Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как не платить лишние налоги?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате налога на рекламу
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день, уважаемые подписчики!
В преддверии 8 марта компания "Налоговая помощь" поздравляет дорогих женщин, читающих нашу рассылку, с наступающим праздником!
А для мужчин мы нашли замечательную ссылку – генератор нежных поздравлений.
Несколько новостей нашего сайта: Что касается сегодняшнего выпуска рассылки, то для тех, кто знал о нашем проекте "Налоговый экстремизм", сообщаем, что это одна из глав этого неосуществленного книжного проекта. Некоторые другие статьи этого проекта с разрешения их авторов будут размещены на нашем сайте.
Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате налога на рекламу
Целью настоящей работы является анализ положений действующего законодательства, регулирующего отношения по уплате налога на рекламу. Акцент в настоящей работе делается на наличие существующий противоречий в нормативном регулировании отношений по уплате налога на рекламу, означающих для налогоплательщика возможность минимизации соответствующих платежей. С учетом указанного обстоятельства, настоящая работа не претендует на полный и всесторонний анализ действующего законодательства, ограничивая круг исследуемых отношений лишь рядом направлений, направленных на достижение цели указанной выше. Направления же эти следующие:
Необходимо отметить, что учитывая весьма слабую юридическую технику законодателя при установлении положений о налоге на рекламу, в содержащемся в настоящей работе анализе использовано значительное количество актов Конституционного Суда РФ, дающих толкование тех или иных основополагающих положений Конституции РФ и актов законодательства о налогах. В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», акты Конституционного Суда действуют непосредственно и не требую подтверждения какими-либо органами или должностными лицами.
Анализ норм, связанных с установлением налога на рекламуОсновным и единственным актом законодательства, принятым на федеральном уровне, и регулирующим отношения по уплате налога на рекламу, является Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1. Налогу на рекламу в указанном законе посвящен пп. «з» п. 1 ст. 21, следующего содержания: з) налог на рекламу
Как видим, законодатель достаточно скудно определил круг вопросов, связанных с налогом на рекламу, в силу чего анализ норм, связанных с установлением налога необходимо делать с учетом общих положений законодательства о налогах.
По общему правилу, установление налога производится в рамках установления законодателем элементов налогообложения. Впервые в нормативном акте такое требование было сформулировано в ст. 17 части первой НК РФ. Однако, часть первая НК РФ вступила в силу лишь с 01.01.1999 г., то есть значительно позднее вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы». На настоящий момент правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу применения положений ст. 17 НК РФ к налогам, установленным до момента введения в действие части первой НК РФ, состоит в том, что к ранее установленным налогам положения ст. 17 НК РФ не применимы (Определения КC РФ от 04.10.2001 г. № 183-О; от 06.12.2001 г. № 258-О; от 10.04.2002 г. № 83-О). Следует отметить, что подобная позиция Конституционного Суда РФ является весьма спорной, поскольку фактически противоречит положениям ст.ст. 5, 7, 8 ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ. В силу указанной правовой позиции в вопросе об установлении налога на рекламу необходимо обратиться к положениям иных нормативных актов, действовавших до момента введения в действие части первой НК РФ. Таким нормативным актом является все тот же Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а именно ст. 11 Закона: В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:
Фактически, выше приведенное является элементами налогообложения в том виде, в котором законодатель понимал их (элементы налогообложения) до момента введения в действие части первой НК РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. № 183-О; от 06.12.2001 г. № 258-О; от 10.04.2002 г. № 83-О). Что же получается, если экстраполировать эти элементы налогообложения на формулировку пп. 3 п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы»? А получается следующее: з) налог на рекламу
То есть такие элементы налогообложения как источник налога, единица налогообложения, сроки уплаты налога и бюджет в который зачисляется налог – федеральным законодателем в Законе РФ «Об основах налоговой системы» (как в прочем, и любом ином нормативном документе) не определены.
Совместным письмом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 04.06.1992 г. № 5.1/693, Минфина РФ от 02.06.1992 г. № 04-05-20, Госналогслужбы РФ от 02.07.1992 г. № ИЛ-6-04/176 утверждены Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов. Среди прочего указанным документом утверждено примерное Положение о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, подлежащее принятию органом местного самоуправления. Текст указанного примерного Положения, казалось бы, восполняет все пробелы в установлении элементов обложения налогом на рекламу. Но на самом деле, этого не происходит по следующим причинам:
Так что, ситуация с отсутствием установления объектов налогообложения, в том виде как она была охарактеризована выше – остается неизменной.
Следствие отсутствия установления элементов налогообложения очевидно – указанный налог не может рассматриваться как законно установленный. Впервые такое положение четко и безусловно сформулировано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. № 16-П, выдержка из п. 3 мотивировочной части которого приводится ниже: Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Итак, в отсутствие установления всех элементов налогообложения, налог не является установленным законно, и, следовательно, не подлежит уплате. Но, как мы видим, налог на рекламу относится к числу местных налогов. Федеральным законодателем все элементы налогообложения установлены не были, так может быть их вправе был установить соответствующий орган местного самоуправления? Ответ на этот вопрос дается ниже.
Анализ пределов правового регулирования отношений по уплате налога на рекламу на уровне нормативных актов органов местного самоуправления и органов субъектов РФВ соответствии с п. 4 ст. 21 Закона РФ «О плате за землю»: 4. Налоги и сборы, предусмотренные в подпунктах "з" - "х" (т.е. в том числе и налог на рекламу – А.С.) пункта 1 настоящей статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. (в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1) Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Таким образом, федеральным законодателем органам местного самоуправления предоставлено право по установлению местных налогов. Необходимо подчеркнуть, что это право предоставлено именно органу местного самоуправления, а не законодательному органу субъекта РФ. В случае, если на уровне субъекта РФ принят нормативный акт, направленный на регулирование отношений по установлению налога на рекламу – этот акт юридически ничтожен, поскольку является принятым в нарушение компетенции законодательного органа субъекта РФ. Здесь необходимо отметить следующее: в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.
Казалось бы, для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение из общего правила, в силу чего, соответствующий нормативный акт мог бы быть принят законодательным органом указанных городов, являющихся субъектами РФ. Однако, текст указанного закона не содержит прямого указания на то, что такими актами могут устанавливаться налоги. А вопрос установления источников местных доходов – все-таки несколько иное. Далее. Указанное право органов местного самоуправления не является безусловным – оно лишь производное от принадлежащего законодателю права по установлению налогов. Вместе с тем, законодательство не содержит норм, прямо подтверждающих указанную позицию, в связи с чем, для ее подтверждения необходимо обратиться непосредственно к правовой позиции Конституционного Суда РФ. Наиболее четко правовая позиция в этом вопросе изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 г. № 69-О в п. 2 мотивировочной части Определения: 2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, в силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции (Позиция, действительно, была выражена неоднократно, а именно в: Постановлении от 21.03.1997 г. № 5-П, Постановлении от 08.10.1997 г. № 13-П, Постановлении от 11.11.1997 г. № 16-П, Постановлении от 30.01.2001 г. № 2-П – А.С.), является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства... Из Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, закрепление которых в федеральном законе обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации; при этом конституционное полномочие законодательного органа Российской Федерации по установлению налогов означает также его обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия; федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (пункты 2, 3 и 4 мотивировочной части Постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).
Таким образом, можно уверенно сказать, что даже при наличии нормативного акта, принятого органом местного самоуправления, которым бы восполнялись все пробелы правового регулирования отношений по установлению элементов обложения налогом на рекламу – этот налог тем не менее не является законно установленным. По той простой причине, что принятием такого нормативного акта орган местного самоуправления вторгается в прерогативу федерального законодателя, что недопустимо.
Анализ норм, связанных с установлением объекта налогообложенияОпределен ли объект налогообложения фразой «налог уплачивают лица, рекламирующие свою продукцию»? Представляется, что если и считать, что, да, определен, то – определен как минимум недостаточно. Очевидные вопросы, которые возникают в связи с этой формулировкой:
Ответы на часть этих вопросов даны в разделе III Письма Госналогслужбы РФ от 03.02.1993 г. № ВЗ-6-04/62 «О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах». Вот только достаточен ли юридический статус этого письма для того, чтобы считать, что им (письмом) даны правомерные разъяснения по вопросу установления объекта обложения налогом… Представляется, что такой вывод был бы неправомерным. Так, согласно п. 7 совместного Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»: Исходя из статьи 7 вводного Закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, применять названное разъяснение, а равно любое иное разъяснение, данное Госналогслужбой, а ныне МНС РФ не представляется возможным по той простой причине, что оно (такое разъяснение) в любом случае дополняло бы законодательство о налогах и сборах.
И уж совсем недопустимыми являются факты, когда местным нормативным актом объект налогообложения устанавливается значительно более широким, нежели то, как он определен федеральным законодателем. В качестве примера такого «творчества» можно привести норму, содержащуюся в п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 21.11.2001 г. № 59 «О налоге на рекламу»: 1. Объектом налогообложения признаются:
Как видим, законом Москвы предусмотрено обложение налогом на рекламу работ, выполняемых рекламодателем самостоятельно, а это противоречит закону федеральному, согласно которому обложение происходит лишь в отношении стоимости услуг, оказанных рекламодателю. Очевидно, что сам себе рекламодатель услуги оказать не может, и более не того, не может уплатить за них какую-либо стоимость.
Краткое резюме по итогам анализаРезюмируя все выше сказанное, можно отметить следующее:
Алексей Сухоруков
(известный на форуме "Налоговая помощь" под именем Некто), Юрист Консалтинговой группы "УралИНКО" Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 85, офис 307 Телефон/факс: (3432) 53-62-25, 53-62-28, 70-25-33
Баннерная реклама в рассылке Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"
О рассылке «Налоговый кодекс …»
![]()
|