Название рассылки - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Номер выпуска рассылки - 148
Количество подписчиков -441
Дата выпуска рассылки - 2008-11-07
∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 сентября 2007 г.
Дело N А09-8576/06-26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа,
рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на Решение
Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2007 и Постановление Двадцатого
арбитражного апелляционного суда от 19.07.2007 по делу N А09-8576/06-26,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация (далее -
Администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением
к Управлению Федеральной регистрационной
службы по Брянской области (далее - Управление) о признании недействительным
отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности от
07.11.2006 N 01/045/2006-859 и обязании Управления зарегистрировать право
муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.
Брянск, Бежицкий район, в пойме реки Десны, кадастровый номер 32:28:00 00
00:0024 (с учетом уточнений).
Для участия в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Управление имущественных отношений Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от
19.03.2007 в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного
апелляционного суда от 19.07.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит
отменить принятые по делу решение и постановление в связи с неправильным
применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с
доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
Администрация 07.09.2006 обратилась в Управление с
заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на
земельный участок (кадастровый номер 32:28:00 00 00:0024) площадью 1275118 кв.
м, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, в пойме реки Десны.
Сообщением Управления от 07.11.2006 N
01/045/2006-859 в государственной регистрации права на земельный участок было
отказано по основаниям, изложенным в абз. 8 ст. 20 Федерального закона от
21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с тем, что
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества (Постановление
Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3094-П) был отменен.
Не согласившись с действиями Управления,
Администрация оспорила их в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего спора судебные
инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее
- государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены
основания для отказа в государственной регистрации прав.
В силу абз. 8 указанной статьи Закона N 122-ФЗ в
государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует
об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В качестве правоустанавливающего документа на
спорный земельный участок Администрацией в регистрирующий орган представлено
Постановление Брянской городской администрации от 04.09.2006 N 3094-П "О
предоставлении комитету по физической культуре и спорту Брянской городской
администрации земельных участков в Бежицком, Советском и Володарском районах г.
Брянска".
Вместе с тем на основании ст. 1 Закона Брянской
области от 09.10.2006 N 76-3 "О распоряжении земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на
территории административного центра Брянской области - г. Брянска"
распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не
разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске
осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти
Брянской области, определяемым губернатором Брянской области.
Во исполнение указанной нормы закона администрацией
Брянской области принято Постановление от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении
порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на
которые не разграничена, расположенными на территории административного центра
Брянской области - города Брянска, и Положения об областной земельной
комиссии", в соответствии с которым Управление имущественных отношений
Брянской области наделено полномочиями по распоряжению земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена.
В силу данных полномочий Управлением имущественных
отношений Брянской области издан Приказ от 31.10.2006 N 155 об отмене ряда
постановлений Брянской городской администрации, в том числе и Постановления от
04.09.2006 N 3094-П.
Таким образом, поскольку на момент отказа в
государственной регистрации прав Постановление Брянской городской администрации
от 04.09.2006 N 3094-П было отменено, а значит, у Администрации отсутствовали
правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, судебные инстанции
пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для государственной
регистрации права собственности на спорный земельный участок у Управления не
имелось.
Ссылка Администрации на то, что Приказ от
31.10.2006 N 155 издан после того, как было направлено заявление о
государственной регистрации, обоснованно отклонена апелляционной инстанцией,
поскольку, исходя из смысла правовых норм, содержащихся в ст. ст. 2, 13, 14,
16, 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", процедура
государственной регистрации прав имеет несколько этапов - от приема документов
до совершения регистрации (внесения записей в Единый государственный реестр
прав на недвижимое имущество, совершения надписей на правоустанавливающих
документах и выдачи удостоверений о произведенной государственной регистрации
прав).
Наличие правоустанавливающего документа на объект
имущественных прав при совершении государственной регистрации права является
обязательным.
Постановление Брянской городской администрации от
04.09.2006 N 3094-П отменено 31.10.2006, то есть до решения вопроса о
государственной регистрации права по существу, что и установлено регистрирующим
органом в момент проверки поданных Администрацией документов.
Так же обоснованно отклонены доводы заявителя о
том, что проверка документов, поданных на государственную регистрацию,
осуществлялась с превышением срока, установленного ст. 13 Федерального закона N
122-ФЗ, поскольку государственная регистрация приостанавливалась в соответствии
со ст. 19 указанного Закона, о чем Администрация (уполномоченный представитель)
была уведомлена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция
не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.
287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от
19.03.2007 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от
19.07.2007 по делу N А09-8576/06-26 оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.