Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


[КНИГИ ПО НАЛОГАМ]            [ЦЕНЫ НА НАШИ УСЛУГИ]

Внимание!!! Налоговый клуб МНС РФ и Фонд "Институт прямых инвестиций" 29 мая проводят конференцию "Вторая часть налогового кодекса - перспективы и методика применения". Конференция предоставит предприятиям возможность получить разъяснения по актуальным проблемам нового налогового законодательства максимально высокого профессионального уровня: Министра МНС Букаева Г.И., Первого зам. министра Минфина Шаталова С.Д., других высших должностных лиц МНС и Минфина. Специальные вопросы применительно к отдельным экономическим секторам будут обсуждаться в рамках трех секций. Оргкомитет: (095) 777-3456 или на сайте: http://www.ivr.ru, e-mail: ipi@ivr.ru.


Законопроект по налогообложению прибыли: дьявол кроется в мелочах

Наиболее обсуждаемым событием налоговой реформы в последнее время несомненно является принятие в первом чтении 4 апреля 2001 года Государственной Думой проекта Главы 25 Налогового Кодекса. Складывается впечатление, что и законодатели, и чиновники, и деловое сообщество находятся в состоянии очередной эйфории. На самом деле, принятие в первом чтении ­ весьма символическое событие, в ходе которой содержание текста практически не обсуждается. На данном этапе депутаты решают лишь концептуальные вопросы, такие как соответствие законопроекта Конституции, нужен ли он вообще и насколько он необходим именно сейчас.

Наиболее же существенные поправки вносятся на этапе второго чтения. Учитывая тот факт, что принятый проект уже является результатом компромисса между двумя предыдущими версиями, Минфина и группы депутатов, каких­либо концептуальных изменений вряд ли стоит ожидать. Кроме того, учитывая общую направленность налоговой реформы, а также четко выраженное Президентом пожелание принять законопроект как можно быстрее, значительные задержки в дальнейшем его рассмотрении также маловероятны.

Итак, какие же новшества нам уготовил проект, принятый в первом чтении?

Прежде всего, введена новая концепция налогооблагаемой прибыли, определяемая как разница между доходами и расходами. При этом доходом признается любая экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить, включая доходы от реализации и внереализационные доходы. Такой подход представляется экономически нерациональным, так как общее определение дохода включает поступления, которые экономически никак не могут считаться доходами. Для решения этой проблемы Глава содержит перечень доходов, «не учитываемых при определении налоговой базы», среди которых, например, полученные от других организаций кредиты или взносы в уставный капитал, выручка комитента, поступившая на счет комиссионера и др. На самом деле введение такого перечня все равно не решает проблемы, так как при составлении перечня исключений законодателю сложно учесть всех возможные ситуаций реальной жизни, что может привести к произвольной интерпретации некоторых ситуаций со стороны налоговых органов, и как следствие, к судебным процедурам.

Значительным шагом вперед явилось введение давно обещанного правительством принципа налогового вычета обоснованных и экономически оправданных расходов, необходимых для ведения бизнеса.

Кроме того, установлен открытый перечень расходов, вычитаемых из выручки для целей налогообложения. На наш взгляд, однако, в российских условиях перечень конкретных расходов также необходим, несмотря на наличие общего принципа. Ведь если не перечислить конкретные виды расходов, то налогоплательщик вынужден каждый раз доказывать обоснованность тех или иных расходов. А поскольку перечень открыт, то у налогоплательщиков остается свобода вычета и иных видов расходов, не указанных в перечне, при условии их соответствия общему принципу обусловленности необходимости расходов требованиям бизнеса. Соответственно будет отменен старый перечень, установленный еще в 1992 году постановлением правительства. Согласно предлагаемым правилам, будут полностью сняты ограничения на вычет расходов на рекламу, на оказание услуг по управлению другими предприятиями, услуг по предоставлению технического персонала, лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности и расходы по страхованию.

