Неделю назад, 13 ноября, мы опубликовали статью Дмитрия Фотинова "Несколько слов в пользу реструктуризации налога на пользователей автомобильных дорог". В ответ на предложение Дмитрия обсудить поднятую им тему, мы получили статью, которую и приводим ниже.
О правовой природе реструктуризации налогов
Реструктуризация задолженности по налогам и сборам перед бюджетом выходит за рамки законодательства о налогах и сборах. В ее основе лежит статья 115 Федерального закона N36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", в соответствии с которой Правительству РФ поручается определить порядок и сроки проведения реструктуризации задолженности предприятий и организаций перед федеральным бюджетом. Соответствующий порядок определен Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N1002, действие которого дважды продлевалось (вплоть до настоящего времени) вместе с продлением статьи 115 Закона N36-ФЗ.
В то же время правоотношения, возникающие в ходе реструктуризации, по своей природе относятся к налоговым правоотношениям (соответствуют критериям, приведенным в пункте 2 статьи 1 НК), поэтому в силу императивной нормы, закрепленной пунктами 1, 4 и 5 статьи 1 НК, могут устанавливаться только самим Налоговым кодексом и актами Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов власти, принятыми в соответствии с НК. Довод о бюджетной природе этих правоотношений вряд ли уместен.
Таким образом, возникает коллизия двух нормативных актов равной юридической силы – закона N36-ФЗ и Налогового кодекса. В соответствии с судебной практикой разрешения подобных коллизий применению подлежит акт, имеющий специальный характер, т.е. налоговый кодекс. В рассматриваемом случае это означает, что реструктуризация, предусмотренная законом N36-ФЗ, может осуществляться в порядке, не противоречащем НК. А это автоматически приводит к мысли, что вся "вольница", установленная Постановлением N1002, является незаконной, поскольку Налоговый кодекс содержит иные основания и порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов и пеней (глава 9 части I НК), а также иной порядок списания задолженности по налогам, сборам и пеням (статья 59).
Постановлением N1002, помимо прочего, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, осуществить реструктуризацию задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Хотя эта рекомендация не основана на Законе N36-ФЗ, многие субъекты РФ на основании Постановления N1002 издали соответствующие акты. В Москве, например, таким документом является Постановление Правительства Москвы от 12.10.99 N928, дополненное в текущем году Приложением N4 "Положение о порядке реструктуризации долгов по платежам в бюджет г. Москвы в 2001 году".
По мнению МНС не существует никаких ограничений для издания органами исполнительной власти субъектов РФ и местными властями подобных постановлений (Письмо МНС от 08.10.01 N ВМ-6-08/761@). Некоторые инспекции МНС даже указывают, что право на "региональную" и "местную" реструктуризацию основано на бюджетом законодательстве РФ. В то же время Бюджетный кодекс РФ вполне однозначно определяет, что органы исполнительной власти субъектов РФ (статья 59) и органы местной власти (статья 64) могут предоставлять отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Проведение реструктуризации и вовсе не перечислено в составе бюджетных полномочий субъектов РФ и местных властей.
Общий вывод: и Постановление Правительства РФ N1002, и аналогичные акты регионального и муниципального уровней могут быть признаны незаконными и недействующими в судебном порядке.
Частный вывод: если отбросить в сторону указанный выше риск (и согласиться с мнением МНС) органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют полную свободу в установлении порядка реструктуризации задолженности по налогам и сборам, поступающим в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Это означает, что утвержденный этими органами порядок реструктуризации не обязательно должен соответствовать порядку, приведенному в Постановлении Правительства РФ N1002.
Сергей Косткин Аспирант кафедры аудита Всероссийского Заочного Финансово-экономического Института
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.
Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.
Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный налоговый сайт "Налоговая помощь" продается. Ежедневно сайт посещают около 150-400 человек. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства.
Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.
Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите ведущему рассылки Сергею Шаповалову