Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право


BSM-pravo

Право
Номер выпуска рассылки: 91
Дата выпуска рассылки: 2006-02-24

Количество подписчиков: 4320


Вопрос: Областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых", в соответствии с Положением о льготах для членов ВОС - инвалидов по зрению первой и второй групп, утвержденным Постановлением президиума Центрального правления Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых от 26.02.1996 N 2-6, выплачивает студентам - инвалидам по зрению субсидии на секретарей-чтецов.
Можно ли услуги секретарей-чтецов рассматривать как реабилитационные услуги и в связи с этим возможно ли применить в отношении указанных субсидий льготу по НДФЛ в соответствии с п.22 ст.217 НК РФ, учитывая, что услуги секретаря-чтеца (аналогично услугам сурдопереводчика) обеспечивают студентам - инвалидам по зрению беспрепятственный доступ к информации, а следовательно, могут считаться специальным средством реабилитации для обучения, образования инвалидов?

Ответ:
В соответствии с п.22 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, в частности, суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Согласно ст.9 "Понятие реабилитации инвалидов" Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
К основным направлениям реабилитации инвалидов относятся, в частности, профессиональная ориентация, обучение и образование, производственная адаптация.
Как следует из письма, областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых", в соответствии с Положением о льготах для членов ВОС - инвалидов по зрению первой и второй групп, утвержденным Постановлением президиума Центрального правления Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых от 26.02.1996 N 2-6, выплачивает студентам - инвалидам по зрению субсидии на секретарей-чтецов.
По нашему мнению, услуги секретарей-чтецов, обеспечивающие студентам - инвалидам по зрению беспрепятственный доступ к информации, необходимой для профессиональной ориентации, обучения и образования, могут быть отнесены к системе реабилитации инвалидов. Следовательно, суммы субсидий на такие услуги, выплачиваемые областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых", в соответствии с п.22 ст.217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2005 г. N 03-05-01-04/76


Вопрос: Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" установлено, что в 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств Фонда.
В соответствии с пп.48.1 п.1 ст.264 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.
Максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать 12 480 руб. (п.2 ст.8 Закона N 202-ФЗ).
Учитываются ли для целей налогообложения доплаты до фактического заработка (сверх сумм погашенных страховыми выплатами работодателя, но не более 12 480 руб.) за первые два дня нетрудоспособности?

Ответ:
Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон) установлено, что в 2005 г. до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда.
При этом согласно п.2 ст.8 Закона максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 руб.
В соответствии с п.48.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.
Согласно п.15 ст.255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, считаем, что доплаты до фактического заработка сверх сумм, погашаемых страховыми выплатами и выплатами работодателя, но не более 12 480 руб. учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно п.15 ст.255 Кодекса.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2005 г. N 03-03-01-02/94


Вопрос: Организацией заключен с коммерческим банком договор на открытие и годовое обслуживание банковских карт в целях ежемесячного перечисления заработной платы сотрудникам с расчетного счета организации. Учитываются ли в составе расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы организации по уплате комиссионного вознаграждения коммерческому банку за операции, связанные с изготовлением и обслуживанием банковских карточек во исполнение указанного договора?

Ответ:
В соответствии с п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Трудовое законодательство разрешает осуществлять выплату заработной платы путем ее перечисления на указанные работниками счета в банках (ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации). Такой способ получения заработной платы должен быть предусмотрен коллективным и (или) трудовым договором.
Согласно Положению Центрального банка Российской Федерации о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, от 09.04.1998 N 23-П банковская карта является средством для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.
Клиентом банка может быть физическое или юридическое лицо, заключившее договор с кредитной организацией, осуществляющей эмиссию банковских карт (эмитентом), предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт.
При этом физическое лицо, использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом, или физическое лицо - уполномоченный представитель клиента эмитента являются держателями банковской карты.
Если договор с банком на открытие и обслуживание счета с использованием банковской карточки заключает работник организации, то он является клиентом банка и одновременно держателем банковской карты.
Поэтому расходы организации по оплате услуг банка по изготовлению банковских карт для работников при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываться не должны на основании п.29 ст.270 Кодекса, как расходы на оплату товаров для личного потребления работников.
Также не учитывается при налогообложении комиссионное вознаграждение, уплачиваемое организацией банку-эмитенту за проведение операций по счетам ее работников с использованием банковских карт, поскольку это вознаграждение должно взиматься эмитентом со своих клиентов, т.е. с работников организации.
В то же время вознаграждение, уплачиваемое банку за перечисление с расчетного счета организации на банковские счета ее работников денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, учитывается при налогообложении прибыли на основании пп.25 п.1 ст.264 Кодекса, предусматривающего включение в состав прочих расходов организаций расходов на оплату услуг банков.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/131


Вопрос: Организация применяет УСН (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов) и добровольно уплачивает взносы в ФСС РФ. В связи с принятыми 29.12.2004 Федеральными законами N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" и N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" просим разъяснить новый порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности. Должна ли организация выплачивать своему работнику пособие за первые два дня временной нетрудоспособности? Каков порядок отнесения расходов организации по уплате пособия по временной нетрудоспособности в целях налогообложения по УСН?

Ответ:
Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" установлен порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона, в частности, установлено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Согласно пп.6 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом для целей налогообложения учитывается сумма средств, израсходованных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц 1 минимальный размер оплаты труда.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности граждан, работающих по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, Федеральными законами от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" и N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не изменен (Письмо ФСС РФ от 18.01.2005 N 02-18/07-306).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/82


Вопрос: В соответствии со ст.99 Трудового кодекса РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Можно ли оплату труда работников за сверхурочную работу более 120 часов в год включать в расходы налогоплательщика, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль? Ранее представители Минфина и МНС давали прямо противоположные ответы на этот вопрос, причем ответы Министерства финансов, изложенные в Письмах от 07.06.2001 N 04-02-05/1/110 и от 23.03.2002 N 04-02-06/1/51, содержат ссылки на ныне не действующие нормы КЗоТа и Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и на сегодняшний день потеряли свою актуальность.

Ответ:
В соответствии со ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 ст.255 Кодекса).
Согласно ст.99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Учитывая изложенное, оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст.99 ТК РФ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/102


Вопрос: ФГУП просит дать разъяснения по следующему вопросу. Работники предприятия в связи с производственной необходимостью привлекаются к работе в выходные дни. Коллективным договором предусмотрена оплата выходных дней работникам, получающим месячный оклад, в размере двойной часовой ставки сверх оклада. При этом размер доплаты не зависит от месячной нормы рабочего времени (в пределах или сверх нормы). Можно ли учитывать доплату за работу в выходные дни в пределах нормы рабочего времени в целях налогообложения прибыли в полном размере?

Ответ:
Согласно ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в частности, работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
При этом в соответствии со ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда, в которые включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в том числе относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая производственную необходимость привлечения работников к работе в выходные дни, в том случае, если трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами предусмотрена доплата работникам за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, вышеназванные расходы, по нашему мнению, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату труда в пределах размеров данной доплаты, установленных в зависимости от месячной нормы рабочего времени.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/88


Вопрос: В соответствии с гл.26.3 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли товарами за наличный расчет, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
В соответствии с Письмом Минфина России от 30.09.2004 N 03-06-05-06/12 налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами как за наличный, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или, по желанию налогоплательщика, с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и расходов (согласно п.7 ст.346.26 НК РФ).
Просим разъяснить порядок применения общеустановленного и специального режима, основанного на уплате ЕНВД, при реализации товара в кредит, когда часть стоимости товара оплачивается покупателем в кассу, а оставшаяся сумма задолженности за товар перечисляется продавцу на его расчетный счет банком, предоставившим кредит покупателю.

Ответ:
В соответствии со ст.346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что "розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт".
Согласно п.1 ст.861 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Из ст.ст.140, 861 ГК РФ следует, что под наличным расчетом понимается расчет наличными деньгами, а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст.ст.861, 862 ГК РФ).
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов (за исключением расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При этом налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или согласно п.7 ст.346.26 Кодекса по желанию налогоплательщика с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
Таким образом, при реализации товаров в кредит под уплату единого налога на вмененный доход подпадает только та часть дохода, которая получена наличными деньгами.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2005 г. N 03-06-05-03/02


Вопрос: ФГУП, осуществляющее организацию воздушного движения в РФ, предоставляет льготные билеты работникам предприятия, руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом". Порядок предоставления льгот определен Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16.03.1984 N 50 "Об утверждении и введении в действие "Правил предоставления льготного проезда работникам МГА и подчиненных ему предприятий, учреждений и организаций к месту проведения отпуска, санаторно-курортного лечения и обратно, а также лицам, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР", для следования воздушным транспортом".
ФГУП просит дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Включаются ли в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль расходы по оплате проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска (в том числе за границу)?
Согласно абз.1 ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 разрешает предоставление работникам льготных билетов для следования к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно), не исключая предоставление льготного билета за границу. Кроме того, Приказ Министерства гражданской авиации СССР от 16.03.1984 N 50 предусматривает порядок предоставления льгот по проезду за границу с условием следования авиакомпанией "Аэрофлот".
Учитывая изложенное, полагаем, что расходы по льготному проезду работников и членов их семей к месту проведения отпуска (в том числе за границу) установлены действующим законодательством, документально подтверждаются и, таким образом, могут быть отнесены к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль.
2. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость льготных авиабилетов, предоставляемых работникам организации при следовании к месту проведения отпуска?
Согласно п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленные действующим законодательством, в пределах норм. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.06 1971 N 434 установлена норма по периодичности - 1 раз в год, по стоимости - 100 процентов стоимости билета на работника. Установлена также и косвенная норма - стаж 7 лет работы в гражданской авиации.
Полагаем, что данные выплаты не подлежат обложению НДФЛ.
3. Подлежит ли обложению ЕСН стоимость льготных билетов, предоставляемых работникам и членам их семей к месту проведения отпуска?
Согласно пп.12 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит обложению ЕСН стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников.
Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 является действующим законодательным актом Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, что стоимость льготных билетов, предоставляемых работникам и членам их семей, к месту проведения отпуска не подлежит обложению ЕСН.

Ответ:
По первому вопросу. В соответствии со ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщиков на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами.
Согласно ст.165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, работникам также предоставляются иные гарантии и компенсации в соответствии с федеральным законодательством.
Статьей 423 ТК РФ установлено, что применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. При этом положения постановлений Правительства СССР применяются в части, не противоречащей ТК РФ.
В соответствии с п.1 Постановления Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" разрешается один раз в год предоставлять работникам предприятий гражданской авиации и одному члену их семьи льготные билеты к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно).
При этом оплата проезда должна осуществляться применительно к порядку, предусмотренному ст.325 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, только к месту использования отпуска на территории Российской Федерации. В этом случае расходы по оплате проезда работников авиапредприятий и одного члена их семьи могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходы по оплате проезда работников и членов их семей за границу при налогообложении прибыли учитываться не должны.
По второму вопросу. Согласно п.3 ст.217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
При этом в соответствии со ст.164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, а также поименованы случаи их представления.
В связи с этим стоимость льготных авиабилетов, предоставляемых работникам организации при следовании к месту проведения отпуска, санаторно-курортного лечения и обратно, следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своему содержанию компенсационными.
Следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
По третьему вопросу. Пунктом 1 ст.236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, выплаты, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц, не связанных с ним вышеуказанными договорами, например, членов семьи работника, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Согласно пп.12 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению единым социальным налогом стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников.
Учитывая изложенное, если Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 можно отнести к "законодательству Российской Федерации", то стоимость льготных билетов, предоставляемых ФГУП своим работникам и членам их семей на основании вышеуказанного Постановления, не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/87

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru


Виртуальный клуб юристов Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Виртуального Клуба Юристов
Рассылки Subscribe.Ru
Проблемы Процессуального права

Disigned by Sergey Bastrigin, 2004


В избранное