Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Таможня закрывает транзит


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

ИА "РБК", 20.12.2006

ФТС РФ: Срок перемаркировки импортного алкоголя может быть продлен до 30 марта

РБК 20.12.2006, Москва 16:12:23 Срок перемаркировки импортного алкоголя может быть продлен до 30 марта 2007г., сообщили РБК в пресс-службе Федеральной таможенной службы (ФТС). В соответствии с действующим постановлением, импортеры алкоголя должны были наклеить новые акцизные марки и отчитаться о перемаркировке до 29 декабря 2006г. Это касается продукции, которая была ввезена в РФ до 31 марта 2006г.

ИА «Финмаркет», 20.12.2006

Таможенные службы европейских стран упростят международную торговлю и унифицируют таможенные процедуры

В ходе конференции по таможенному сотрудничеству на восточных границах Европейского союза в Финляндии руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов заявил: "Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие внешней торговле с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности". Он, в частности, предложил представителям Евросоюза российское видение путей решения основных проблемных вопросов сотрудничества между ФТС России и Комиссией Европейского сообщества. Об этом сообщает пресс-служба ФТС.
По результатам работы форума главы участвовавших в нем таможенных администраций приняли итоговую декларацию. Она нацеливает таможенные службы европейских стран на упрощение международной торговли, унификацию таможенных процедур и документов, применяемых при таможенном оформлении грузов, пересекающих восточную границу ЕС, внедрение систем анализа рисков и упрощенных процедур, совершенствование механизмов предварительного информирования таможенных органов и расширение применения современных информационных технологий.

газета «Бизнес» 21.12.2006

ОАК защищает небо от подержанных иномарок

ОАК защищает небо от подержанных иномарок АННА БАЖИНА Объединенная авиастроительная корпорация предлагает поддержать российский авиапром, повысив пошлины на ввоз подержанных зарубежных самолетов до 30%. По мнению участников рынка, авиакомпании фактически лишатся возможности обновлять свой парк: российские заводы не в состоянии удовлетворить спрос. Министр транспорта Игорь Левитин сообщил вчера, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выступила с предложением повысить пошлины на ввоз в Россию подержанных иностранных самолетов. По его словам, идею ОАК уже поддержали Минэкономразвития, Минтранс и Минпромэнерго. Сейчас разрабатывается механизм повышения пошлин. Предполагается, что такой шаг позволит защитить российскую авиационную промышленность. Сейчас пошлина на ввоз зарубежных самолетов составляет 20%. В сумме с НДС авиакомпаниям, приобретающим иностранную технику, приходится отчислять таможенные платежи в размере 42% от стоимости самолета. По словам источника в ОАК, идея повышения пошлин — это лишь предложение, и конкретных шагов по ее реализации не принималось. Собеседник отметил, что ОАК планирует повысить пошлины на технику старше 10 лет. Предполагается, что пошлина будет составлять 30%, то есть всего авиакомпании вынуждены будут доплачивать 53% от стоимости самолета. Представители авиакомпаний отнеслись к идее ОАК с удивлением. Последние несколько лет перевозчики лоббируют идею отмены или, по крайней мере, снижения пошлин. Проблема обновления парка воздушных судов актуальна сейчас для большинства авиакомпаний. Быстро построить необходимое количество самолетов российский авиапром не в состоянии, а приобретение иномарок с такими пошлинами под силу далеко не всем перевозчикам. По мнению заместителя генерального директора «Аэрофлота» Льва Кошлякова, такие попытки защитить ОАК могут погубить гражданскую авиацию России. «Пока нам защищать нечего»,— отметил Кошляков. «Пусть ОАК сначала предложит взамен готовое серийное решение с такой же топливной эффективностью и сервисной поддержкой»,— соглашается представитель другой авиакомпании, пожелавший остаться неизвестным. По мнению собеседника, удивительно, что государство готово поддержать авиапром за счет рынка авиаперевозок объемом до $7 млрд. В S7 также не поддерживают эту идею. «Мы против повышения пошлин, пока нет достойной замены российского производства»,— говорит пресс-секретарь компании Илья Новохатский. В пресс-службе AiRUnion отметили, что участники альянса всегда ориентировались на эксплуатацию отечественной техники, однако объективные причины, в частности, рост цен на авиатопливо, заставляют авиакомпании для поддержания конкурентоспособности брать в лизинг иностранные лайнеры. «Если нам будут предложены приемлемые условия для закупки новой зарубежной техники, то, конечно, мы сделаем выбор в пользу новых лайнеров и откажемся от подержанных»,— сообщили в пресс-службе AiRUnion. О целесообразности снижения пошлин на самолеты, аналоги которых не производятся в России, говорил вчера и Игорь Левитин. Однако сроки этого снижения до сих пор неизвестны. Известно лишь, что снижение пошлин на новую технику будет происходить постепенно в течение семи лет после присоединения России к ВТО. Генеральный директор Infomost Борис Рыбак считает, что меры, предложенные ОАК, никого не защитят, а лишь осложнят работу авиакомпаниям. По его словам, нельзя делить самолеты на новые и неновые. «Если самолет в состоянии летной годности, исправен и прошел техническое обслуживание, он ничем не отличается от нового»,— говорит Рыбак. По его мнению, авиапром не производит достаточное количество современной техники не потому, что в Россию ввозится много иностранной.


