запроса не следует, что поставщику (издательству) было отказано в выдаче указанного выше подтверждающего документа. Следовательно, при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 статьи 1 6 4 Кодекса, такой налогоплательщик-поставщик при выставлении счета-фактуры должен был указать в графе в графе 7 "Налоговая ставка" налоговую ставку в размере 10 процентов, и в графе 8 "Сумма налога" - сумму налога на добавленную стоимость, определенную исходя из налоговой ставки 10 процентов.

Таким образом, при реализации товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10 процентов в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной подпунктом 2 статьи 1 6 4 Кодекса, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подпунктов 10 и 1 1 пункта 5 статьи 1 6 9 Кодекса и, следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 4 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 0 2. 1 2. 2000 N 9 1 4 (далее - Правила), счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

В соответствии с пунктом 2 9 Правил исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Таким образом, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 1 6 9 Кодекса, не могут регистрироваться в книге покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных продавцом (подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя и печатью организации) с указанием даты внесения исправления.

(Письмо ФНС России от 0 2.0 6. 200 5 N 0 3- 4-0 3/ 9 2 5/ 2 8.)

Вопрос. Вправе ли российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации?

Ответ. Согласно статье 1 4 6 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В статье 1 50 Кодекса указан исчерпывающий перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) при ввозе их на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 4 6. 1 1 главы 2 6. 2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 70 Кодекса суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основных средств, в случае их ввоза лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 2 1 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

С учетом изложенного суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных основных средств.

(Письмо ФНС России от 0 7.0 4. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 5 5 3/ 10.)

Вопрос. Согласно пункту 4 статьи 1 7 0 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, ведут раздельный учет сумм налога, предъявленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления этих операций.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Последним абзацем пункта 4 статьи 1 7 0 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство.

Распространяются ли положения последнего абзаца пункта 4 статьи 1 7 0 Кодекса на налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, при осуществлении ими операций, облагаемых НДС?

Ответ. Порядок ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость в случае, когда организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определен пунктом 4 статьи 1 70 Кодекса.

В соответствии с указанным пунктом Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 1 70 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 1 7 2 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 1 7 2 Кодекса.

При применении последнего абзаца пункта 4 статьи 1 70 Кодекса следует учитывать, что данное положение распространяется только в отношении налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, так как законодательной нормы, позволяющей применение аналогичного порядка налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, главой 2 1 Кодекса не установлено.

В связи с вышеизложенным положения последнего абзаца пункта 4 статьи 1 70 Кодекса в отношении лиц, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, распространить не представляется возможным.

(Письмо ФНС России от 3 1.0 5. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 8 9 7/ 8@.)

Вопрос. Организация планирует приобрести ценные бумаги (акции) на бирже. С целью минимизации риска при осуществлении данных операций приобретает услуги (независимого оценщика, консультационные, юридические). Вправе ли организация принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении данных услуг?

Ответ. Как следует из вопроса, налогоплательщик приобрел услуги с НДС (независимого оценщика, консультационные, юридические), связанные с приобретением акций (долей, паев).

В соответствии с подпунктом 1 2 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 1 70 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их приобретения (ввоза) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении услуг (независимого оценщика, консультационных, юридических), связанных с приобретением акций (долей, паев), учитываются в стоимости таких услуг.

Одновременно сообщаем, что на основании пункта 4 статьи 1 4 9 Кодекса в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в порядке, определенном данным пунктом.

При этом согласно пункту 4 статьи 1 70 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

(Письмо ФНС России от 0 3.0 6. 200 5 N 0 3- 1-0 4/ 9 3 1/ 8@.)


В избранное