Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как не платить лишние налоги?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Отменяем налог с продаж: часть II
В прошлом выпуске рассылки мы поговорили о решении ВС РФ, которое предвосхитило Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Напомним, что подпункт "д" пункта 1 статьи 20 Закона об основах налоговой системы определял Налог с продаж как налог субъектов федерации. Естественно, что никакой антиконституционной крамолы в этом нет, поэтому КС РФ признал указанный подпункт не противоречащим Конституции РФ.
А вот с пунктом 3 той же статьи того же закона все оказалось намного сложнее. Положения первых четырех частей указанного пункта были признаны противоречащими части 1 статьи 19, части 3 статьи 55 и статье 57 Конституции РФ.
По мнению Суда, указанные положения закона не обеспечивают необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов РФ и правоприменительной практикой.
Неопределенность норм налогового законодательства может, с одной стороны, привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками, к нарушению равенства граждан перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ) и к нарушению принципа ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в необходимой мере (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). С другой стороны, та же неопределенность налоговых норм может приводить к уклонению налогоплательщиков от исполнения конституционной обязанности по уплате налога (статья 57 Конституции РФ).
Федеральный закон
Судьи КС нашли в Законе об основах налоговой системы целый ряд неясностей и противоречий.
1. Объект налогообложения. Устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво определить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения.
Во-первых, в законе используются неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении норм Закона об основах налоговой системы: "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "товары и услуги не первой необходимости" (часть вторая пункта 3 статьи 20). Кстати, термин "услуги оптом" не понятен не только юридически, но и даже на бытовом уровне.
Во-вторых, в законе произвольно перечисляются лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж. Критериев отнесения реализации других товаров (работ, услуг) к объекту обложения НСП в законе не предусмотрено.
В-третьих, в законе субъектам РФ предоставлена возможность устанавливать свои, дополнительные к установленным, перечни товаров (работ, услуг), реализация которых облагается налогом с продаж (часть вторая пункта 3 статьи 20). Однако, такие полномочия субъектов РФ в части, допускающей расширение налоговых обязательств на региональном уровне, не соответствуют Конституции РФ.
Таким образом, федеральный законодатель не обеспечил исполнение требования о том, что объект налогообложения подлежит установлению только федеральным законом (п. 3 ст. 12 НК РФ) и надлежащим образом, и потому данный существенный элемент налогообложения по налогу с продаж не может считаться определенно установленным.
2. Налоговая база. Федеральный законодатель смешал понятие объекта налогообложения и стоимостной характеристика объекта налогообложения – налоговой базой (пункт 1 статьи 38 и пункт 1 статьи 53 НК РФ).
Объектом налогообложения по налогу с продаж является реализация товаров (работ, услуг). В части же второй пункта 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы объектом налогообложения по налогу с продаж названа и стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
3. Налогоплательщики. Общим принципом законно установленного, в том числе регионального, налога является определение федеральным законодателем исчерпывающим и не дискриминирующим образом круга плательщиков этого налога.
Не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.
Плательщиками налога с продаж признаются юридические лица (в том числе иностранные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ (часть первая пункта 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы).
Из содержания данной нормы, однако, неясно, относится ли формула "самостоятельно реализующие товары (работы, услуги)" только к индивидуальным предпринимателям или же ко всем плательщикам налога с продаж. Неопределенна и сама эта формула: нет необходимости указывать в законе на самостоятельность хозяйствующего субъекта в распоряжении своим имуществом; неясно, являются ли плательщиками налога с продаж, например, те, кто реализуют товары (работы, услуги) по поручению собственника. Некорректность этой формулы в отношении плательщиков налога с продаж приводит к ее неоднозначному толкованию в правоприменительной практике.
Положения пункта 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы также не исключают применение налога с продаж в отношениях между собой двух хозяйствующих субъектов (и одновременно плательщиков данного налога) - как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, что не обеспечивает самостоятельность объекта налогообложения и противоречит сущности налога с продаж как налога на потребление.
Закон об основах налоговой системы к продаже за наличный расчет приравнивает продажу с использованием безналичных форм расчета посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручению физических лиц (часть четвертая пункта 3 статьи 20). Исходя из того, что под физическими лицами в соответствии с НК РФ понимаются наряду с гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства зарегистрированные в установленном порядке физические лица - индивидуальные предприниматели, указанная норма, таким образом, приравнивает к продаже за наличный расчет оплату расчетными чеками банков, которую осуществляют индивидуальные предприниматели.
Поскольку расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 861 ГК РФ), то один и тот же продавец (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), реализующий изготовленный или закупленный им один и тот же товар, может как относиться к плательщикам налога с продаж, так и не быть им.
Определение круга налогоплательщиков в зависимости от формы осуществления ими расчетов, произвольное и немотивированное приравнивание расчетов в безналичном порядке к наличным расчетам ставит юридические лица, приобретающие товары по безналичному расчету, и индивидуальных предпринимателей (их безналичные расчеты приравнены к наличным) в неравное положение, обусловленное различием организационно-правовых форм их хозяйственной деятельности. Неопределенный характер классификации плательщиков налога с продаж приводит - в противоречие со статьей 19 НК РФ - к неоднозначному пониманию его и региональными законодателями, и правоприменителями, и плательщиками налога и, следовательно, допускает возможность произвольного его применения.
4. Налоговая юрисдикция. Закон об основах налоговой системы, предоставляя субъектам РФ право ввести налог с продаж, не определил характер этого налога как территориального, т.е. не решил вопрос о налоговой юрисдикции регионов.
Неурегулированность федеральным законом вопросов налоговой юрисдикции не исключает неоднократное налогообложение операций, в том числе носящих межрегиональный характер, при реализации товаров, работ и услуг за наличный расчет. Регламентация же налоговой юрисдикции субъектов РФ законами самих субъектов РФ может приводить к нарушению прав и интересов других субъектов РФ.
5. Ставка налога. Употребленная в части шестой пункта 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы формулировка "ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов" некорректна, поскольку допускает различное понимание (как включая 5 процентов, но не более, так и менее 5 процентов).
Все эти неясности и противоречия Закона об основах налоговой системы КС РФ постановил устранить и привести указанный Закон в соответствие с Конституцией РФ. Другими словам, Госдума должна принять поправки в Закон об основах налоговой системы. Если же этого не произойдет в течение этого года, то с 1 января 2002 года положения частей 1-4 пункта 3 статьи 20 Закона будут отменены, а вместе с ними фактически перестанет взиматься НСП.
Спрашивается, а почему отменят только с 01.01.2002? Дело в том, что КС РФ посчитал, что незамедлительная отмена НСП подорвет экономику субъектов федерации, а значит приведет к нарушению прав и свобод граждан. А это недопустимо. К слову сказать, по нашим сведениям, например поступления от НСП в городской бюджет Саратова достигают 60%! Примерно так же обстоят дела и в других регионах.
Законы субъектов федерации
Если уж затронули регионы, то поговорим о региональных законах. Одновременно с Федеральным законом в этом деле КС проверял положения Законов "О налоге с продаж" нескольких субъектов федерации, в том числе и уже известный нам Закона Челябинской области, а также Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" и Закон Кировской области "О налоге с продаж".
Естественно, что Суд признал неконституционными те нормы региональных законов, которые основаны на положениях частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы и воспроизводят их.
Что касается Законов других субъектов федерации (тех, которые КС не проверял в этом деле), то в соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных актов, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие признаны Постановлением КС не соответствующими Конституции РФ, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ.
Однако, пока законодатели будут приводить свои Законы в соответствие с Конституцией неясности в нормативных актах будут существовать. И тут надо хорошо помнить, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога и сбора (пункт 7 ст. 3 НК РФ).
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
Шаповалов Сергей
Директор по развитию Аудиторской фирмы "Финкомаудит"
г. Москва
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||