газета «Гудок», 21.12.2006

Таможня закрывает транзит

Новые правила оформления грузовых таможенных деклараций по транзиту, которые Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена ввести со следующего года, могут резко сократить объемы перевозок. Железнодорожники и стивидоры опасаются критических для транзитных грузов последствий.
На итоговом заседании правления ОАО «РЖД», о котором «Гудок» подробно рассказывал 19 и 20 декабря, руководитель ФТС Андрей Бельянинов напомнил, что с 1 января 2007 года отменяется инструкция таможенной службы № 973 по заполнению транзитной декларации при внутреннем таможенном транзите и при транзите через территорию РФ. Также отмене подлежит инструкция № 915 по заполнению грузовой таможенной декларации по экспорту и импорту. Вместо них согласно приказу ФТС № 762 появляется единый административный документ, соответствующий европейским нормам. В результате компаниям нужно будет заполнить всего один бланк и по нему провозить транзитные и экспортно-импортные грузы. В целом новый регламент оформления документов должен значительно ускорить процедуру оформления грузов.
Однако на Дальнем Востоке это решение ФТС вызвало панику.
Начальник таможенного пункта «Морской порт Восточный» в Находке Валерий Петров внезапно направил письма начальникам станций Дальневосточной железной дороги. В них он уведомляет, что теперь невозможно осуществлять предварительное электронное таможенное оформление в таможенных пунктах. Отметим, что сейчас в портах Находка, Восточный и Владивосток электронное таможенное оформление экспортных и импортных грузов производится заранее (от 1 до 20 суток до погрузки контейнера в вагон). В электронную форму вносятся все данные контейнера и груза. Номер платформы не вносится.
Первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Алексей Гладилин направил телеграмму в ОАО «РЖД». Он пишет, что «требование указывать номер вагона сразу в момент оформления декларации приведет к скоплению вагонов с импортным и транзитным грузом на фронтах погрузки вагонов». Во-первых, вагонам придется ждать контейнеры соответствующих номеров, а контейнерам – вагоны. Во-вторых, усложняется работа крановщиков, которым придется искать нужный вагон. В случае же его ошибки на ОАО «РЖД» как перевозчика будут наложены санкции.
Заместитель начальника отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Александр Межонов сообщил «Гудку», что в новом году затруднения в связи с принятием ФТС единого административного документа могут возникнуть в порту Восточный. Дело в том, что именно в Восточном в качестве эксперимента таможенники давно установили компьютерную систему по оформлению электронных деклараций на контейнеры «ПЭТО-Транзит». Эта система предусматривает, что в декларацию заранее заносятся все данные контейнера, груза, но не проставляется номер платформы. Он, в свою очередь, вносится тогда, когда контейнер уже устанавливается на платформу. Эксперимент удался. Сложность в том, что таможенники, портовики Восточного и железнодорожники в этом году вовремя не сориентировали друг друга. И в программу «ПЭТО-Транзит» нужно внести изменения в связи с принятием единого таможенного документа. Теперь на это уйдет несколько месяцев. Мало того, программные изменения нужно будет утвердить в вычислительном центре дальневосточной таможни. Это опять потребует времени. Кроме того, внесение в декларацию сразу номера контейнера и номера платформы может усложнить работу железнодорожников еще одной проблемой. Из портов среднетоннажные контейнеры, адресованные разным грузополучателям, могут идти по несколько штук на одной платформе. На сортировочных станциях контейнеры перегружаются на другие платформы и следуют до пункта назначения. По словам Александра Межонова, в связи с новыми таможенными правилами потребуются изменения в декларациях. Каким образом будет проходить это переоформление, пока не ясно.
Дальневосточное таможенное управление, администрация Приморского края и представители ОАО «Трансконтейнер» провели совещание, на котором пришли к выводу, что с 1 января в Приморском крае работа может быть парализована. ФТС своевременно не предупредила Дальневосточное таможенное управление о новом порядке оформления таможенных документов.
«Дальневосточники направили письмо в ФТС с просьбой предоставить им три месяца на подготовку», – сообщил «Гудку» генеральный директор ОАО «Трансконтейнер» Петр Баскаков. По его словам, несогласованность между ФТС и таможенниками происходит не впервые. Специалисты «Трансконтейнера» столкнулись с этим и при организации поездки демонстрационного поезда Находка – Шушары. «Чтобы не сорвать мероприятие, нам пришлось на месте привлекать специалистов и в течение двух суток заниматься никому не нужными дополнительными оформлениями», – сообщил Петр Баскаков.

газета «Гудок» 21.12.2006

Сто рублей – не деньги

Федеральная таможенная служба (ФТС) выступила с предложением отменить таможенный сбор для пересекающих границу России автомобилей.
По словам руководителя ФТС Андрея Бельянинова, общие суммы сборов невелики, а оформление необходимых документов отнимает время.
Как уточнили корреспонденту «Гудка» в ФТС, сбор составляет 100 руб. и взимается с физических лиц, пересекающих госграницу.
Как вчера сообщил Андрей Бельянинов, вопрос об отмене сбора будет решен «со дня на день».
Во Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА) корреспонденту «Гудка» сказали, что предложение ФТС в первую очередь основывается на экономическом расчете.
«Отмена этого сбора, по всей видимости, основывается на отрицательной рентабельности, но в целом не затронет процедуру оформления необходимых документов для пересечения границы», – пояснил представитель ВОА.

Юрий Сушинов

РИА «Новости» 21.12.2006

Белоруссия приняла меры по упрощению транзита товаров из Европы в Россию

Белоруссия приняла ряд мер по упрощению транзита товаров из Европы в Россию с целью повлиять на ситуацию на российско-латвийской границе, сообщил председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии Александр Шпилевский журналистам в четверг.
"Месяц назад мы провели рабочую встречу с руководителями таможенных служб Латвии и Литвы, на которой выработали ряд мер, призванных помочь российским и латвийским коллегам по переориентации транспортных потоков с перегруженных пунктов пропуска российско-латвийской границы на транзит через Белоруссию. Уже через две недели после проведения комиссии мы отмечаем увеличение транзита грузов для России через территорию Белоруссии", - сказал Шпилевский.
Он добавил, что ГТК Белоруссии разместил всю необходимую информацию о процедуре транзита грузов через свою территорию на таможенных постах в Литве и Латвии, а также опубликовала их на своем официальном сайте.
"Российские грузы мы сейчас практически не трогаем. Все меры по ужесточению контроля связаны в первую очередь с товаром, предназначенным для внутреннего рынка Белоруссии", - подчеркнул глава ГТК республики. Он добавил, что сложности с транзитом грузов через Белоруссию связаны, в первую очередь, с ограничением по максимальному количеству груза - до 22 тонн, а также с началом функционирования платной дороги Брест - Минск - Москва.
"Дорогу строила коммерческая компания, и пока мы не выплатим транш за строительство этой дороги, мы не можем сделать ее бесплатной", - сказал Шпилевский.
В свою очередь, глава Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрей Бельянинов отметил, что пока никаких резких улучшений ситуации с очередями на северо-западных пунктах пропуска не наблюдается.
"Напряжение пока не спало. Этот процесс (перераспределение товаропотоков) очень инерционен, и для того, чтобы получить видимый эффект, нужно подождать не месяц и не два. Речь идет о развитии инфраструктуры, о строительстве", - подчеркнул Бельянинов.

ИА «ПРАЙМ-ТАСС», 21.12.2006

Глава ФТС России А.Бельянинов отметил важность внедрения микропроцессорных карт для подтверждения уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границы стран СНГ

Радио России, 22.12.2006

Россия снижает ввозные пошлины на технологическое оборудование

Российское правительство приняло решение снизить ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование, не производимое в России. Перечень оборудования, импортируемого по льготным таможенным ставкам, превысит 800 наименований.
Впервые решение резко снизить или вообще обнулить ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования российское правительство приняло весной 2006 года. Тогда сниженные пошлины на более чем 700 видов оборудования были установлены сроком на 9 месяцев. Теперь принято решение существенно расширить список, отмечает глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов:
«Расширение номенклатуры технологического оборудования, которое не производится в России, очень большое. Вероятно, эту работу следует продолжить, причем, ускоренными темпами. По нашей статистике, как только Россия отменила таможенные пошлины на этот номенклатурный ряд, резко возрос объем завозимого в Россию технологического оборудования. Для того, чтобы модернизировать российскую экономику, этого еще недостаточно. Поэтому работа должна вестись продуманно и ускоренными темпами».
Уже почти 10 месяцев в Россию ввозится сложное технологическое оборудование фактически беспошлинно. Это стимулирует процесс технологического обновления российской промышленности. По новым ставкам будет ввозиться строительное оборудование, станки, трубопрокатные станы, оборудование для текстильной промышленности и учреждений здравоохранения. Весной российское правительство обещает принять решение о снижении ввозных пошлин и на авиационную технику.

Интернет-газета «Эксперт-центр», 22.12.2006

Физлица могут ввозить в РФ до 10 литров алкоголя, но уплатив пошлину

Физические лица могут ввозить в РФ до 10 литров алкоголя, при этом только первые два литра - без уплаты пошлин и налогов, сообщает Федеральная таможенная служба РФ.
"Больше 10 литров алкогольных напитков ввозить физическим лицам не разрешено. Без уплаты таможенных пошлин могут быть ввезены 2 литра алкогольных напитков и 400 сигарет", - сообщает ФТС в ведомственном журнале "Таможня", информирует "Интерфакс".
Если объем ввозимого алкоголя превышает два литра, таможенники потребуют уплаты пошлины, акциза и НДС. "Товары и алкогольные напитки, облагаемые пошлинами и налогами, подлежат декларированию в письменной форме. Проходить с ними через "зеленый коридор" нельзя", - напоминает ФТС.
Ввозная таможенная пошлина на пиво составляет 0,6 евро за 1 литр, шампанское и вино - 20% от стоимости, коньяк, виски, ром, джин, водку, настойки и ликеры - 2 евро за 1 литр.
Акциз на алкогольную продукцию рассчитывается в зависимости от содержания спирта. Для натуральных вин ставка акциза - 2,2 рубля за 1 литр чистого спирта, для шампанского - 10,5 рублей за литр, для прочего алкоголя - 162 рубля за литр.
НДС в размере 18% взимается после учета в стоимости пошлины и акциза.
Также необходимо уплатить сборы за таможенное оформление товаров в размере 250 рублей.
Таким образом, если гражданин ввозит в РФ 10 бутылок виски емкостью 0,5 литра и стоимостью 10 евро, суммарные платежи составят примерно 32 евро, рассчитала ФТС.
Кроме того, ФТС напоминает об ограничении стоимости и веса бесплатно ввозимых товаров. Без уплаты сборов можно везти товары для личного пользования, если их общая стоимость не превышает 65 тыс. рублей, а вес - 35 кг.
В случае ввоза товаров стоимостью до 650 тыс. рублей (и весом до 200 кг), взимается сбор в размере 30% от их стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Газета «Коммерсант» 25.12.2006

Таможня упростила упрощенный порядок

Брокерам разрешили не платить членские взносы импорт Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает разрывать отношения со структурами, созданными в таможенном бизнесе до 2006 года. На прошлой неделе ФТС выпустила разъяснение, согласно которому участники влиятельной Национальной ассоциации таможенных брокеров потеряли преференции при зачислении в список крупных плательщиков таможенных платежей, работающих с ФТС в упрощенном порядке.
ФТС последовательно отказывается от сотрудничества со своими многолетними партнерами в околотаможенном бизнесе. Как стало известно Ъ, ФТС на прошлой неделе разослала разъяснительное письмо за подписью замруководителя ФТС Татьяны Голендеевой о применении временной технологической схемы работы таможенников с крупными плательщиками таможенных платежей. Разъяснения госпожи Голендеевой фактически аннулируют влияние Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) в этой сфере -- согласно им, отсутствие членства в НАТБ не мешает таможенному брокеру попасть в список крупнейших плательщиков таможенных платежей и реестр таможенных брокеров ФТС.
В НАТБ сейчас входит свыше 200 компаний--таможенных брокеров. В НАТБ числится около трети российских таможенных брокеров России, обеспечивающих ФТС порядка 40% всех таможенных платежей по импорту.
Институт крупнейших плательщиков создан Государственным таможенным комитетом (ГТК) в 2001 году. Работает он так: ГТК (а теперь ФТС) составляет список таких компаний, с которыми работает в особом порядке: прежде всего они могут заключать соглашения с ФТС о перечислении таможенных и иных имеющих отношение к таможне платежей на единый лицевой счет. Сейчас в списке крупнейших плательщиков прежде всего нефтяные компании, в том числе ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, а также импортеры, аффилированные с автомобильными концернами.
Однако большая его часть -- это таможенные брокеры, консолидирующие импортные потоки некрупных импортеров. Чтобы попасть в список, таможенный брокер должен отвечать основным и дополнительным критериям. Основными являются в том числе банковские гарантии на сумму от $10 тыс. до $150 тыс., поручительства и залоги. А одним из дополнительных критериев является членство в Национальной ассоциации таможенных брокеров. Ранее ФТС отказывала таможенным брокерам, не заплатившим НАТБ, на основании "несоответствия дополнительным критериям". "Включение этого критерия -- результат лоббистской деятельности НАТБ",-- полагает руководитель крупной логистической компании.
Официальный вступительный взнос в НАТБ составляет $2 тыс., ежемесячные платежи -- около $1 тыс. Впрочем, цена вопроса выше -- НАТБ выступает поручителем брокера при включении в реестр таможенных брокеров при ФТС, а альтернативой членству в ассоциации при вхождении в реестр является наличие банковской гарантии на 50 млн руб. Конкурентом НАТБ является Союз ветеранов таможенной службы (СВТС): там оплата "членского билета" составляет $50 тыс., а размер ежемесячного взноса -- $1,5 тыс.
Отметим, на рынке отказ от работы с НАТБ расценивают как угрозу бизнесу в целом. Так, глава таможенного холдинга "Тарго" (входит в НАТБ) Татьяна Круглова опасается, что отказ ФТС от сотрудничества с ассоциациями и союзами может "способствовать появлению на рынке недобросовестных участников". В самой НАТБ получить комментарии не удалось.
НАТБ, судя по всему, стала жертвой общей борьбы ФТС с околотаможенными структурами, созданными в ФТС до прихода в нее нового главы Андрея Бельянинова. Напомним, в октябре по итогам проверки ФТС Генпрокуратурой таможенное руководство прекратило действие соглашений с ранее сверхвлиятельными на таможенном рынке ассоциациями -- НАТБ, СВТС, "Таможенной картой" и т. д. Генпрокуратура заявила, что эти соглашения не соответствуют федеральному законодательству. Судя по всему, сейчас ФТС придерживается менее жесткого, но похожего мнения.

Арина Ъ-Шарипова

Газета «Экономика и Жизнь» 23.12.2006

Таможенная служба вас рассудит....

Мы продолжаем публикацию обзора споров между участниками ВЭД и служащими таможни, рассмотренных Федеральной таможенной службой (начало - "ЭЖ" N 49, стр. 9).
Если завели дело...
Изъятие товара в качестве предмета административного правонарушения в соответствии со ст. 149, 153 и 154 ТК РФ служит основанием для невыпуска товара.
Таможенное оформление товара, изъятого в ходе производства по делу об административном правонарушении, после отмены такого изъятия должно быть продолжено по первоначально поданной таможенной декларации.
Обществом с ограниченной ответственностью "Т" на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни к таможенному оформлению в соответствии с режимом реимпорта был предъявлен товар. В ходе досмотра было выявлено заявление недостоверных сведений о стране происхождения товара и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Выпуск заявленного к оформлению товара был запрещен, а сам он изъят в качестве предмета административного правонарушения. При расследовании Воронежской таможней было вынесено определение об отмене изъятия в части, согласно которой часть товара должна быть возвращена представителю ООО "Т" после завершения таможенного оформления.
Действия Воронежской таможни были обжалованы обществом в ЦТУ, а впоследствии - в ФТС России. По результатам рассмотрения жалобы невыпуск товара был признан ФТС правомерным в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных представленных документов и декларируемого товара несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 149 ТК РФ установлено, что выпуск товаров осуществляется, если при оформлении и проверке товаров не было выявлено нарушений таможенного законодательства, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 Кодекса.
Согласно ст. 154 ТК РФ в случае возбуждения дела об административном правонарушении выпуск товаров может быть осуществлен в соответствии со ст. 153 Кодекса по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого было возбуждено дело, до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве существенных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Таким образом, изъятие товара является основанием для невыпуска независимо от правомерности такого изъятия, в связи с чем выпуск товара не мог быть осуществлен. В данном случае имело место обоснованное возбуждение в отношении части товара дела об административном правонарушении, но не отсутствие оснований для невыпуска товаров.

Газета «Экономика и Жизнь» 23.12.2006

Хищение от пошлины не освобождает.

Хищение товара, перемещаемого в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, не является основанием для освобождения перевозчика от обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае обнаружения похищенного товара в ходе следственных мероприятий обязанность по уплате платежей сохраняется за перевозчиком до предъявления товара в таможенный орган.
Срок для выставления требования об уплате платежей, установленный п. 3 ст. 350 ТК РФ, следует исчислять с момента обнаружения факта недоставки товара в таможенный орган назначения.
1 Частный предприниматель П. осуществлял международную перевозку товаров в соответствии с книжкой МДП. Данный товар был помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита и определены срок и место доставки товара (Екатеринбургская таможня). Во время доставки товара в таможню назначения произошло ДТП, в результате которого перевозимый товар и документы на него были похищены.
В связи с недоставкой товара, помещенного под процедуру внутреннего таможенного транзита, в таможенный орган назначения Екатеринбургской таможней в адрес частного предпринимателя П. было направлено требование об уплате платежей и пеней. Указанное требование П. обжаловал в ФТС России. В своей жалобе заявитель указал, что таможенное законодательство освобождает перевозчика от уплаты пошлин, налогов в отношении товара, уничтоженного или безвозвратно утерянного вследствие аварии или действия непреодолимой силы (п. 2 ст. 90 и подл. 3 п. 2 ст. 319 ТК РФ).
По результатам рассмотрения жалобы требование Екатеринбургской таможни признано правомерным по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 90 ТК РФ в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик обязан уплатить ввозные пошлины, налоги от наличия в действиях перевозчика вины.
Пунктом 2 ст. 90 и подп. 3 п. 2 ст. 319 ТК РФ действительно предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за уплату пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки). Однако понятия уничтожения и безвозвратной утраты, содержащиеся в данной статье, исключают нахождение товара в экономическом обороте на территории РФ и его использование на внутреннем рынке третьими лицами. Также должна иметься причинно-следственная связь между аварией, действием непреодолимой силы и утратой (уничтожением) товара.
Согласно материалам жалобы товар на момент осмотра места ДТП отсутствовал в транспортном средстве, что не означает его выбытие из экономического оборота на рынке по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 90 ТК РФ. Кроме того, под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Хищение (разбой, кража) товаров, совершенное третьими лицами, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признака чрезвычайности, а значит, не может рассматриваться в качестве основания для освобождения перевозчика от ответственности за уплату пошлин, налогов.
2 ООО "В" обжаловало в ФТС России решение Центральной акцизной таможни о взыскании задолженности по уплате платежей и пеней за счет имущества организации-должника, а также решение ЦТУ по жалобе на указанное решение.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что 06.10.2004 на Вашутинский таможенный пост Центральной акцизной таможни для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (ВТТ) прибыл автомобиль, принадлежащий ООО "В".
В ходе досмотра должностными лицами таможенного органа была обнаружена недостача большей части перевозимого организацией товара. Данный факт послужил основанием для направления Центральной акцизной таможней в адрес ООО "В" требования от 10.11.2004 об уплате платежей и пеней.
В качестве обоснования своих требований заявитель указал на то, что в ходе расследования по уголовному делу груз был обнаружен, изъят и приобщен к материалам уголовного дела, а впоследствии выдан получателю товара. Таким образом, по мнению заявителя, не произошло безвозвратной утраты товара, он не был изъят из легального оборота и государству не был причинен ущерб в виде неуплаченных таможенных платежей.
Данный довод был признан несостоятельным по следующим основаниям. Часть похищенного товара действительно была обнаружена, представлена для опознания и выдана представителю потерпевшего (получателя). Однако таможенное оформление указанного товара не производилось. Учитывая, что ООО "В" перемещало вышеуказанный товар в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, именно оно взяло на себя обязательства по доставке товара в таможенный орган назначения и по уплате пошлин, налогов в случае его недоставки.
Следовательно, обязанность по уплате платежей сохраняется за ООО "В" также в отношении части товара, обнаруженного в ходе следственных мероприятий, и не переходит к другому лицу, поскольку ТК не предусмотрен переход обязанностей, возложенных на перевозчика при применении процедуры внутреннего таможенного транзита.
На основании изложенного ФТС России был сделан вывод о наличии оснований для взыскания с перевозчика таможенных платежей в отношении недоставленного товара.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что Центральной акцизной таможней нарушен срок для выставления требования об уплате платежей, установленный п. 3 ст. 350 ТК РФ и составляющий 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Таможенным законодательством прямо не установлен срок уплаты пошлин, налогов в случае нарушения процедуры ВТТ. Вместе с тем п. 5 ст. 329 ТК РФ установлено, что при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с Кодексом влечет обязанность уплатить пошлины, налоги, сроком уплаты платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. В случае нарушения процедуры таможенный орган обнаруживает не факт неуплаты платежей, а факт недоставки товара, которая влечет обязанность по уплате платежей, с которого и следует исчислять срок, установленный п. 3 ст. 350 ТК.
Факт недоставки ООО "В" товара, перевозимого в соответствии с процедурой ВТТ по книжке МДП, был обнаружен Центральной акцизной таможней 06.10.2004.
Следовательно, именно с этой даты нужно исчислять срок направления требования об уплате платежей.

Газета «Экономика и Жизнь» 23.12.2006

Суды решили так!

Решения в пользу налогоплательщиков Неподтверждение таможней уплаты суммы НДС по ввезенным товарам не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на вычет.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006 N А56-9685/2006) Суть дела При проверке декларации ООО по НДС инспекция запросила у таможни сведения о ввозе обществом товаров и уплате им данного налога. До окончания проверки налоговики не получили ответа и признали вычеты необоснованными.
Налогоплательщику начислили недоимку, пени и привлекли его к ответственности.
Суд признал решение налогового органа неправомерным.
Аргументы суда Право на применение налоговых вычетов при исчислении НДС и порядок реализации этого права установлены ст. 171, 172 НК РФ. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 вычеты. Из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после оприходования этих товаров с учетом особенностей, установленных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. То обстоятельство, что на день принятия инспекцией решения от таможни не поступили запрошенные сведения об уплате налога по ГТД, представленной обществом вместе с платежными документами, не имеет правового значения в рамках применения ст. 171-173 НК РФ. Поэтому отказ налоговиков в праве на вычет НДС является неправомерным.

Газета "РБК Daily", 26.12.2006

«За неправильное определение кода можно попасть под уголовную ответственность»

Вступает в силу новая редакция ТН ВЭД
С 1 января вступает в силу новая редакция Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), изменения в которой происходят раз в пять лет. Первые месяцы Нового года для импортеров и экспортеров, скорее всего, окажутся крайне напряженным периодом — сотни товаров придется оформлять на границе по-новому. О том, какие изменения ожидают участников внешнеэкономической деятельности, корреспонденту РБК daily МАРИНЕ СЕЛИНОЙ рассказал начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС АНДРЕЙ КУДРЯШЕВ.
— Андрей Олегович, что ожидает импортеров и экспортеров после принятия новой редакции ТН ВЭД?
— Хотелось бы успокоить бизнес. Никаких системных изменений в части таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности не предполагается. Этот период просто нужно «переболеть». ТН ВЭД содержит около 11,5 тыс. десятизначных кодов товаров. С 1 января около 10% из них поменяются. Участники внешнеэкономической деятельности должны соответственно заранее ознакомиться с новой редакцией товарной номенклатуры и в случае необходимости правильно определить коды тех товаров, которых коснулись изменения. Цена ошибки в данном случае может быть очень значительной.
— Это связано с изменением ставок таможенных пошлин?
— На самом деле изменения пошлинных ставок и внесение изменений в ТН ВЭД напрямую не взаимосвязаны. Они имеют технический характер. В ходе подготовки проекта таможенного тарифа, основанного на новой ТН ВЭД, правительством было принято решение о корректировке ряда ставок таможенных пошлин. Например, различные виды микросхем ранее классифицировались как части изделий. По новой номенклатуре все микросхемы пришлось свести в одну позицию. Но ставки, например, у холодильников, телефонов или телевизоров — разные. Поэтому было принято решение унифицировать ставки на микросхемы. В результате на одни виды микросхем тарифы могли подняться, а на другие, наоборот, упасть. Такие же изменения коснулись некоторых химических соединений и других не очень крупных товаров. Всего поменялось около сотни ставок таможенных пошлин.
На самом деле в ТН ВЭД иногда встречаются достаточно парадоксальные определения тех или иных товаров. Например, термин «слоновая кость» означает бивни или клыки слона, бегемота, нарвала, кабана, рок носорога и зубы всех животных. Поэтому, если будет ожерелье из зубов крокодила, оно все равно будет считаться изделием из слоновой кости. Ничего не поделаешь: так определено в международных правилах, и бизнес обязан ими руководствоваться.
— Какова же может быть цена ошибки при определении кода товара?
— Неправильное определение кода товара может привести, например, к неуплате таможенных платежей в особо крупных размерах. А это уже уголовная ответственность. Но я хочу заметить, что код товара может быть определен неправильно не только потому, что вступила в силу новая редакция ТН ВЭД. Но и если участник ВЭД в целом невнимательно относится к процессу классификации товаров. Как-то в одной из таможен происходило таможенное оформление танкера, вывозившего за границу товар, который был задекларирован как «нефтяные смывки». По действовавшему на то время законодательству, данный товар мог вывозиться из России без уплаты вывозной таможенной пошлины и без каких-либо нетарифных ограничений. Однако после проведения по требованию таможенников лабораторной экспертизы было установлено, что в соответствии с параметрами, определенными в ТН ВЭД, этот товар должен быть классифицирован как мазут, хоть и плохого качества. А при вывозе мазута необходимо было уплатить вывозную таможенную пошлину и, кроме этого, предоставить экспортную лицензию. Участник ВЭД заявил, что при декларировании своего товара он руководствовался ГОСТом, согласно которому вещество является нефтяными смывками. Однако для целей классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ всегда применяются параметры, определенные именно в данной номенклатуре, даже если они противоречат нормам, определенным в иных документах. Намеренно или ненамеренно была допущена ошибка, но таможня применила штрафные санкции, потребовала уплатить экспортную пошлину и представить лицензию на вывоз мазута. Кроме того, поскольку экспортеру потребовалось некоторое время на оформление новых документов, пришлось ко всем дополнительным расходам заплатить и за простой танкера.
— Что посоветуете участникам ВЭД во избежание подобных неприятностей?
— Нужно уметь грамотно пользоваться правилами классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Правда, в целом ряде случаев даже и профессионалу правильно определить код товара бывает очень сложно. Если возникают сомнения, то стоит воспользоваться услугами таможенных брокеров или обратиться в ФТС с заявкой на предварительную классификацию товара. В большинстве стран эта процедура широко распространена. Ее цель — сокращение времени проведения таможенных процедур, что в конечном итоге приводит к ускорению таможенного оформления. Еще одним преимуществом для участников внешнеэкономической деятельности является то, что, получая предварительное решение о классификации товара, они имеют уверенность, что данное решение является обязательным для всех таможенных органов РФ и оно будет действовать в течение пяти лет. На сегодняшний день ФТС России принято более 21,5 тыс. предварительных решений о классификации товаров.
Таможенная пятилетка
Изменения в национальные товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности в подавляющем большинстве стран, в том числе и России, вносятся каждые пять лет с учетом изменений, происходящих в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Она разработана Всемирной таможенной организацией и является основой для национальных номенклатур примерно в 150 странах. Необходимость изменений обусловлена прежде всего процессами, происходящими в мировой торговле, — ряд товаров уходит из внешнеторгового оборота, другие, принципиально новые товары, наоборот, появляются. В российской ТН ВЭД каждый товар относится к тому или иному десятизначному коду, который определяет ставку таможенного тарифа, НДС, акциза, а также необходимость получения разрешительных документов, таких как лицензии и сертификаты соответствия.

ПРАЙМ-ТАСС, 27.12.2006

Совет Федерации одобрил закон, совершенствующий систему госконтроля на границах России

Газета «Парламентская газета», 28.12.2006 г.

Граница: зри в оба

Депутаты приняли поправки в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием контроля в пунктах пропуска через Государст­венную границу РФ.
Это позволит оптимизировать функции контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска через Государственную границу России. Предлагается также исключить иммиграционный контроль в пунктах пропуска в качестве дублирующего пограничный контроль. Кроме того, таможенные органы наделяются полномочиями по требованию документов и внесению данных о перемещаемых через госу­дарственную границу грузах, товарах и животных в межведомственную инфор­мационную систему.


В избранное