Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате земельного налога


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день, уважаемые подписчики!

Обратите внимание на новинки нашего книжного магазина. Книжек пришло так много, что мы смогли включить в рассылку только часть новых поступлений – полный список новинок есть на сайте магазина.

Коротко отметим, что в новинках поступило очень много книг не только по налоговому праву, но и по гражданскому. Мы не беремся дать пока собственную оценку последней категории книг, но их названия и аннотации к ним нас заинтересовали.

Впервые в нашем магазине появилась серия книг по законодательству иностранных государств. В настоящий момент в магазине можно купить пару десятков Уголовных и Гражданских кодексов стран ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционно, в нашем магазине вы найдете также книги по аудиту, бухучету и налогообложению. Полезную литературы для себя сможет найти и начинающий предприниматель, и "зубр" консультационного бизнеса.

Среди книжек магазина вы можете найти наш обзор арбитражной налоговой практики за январь, но в магазине пока нет обзора за февраль, который наша компания выпустила на прошлой неделе. По-прежнему, в нашем офисе можно купить обзоры арбитражнйо практике за прежние месяцы (октябрь-декабрь 2002), а за сентябрь 2002 скачать бесплатно с сайта.

Кстати, раз речь зашла об офисе, то сообщаем вам, что мы переехали в новый офис. Обратите внимание, что у нас сменились телефоны.

Еще одной приятной новостью стало то, что 17 марта Председатель Высшего арбитражного суда подписал "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проект которого мы представили вашему вниманию еще в начале февраля. Теперь у нас есть и официальный текст информационного письма Президиума ВАС РФ № 7, в котором был оубликован обзор. Приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении положений этого письма на форуме "Налоговая помощь" и посредством публикаций в нашей рассылке.

А сегодня в нашей рассылке мы публикуем еще одну главу неосуществленного книжного проекта "Налоговый экстремизм". Другие главы мы публиковали в прошлых выпусках рассылки, а также на сайте "Налоговая помощь".




Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате земельного налога


Основными нормативными актами, регулирующими отношения по уплате земельного налога являются: Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1, а также Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.

Целью настоящей работы является анализ новелл действующего законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога, с точки зрения выявления существующих противоречий в правовом регулировании, означающих в первую очередь реальную возможность для снижения платежей по земельному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Учитывая, что наиболее многочисленными являются плательщики земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения – акцент в настоящей работе делается именно на нормативное регулирование отношений по уплате налога именно за земли несельскохозяйственного назначения.

С учетом указанного обстоятельства, настоящая работа не претендует на полный и всесторонний анализ действующего законодательства, ограничивая круг исследуемых отношений лишь рядом направлений, направленных на достижение цели указанной выше.

Направления же эти следующие:

  • анализ норм, связанных с установлением земельного налога;
  • анализ норм, связанных с определением объекта налогообложения;
  • анализ норм, связанных с установлением ставок земельного налога;
  • анализ норм, связанных с установлением отдельных льгот по уплате земельного налога.


Анализ норм, связанных с установлением земельного налога

В соответствии с пп. б) п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», земельный налог относится к числу местных налогов.

При этом, п. 2 ст. 21 указанного закона установлено, что налоги, указанные в подпунктах «а» - «в» (то есть в том числе и земельный налог – прим. Автора) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно- территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно приложению 2 к закону о плате за землю; средние ставки налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О плате за землю», органы законодательной (представительной власти) субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, находящихся в распоряжении субъекта РФ; в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», органы местного самоуправления также имеют право на установление льгот по земельному налогу, и также в пределах сумм налога, находящихся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Таким образом, федеральный законодатель указывает на наличие трех уровней регулирования отношений по установлению и уплате земельного налога: федеральный уровень, уровень субъекта РФ, и уровень органа местного самоуправления.

Наиболее интересным в рассматриваемом аспекте представляется вопрос, заключающийся в очевидной коллизии нормы п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», предоставляющей субъекту РФ право на установление конкретных ставок земельного налога, и норм ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», в которой соответствующее право субъекта РФ на установление ставок налога на земли несельскохозяйственного назначения не подтверждается. Т.е. на примитивном уровне, эту коллизию можно сформулировать в виде отдельного вопроса: вправе ли субъект РФ принимать нормативные акты, направленные на установление ставки земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения?

Вопрос не так прост, как хотелось бы. И очевидная его сложность заключается в том, что Закон РФ «О плате за землю» является актом более ранним, нежели Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». То есть, казалось бы, по общему правилу, следовало бы сделать вывод, заключающийся в том, что прямому применению подлежит норма, принятая позднее, т.е. именно норма п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» – результатом чего было бы подтверждение права субъекта РФ на установление ставок земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения.

Представляется, однако, что такой вывод неверен, и вот почему:

Первое: как уже отмечено в выше процитированном тексте п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» соответствующее правомочие субъекта РФ презюмируется при отсутствии иного установления в законодательном акта РФ (при этом, отсутствует указание на то, что соответствующий законодательный акт должен быть принят позднее принятия этой нормы закона). Иное установление же имеет место быть, и состоит оно именно в положениях ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», которыми право на установление ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения передано федеральному законодателю (через установление так называемых «средних» ставок налога), и органу местного самоуправления через установление ставок налога дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Таким образом, субъект РФ не вправе устанавливать ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения в силу прямого исключения, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Второе: анализ иных норм Закона РФ «О плате за землю» показывает, что законодатель вполне осознанно вывел вопрос об установлении ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения из компетенции субъекта РФ. Так, субъектом РФ предоставлено право по установлению ставок налога в отношении: земель, используемых в качестве оленьих пастбищ, и расположенных в районах проживания малочисленных народов Севера (ст. 3 Закона), а также в отношении земель, составляющих сельскохозяйственные угодья (ст. 5 Закона). Таким образом, федеральным законодателем в рассматриваемом аспекте реализован дифференцированный подход к предоставлению полномочий по установлению земельного налога различным уровням власти. Применительно к налогу за земли несельскохозяйственного назначения воля законодателя выражена таким образом, что вопросы по установлению ставок налога выведены из компетенции субъекта РФ и оставлены в компетенции федерального законодателя и органов местного самоуправления.

Подытоживая сказанное по рассматриваемому направлению можно смело делать вывод о том, что субъекты РФ не вправе устанавливать ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения. Представляется, что такой вывод наиболее интересен будет тем налогоплательщикам, которые уплачивают земельный налог в субъектах РФ, установивших ставки налога выше, нежели те (средние ставки), которые установлены на федеральном уровне.


Анализ норм, связанных с определением объекта обложения земельным налогом

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О плате за землю», налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков (то есть именно налог за земли несельскохозяйственного назначения – прим. Автора), взимается с лиц, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки.

Таким образом, объектом обложения земельным налогом является земельный участок (участки), которым налогоплательщик обладает на праве собственности, владения или пользования.

И, казалось бы, на этом вопрос об объекте обложения земельным налогом мог бы быть закрыт, если бы не специальное положение ст. 15 Закона РФ «О плате за землю», согласно которому основанием для установления налога… является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования… земельным участком.

Таким образом, фактически федеральным законодателем введен дополнительный специальный критерий для определения объекта обложения земельным налогом, в соответствии с которым соответствующий земельный участок является объектом налогообложения, лишь при условии наличия на него соответствующего правоустанавливающего документа (свидетельства о праве).

Учитывая сказанное, по мнению автора, использование лицом земельного участка в отсутствие правоустанавливающего документа на него (участок), означает, что соответствующий участок не составляет объекта налогообложения, и, следовательно, соответствующее лицо не несет обязанности по уплате земельного налога в отношении такого участка.

Вместе с тем, необходимо учитывать существующую арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, которая складывается не в пользу налогоплательщика в тех случаях, когда налогоплательщик, используя земельный участок не предпринимает никаких действий, направленных на оформление прав на землю (см. например, Постановление ВАС РФ от 30.10.2001 г. № 5991/01, Постановление ВАС РФ от 09.01.2002 г. № 7486/01). По мнению автора, в рассматриваемых вопросах выводы Высшего арбитражного суда более чем спорны, однако, этими выводами арбитражная практика сформирована, и её, безусловно, следует принимать во внимание.

Таким образом, исходя из действующего законодательства и существующей арбитражной практики, можно сделать вывод о том, что налогоплательщик не несет обязанности по уплате земельного налога в случаях отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок, но только при условии, что им каким-либо образом оформление прав на землю все-таки инициировалось.


Анализ норм, связанных с установлением ставок земельного налога

Как уже отмечалось выше, установление ставок налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения осуществляется двумя уровнями:

  • через установление средних ставок налога – федеральный уровень;
  • через установление ставок налога, дифференцированных по местоположению и зонам градостроительной ценности территории – уровень органа местного самоуправления.

Соответственно, и анализ норм, связанных с установлением ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения в данной работе будет проводиться по двум названным направлением.


Анализ норм, устанавливающих средние ставки налога

Изначально средние ставки земельного налога определены Законом РФ «О плате за землю», а именно по правилам, предусмотренным ст. 8 закона, через применение ставок, указанных в Приложении 2 к закону (таблицы 1,2,3 Приложения). При использовании применительно к конкретной территории средней ставки, указанной в таблице 1 Приложения 2 к закону и перемножении этой ставки на коэффициенты, указанные в таблицах 2,3 Приложения 2 к закону – и получится первоначальная средняя ставка налога за земли несельскохозяйственного назначения.

Однако, как известно, на протяжении ряда периодов, средняя ставка земельного налога увеличивалась в связи с принятием на федеральном уровне соответствующих нормативных актов. Проследить изменение средней ставки можно на основании таблицы, приводимой ниже:

Год Коэф. Нормативный акт Норма
1991 - Закон РФ от 11.10.1991г. № 1738-1 «О плате за землю» -
1994 50 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О плате за землю» от 09.08.1994 г. № 22-ФЗ пп. а) п. 21 ст. 1 закона:

средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с коэффициентом 50;

1995 2 Постановление Правительства РФ от 07.06.1995г. №562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году» п. 1 Постановления:

Применять в 1995 году установленные Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю":

ставки земельного налога за другие земли (под термином «другие земли» понимаются в том числе и земли несельскохозяйственного назначения – прим. Автора), исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), - с коэффициентом 2.

1996 1,5 Постановление Правительства РФ от 03.03.1996г. №378 «Об индексации ставок земельного налога в 1996 году» п. 1 Постановления:

Применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5.

1997 2 ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.1997 г. № 29-ФЗ ст. 13 закона:

Установить, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

1998 1 ФЗ «О ставках земельного налога в 1998 году» от 28.10.1998 г. № 162-ФЗ1ст. 1 закона:

Сохранить до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.

1999 2 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.1999 г. № 36-ФЗ ст. 15 закона:

Установить, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

2000 1,2 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» 31.12.1999 г. № 227-ФЗ ст. 18 закона:

Установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

2002 2 ФЗ «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.2001 г. № 163-ФЗ ст. 1 закона:

Установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

Как можно видеть из приведенной таблицы, в 1995 и 1996 годах изменение ставок земельного налога производилось на основании Постановлений Правительства РФ. Такое положение дел обусловлено тем, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О плате за землю» от 09.08.1994 г. № 22-ФЗ, Правительству РФ начиная с 1995 г. было предоставлено право по ежегодному индексированию ставок земельного налога. Это право и реализовывалось Правительством РФ в 1995 и 1996 годах.

Как видно из приведенной выше таблицы, абсолютное большинство нормативных актов, которыми предусматривается применение повышающих коэффициентов, были приняты на протяжении соответствующего налогового периода2 по земельному налогу, и, зачастую, значительно позднее начала соответствующего налогового периода.

Поскольку указанными актами положение налогоплательщика ухудшается, то их действие не может иметь обратной силы, а, следовательно, исчисление земельного налога в соответствующие периоды должно было производиться с учетом повышающих коэффициентов, не с начала года, а с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.

При этом, для актов, принятых и опубликованных до момента вступления в силу части первой НК РФ момент вступления в силу должен определяться в соответствии с правилами ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ, а для Постановлений Правительства РФ, дата их вступления в силу должна определяться по правилам, установленным ст. 30 Закона РФ «О совете министров – Правительстве РФ» от 22.12.1992 г. № 4174-1 (указанный закон действовал на момент принятия Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 562 и Постановления Правительства РФ от03.03.1993 г. № 378).

Для актов, принятых и опубликованных после вступления в силу части первой НК РФ, момент вступления в силу должен определяться в соответствии с правилами ст. 5 НК РФ, а также в рамках разъяснений п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» от 28.02.2001 г. № 5.

С учетом указанного, даты вступления в силу названных выше нормативных актов сформированы автором в таблицу, приводимую ниже:

Нормативный акт Дата официального опубликования Дата вступления в силу Норма, на основании которой определяется дата вступления в силу
ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О плате за землю» от 09.08.1994 г. № 22-ФЗ 13.08.1994 13.08.1994 ст. 2 указанного закона
Постановление Правительства РФ от 07.06.1995г. №562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году» 07.06.1995 07.06.1995 ст. 30 закона РФ № 4174-1
Постановление Правительства РФ от 03.03.1996г. №378 «Об индексации ставок земельного налога в 1996 году» 03.03.1996 03.03.1996 ст. 30 закона РФ № 4174-1
ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.1997 г. № 29-ФЗ 04.03.1997 04.03.1997 ст. 99 указанного закона
ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.1999 г. № 36-ФЗ 25.02.1999 01.01.2000 п. 1 ст. 5 НК РФ
ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» 31.12.1999 г. № 227-ФЗ 05.01.2000 01.01.2001 п. 1 ст. 5 НК РФ
ФЗ «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.2001 г. № 163-ФЗ 20.12.2001 01.01.2003 п. 1 ст. 5 НК РФ

Необходимо отметить, что применение положений ст. 5 НК РФ к ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»3 и к ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» является вполне обоснованным, и объясняется следующим:

Нормы ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» являются нормами актов законодательства о налогах.

Так, согласно ст. 17 НК РФ, установление налога производится через установление федеральными актами законодательства о налогах элементов налогообложения по соответствующему налогу.

Изменение элемента налогообложения – означает его установление в измененном виде. Следовательно, изменение элемента налогообложения по соответствующему налогу производится также нормами актов законодательства о налогах.

Нормами ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» устанавливается изменение (повышение) ставок земельного налога через применение повышающих коэффициентов к указанным ставкам. Следовательно, в рассматриваемом случае федеральным законодателем ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» произведено изменение элемента налогообложения по земельному налогу, что означает, что названные нормы являются нормами актов законодательства о налогах.

Учитывая, что ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и ст. 18 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» являются нормами актов законодательства о налогах – порядок вступления их в силу должен определяться с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ.


Анализ с норм, связанных с установлением дифференцированных ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» средние ставки земельного налога, установленные актами законодательства федерального уровня, дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления.

Здесь необходимо отметить, что акты органов местного самоуправления, которыми устанавливаются дифференцированные ставки земельного налога, безусловно относятся к числу актов законодательства о налогах, что означает, что порядок их вступления в силу подчиняется общим требованиям ст. 5 НК РФ. С учетом сказанного, необходимо применительно к каждому случаю обращать внимание на даты принятия и опубликования таких актов, не забывая, конечно, то что, налоговый период по земельному налогу составляет календарный год, и в случаен, если соответствующий акт опубликован на протяжении текущего налогового периода – он не является вступившим в силу.

В целом же анализ норм устанавливающих право органов местного самоуправления дифференцировать ставки земельного налога в данной работе сводится к следующему: а действительно ли органы местного самоуправления имеют такое право?

При этом автор отмечает, что в абсолютном большинстве случаев, дифференцированные ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления выше средних ставок земельного налога, в связи с чем возникают следующие соображения:

Согласно ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», земельный налог относится к числу местных налогов.

Полномочия органов местного самоуправления в рамках установления элементов налогообложения в части местных налогов, ограничены полномочиями, предусмотренными ст. 132 Конституции РФ, ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст. 8 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ: «Отсутствие в федеральных актах законодательства о налогах установленных предельных (максимальных) ставок налогов, порождает возможность произвольного усмотрения законодательных органов на местах при установлении конкретных ставок налога» (последний абзац п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 09.04.2002 г. № 69-О).

Согласно абзацу второму п. 3 Определения КС РФ от 09.04.2002 г. № 69-О «независимо от того, каким является налог – федеральным или региональным (а равно местным), федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку… законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся… в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого … налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом».

Таким образом, согласно правовой позиции КС РФ, орган местного самоуправления вправе повышать налоговые ставки лишь в том случае, когда в федеральном законодательстве установлена максимальная (предельная) граница налоговой ставки по соответствующему налогу. В отсутствие в федеральном законодательстве установленной максимальной (предельной) ставки, орган местного самоуправления не вправе повышать налоговую ставку.

Следовательно, учитывая, что дифференцированные ставки земельного налога органом местного самоуправления установлены в размере выше, нежели ставки, установленные федеральным законодательством – дифференцированные ставки применению не подлежат, а подлежат применению ставки земельного налога, установленные непосредственно федеральным законодательством.

Согласно абзацу второму п. 5 мотивировочной части Постановления КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П «Устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.

Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога».

Пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 г. № 13-П, «Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации надлежит обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории».

Таким образом, в Постановлении КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П рассмотрен вопрос о применении дифференцированных ставок земельного налога в соответствии с Законом РФ «О плате за землю», в рамках чего сделаны следующие выводы:

  • установление органами местного самоуправления дифференцированных ставок земельного налога в отсутствие установленных на уровне федеральных нормативных актов единых правил дифференциации ставок – является не соответствующим Конституции РФ;
  • отсутствие в федеральных нормативных актов единых правил дифференциации ставок земельного налога – составляет пробел в законодательстве.

В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в случае, если из судебного акта Конституционного Суда РФ «вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании… До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».

На настоящий момент на федеральном уровне нормативных актов по установлению единых правил расчета средней ставки земельного налога и ее использованию при дифференциации – принято не было. С учетом изложенного, при рассмотрении дела подлежит применению непосредственно Конституция РФ, а также судебные акты КС РФ, в том числе Постановление от 08.10.1997 г. № 13-П.

Помимо этого, согласно ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», судебные акты Конституционного Суда действуют непосредственно, и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Действующим непосредственно Постановлением КС РФ установлен факт несоответствия Конституции РФ дифференцирования органами местного самоуправления ставок земельного налога, что означает несоответствие закону (Конституции РФ) всех соответствующих актов органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, при разрешении вопроса о возможности применения дифференцированных ставок земельного налога непосредственному использованию подлежит Постановление КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П, установившее незаконность (неконституционность) дифференциации ставок земельного налога органами местного самоуправления.

С учетом изложенного, налогоплательщик является обязанным уплачивать земельным налог лишь по тем ставкам, которые являются законно установленными. На настоящий момент такими ставками являются лишь средние (не дифференцированные) ставки земельного налога, установленные Законом РФ «О плате за землю».


Анализ норм, связанных с установлением отдельных льгот по уплате земельного налога

Статьей 12 Закона РФ «О плате за землю» установлен перечень льгот, связанных с освобождением от уплаты земельного налога в полном объеме. Для целей настоящей работы среди этих льгот выделены лишь те, использование которых, по мнению автора, представляется наиболее запутанным в текущих условиях.

Так, в данной работе исследуются лишь льготы, предусмотренные ст. 12 Закона РФ «О плате за землю», в соответствии с которыми от уплаты налога освобождаются:

4) учреждения искусства, кинематографии, образования4, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

10) учреждения культуры5, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.

Проблемы в применении льгот в рассматриваемом случае вызваны исключительно тем, что налоговыми органами в очень узком смысле трактуется термин «учреждение», и эти трактовки связаны с буквальным прочтением положений ГК РФ об учреждениях.

Фактически, налоговые органы указывают, на то, что названные льготы могут использоваться только юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме учреждения, в соответствии со ст. 120 ГК РФ.

Представляется, что такой подход является неверным по следующим причинам: законодателем Закон РФ «О плате за землю» принимался с учетом использования дефиниций, существовавших на момент принятия этого закона. ГК РФ, которым на настоящий момент устанавливаются общие правила в части статуса учреждения был принят значительно позже принятия Закона РФ «О плате за землю».

На момент же принятия Закона РФ «О плате за землю» легальное определение учреждения могло быть дано только в Основах гражданского законодательства СССР от 31.05.1991 г. № 2211-1 (далее – ОГЗ СССР, Основы). ОГЗ СССР отнюдь не предусматривает использования термина «учреждение» только в отношении юридических лиц, такой вывод следует из анализа ст.ст. 38, 41 Основ.

Легальное же определение учреждения, как юридического лица дано в п. 1 ст. 48 ОГЗ СССР, и звучит оно следующим образом:

За учреждением, финансируемым за счет средств собственника, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Такое учреждение является юридическим лицом и осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Таким образом, в ОГЗ СССР учреждение рассматривается в качестве юридического лица только при наличии двух необходимых условий: финансирование за счет средств собственника и наличие имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Само по себе использование в во втором предложении п. 1 ст. 48 ОГЗ формулировки «такое учреждение является юридическим лицом…», предполагает допустимое законодателем иных (т.е. «не таких») учреждений, соответственно юридическими лицами не являющихся.

Таким образом, можно сделать правомерный вывод, что в Законе РФ «О плате за землю», законодателем термин «учреждение» использовался в смыслах, определенных ОГЗ СССР, в том числе и в смысле, когда учреждение не является юридическим лицом, а является, например, структурным подразделением организации.

Дополнительным косвенным подтверждением такой позиции является еще и факт использования законодателем в п.п. 4, 10 ст. 12 Закона «О плате за землю» формулировок «учреждения… независимо от источников финансирования».

Необходимо отметить, что изложенная позиция автора неоднократно ранее подтверждалась письмами Минфина РФ (см. например, Письмо Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 04-05-10/34, Письмо Минфина РФ от 29.03.1999 г. № 04-05-10/14), что, впрочем, не помешало тому же Минфину эту позицию резко изменить в последнее время (письмо Минфина РФ от 25.05.2000 г. № 04-05-10/13.).


Заключение

Кратко резюмируя изложенное в настоящей работе, можно отметить следующие моменты:

  • органы власти субъекта Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты, направленные на установление ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения, В случае, если такие акты были все-таки приняты, и размер ставок выше, предусмотренного федеральным законодательством, исчисление и уплата налога за земли несельскохозяйственного назначения может правомерно производиться налогоплательщиком исходя из ставок, установленных федеральным законодательством;
  • земельные участки, используемые налогоплательщиком в отсутствие правоустанавливающего документа не составляют объект обложения земельным налогом;
  • повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога должны применяться налогоплательщиком не в расчете на весь налоговый период, в отношении которого принят нормативный акт, устанавливающий повышающий коэффициент, а только начиная с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта;
  • в случае, если ставки земельного налога установлены органом местного самоуправления в размере выше, нежели средние ставки земельного налога, установленные федеральным законодателем – налогоплательщик вправе исчислять и уплачивать земельный налог исходя из средних ставок, без учета дифференцированных ставок, установленных органом местного самоуправления;
  • налогоплательщик вправе использовать льготы, предусмотренные Законом РФ «О плате за землю» для учреждений, независимо от свое организационно-правовой формы.

В заключение хотелось бы отметить еще две позиции, касающиеся земельного налога, и имеющих характер несколько «экстремальных», а именно:

  1. Исчисление земельного налога должно производиться исходя из средних ставок земельного налога, установленных первоначальной редакцией Закона РФ «О плате за землю», без последовательного применения повышающих коэффициентов, установленных на каждый конкретный налоговый период. Обоснование такого вывода следующее:

    Как правило, при исчислении сумм земельного налога налогоплательщик использует средние ставки земельного налога, последовательно применяя к ним повышающие коэффициенты, установленные нормативными актами, названными в выше приведенной таблице. Однако, есть ли тому достаточные основания? Существуют аргументы, позволяющие прийти к выводам отличным от «обычной» позиции налогоплательщика. И аргументы эти следующие:

    Текст всех без исключения норм, в соответствии с которыми применению подлежат повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ограничивает их действие лишь одним, конкретным налоговым периодом, соответствующим году, в отношении которого принят нормативный акт. Отсюда можно сделать вывод, заключающийся в том, что при исчислении земельного налога могут быть приняты во внимание, во-первых, первоначальная средняя ставка земельного налога, установленная первой редакцией Закона РФ «О плате за землю» и, во-вторых, повышающий коэффициент, установленный на каждый конкретный год соответствующим нормативным актом (т.е. последовательное применение всех повышающих коэффициентов – не должно иметь место). В случае же, если на соответствующий налоговый период повышающий коэффициент не установлен – применению подлежит исключительно средняя ставка земельного налога в первоначальном виде, без каких бы то ни было повышающих коэффициентов.

  2. Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения не является установленным, в силу чего не подлежит уплате в целом, по следующим основаниям:

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» средние ставки налога (т.е. ставки, установленные федеральным законодателем) дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.

    Фактически, дифференцированная ставка земельного налога является той единой ставкой, по которой налогоплательщик должен уплачивать земельный налог. Средняя же ставка земельного налога представляет собой лишь один из элементов на основании которого подлежит установлению органом местного самоуправления дифференцированная ставка земельного налога. Таким образом, средняя ставка земельного налога не имеет самостоятельного значения, т.е. не является самостоятельным элементом налогообложения.

    По основаниям, установленным Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 г. № 13-П, органы местного самоуправления не вправе устанавливать дифференцированные ставки земельного налога, в отсутствие установленных на федеральном уровне единых правил их дифференциации (что имеет место быть на настоящий момент).

    Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога не являются законно установленными, а как уже сказано выше, средние ставки земельного налога – фактически статуса налоговой ставки не имеют, являясь лишь отправной величиной для расчета дифференцированной ставки.

    Таким образом, на текущий момент, ставка земельного налога не является установленной как таковой. Т.е. в отношении земельного налога не является установленным один из элементов налогообложения. В силу ст. 17 НК РФ в таких условиях налог за земли несельскохозяйственного назначения не может считаться установленным, и, следовательно, налогоплательщики не несут обязанности по его уплате.




1. Указанный закон не предусматривает введения повышающего коэффициента к ставкам земельного налога. Ссылка на него в представленной таблице связана с тем, что в соответствии с Указом Президента РФ «об индексации ставок земельного налога» от 18.07.1998 г. № 854 предусматривалось применение повышающих коэффициентов 2 и 4 к различным категориям земель. Указанный же закон отказал в применении повышающих коэффициентов, фактически отменив действие Указа Президента. В случае, если суммы земельного налога исчислялись и уплачивались все-таки с учетом коэффициентов, установленных Указом Президента – соответствующие суммы являются исчисленными и уплаченными излишне.

2. Налоговый период по земельному налогу составляет календарный год. Впервые такое положение было подтверждено еще до момента вступления в силу части первой НК РФ (ст. 55 Кодекса) в Постановлении КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности закона Санкт-Петербурга от 14..07.1995 г. «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году». Этим же Постановлением КС РФ прямо указано на недопустимость придания обратной силы нормам, повышающим ставки земельного налога.

3. Необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ «О приостановлении действия п. 1 ст. 5 части первой НК РФ» от 30.03.1999 г. № 51-ФЗ, действие п. 1 ст. 5 НК РФ было приостановлено до 01.01.2000 г. Однако, по мнению автора, указанный факт не изменяет порядок определения момента вступления в силу ст. 15 ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год», поскольку названный последним закон был принят и опубликован ранее закона № 51-ФЗ. Следовательно, закон № 51-ФЗ может применяться лишь к правоотношениям, возникшим после даты его опубликования, на ранее возникшие правоотношения он не распространяет свое действие, что означает, что к ранее возникшим правоотношениям по вступлению в силу актов законодательства о налогах надлежит применять п. 1 ст. 5 НК РФ.

4. Учреждения образования пользуются льготами, в том числе и по земельному налогу еще и на основании ст. 40 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. Причем, названным законом указывается, что льготами пользуются «образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм».

5. В соответствии со ст. 45 Основ законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1, «государство предусматривает… систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям (культуры – прим. авт.) независимо от их организационно-правовых форм…».

Алексей Сухоруков
(известный на форуме "Налоговая помощь" под именем Некто),
Юрист Консалтинговой группы "УралИНКО"
Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 85, офис 307
Телефон/факс: (3432) 53-62-25, 53-62-28, 70-25-33




Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



Баннерная реклама в рассылке

RLE      



Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"



Уткин Э.А., Суханов М.С. "Аудит банковской деятельности." - цена: 85.00 руб.
В работе рассматриваются проблемы и подходы, особенности практики внешнего и внутреннего аудита на материале коммерческих кредитных учреждений, анализируются имеющиеся в данной области недостатки и пути их устранения. ...
Издательство: Теис


Старостин С.Н. "Учет горюче-смазочных материалов." - цена: 54.00 руб.
Автор книги - начальник департамента общего аудита ЗАО "МЦФЭР-консалтинг" С.Н. Старостин.
В книге подробно рассмотрены вопросы организации учета горюче-смазочных материалов в организациях с 1 января 2002 г. ...
Издательство: МЦФЭР

Медведев А.Н. "Расходы на НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете: Расширенный комментарий к ПБУ 17/02." - цена: 46.00 руб.
В издании комментируется ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", приводится сфера его применения и сравнение с Международными стандартами бухгалтерского учета. ...
Издательство: МЦФЭР

Панкова С.В. "Международные стандарты аудита." - цена: 46.00 руб.
В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с регулированием методологии и качества аудита на международном уровне, раскрывается сущность международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике, описываются особенности их использования на различных этапах аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг. ...
Издательство: Юристъ

Аврова И.А. "Организация учета в строительстве." - цена: 103.00 руб.
Каких инвестиций потребует строительство объекта? Как организация должна вести учет в качестве застройщика и как - в качестве подрядчика? Как учесть материально-производственные затраты? Книга поможет вам узнать ответы на эти и другие вопросы экономики строительной сферы. ...
Издательство: Бератор-Пресс

Новиков Д.Ю. "Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет." - цена: 123.00 руб.
Практическое пособие предназначено для бухгалтеров, аудиторов, а также студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Рассматриваются расходы по производству и реализации товаров, работ и услуг, операционные и внереализационные расходы, включая расходы будущих периодов, особенности расходов торговых организаций. ...
Издательство: Бератор-Пресс

Хабарова Л.П. "Учетная политика 2003 года." - цена: 135.00 руб.
Настоящее издание содержит практические рекомендации по разработке учетной политики организации.
Рассматриваются вопросы формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики, проводится сравнительный анализ формирования и оценки активов и обязательств в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с НК РФ и действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету. ...
Издательство: Нет данных по издательству

Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. "Бухгалтерский учет в строительстве (по составлению на 1 января 2003 г.)." - цена: 267.00 руб.
Книга "Бухгалтерский учет в строительстве" выходит седьмым изданием, переработанным и значительно дополненным. Весь материал подготовлен с учетом нормативных документов по состоянию на 1 января 2003 года. ...
Издательство: Герда

Курбангалеева О.А. "Индивидуальные предприниматели: Правовые основы деятельности, учет, налогообложение." - цена: 115.00 руб.
Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена всем аспектам деятельности индивидуальных предпринимателей. Как зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ)? Как строить свои взаимоотношения с налоговыми инспекциями, внебюджетными фондами, другими государственными органами? Каковы права предпринимателя и в чем заключаются его обязанности перед наемными работниками? Как правильно вести учет своих доходов и расходов? Какие налоги обязан платить ПБОЮЛ и в какие сроки, как правильно их рассчитать? Какую систему учета и налогообложения избрать? На все эти и многие другие вопросы можно получить ответы, прочитав книгу. ...
Издательство: Главбух

Токарев И.Н. "Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях." - цена: 202.00 руб.
Приводятся рекомендации по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, анализируются основные допускаемые в учете ошибки. Предлагаются способы отражения хозяйственных операции, не регламентированные действующими нормативными актами, изучаются противоречия в законодательстве, регулирующем рассматриваемые вопросы. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС

Ремизов Н.А., коммент. "Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты № 1 - 6." - цена: 83.00 руб.
В книге приведены подробные комментарии к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности (ПСАД), принятым Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС

"Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-19)." - цена: 68.00 руб.
СБОРНИК ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ (ПБУ 1-19)
Издательство: Бухгалтерский учет


"ЕСН: Новая форма декларации за 2002 год." - цена: 89.00 руб.
В настоящем издании на конкретном примере описан порядок составления новой формы декларации по единому социальному налогу (взносу), утвержденной приказом МНС России от 09. ...
Издательство: Информцентр XXI века

Мозжорина И.Н. "Региональные и местные налоги: практика применения." - цена: 94.00 руб.
Книга содержит ответы экспертов Издательского Дома "Главбух" и ведущих специалистов МНС России на вопросы читателей, связанные с исчислением и уплатой региональных и местных налогов. ...
Издательство: Главбух

Давыдова И.А. "Акцизы." - цена: 128.00 руб.
Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена акцизам. Ее автор дает исчерпывающие ответы на самые важные вопросы, связанные с исчислением и уплатой этого налога. ...
Издательство: Главбух

Попова Т.А. "Как заполнить и сдать налоговую декларацию за 2002 год." - цена: 43.00 руб.
Практические рекомендации для налогоплательщиков, самостоятельно заполняющих налоговую декларацию и не имеющих профессиональных бухгалтерских навыков, с примерами, справочными таблицами и материалами. ...
Издательство: Главбух

Лапенкова О.В. и др. "Налоговый учет в организациях: Постановка. Регистры." - цена: 342.00 руб.
Предлагается система налогового учета, основанная на действующей нормативной базе.
Особенно ценной делает книгу разработанный авторами журнал типовых финансово-хозяйственных операций для ведения налогового учета. ...
Издательство: ФБК-ПРЕСС

"Единый социальный налог (с изменением от 31.12.2002 г. №187-ФЗ, №191-ФЗ, №196-ФЗ)." - цена: 124.00 руб.
В книгу включена глава 24 "Единый социальный налог" второй части Налогового кодекса РФ в последней редакции с ответами на вопросы, наиболее часто задаваемыми налогоплательщиками, методическими рекомендациями и разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Управления МНС России по г. ...
Издательство: УМЦ при МНС РФ

"Регистры налогового учета." - цена: 30.00 руб.
В данном издании приведены рекомендуемые МНС России регистры налогового учета, которые входят в систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. ...
Издательство: ПРИОР

"Налоговый кодекс Российской Федерации: Части. 1 и 2 (с изменением и допополнением на 01.02.2003 г.)." - цена: 54.00 руб.
Текст кодекса подготовлен с использованием профессиональной юридической системы "Кодекс", сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 1 февраля 2003 года. ...
Издательство: Проспект

Мурзин В.Е., Писцов Г.И. "Налог на прибыль кредитных организаций: Методическое пособие." - цена: 544.00 руб.
Вниманию читателей представляется практическое пособие по порядку формирования налоговой базы по налогу на прибыль банков, рассматриваются правила признания доходов и расходов банков по основным банковским операциям, приводятся определения налоговой базы по отдельным операциям, описывается порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей. ...
Издательство: БДЦ-Пресс

Винницкий Д.В. "Российское налоговое право: Проблемы теории и практики." - цена: 274.00 руб.
Книга посвящена исследованию проблем теории и практики российского налогового права: его функциям, предмету регулирования, особенностям способов его правового воздействия, налогово-правовым принципам, понятиям и категориям, используемым презумпциям и юридическим конструкциям, некоторым приемам толкования налогово-правовых норм. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Глебова О.П., ред. "Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для предприятий производственной сферы." - цена: 182.00 руб.
Данное издание выходит в серии "Комментарии к Налоговому кодексу" и содержит подробную информацию о том, какие проблемы могут возникнуть на производственном предприятии и как их решать. ...
Издательство: Статус-Кво 97

Захарьин В.Р. "Упрощенная система налогообложения в организациях торговли и общественного питания: Практическое пособие." - цена: 108.00 руб.
Книга представляет собой практическое пособие по применению упрощенной системы налогообложения организациями торговли и общественного питания, а также индивидуальными предпринимателями, занятыми в указанных сферах деятельности. ...
Издательство: Т.Д."Элит-2000"


Нагорная Э.Н. "Производство в кассационной инстанции арбитражного суда: Сравнительный комментарий Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации." - цена: 53.00 руб.
В настоящем издании комплексно исследованы проблемные вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения арбитражных дел судом кассационной инстанции в условиях проведения судебной реформы. ...
Издательство: Юридический Дом "Юстицинформ"

"Адвокатская палата г. Москвы. 2003: Алфавитный список адвокатов г. Москвы (по составлению на 01 февраля 2003 г.). Выпуск 1." - цена: 154.00 руб.
Настоящее издание содержит алфавитный список адвокатов, включенных в Реестр адвокатов г. Москвы по состоянию на 01 февраля 2003 г., Закон Российской Федерации "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации",Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", руководящие документы Адвокатской палаты г. ...
Издательство: ЛексЭст

Илюшина А.А., Новиков И.В., Сальников Д.Ю. "Государственная регистрация юридических лиц." - цена: 93.00 руб.
В издании в простой, доступной форме описано, как действовать (что писать и куда идти) для получения полного пакета документов, свидетельствующих о совершении регистрационных действий (создание, изменения, реорганизация, ликвидация, постановка на налоговый учет). ...
Издательство: УМЦ при МНС РФ

Тихомиров М.Ю. "Учредительные документы юридических лиц: Практическое пособие." - цена: 120.00 руб.
В книге в доступной форме раскрывается содержание правовых норм, определяющих статус порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, значение и правила подготовки их учредительных документов с учетом современных требований. ...
Издательство: Юринформцентр

Тихомиров М.Ю. "Учредительные договоры хозяйственных товариществ." - цена: 38.00 руб.
В брошюре приводятся образцы учредительных договоров полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Образцы снабжены примечаниями, призванными облегчить подготовку учредительных документов при создании конкретных хозяйственных товариществ. ...
Издательство: Юринформцентр

Танага А.Н. "Принцип свободы договора в гражданском праве России." - цена: 299.00 руб.
В данном издании проведено комплексное исследование принципа свободы договора в гражданском праве России: выработано понятие принципа свободы договора, исследована его правовая природа, история развития в отечественной цивилистике. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Беневоленская З.Э. "Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства." - цена: 319.00 руб.
В книге впервые на монографическом уровне осуществлено комплексное исследование доверительного управления имуществом в сфере предпринимательства. Основная часть работы содержит анализ гражданско-правовой модели доверительного управления имуществом в соотношении с имеющимися в мировой юриспруденции аналогами; в этих целях широко применены историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Ермакова А.Р. "Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати." - цена: 270.00 руб.
Настоящая книга посвящена анализу основных проблем, возникающих в процессе реализации в сфере периодической печати авторского и патентного права, права на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Петров Д.В. "Право хозяйственного ведения и право оперативного управления." - цена: 290.00 руб.
Книга является одной из первых монографий новейшего периода российской истории, посвященных анализу сущности прав государственных, муниципальных унитарных предприятий на принадлежащее им имущество (хозяйственное ведение) и прав учреждений и казенных предприятий на их имущество (оперативное управление). ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Павлов А.А. "Присуждение к исполнению обязанности в натуре как способ защиты гражданских прав в обязательственных правоотношениях." - цена: 191.00 руб.
Данная работа посвящена исследованию присуждения к исполнению обязанности в натуре, регламентированного ГК РФ в качестве отдельного способа защиты субъективных гражданских прав. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Корецкий А.Д. "Теоретико-правовые основы учения о договоре." - цена: 232.00 руб.
Настоящая работа представляет собой комплексное теоретическое исследование понятия, сущности и элементов договора, а также его места и функций в механизме правового регулирования, выполненное на нетрадиционной для советской юридической теории концептуальной основе - учении о естественном праве. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Витрянский В.В. "Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг." - цена: 128.00 руб.
Настоящая книга содержит характеристику и анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и других правовых актов, регулирующих договор аренды, а также практику их применения, в том числе при разрешении соответствующих споров в судебном порядке. ...
Издательство: Статут


Захарьин В.Р. "Комментарий к Федеральному закону "О государственном и муниципальном унитарных предприятиях"." - цена: 81.00 руб.
Захарьин Владимир Реанадович.
В комментарии представлен общий и постатейный анализ нормативных положений ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". ...
Издательство: Т.Д."Элит-2000"

Тихомиров М.Ю., ред. "Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"." - цена: 107.00 руб.
Книга является первым постатейным научно-практическим комментарием к новому Федеральному закону, подготовленным опытными юристами. В комментариях к статьям детально проанализировано современное правовое положение унитарных предприятий, основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления. ...
Издательство: Юринформцентр

Буров В.С., Лукьянцев А.А., Иванов В.И. "Комментарий к Федеральному Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"." - цена: 31.00 руб.
Настоящий комментарий к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08. ...
Издательство: Книга сервис

Гусов К.Н., ред. "Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации по сост. на 01.02.2003 г.: Постатейный." - цена: 202.00 руб.
Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации подготовлен ведущими российскими учеными в области трудового права на базе научного анализа, цель которого отразить все спорные моменты практического применения норм Трудового кодекса РФ. ...
Издательство: Проспект

Захарьин В.Р. "Комментарий к главам 26.2 и 26.3. Налогового кодекса Российской Федерации." - цена: 135.00 руб.
Книга представляет собой расширенный практический комментарий норм глав 26.2. и 26.3. НК РФ, вступивших в действие с 1 января 2003 года.
Кроме того, автором обобщены требования законодательных и нормативных актов, знание которых необходимо для правильного и эффективного использования специальных налоговых режимов. ...
Издательство: Т.Д."Элит-2000"

Крашенинников П.В., Гонгало Б.М., ред. "Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц"." - цена: 282.00 руб.
Предлагаемое - второе - издание книги наряду с комментарием гражданского законодательства, посвященного государственной регистрации юридических лиц, содержит анализ нормативных правовых актов, изданных во исполнение Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". ...
Издательство: Статут

"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Справочно-информационное издание." - цена: 122.00 руб.
Настоящее издание содержит текст Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и справочные материалы, подготовленные на его основе. Текст Кодекса снабжен системой быстрого поиска "ЛЕКСТ-НАВИГАТОР". ...
Издательство: ЛексЭст

Гриненко А.В., Костанов Ю.А., Невский С.А. "Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации": Постатейный." - цена: 108.00 руб.
Настоящий Комментарий содержит сведения, раскрывающие содержание основного нормативного правового акта, в соответствии с которым организуется и осуществляет свою деятельность российская адвокатура. ...
Издательство: Проспект

Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. "Комментарий к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации": Постатейный." - цена: 89.00 руб.
Постатейный правовой комментарий Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" содержит разъяснения основных положений этого нормативного правового акта, иных актов законодательства Российской Федерации в области охраны континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов. ...
Издательство: Юридический Дом "Юстицинформ"

Борисов А.Н., Махров И.Е. "Комментарий к положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах." - цена: 61.00 руб.
В книге приведена систематизация различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах в зависимости от вида предусмотренной ответственности за их совершение - налоговые правонарушения, нарушения банками законодательства о налогах и сборах, административные правонарушения и преступления. ...
Издательство: Юридический Дом "Юстицинформ"

"Гражданский кодекс Российской Федерации: Части 1, 2 и 3: Официальный текст с изменениями и допополнениями на 1 февраля 2003 года." - цена: 43.00 руб.
Гражданский кодекс РФ дан в редакции Федеральных законен: от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111 -ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЗ, от 16.04.2001 №45-ФЗ, от 15. ...
Издательство: Т.Д."Элит-2000"

Эрделевский А.М., ред. "Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей": Постатейный." - цена: 103.00 руб.
В книге последовательно комментируются статьи Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями, внесенными последующими Федеральными законами, включая Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. ...
Издательство: Юристъ

Пиляева В.В. "Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации." - цена: 135.00 руб.
В постатейном комментарии к новому Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, вводимому в действие с 1 февраля 2003 г., проанализированы основные гражданско-процессуальные принципы и институты, отражены и раскрыты внесенные законодателем новеллы гражданского процесса. ...
Издательство: КноРус

Орловский Ю.П.,Ушакова Н.А., ред. "Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях." - цена: 130.00 руб.
Существенное обновление нормативной правовой базы управления федеральными государственными унитарными предприятиями послужило основанием для переиздания книги. ...
Издательство: Юридический Дом "Юстицинформ"


Таций В.Я., Сташис В.В., ред. "Уголовный кодекс Украины." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Лукашов А.И., ред. "Уголовный кодекс Республики Болгария." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Бессарабов В.Г. "Европейский суд по правам человека." - цена: 66.00 руб.
В учебно-практическом пособии рассматриваются вопросы организации деятельности Европейского Суда по правам человека, в который после ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод могут обращаться российские граждане. ...
Издательство: Юрлитинформ

Чигир В.Ф., ред. "Гражданский кодекс Республики Беларусь." - цена: 323.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Гражданский кодекс Грузии." - цена: 347.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Гражданский кодекс Республики Казахстан." - цена: 347.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Гражданский кодекс Латвийской Республики." - цена: 328.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Елисеев И.В. "Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров." - цена: 257.00 руб.
Книга посвящена исследованию гражданско-правовых аспектов международной купли-продажи товаров. Автор рассматривает основные проблемы источников правового регулирования внешнеторговых сделок, анализирует их понятие и признаки, исследует наиболее значимые элементы договоров международной купли-продажи товаров. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Элон М. "Еврейское право: Перевод с иврита." - цена: 376.00 руб.
В данное издание включен сокращенный вариант фундаментального четырехтомного исследования истории еврейского права. Отечественный читатель впервые получает возможность ознакомиться с историей, источниками и принципами еврейского права, являющегося важнейшей частью иудаизма, блистательным образцом еврейской культуры. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Козочкин И.Д., Трикоз Е.Н., ред. "Уголовный кодекс Австралии 1995 г." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Рагимов И.М., ред. "Уголовный кодекс Азербайджанской Республики." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовный кодекс Республики Беларусь." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Бигвава З.К., ред. "Уголовный кодекс Грузии." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Беляев С.С., ред. "Уголовный кодекс Дании." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовный кодекс Республики Казахстан." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовный кодекс Кыргызской Республики." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Лукашов А.И., Саркисова Э.А., ред. "Уголовный кодекс Латвийской Республики." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Павилонис В., ред. "Уголовный кодекс Литовской Республики." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Максимов В.Г., ред. "Уголовный кодекс Республики Сан-Марино." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Лукашов А.И., Кузнецов Н.Ф., ред. "Уголовный кодекс Польши." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовный кодекс Республики Таджикистан." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовный кодекс Республики Узбекистан." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Головко Л.В., Крылова Н.Е., ред. "Уголовный кодекс Франции." - цена: 309.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Серебренникова А.В., ред. "Уголовный кодекс Швейцарии." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Коробеев А.И., ред. "Уголовный кодекс Японии." - цена: 290.00 руб.
Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран". В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный совместно правоведами и филологами. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

"Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь." - цена: 290.00 руб.
Текст Уголовного-процессуального кодекса Республики Беларусь печатается по официальному изданию: Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999. ...
Издательство: Юридический центр Пресс




О рассылке «Налоговый кодекс …»

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.




О рассылке "Как не платить лишние налоги?"

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс …", но и по совместительству авторами другой популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.



C уважением
ведущий рассылки Сергей Шаповалов,
интернет-проект "Налоговая помощь"
ООО "ТаксХелп"


RB2 Network       RB2 Network


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное