Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Социальное право

  Все выпуски  

Социальное право


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Э.И. ЧЕЛЯБОВА

Челябова Э.И., аспирантка кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.

Каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их нормальному росту и развитию, а именно: неисчислимые страдания, связанные с войнами и насилием, расовой дискриминацией, апартеидом, агрессией, иностранной оккупацией и аннексией; неблагополучной демографией, вынужденным оставлением своих семейных очагов. Кроме того, каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса - от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды.

Терпимость общества ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Таким образом, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении детей в рамках семьи, особенно значима.

Начало нового этапа государственной политики в области защиты прав детей положено после того, как в сентябре 1990 г. были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также специальный план действий по ее осуществлению. 1 июня 1992 г. Президент РФ издал Указ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы". Указ включает различные меры национального, экономического, юридического, демографического характера, направленные на решение проблемы выживания, защиты и развития детей, являющихся приоритетными как на федеральном, так и региональном уровне. В результате детская политика перестала быть придатком демографической или семейной, приобрела самостоятельный и комплексный характер.

Цели и принципы государственной политики в области защиты прав детей сформулированы в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

А в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике Президентом РФ 18 августа 1994 г. был подписан Указ N 1696, в котором Федеральная программа "Дети России" утверждена в качестве президентской. "Улучшение положения детей в РФ, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обеспечения и развития детей - ключевая цель национального развития", - говорится в обосновании разработки программы <1>.

--------------------------------

<1> Президентская программа "Дети России" // Рос. газета. 1994. 27 авг.

Проведение социальной политики обеспечивается принятием решений не только высшими органами федеральной власти России, но и их подкреплением на местах решениями органов власти республик, краев и областей. В Республике Дагестан принята Программа "Дети Дагестана" и другие нормативно-правовые акты, направленные на улучшение благосостояния детей. Они претворяются в жизнь совместными усилиями Госсовета РД, Правительства РД, Министерств образования, труда и социального развития, по делам молодежи и туризму, правоохранительных органов.

Приостановлению роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков и предотвращению правонарушений против несовершеннолетних посвящены Указы Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" и от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". С целью дальнейшего совершенствования мер профилактики 21 мая 1999 г. Государственной Думой РФ принят Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", служащий правовой базой для предупреждения беспризорности, а кроме того, обеспечивающий защиту прав несовершеннолетних, способствующий профилактике малолетних правонарушителей, их адаптации к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Эти документы явились законодательной основой создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве РД образована Комиссия по делам несовершеннолетних, аналогичные комиссии на уровне районов и городов функционируют под руководством заместителей глав администраций, курирующих социальную сферу <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РД от 1 сентября 1999 г. N 202.

Важное значение для защиты детства имел и Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национального плана в интересах детей)", в котором были определены основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ <3>.

--------------------------------

<3> Указ Президента РФ "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" // Рос. газета. 1996. 28 февр.

В качестве приоритетных направлений развития социальной политики в системе мер противодействия криминальной активности в детско-подростковой среде на сегодняшний день выступают:

- всемерное укрепление семьи как наиболее значимого социального института, оказывающего решающее влияние на формирование личности несовершеннолетнего;

- полноценное решение проблем реабилитации, воспитания и образования детей-сирот и детей без попечения родителей;

- реализация комплекса мер по существенному улучшению ситуации в области образования подрастающего поколения как особой сферы, требующей дальнейшего развития;

- создание необходимых предпосылок для противодействия распространению наркотиков среди несовершеннолетних, противодействия вовлечению их в незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;

- создание комплексной системы правового воспитания, нацеленной на обеспечение реальной альтернативы криминальному образу жизни.

Смена государственной политической и экономической системы, пересмотр всего законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного и ведомственного управления, все остальные "перестроечные" процессы отразились в первую очередь на несовершеннолетних, входящих в так называемую группу риска, разрушая традиционные устои выживания. Жизнь детей в неблагополучных семьях принимает все более острые формы. По данным статистики, более 70% детских травм носят семейно-бытовой характер.

Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка, дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из таких аморальных семей, где процветают запои родителей, пьяные скандалы и драки, развратный образ жизни, полностью отсутствуют условия для воспитания, дети убегают, приобщаются к алкоголизму, наркомании, проституции и так далее.

Просчеты и промахи в воспитании детей очень велики из-за того, что они испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания. Состояние эмоциональной близости, психологического комфорта, защищенности - основная потребность раннего возраста. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской.

В Республике Дагестан на сегодняшний день создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи семье и детям, находящимся в особо трудных условиях. В нее входят: Республиканский центр социальной помощи семье и детям, Социальный приют для детей и подростков, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, дом-интернат для умственно отсталых "Забота". Кроме того, в районах и городах действуют муниципальные центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В 2004 г. ими обслужено 29 тыс. семей с детьми, которым оказаны социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и другие виды услуг. Как сообщили корреспонденту РИА "Дагестан" в Министерстве труда и социального развития республики, в летний период прошлого года органами социальной защиты населения обеспечены за счет средств федерального бюджета бесплатный отдых и оздоровление более 20 тыс. детей из малообеспеченных семей в оздоровительных учреждениях республики. При этом около 3,5 тыс. путевок были переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями, детям, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел и находящимся в республиканских специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Но ни путевки, ни курорты, ни помощь специалистов спецучреждений не восполнят и сотой доли той заботы, которая необходима каждому ребенку со стороны родителей. Материнская ласка может заменить ребенку все эти социальные учреждения с громкими и длинными названиями, но, увы, ее-то и не хватает детям, даже тем, у кого есть рядом родители.

Однако недостаточно усилий только указанных служб. В решении поставленных вопросов необходим комплексный подход всех заинтересованных ведомств и органов, включая руководителей местных органов власти и управления.

Помощь в проведении профилактических работ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних оказывают органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма. Несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, привлекают к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры. Оказывают содействие специализированным учреждениям несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Эффективность профилактической работы в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних во многом зависит от взаимодействия с сотрудниками медицинских учреждений (участковых педиатров и медсестер, врачей скорой помощи, травмпунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавшим детям, и пр.), педагогами, воспитателями, которые могут располагать информацией о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Но самое важное - это осознание того, что без нового здорового, образованного поколения у России нет будущего. Будет это понимание - появится и все остальное: и желание работать, и необходимые средства.


В избранное