Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как не платить лишние налоги?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Когда ошибается инспектор
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день, уважаемые подписчики!
26 февраля юридическая компания "ТаксХелп" проводит налоговый семинар "Новое в обложении акцизами операций с нефтепродуктами". Семинар проходит при информационной поддержке журнала "Нефть-Газ-право", журнала "Финансовый директор", газеты Учет.Налоги.Право и "Бюро правовой информации" .
Стоимость участия в семинаре 170$ (НДС не облагаются). Существует система скидок. В частности, для тех, кто был на нашем предыдущем семинаре, установлена скидка в 10%.
Для регистрации на семинаре заполните анкету и направьте ее по факсу (095) 190 - 44 - 56 или по электронной почте (последнее можно сделать прямо с этой страницы). Мы выставим Вам счет. После оплаты нашего счета направьте нам по факсу копию вашей платежки.
Каждый зарегистрированный участник семинара имеет возможность заранее задать свои вопросы по теме семинара, ответы на которые Вы хотели бы получить на семинаре. Для этого необходимо выслать содержание вопроса, а также название и контактный телефон Вашей организации по e-mail seminar@law.agava.ru. Последний день приема вопросов - 20 февраля.
Уже известный вам журнал "Практический бухгалтерский учет" тоже является информационным спонсором нашего семинара. Для сегодняшней рассылки он предоставил нам еще одну налоговую статью.
Когда ошибается инспекторИмеет ли налоговый инспектор право на ошибку? В результате выполнения ошибочных разъяснений налоговых органов (как общих, так и адресных) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (в порядке подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ) у налогоплательщика возникли убытки. При применении разъяснения неправильно исчислен налог, и по результатам выездной налоговой проверки взысканы пени (реальный ущерб). Правомерно ли взыскание пени?Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т. е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пеня не относится к мерам ответственности. Итак, налогоплательщик не уплатил подлежащий уплате налог в установленный законодательством срок. На основании приведенных выше норм НК РФ данное обстоятельство является достаточным основанием для начисления пени. Следовательно, формально взыскание пени в данном случае будет правомерным. Складывается ситуация, когда при наличии вины налогового органа, давшего ошибочные разъяснения, с налогоплательщика может быть взыскана пеня. Можно ли взыскать убытки с налогового органа?Вправе ли налогоплательщик взыскать с налогового органа, давшего не основанные на законодательстве о налогах и сборах разъяснения, понесенные убытки (взысканную с налогоплательщика пеню)? Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных, в частности, налоговым органом, исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и освобождает от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Уже было сказано, что пеня, взыскиваемая с юридических лиц, не является мерой ответственности. Как указал в свое время Конституционный суд РФ, пени представляет собой «компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона» (постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П). Позже данное положение нашло свое отражение в нормах НК РФ. Таким образом, при получении не основанных на законодательстве разъяснений налоговых органов, налогоплательщик освобождается от применения к нему налоговой санкции, а именно штрафа, но не от необходимости уплаты в бюджет недоимки и пени, ибо недоимка и пеня в соответствии с НК РФ не относится к мерам ответственности. Посмотрим на проблему с другой стороны. Каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ). Налоговые органы несут ответственность за причиненные налогоплательщику убытки (п. 1 ст. 35 НК РФ). Убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом (ст. 13 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Что применять?Из всего сказанного следует обязанность налоговых органов по возмещению причиненных налогоплательщику убытков. При этом убытки должны возмещаться на общих основаниях. Особый порядок возмещения убытков налоговым законодательством не установлен. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ). По общему правилу нормы ГК РФ применимы лишь к гражданским правоотношениям, основанным на юридическом равенстве сторон. К властным отношениям правила могут применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Согласно статье 8 ГК РФ причинение вреда другому лицу - одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Обязательства вследствие причинения вреда (в частности, в результате дачи ошибочных разъяснений) являются одним из видов внедоговорных обязательств, регулируемых гражданским законодательством. Эти обязательства возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. В таком обязательстве потерпевший выступает в качестве кредитора, а причинитель - в качестве должника. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). НК РФ не дает определения понятия убытков, следовательно, нужно исходить из понятия, данного в ГК РФ. Убытками - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Тот аргумент, что в указанной ситуации налицо налоговые правоотношения, а не гражданские, не следует принимать во внимание, поскольку последствия причинения лицу ущерба регламентируются гражданским, а не налоговым законодательством. Таким образом, в данном случае следует применять гражданское законодательство. Причина и следствиеВ соответствии со статьями 16, 1064, 1069 ГК РФ, а также статьи 35 НК РФ налогоплательщику для обоснования требований о возмещении убытков, причиненных ему в результате неправомерных действий или бездействия налоговых органов, необходимо в установленном законодательством РФ порядке подтвердить наличие:
Пени в данном случае выступают в роли убытков в виде утраты денежных средств (реального ущерба) налогоплательщика. Неправомерность означает совершение действий с нарушением норм права. Неправомерность действий налогового органа, подтверждается результатами выездной налоговой проверки, по результатам которой была установлена ошибочность разъяснений (которые не соответствуют налоговому законодательству). Причинно-следственная связь возникает в том случае, когда обстоятельства, являющиеся следствием, с необходимостью вытекают из обстоятельств, послуживших причиной обстоятельств следствия. Налогоплательщику необходимо будет подтвердить, что выявленные в результате проверки правонарушения являются следствием выполнения разъяснений налоговых органов. Между тем, разъяснения налоговых органов не относятся к законодательству о налогах и сборах и не являются обязательными для применения налогоплательщиками (ст. 1, п. 2 ст. 4 НК РФ). Более того, в силу налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик вправе не следовать разъяснениям, полученным от налоговых органов. Таким образом, само по себе издание (принятие) налоговым органом нормативного подзаконного акта разъяснительного характера (либо предоставление адресной консультации налогоплательщику) не влечет с необходимостью неблагоприятных для налогоплательщика последствий, поскольку последний не обязан их выполнять, если посчитает, что такие разъяснения противоречат действующему налоговому законодательству. На первый взгляд, налоговый орган создал лишь условия для возникновения у налогоплательщика вреда (убытков) и причинно-следственная связь отсутствует. Между тем, налоговое законодательство устанавливает «особый» порядок использования разъяснений налоговых органов. Очевидным является тот факт, что в силу специфики деятельности налоговых органов разъяснения налогового законодательства, получаемые налогоплательщиком от налоговых органов, должны рассматриваться налогоплательщиком как квалифицированные (соответствующие налоговому законодательству). Данный вывод базируется на том, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику право на получение от налоговых органов разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, одновременно возлагая на налоговые органы корреспондирующую указанному праву обязанность. В случае выполнения налогоплательщиком полученных разъяснений налоговое законодательство исключает вину налогоплательщика (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), тем самым, освобождая последнего от налоговой ответственности. Следовательно, налогоплательщик, получивший письменные разъяснения налогового органа, вправе рассчитывать на их соответствие действующему налоговому законодательству, в связи с тем, что такие разъяснения получены от компетентного (уполномоченного на дачу таких разъяснений) органа. Кроме того, налоговый орган, принимая соответствующие разъяснения, мог и должен был предвидеть наступление противоправного результата. Таким образом, наличие причинной связи в данном случае сомнений не вызывает. Предоставление разъяснений находится в юридически значимой связи с наступившим результатом. Учитывая, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков (см. определение КС РФ от 25.07.01 № 138-О), следует исходить из того факта, что налогоплательщик, имеющий право не выполнять разъяснения налоговых органов, выполнивший полученные разъяснения, должен рассматриваться как добросовестный (пока не доказано обратное). Налогоплательщик, исходивший из соответствия налоговому законодательству разъяснений налогового органа, не должен нести расходы, связанные с ошибками, допущенными налоговыми органами при предоставлении разъяснений налогового законодательства. Таким образом, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик вправе взыскать с налогового органа понесенные убытки – взысканную пеню. Важное замечаниеНалогоплательщик обязан потребовать возмещения убытков или налоговый орган должен по своей инициативе возместить их? Налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ). Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 35 НК РФ). Из изложенных норм следует, что у налогового органа возникает обязанность по возмещению убытков только в том случае, если обратившиеся за возмещением убытков юридические или физические лица являются налогоплательщиками. Статья 21 НК РФ посвящена правам налогоплательщика, т. е. тем правовым возможностям, которые налогоплательщик может использовать, но не обязан. Таким образом, если налогоплательщик воспользовался своим правом на возмещение убытков и для этого есть все правовые основания, то налоговый орган обязан их возместить.
Александр Филимонов
г. Москва
Баннерная реклама в рассылке Новинки книжного магазина "Налоговая помощь"
О рассылке «Налоговый кодекс …»
![]()
|