В отношении процентов по заемным средствам сняты ограничения по отнесению на себестоимость в зависимости от вида заемных средств (банковский кредит или небанковский заем) а также по использованию займа. Так, согласно действующим правилам, если заем направляется на приобретение необоротных активов, то проценты по таким займам не относится на затраты, а включается в стоимость соответствующего актива. То же самое относится и к процентам по заемным средствам, используемым на финансирование строительства. По новым же правилам данные ограничения, видимо, будут сняты. Вместе с тем, некоторые ограничения на вычет процентов остаются, в частности, верхний предел процентной ставки (12% по валютным кредитам и ставка рефинансирования ЦБ, увеличенная на 3 пункта ­ по рублевым). Кроме того, общий вычет процентов, выплачиваемых акционеру (участнику), будет ограничен предельным соотношением заемных к собственным средствам предприятия и процентом участия данного акционера. Сделано это для недопущения ситуации, при которой прибыль предприятия «выкачивается» в пользу акционеров посредством выплаты процентов.

Кроме того, остаются ограничения на вычет представительских расходов, хотя теперь они будут привязаны к размеру фонда оплаты труда, что косвенно должно стимулировать предприятия показывать в отчетности фактическую заработную плату. Негативным фактором является и устаревшее определение представительских расходов, также оставшегося с советских времен. Сохраняются ограничения и на вычет и расходов на подготовку кадров.

Важным новшеством является изменения амортизационной политики для целей налогообложения. Во всех странах бухгалтерский и налоговый учет амортизации разделены, причем нормы амортизации в налоговых целях зачастую гораздо более благоприятны. В России же до сих пор действуют нормы амортизации, установленные еще в советское время, которые явно не являются эффективным механизмом накопления предприятиями средств для обновления производственных активов. Теперь вместо действующих норм будет введена возможность использования всеми налогоплательщиками ускоренной амортизации, т.е. списания стоимости активов методом «уменьшающегося остатка». При данном методе предприятия смогут списывать в первые года эксплуатации активов большую часть их стоимости, и, тем самым, способствовать более быстрому обновлению основных фондов. Кроме того, для операций лизинга данные нормы могут быть увеличены в два раза. Вместе с тем, из существующего текста документа не ясно, какие конкретно нормы может использовать налогоплательщик, т.е. будет ли он определять их самостоятельно исходя из предполагаемого срока службы активов, или их, как и сейчас, будут устанавливать правительство.

Кроме того, следует отметить некоторые противоречия между определением основных средств и нематериальных активов, используемым в проекте и в действующем бухгалтерском законодательстве. На наш взгляд, данные противоречия должны быть устранены. Вместе с тем, новые нормы не будут применяться к «старым» основным фондам, находящимся на балансе на момент вступления в силу новых принципов. Кроме того, в проекте к сожалению, вообще не нашли отражения вопросы о признании результатов переоценки для целей налогообложения, а также возможность применения индекса­дефлятора к остаточной стоимости основных фондов при их реализации.

При том, что будут увеличены нормы амортизации, хорошим знаком является и сохранение льготы по капитальным вложениям в размере не выше 50% от налогооблагаемой прибыли. Вместе с тем, по прошествии 5 лет после принятия новой главы, данная льгота будет поэтапно отменена.

Серьезно улучшены правила о переносе убытков, понесенных налогоплательщиком, на будущие периоды. Срок, в течение которого убытки теперь могут переноситься на будущее, составит десять лет, а не пять, как теперь. Кроме того, будет отменено ограничение по распределению убытка равными долями на каждый год, что и сейчас успешно опровергается судебной практикой. Также в проекте содержится норма о вычете убытков при реализации активов, в течение остаточного срока эксплуатации такого имущества. В настоящее время на практике налоговые органы отказывают в таком вычете.

Проект содержит ряд специфических норм, направленных на поощрение добровольного страхования сотрудников предприятия, а также страхования имущества и ответственности. Так, существующее ограничение на вычет таких расходов будет полностью отменено. Вместе с тем, сохранятся ограничения на вычет расходов по страхованию сотрудников, видимо, с целью недопущения дальнейшего использования «зарплатных» схем.

Что касается налоговых льгот, то их перечень значительно сокращен. Так, отменена льгота по налогу для киноиндустрии, для прибыли от вновь созданного производства, для средств массовой информации, а также в отношении средств, полученных безвозмездно на финансирование капитальных вложений и на покрытие убытков. Вместе с тем, осталась льгота в отношении средств, передаваемых безвозмездно между основой и дочерней организацией при условии 50% участия в капитале последней. Сохранилось и право региональных и местных органов власти предоставлять дополнительные льготы в пределах средств, поступающих в их бюджеты.

С точки зрения борьбы с уклонением от налогообложения введены две принципиально новые концепции, заимствованные из зарубежного законодательства. Так, вводятся положения, известные законодательству большинства развитых стран как «правила о контролируемых зарубежных компаниях». Так, российская компания, имеющей дочерние компании в странах с низким налогообложением, будет обязана включить прибыль этих компаний в базу для налога, уплачиваемого в России. При этом остается непроработанным механизм реализации данных положений, а кроме того, за рамками действия данных правил все равно остается огромное количество оффшорных компаний, так или иначе связанных с российским бизнесом, но не имеющих прямого участия последнего в их капитале.

Другим любопытным нововведением является положение о том, что при осуществлении выплат в пользу оффшорных компаний российская организация не сможет вычесть такие расходы для целей налогообложения без предварительного одобрения налоговыми органами. При этом, однако, законопроект не устанавливает конкретного перечня документов, которые могут затребовать налоговые органы для выдачи соответствующего разрешения. Кроме того, такая норма неизбежно создает почву для коррупции.

Важные новшества содержатся в положениях о налогообложении иностранных компаний, осуществляющих бизнес на территории России или получающих доходы из источников в России. Эти нормы приведены в соответствие с международными правилами, в частности, с положениями многих соглашений об избежании двойного налогообложения. Похоже, Россия в этом смысле даже опередила некоторые зарубежные страны. Так, согласно новым правилам не будет считаться налоговым присутствием наличие склада товаров, принадлежащих иностранной компании; наличие постоянного офиса, занимающегося подготовительной и вспомогательной деятельностью; офиса, сотрудники которого наделены полномочиями простого подписания контрактов. Кроме того, изменился порядок получения российскими организациями, выплачивающими доход в пользу зарубежных компаний, разрешения налоговых органов на неудержание налога. В настоящее время такое разрешение возможно получить только в отношении «пассивных доходов», в то время как определения таких доходов закон не содержит, что опять же оставляет почву для произвола налоговых органов. Согласно же проекту, налоговые органы не смогут отказать в предварительном освобождении от налога, вне зависимости от вида доходов, при условии, конечно, что такие доходы освобождены от налога согласно международному соглашению.

В целом, проект Главы 25 производит положительное впечатление, и его следует приветствовать как важнейший шаг в реализации налоговой реформы. Между тем, проект содержит множество технических неточностей, внутренних противоречий, и безусловно нуждается в дальнейшей юридической проработке. Остается надеяться, что такая проработка будет проведена в ходе второго и третьего чтений. В качестве практической рекомендации можно посоветовать очень внимательно читать проект, так как он содержит не просто новую концепцию налога на прибыль, но и новые правила в отношении множества видов операций, которые не урегулированы действующим законодательством.

Несмотря на то, что до начала следующего года еще далеко, следует иметь в виду, что законопроект должен пройти все стадии принятия Думой, Советом Федерации, получить одобрение Президентом и быть официально опубликованным до 1 декабря 2001 года. В случае, если данный срок не будет соблюден, как это не раз происходило в практике российского законотворчества, российское деловое сообщество так и не увидит реформированного налога на прибыль в следующем году.

Владимир Гидирим
Старший консультант налогового отдела "Артур Андерсен"
г. Москва

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



RLE       RB2 Network

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.

Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.

Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный юридический сайт "Юрпомощь" продается. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства. Среднее количество ежедневных посещений этого сайта около 150 человек.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите нам






Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Анализ главных бизнес-новостей
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное