Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Возможно ли доначисление налогов на перепроверках?


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения"   
    Содержание рассылки
 новости    
 статья      
 обсудить   
 книги      
 о р@ссылк@х
 подписка   
 опрос      
 написать   
    Новости и объявления
Вверх    

Добрый день, уважаемые подписчики!

Вышел в свет второй номер нашего журнала "Обзор арбитражной налоговой практики". Мы оказываем услугу подписки с восстановлением уже вышедших номеров. То есть, подписавшись сейчас на второе полугодие наш журнал, вы сразу получите первые два номера. А если вы подпишитесь в течение этой недели, то вас ожидает небольшой подарок в виде одной из наших книг. Если вы заинтересованы в оформлении подписки на наш журнал, то свяжитесь с нами по телефону (095) 771-7517 или по e-mail.

Наши старые номера журнала, по-прежнему, возможным купить в интернет-магазине "Колибри". Так первый номер журнала за этот год с приложением на CD продается там за 450 руб. А обзоры за август 2003 года, июль 2003 года, июнь 2003 года, май 2003 года, сентябрь 2003 года и январь 2003 года продаются по 100 руб.

По-прежнему, форум рассылки будоражат обсуждения Определения Конституционного Суда РФ № 169-О. На сегодня участники форума обсудили более 50 тем, раскрывающие различные аспекты определения 169-О, включая практические способы преодоления проблем, порожденных этим определением. Ниже мы приводим ссылки на эти обсуждения. Заранее просим извинения за сленг, который используется при обозначении ряда тем, но из песни слов не выкинешь. Если вы пожелаете предложить к обсуждению какой-то новый, до сих пор необсужденный на форуме вопрос, то большая просьба к вам не задавать свой вопрос в рамках какой-то старой темы, а открыть новую.



    Статья
Вверх    

Возможно ли доначисление налогов на перепроверках?



Нашумевшее дело ЮКОС может сослужить всем налогоплательщикам очень неприятную службу. В Постановлении апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-17669/04-109-241 от 29 июня 2004 года указано буквально следующее:

Не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации также и довод о том, что по результатам повторной выездной налоговой проверки, проведенной в порядке контроля за деятельности нижестоящего налогового органа, привлекаться к ответственности должен не налогоплательщик, а должностные лица нижестоящего налогового органа. Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Также данной статьей предусмотрено право налоговых органов проводить повторные выездные налоговые проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов.

Таким образом, в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вышестоящий налоговый орган проводит выездную налоговую проверку именно налогоплательщика, результаты которой оформляются в соответствии со статьями 89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом из статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа либо его заместитель в случае выявления совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений выносит решение о привлечении именно налогоплательщика (а не налоговый орган) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом московский арбитраж высказал свое отношение к более, чем спорному вопросу, вынесенному в название нашей статьи. Учитывая общественный резонанс и беспрецедентную огласку дела "ЮКОС", в отсутствие мнения ВАС РФ данное решение может стать ориентиром и для других судов. Если это случится, то налогоплательщики утратят еще одну из гарантий, прописанных в Налоговом кодексе (далее – НК РФ).

Справедливости ради отметим, что прописана эта гарантия в НК РФ неявно. Однако, системный анализ положений НК РФ позволяет уяснить логику законодателя и найти правильный ответ. Арбитражный суд города Москвы не смог в силу тех или иных причин провести этот анализ, а платить за эту немощь придется налогоплательщикам.

Организатор ВНП – налоговый орган по месту учета налогоплательщика

Субъектом налогового контроля в Налоговом кодексе названы должностные лица налоговых органов (п. 1 ст. 81 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и его территориальные подразделения в Российской Федерации. Следовательно, аморфное понятие налоговых органов, не будучи конкретизированным в нормах, посвященных процедурам налогового контроля, позволяет сделать формальный вывод, что любой налоговый орган может провести контрольные мероприятия в отношении любого налогоплательщика.

Конечно, юристу, разбирающемуся в процессуальном праве, такой подход сразу покажется абсурдным. Разграничение компетенции в первую очередь нужно самим государственным органам, поскольку вносит порядок в их деятельность. Однако, попробуем найти в нормах НК РФ указания на то, что законодатель вовсе не желал утверждать, что компетенция любого налогового органа универсальна.

Прежде всего выявим те немногие случаи, когда законодатель все же конкретизирует налоговый орган, осуществляющий ту или иную процедуру налогового контроля. В подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ и пункте 2 статьи 80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Другой пример ссылки на компетентный налоговый орган содержится в пункте 5 статьи 69 НК РФ, согласно которому требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Разумеется, в данном случае речь идет не о контрольных процедурах, но процедуры взыскания налога самым тесным образом связаны с мероприятиями налогового контроля: они просто-напросто из них вытекают.

Эта связь одних процедур с другими для целей нашего исследования интересна уже тем, что законодатель в ряде случаев достаточно четко определяет, что субъектами этих процедур выступают одни и те же лица. Опираясь на эту информацию, путем несложных умозаключений можно конкретизировать (или сузить круг) компетентный налоговый орган для ряда контрольных мероприятий.

К примеру, в статье 88 НК РФ в компетенцию налогового органа, проводящего камеральную налоговую проверку, входит право (обязанность) направлять налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Как было отмечено выше, исключительным правом направлять требование в статье 69 НК РФ наделен исключительно налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Следовательно, проводить камеральную проверку налогоплательщика вправе только те налоговые органы, где налогоплательщик стоит на учете.

Такой же вывод следует при сопоставлении положений статей 80 и 88 НК РФ. Само определение камеральной проверки свидетельствует о том, что проверяющим органом выступает тот, в который сдаются декларации. В свою очередь статья 80 НК РФ однозначно определяет такой орган как налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Подобную логическую цепочку можно выстроить и для выездных налоговых проверок (ВНП). Пункт 4 и 5 статьи 101 НК РФ указывает на то, что налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, одновременно является налоговым органом, обязанным вынести требование об уплате в НК РФ. Как мы уже установили применительно к камеральным проверкам такое совпадение в лицах приводит нас к выводу, что осуществлять производство по делу о налоговом правонарушении должен налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Более того налоговый орган, проводящий проверку, и налоговый орган, принимающий решения по результатам рассмотрения материалов проверки, тоже является одним и тем же лицом. На это указывают положения статей 100 и 101 НК РФ. Так в пункте 5 статьи 101 НК РФ закрепляется право налогоплательщика представить в налоговый орган, проводивший проверку, возражения по акту. В пункте 6 статьи 100 и в пункте 1 статьи 101 НК РФ указана обязанность руководителя налогового органа после получения от налогоплательщика возражений рассмотреть их вместе с материалами проверки.

Компетенция вышестоящих налоговых органов

Своими предыдущими рассуждениями нам удалось ограничить круг налоговых органов, компетентных проводить налоговые проверки, до понятия налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Тем самым из указанного круга были автоматически исключены вышестоящие налоговые органы, поскольку ни один налогоплательщик не стоит на учете в этих органах.

Однако, статья 87 НК РФ искусственно расширяет этот круг, прямо называя вышестоящие налоговые органы субъектом выездной налоговой проверки. Но при этом законодатель не приравнивает полномочия вышестоящих налоговых органов к возможностям нижестоящих. В частности, пункт 5 статьи 69 НК РФ дает право выставлять налогоплательщикам требование об уплате налога только налоговым органом по месту его учета. Поскольку в вышестоящих налоговых органах налогоплательщики на учете не стоят, то у этих налоговых органов нет права на инициирование процедуры по взысканию недоимки.

Также не могут вышестоящие налоговые органы поручить направить требование об уплате налога нижестоящему налоговому органу. Этот вывод вытекает из статьи 101 НК РФ, которая, как было отмечено выше, прямо указывает на то, что обязанность направить требование об уплате налога лежит на том налоговом органе, который выносит решение по результатам ВНП и перепоручить эту обязанность никому нельзя.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что, наделив вышестоящие налоговые органы правом проводить перепроверки, законодатель не позаботился о том, чтобы эти перепроверки влекли возможность взыскания налога. Логично объяснить это, опираясь на действующее законодательство, можно единственным способом: надо признать, что проверки в порядке контроля не позволяют не только взыскать налоги, пени или штрафы, но и доначислить их. Цель перепроверок состоит именно в том, что так упорно отрицают налоговые органы и многие суды – контроль за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку. То есть все негативные последствия перепроверок должен нести исключительно нижестоящий налоговый орган.

В свою очередь этот вывод потребует признать, что у вышестоящих налоговых органов отсутствует необходимость соблюдать положения статей 100 и 101 НК РФ: никакого решения по результатам перепроверки в отношении налогоплательщика приниматься, в принципе, не должно.

При этом не стоит удивляться, зачем законодатель решил включить норму о перепроверках, не влекущих доначислений, в Налоговый кодекс. Это объясняется тем, что перепроверки затрагивают права налогоплательщиков: как и при первоначальных проверках они должны оказывать вышестоящим органам определенное содействие.

Перепоручение проведения выездной налоговой проверки

Говоря о перепроверках, необходимо затронуть вопрос состава проверяющих. На практике нередко встречаются случаи, когда вышестоящий налоговый орган включает в бригаду проверяющих сотрудников нижестоящей инспекции (иногда бригады полностью состоят из таких сотрудников). Другими словами налоговый орган поручает должностным лицам нижестоящей инспекции осуществить контроль за самими собой.

Подобный подход полностью выхолащивает смысл контрольных мероприятий. Абсурдно поручать кому-либо заниматься самопроверкой. Такую практику следовало бы признавать незаконной, если бы не наши предыдущие выводы. Поскольку мы пришли к выводу, что перепроверки не влекут для налогоплательщиков последствий в виде решений, принимаемых в соответствие с пунктом 3 статьи 101 НК РФ, то у налогоплательщиков не имеется оснований подавать в суды заявления о признании результатов перепроверок недействительными.

К сожалению, на практике складывается принципиально иное отношение судов к перепроверкам. Они рассматриваются как полноценные проверки, влекущие для налогоплательщиков те же самые последствия, что и проверки налоговых органов по месту учета этих налогоплательщиков. В результате налогоплательщики вынуждены обращать внимание судов на незаконность состава бригад проверяющих, если в них входят и сотрудники нижестоящей инспекции. Суды в таких случаях удовлетворяют заявления налогоплательщиков, признавая вынесенные решения вышестоящих налоговых органов недействительными. При этом права на проведение новой выездной налоговой проверки эти налоговые органы утрачивают.

Шаповалов Сергей Юрьевич
Генеральный директор
юридической компании "Налоговая помощь"
г. Москва


    Форум
Вверх    

Мнение редакции рассылки не всегда совпадает с мнением авторов материалов, публикуемых в рассылке. Если вы хотите обсудить этот материал, то мы приглашаем вас на форум нашей рассылки. Форум нашей рассылки ежедневно читают сотни специалистов, каждый день на форуме обсуждается около 40 налоговых вопросов. Присоединяйтесь.


    Арбитражка:

Еженедельно мы публикуем на сайте рассылки самые интересные судебные акты, которые попадают в наш "Обзор арбитражной налоговой практики". За последнее время на нашем сайте появились тексты следующих судебных решений:


    Опрос
    Баннеры
    Подписка
Взлетят ли цены на бензин?


Рост в пределах инфляции
Резко вырастут
Достигнут европейских

RLE

Наша рассылка участвует в баннерной системе "Аудит"
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние налоги?


    Книжный магазин
Вверх    


Шишкоедова Н.Н. "Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с требованиями ПБУ 18/02." - цена: 122.00 руб.
В книге подробно рассмотрен, пожалуй, один из наиболее сложных аспектов в работе бухгалтера - расчет и отражение разниц между показателями бухгалтерского и налогового учета. ...
Издательство: Главбух

Сотникова Л.В., Савина Н.В. "Аудит в строительных организациях: Практическое пособие." - цена: 88.00 руб.
Рассматривается методика аудита строительных организаций, основанная на анализе требований нормативных документов по бухгалтерскому учету, налогообложению и аудиту. ...
Издательство: ЮНИТИ


Соколов Я.В. "Образ бухгалтера в литературе и кино." - цена: 327.00 руб.
Автор дает профессиональную оценку отношения не только писателей, но и деятелей других видов искусств, к жизни и работе бухгалтеров. В книге органически сочетаются рассуждения автора и отрывки из известных произведений, посвященные одной теме,- образу счетного работника. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС


"Ваш налоговый адвокат. Вып. 1 (7). Консультации, рекомендации. Налоги и сборы в решениях Верховного Суда РФ." - цена: 34.00 руб.
В сборнике представлены комментарии к решениям Верховного Суда Российской Федерации, составленные ведущими специалистами аудиторско-консультационных фирм "ФБК" и "Топ-Аудит" на основе многолетней практики защиты прав и интересов предприятий и граждан, налогового консультирования, правовой экспертизы. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС

А.А. Маслов, С.Ю. Шаповалов "Взыскание налогов. Разрешение спорных ситуаций. Арбитражная практика." - цена: 99.00 руб.
В книге разъясняется содержание норм Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок осуществления налогового контроля и взыскания недоимок. Авторы книги – практикующие налоговые юристы, сотрудники юридической компании "Налоговая помощь" – предлагают свое толкование многих спорных положений налогового законодательства, в том числе тех, которые уже получили оценку в высших судебных инстанциях. ...
Издательство: ООО "ТаксХелп"

Пансков В.Г., Князев В.Г. "Налоги и налогообложение." - цена: 196.00 руб.
Предлагаемое издание рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов. Принципиальным отличием данного учебника является углубленный подход к изучению налогов, предполагающий освоение студентами сущностных, основополагающих проблем налогообложения, включающих рассмотрение актуальных вопросов эволюции теории налогов, развития налоговых систем зарубежных стран и России. ...
Издательство: МЦФЭР

Алиев Б.Х., ред. "Налоги и налогообложение." - цена: 243.00 руб.
Рассматриваются налоги в экономической системе общества, элементы налогов и их характеристика, налоговая политика государства, организационные принципы и система налогов в Российской Федерации, налоговое производство, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, освещаются налоговый контроль и специальные налоговые режимы. ...
Издательство: Финансы и статистика

Хвенчук М.В., Новикова С.В. "Аудит и налогообложение №5 -98. Автосервис, автосалоны: бухгалтерский учет, налогообложение, вопросы и ответы" - цена: 44.00 руб.
В настоящее время сотни предприятий занимаются торговлей автомобилями, запчастями, автосервисным обслуживанием. О том, как грамотно организовать бухгалтерский учет на этих предприятиях, рассказывают ведущие специалисты Международного центра по вопросам налогообложения (МКПЦН). ...
Издательство: АиН

Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. и др. "Налогообложение юридических и физических лиц." - цена: 107.00 руб.
В книге систематизированно изложен порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов организациями и физическими лицами с учетом последних изменений. ...
Издательство: Бизнес-Пресса

Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. "Теоретические основы налогообложения." - цена: 162.00 руб.
Рассматриваются теоретические проблемы современного этапа перехода к рынку - этапа трансформирующейся экономики. Показана роль экономической теории в формиронании и развитии рыночных отношений. ...
Издательство: ЮНИТИ


Сапронова М.А. "Государственный строй и конституции арабских республик." - цена: 139.00 руб.
Монография доцента кафедры востоковедения МГИМО (У) М. А. Сапроновой посвящена исследованию сложных проблем правового развития арабских республик на современном этапе. ...
Издательство: Муравей

"Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований / European Charter on the Harticipation of Young People in Municipal and Regional Life." - цена: 187.00 руб.
Параллельные (на русском и английском языках) тексты Хартии по вопросам привлечения молодежи к решению проблем на местном уровне.
Эта Хартия не является исчерпывающим перечнем того, что надо сделать, чтобы молодые люди научились лучше жить вместе. ...
Издательство: Институт муниципального управления


Гасанов К.К. "Конституционный механизм защиты основных прав человека." - цена: 547.00 руб.
В монографии дается обоснование нового подхода к изучению основных, в том числе и конституционных, прав человека через их свойства, через выявление и формулирование ряда конституционно значимых содержательных и технико-юридических (формальных) факторов признания отдельных прав человека в качестве основных, а также путем моделирования конституционно-международного и внутригосударственного механизмов обеспечения основных прав человека. ...
Издательство: ЮНИТИ

Коновалов А.В., ред. "Сделки и договоры: Обзор судебной практики к главам 9, 27, 28, 29 Гражданского кодекса РФ." - цена: 289.00 руб.
Настоящий сборник представляет собой обзор судебной практики высших судебных инстанций РФ по различным вопросам гражданско-правовых сделок и договорного права. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Крашенинников П.В., сост. "Судебная практика по земельным спорам: Книга 3. Часть 2." - цена: 333.00 руб.
Настоящий сборник является продолжением уже вышедшего сборника "Судебная практика по земельным спорам" Книга 3. Часть 1. В нем представлены материалы судебной практики по земельным спорам (постановления президиумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и решения Верховного Суда Российской Федерации, определения, решения краевых (областных) судов по конкретным делам). ...
Издательство: Статут

    О рассылках
Вверх    

Рассылка "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения" выходит с сентября 2000 года. Издателем рассылки является юридическая компания "Налоговая помощь".

Перепечатка любых материалов рассылки возможна только с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы. В случае неуказания авторства того или иного материала рассылки для уточнения правообладателя свяжитесь с нами.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения", но и по совместительству авторами другой популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.

    О компании "ТаксХелп"
Вверх    

Юридическая компания "ТаксХелп" ("Налоговая помощь") оказывает широкий спектр услуг по вопросам налогообложения, в частности:


RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное