Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Все о таможне." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
С 1 января вступит в силу постановление Правительства РФ, уравнивающее размер таможенных пошлин на грузовые автомобили для физических и юридических лиц
С 1 января 2007 года вырастут
таможенные пошлины на грузовые автомобили, ввозимые в Россию физическими лицами.
До этого момента для физлиц действовала упрощенная система сбора пошлины, теперь
же упрощенный порядок оформления уходит в прошлое. В новом году таможенные платежи
с физических лиц за ввоз грузовых транспортных средств (независимо от целей
ввоза) будут взиматься в общем порядке, с уплатой совокупного таможенного платежа,
куда входят - ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, сборы
за таможенное оформление, сообщает пресс-службе Дальневосточного таможенного
управления. Твой йод — тюрьма Представьте ситуацию: вы
пошли в аптеку, купили йод, а потом упаковали пузырек в курортный чемодан и
отправились в Крым. Но до теплого моря не доехали — на границе с сопредельным
государством вам заламывают руки и предъявляют обвинение в… транспортировке
наркотиков! Геннадий Онищенко провел совещание с компаниями — импортерами алкогольной продукции Как стало известно РБК daily,
на днях глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко провел совещание с компаниями
— импортерами алкогольной продукции. На нем были определены новые условия ввоза
на территорию России вина из Молдавии. Предполагается, что молдавское вино будет
пропускать всего один таможенный терминал в московском регионе. На нем будет
установлена контролирующая лаборатория Роспотребнадзора, которая займется проверкой
каждой поступающей в Россию партии продукции. Импортеры уверены, что новые правила
приведут к росту расходов на ввоз вина. Челнок по разрешению Как сообщили в Генеральном
консульстве Республики Польша в Калининграде, новый порядок оформления разрешений
на ввоз создал дополнительные проблемы при пересечении польско-российской госграницы.
В частности, из-за медленного таможенного оформления транспортных средств на
российской стороне автомобильные очереди достигли 1 километра. Несколько дней
назад перед погранпереходами "Безледы - Багратионовск" и "Голдап
- Гусев" доходило даже до беспорядков - таким образом польские граждане
выражали свое возмущение. Газета «Коммерсант», 20.12.2006
г. Как стало известно Ъ, руководитель
Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов освободил от должности
руководителя Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) Евгения Рыбакова. Вместе
с отставкой ФТС ужесточает правила оформления экспорта нефти, газа и нефтепродуктов:
с декабря вступил в действие приказ, запрещающий оформление таких экспортных
контрактов вне ЦЭТ. Арина Ъ-Шарипова ФТС ужесточает контроль за "упрощенкой" Полномочия устанавливать
упрощенные процедуры таможенного оформления переданы от заместителя руководителя
Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Шамахова заместителю руководителя
службы Владимиру Малинину. Кроме того, приказы об установлении упрощенных процедур
будут визироваться управлением собственной безопасности ФТС. «Интерфакс» 19.12.2006 Таможня и бизнес: партнерские отношения? После вывода Федеральной
таможенной службы России из подчинения МЭРТ, перевода ее под пристальное око
Правительства и последовавшей затем серии кадровых чисток таможенные органы
страны, как это бывает в таких случаях с госструктурами, едва ли не родились
заново. Однако вопрос о том, как повлияют бурные жизненные перипетии таможенников
на их отношения с представителями бизнеса, до недавнего времени оставался открытым. Для платежей - рублёвые счета Бюджетное послание Президента
Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации
от 30 мая 2006 года "О бюджетной политике в 2007 году" предусматривает
переход к уплате всех налогов и таможенных платежей исключительно в российской
валюте. С целью реализации данного положения Федеральное казначейство 31 декабря
2006 года закрывает балансовые счета № 40314, открытые ОПЕРУ-1 Банка России
для учета таможенных и иных платежей в иностранных валютах. Ввозить без пошлин Межведомственная комиссия
по защитным мерам во внешней торговле обсудит сегодня возможность отмены пошлин
на ввоз мобильных телефонов и комплектующих к ним. Об этом “Ведомостям” рассказал
замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития (МЭРТ) Андрей
Кушниренко. По его словам, отменить пошлины предложило МЭРТ, но статус предложения
пока “чисто обсуждательный”: “Ни одно министерство окончательную позицию еще
не сформировало”. Идея отменить пошлины исходит от “инвесторов, которые заинтересованы
в реализации системы сборки [трубок] в России”, прежде всего Nokia, говорит
Кушниренко. Сейчас пошлина на мобильники — 5% от их таможенной стоимости, а
на комплектующие — 15%. «Ведомости» 19.12.06 ФТС не спишет Михаила Ванина в архив Руководитель Федеральной
таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов отменил действовавший с 2004 года
порядок, согласно которому таможенные документы в архивах ФТС уничтожаются через
три года после закрытия сделок. ФТС намерена провести ретроспективный анализ
сделок импортеров за 2003 год. На рынке полагают, что господин Бельянинов хочет
использовать архивы для обоснования "зачистки" таможенного бизнеса
от влияния экс-главы Государственного таможенного комитета (ГТК) Михаила Ванина.
Ножки Буша, go home! Министр сельского хозяйства
РФ Алексей Гордеев обнадежил аграриев, что такой экономический инструмент поддержки
отечественного сельхозпроизводителя, как меры по ограничению ввоза сельхозпродукции
на территорию страны, будет активно использован и в дальнейшем. Россия решила при помощи
нефти заставить Белоруссию в следующем году покупать у "Газпрома"
газ по $200 за тыс. куб. м. Правительство России объявило об отмене льготного
налогообложения экспорта черного золота в Белоруссию с 1 января следующего года.
Для Белоруссии это означает потерю до $2 млрд. в год, или более чем 10 % доходов
бюджета. Напомним, в настоящее время таможенная пошлина на экспорт нефти в Белоруссию
отсутствует. Нефтяным компаниям выгодно пользоваться этим направлением, так
как белорусские экспортные пошлины и на нефть, и на нефтепродукты традиционно
ниже российских. Между Россией и Белоруссией существует соглашение, по которому
поступления от этих пошлин должны делиться между бюджетами двух стран (причем
большую часть должна получать Россия). Однако Белоруссия не выполняет этого
соглашения, ежегодно зачисляя около $2 млрд. в свой бюджет. Очередь на российско-латвийской границе стала длиннее На российско-латвийской
границе очередь не сокращается. Об этом корреспонденту Центра Деловой Информации
Псковской области рассказала главный государственный таможенный инспектор Себежской
таможни по взаимодействию со СМИ Александра Заплатина. Газета «Московские новости», 15.12.2006 г. Судьба российской легкой промышленности в китайских руках Отечественная легкая промышленность в тревоге: послевступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), котороеуже не за горами, отрасль может оказаться одной из первых жертвэтого процесса. Поезд вне расписания Прошлой весной в Находке силы МВД арестовали железнодорожные составы с контрабандной одеждой из Китая - всего 124 вагона. Как установило следствие, только по одному этому каналу, который действовал с августа 2004 по апрель 2005, прошло 5 тысяч вагонов. Эшелоны разгружались на подмосковных станциях, после чего товар шел на рынки и расходился по всей России. Центральным перевалочным пунктом был Черкизовский рынок. По данным Национального антикоррупционного комитета (НАК), на таможенном посту "Черкизовский" только за 5 месяцев из 8 тысяч деклараций более половины оформлялись после окончания рабочего дня, причем 1223 декларации были оформлены за 15 и менее минут. Дело получилось громким: получателем груза числилась военная часть 6302, оказавшаяся... Управлением материально-технического обеспечения ФСБ России. Получатели груза были так уверены в успехе, что платеж за вагоны китайского ширпотреба проводили напрямую с бюджетного счета ФСБ. По данным НАК, взятка за 1 вагон китайской контрабанды составляла от 50 до 100 тысяч долларов: таким образом стоимость 5 тысяч вагонов составила около полумиллиарда долларов. Но потери нес, понятно, не только бюджет. Илья Хандриков, глава малого предприятия "Формика" по пошиву спецодежды, два года назад впервые в жизни не смог продать зимние куртки к сезону. Успешному бизнесмену, создавшему первый постсоветский швейный кооператив, это показалось странным. Предприниматель "заморозил" свои куртки на год решил разобраться. - Выяснилось, что именно в тот момент шли гигантские неконтролируемые потоки контрабанды, - рассказал Илья Хандриков "МН". - Некоторые мои недобросовестные коллеги получили преимущества за счет таких поставок: они заказывали и размещали производство в Китае на выгодных условиях. И тогда я понял: чтобы оставаться здоровой конкурентной фирмой, нужно выходить на более высокий уровень. Иначе ситуация не изменится. Занявшись общественным расследованием, Хандриков совершил потрясающее открытие: органы госбезопасности, законом призванные бороться с контрабандой, помогли Китаю создать полный замкнутый цикл "производство - доставка - реализация" в отношениях с Россией. Деньги, естественно, шли в китайскую экономику. Да и как могло быть иначе, если на границе с Китаем был таможенный пункт, через который люди с мешками могли проходить сколько угодно раз? Илья Хандриков, ныне председатель оргкомитета движения "За честный рынок" и координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, стал одним из тех, кто сделал процесс над ВЧ-6302 гласным. Было объявлено об отставке 19 чинов ФСБ. Но сегодня следствие по делу ВЧ-6302 идет в закрытом режиме. Как рассказал "МН" председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, многие из отправленных в отставку фигурантов дела продолжают сидеть в своих креслах. Более того, по словам Кабанова, из следственного комитета МВД дело против чинов из ФСБ почему-то передано в следственный комитет той же ФСБ. А ситуация на рынке ничуть не изменилась. - Масштабы контрабанды прежние, - говорит Кирилл Кабанов. - Если бы ее перекрыли, сразу стало бы заметно. Это как история с пивом: когда после дефолта 1998 года прекратились поставки иностранного пива, тут же пошло производство в России. Мы на примере легкой промышленности России этого не видим. Недавний опрос директоров предприятий отрасли показал: 84% считают, что легкая промышленность задышит, если перекроют контрабандные каналы. Однако дело ВЧ-6302 вызывает сомнения в возможности такого исхода. Наталья Алякринская РИА «Новый Регион – Киев», 14.12.06 Киев, Декабрь 14 (Новый Регион, Маргарита Ильина) – В следующем году Украина и Россия могут договориться о введении единого пункта пропуска граждан, пересекающих границу двух стран. Об этом заявил начальник управления пограничного контроля регистрации администрации Госпогранслужбы Украины Виталий Антонюк. По его словам, для того, чтобы сократить время стоянки поездов для прохождения пограничного и таможенного контроля, возможно введение единого пункта, переговоры о котором сейчас ведутся. «Мы будем пытаться это ввести», – заявил Антонюк, передает корреспондент «Нового Региона». По его словам, такой пунктом пропуска может быть организован в российском Брянске. Кроме того, по словам Антонюка, для жителей приграничных территорий пограничники готовы установить 144 местных пунктов пропуска. «Но многое будет зависеть от органов местного самоуправления», – сказал Антонюк и напомнил, что финансирование таких пунктов должно обеспечиваться местными бюджетами. Антонюк рассказал также, что порядок пересечения границы для жителей приграничных территорий через местные пункты пропуска, расположенные в Молдавии, также может быть изменен. По его словам, местные жители испытывают неудобства, когда пограничники их района находятся в 35 километрах, а соседнего – в 3. Пограничники намерены инициировать изменения, по которым житель одного приграничного района сможет пересечь границу через ближайший местный пункт пропуска. Применяемые белорусской стороной процедуры таможенного и другого контроля в отношении грузов и транспортных средств, перемещаемых через территорию республики, не вызывают снижения объемов транзита. "Несмотря на многие заявления о том, что у нас усложняются процедуры контроля, что Беларусь препятствует транзиту, на самом деле прослеживается последовательный, поступательный, и можно даже сказать, прогнозируемый рост транзитных товаропотоков", - заявил начальник отдела предварительных операций и контроля за перемещением товаров Государственного таможенного комитета Беларуси Игорь Маховиков. По его словам, за истекший период этого года транзит грузов автомобильным транспортом через территорию республики вырос на 110% до более чем 7 млн т. Количество автомобильных перевозок возросло со 114 тыс. в минувшем году до 171 тыс. в этом, отметил он. На 103%, вырос и транзит грузов по железной дороге, продолжил И.Маховиков. Рост транзита через Беларусь подтвердил и начальник Транспортной инспекции министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Данилович. Так, сообщил он, в текущем году количество транспортных средств, следующих транзитом через республику, увеличилось с 437 тыс. до 535 тыс. Комментируя ситуацию с очередями в пунктах пропуска на российско-латвийской границе, С.Данилович назвал не соответствующими действительности заявления о том, что это вызвано действиями белорусской стороны. "Некоторые утверждают, что очереди на российско-латвийской границе - это результат усиления транспортного контроля в Беларуси. Хочу вас заверить, что эта информация - абсолютная неправда", - сказал он. "Эта ситуация (очереди на границе России и Латвии - ИФ) сложилась не только в этом году. Она складывалась на протяжении более 5 лет", - подчеркнул начальник Транспортной инспекции. По его мнению, вызвана она тем, что пограничный переход Бурачки имеет низкую пропускную способность. "Можно говорить о том, что если улица узкая, то, естественно, и транспорта будет много", - сказал С.Данилович. Он подчеркнул, что призывы некоторых перевозчиков к водителям не ехать транзитом через Беларусь вызваны не сложными процедурами контроля в республике. "Если едут через Прибалтику и Украину, то в 90% случаев имеют нарушения", - пояснил он. Данную позицию поддержал и заместитель начальника управления пограничного контроля Государственного комитета пограничных войск Беларуси Николай Курашов. По его словам, некоторые бояться ехать через территорию Беларуси, так как нарушают существующие нормы законодательства. Н.Курашов назвал условия пересечения белорусской границы хорошими. А в плане наличия технических средств, ускоряющих процедуры пересечения границы, по его словам, белорусские пограничные войска оснащены не хуже, а по некоторым показателям даже лучше, чем в Евросоюзе. Интернет-издание "Ежедневные новости", Владивосток, 15.12.2006 Машины из Японии везутся огромными партиями, но покупателей на авторынке становится все меньше Непростая ситуация с оформлением автомобилей сложилась во Владивостокской таможне, сотрудники которой не справляются с оформлением ввозимых подержанных иномарок. На скорость прохождения бюрократических процедур негативно повлиял резкий всплеск ввоза автомобилей, начавшийся с середины этого года и достигший апогея в октябре-ноябре. Так, в ноябре количество ввезенных физическими лицами через Владивостокский автотранспортный таможенный пост (ВАТП) автомашин увеличилось по сравнению с тем же месяцем 2005 года в пять раз, а грузовиков - аж в 15! По прогнозам специалистов в декабре динамика ввоза автотранспортных средств останется все в тех же пределах, возможно, даже немного возрастет, а уже в январе пойдет на спад. Но до этого времени предстоит еще много работы, о чем на брифинге в ДВТУ сообщили исполняющий обязанности начальника Владивостокской таможни Леонид Канин и начальник Владивостокского автотранспортного таможенного поста Вадим Медяник. Столь значительное увеличение импорта автомобилей, по их мнению, связано с целым рядом причин: это и обычный для конца года сезонный всплеск, и приток автолюбителей, пережидавших, чем закончится история с "ЕВРО-2", а также увеличение числа пессимистов, ожидающих правительственных сюрпризов и решивших приобрести автомобиль заранее, до ожидаемых катаклизмов. Кроме того, активизировались импортеры грузовых автомобилей. С 1 января 2007 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2006 г. №567 "О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации отдельных транспортных средств" (опубликован в "Российской газете" 212 от 22.09.2006), сравняются таможенные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами за ввозимые грузовые транспортные средства, что повлечет за собой чувствительное увеличение расходов для физических лиц. С начала этого года последними по таможенно-приходному ордеру (ТПО) было ввезено через ВАТП 14 940 грузовых автомобилей, это в два раза больше, чем за тот же период 2005 года (7477 единиц). Статистика "Н" Всего за 11 месяцев этого года физические лица провели через ВАТП 66 946 автотранспортных средств (за тот же период 2005 года - 13 390), юридические - 128 370 автотранспортных средств (за тот же период 2005 года - 123 061). А через все таможни Дальневосточного таможенного управления за 11 месяцев 2006 года прошли 266 360 тысяч легковых автомобилей, для сравнения: за весь 2005 год было ввезено 255 260 легковых авто, за 11 месяцев 2005 года - 226 086 легковых автомобилей. С начала этого года было привезено также 6895 автобусов и 40 451 грузовой автомобиль, сообщает пресс-служба ДВТУ. Екатерина Федорова, Юлия Щетинюк Газета «Гудок», 15.12.2006 г. Требования об обязательной организации складов временного хранения (СВХ) грозят парализовать работу ОАО «Трансконтейнер». Последние месяцы в юридическую службу «Трансконтейнера» хлынул поток протоколов об административных нарушениях. Например, 29 сентября, едва только начался рабочий день, на стол ведущего инженера отдела взаимодействия с таможенными органами Евгения Бирюкова легла толстая пачка протоколов об административных нарушениях только из одной таможни – в поселке Янтарный (Ростовская область). «К концу дня стопка этих документов станет неподъемной», – грустно шутит юрист. Из всех протоколов следует одно: компания оштрафована и должна заплатить. Появляются эти протоколы таким образом. Приходит состав на терминал «Трансконтейнер», расположенный в зоне таможенного контроля (ЗТК). При сортировке приемосдатчик не может проверить техническое состояние и правильность таможенного оформления контейнера, находящегося в вагоне, – это противоречит правилам техники безопасности. Поэтому контейнер должен быть обязательно выгружен из вагона. Затем после проверки контейнер грузится обратно в вагон, чтобы следовать на станцию назначения. Но не всегда вагон выгрузки и вагон погрузки присутствуют на терминале одновременно. Как правило, свободных вагонов в составе нет. Вот и приходится снимать контейнер с платформы и ставить его на площадку рядом с путями. В этот момент, собственно, и происходит нарушение закона – незадекларированный груз касается российской земли. Тут же возникает таможенник с протоколом об административном нарушении и требует уплатить 5000 руб. штрафа. «Горы протоколов скапливаются ежедневно у меня на столе как раз по поводу вышеописанных правонарушений», – говорит Евгений Бирюков. Таможенники разъяснили перевозчикам, что это за правонарушения. Заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Андрей Коровин прислал письмо, в котором сообщил: «В соответствии со статьей 100 Таможенного кодекса временное хранение товаров осуществляется только на складах временного хранения (СВХ), владельцами которых могут быть российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев складов временного хранения». Правда, затем таможенники уточнили, что «согласно статье 166 Таможенного кодекса допускается временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, и расположение которых согласовано с таможенными органами». Однако, судя по схеме контейнерного таможенного терминала Ростов-товарный, которая есть в распоряжении «Гудка», на терминале нет ни одного квадратного метра, который бы мог именоваться «местами, не являющимися СВХ», – кругом таможенная территория. То есть, куда контейнер ни поставишь на время перегрузки из вагона в вагон, тут же попадаешь на штраф. Кроме того, есть некоторый элемент коварства и в специфике применения ТК РФ. Ведь действующий вариант Таможенного кодекса вступил в силу три года назад. Но в течение двух лет после этого о статьях 100 и 166 никто не вспоминал. Требование об организации СВХ появилось после того, как ОАО «РЖД» передало на баланс своего филиала – «Трансконтейнер» – ряд объектов недвижимости, в том числе контейнерные площадки, входящие в имущественный комплекс контейнерных терминалов на станциях Ростов-товарный, Краснодар-сортировочный, Новороссийск, Скачки, Владикавказ и на других таможенных пунктах. По справедливым ожиданиям директора центра по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнера» Петра Баскакова, ссылающегося на 362 статью Таможенного кодекса, на территории этих контейнерных площадок возможно выполнение грузовых операций, включая перегруз, снятие контейнеров с транспортных средств на площадку и их временное хранение. Но вдруг появились вышеупомянутые письма таможенных чиновников, и вслед за этим на компанию посыпался дождь протоколов об административных правонарушениях. Создается впечатление, что таможня не торопилась с введением новых правил, боясь приостановить структурные изменения в ОАО «РЖД», в результате которых стало возможным появление жертвенного тельца в лице «Трансконтейнера». В то же время организация СВX оказывается делом весьма накладным. Немалых затрат требует сооружение специальной ограды, помещений для работников охраны и таможенников и особенно приобретение и установка рентгеновского оборудования для досмотра грузов. И далеко не всегда величина товаропотока такова, что может окупить расходы на организацию склада. Вопрос стоит настолько остро, что, по словам ответственного секретаря комитета РСПП по торговой политике и ВТО Бориса Вишневского, представители комитета были вынуждены пригласить руководителей Федеральной таможенной службы для того, чтобы договориться о более приемлемых условиях транспортировки контейнеров. Газета «Гудок», 15.12.2006 г. Об изменениях, которые будут внесены в Таможенный кодекс для унификации российского и международного законодательства, газете «Гудок» рассказала председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности комитета по бюджету Госдумы Надежда Азарова. – На каком основании будут
внесены изменения в Таможенный кодекс? Законопроект «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» сейчас уже готовится к внесению в Государственную думу. Одновременно будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с учетом правоприменительной практики. – Как скажется на новой редакции Таможенного кодекса вступление России в ВТО? – Около 20 норм существенно препятствуют присоединению России к этой организации. В рамках присоединения к ВТО предполагается внесение дополнений, расширяющих полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией, основанных на нормах статьи 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Суть предлагаемых дополнений состоит в том, что таможенные органы будут вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в реестр объектов интеллектуальной собственности (принцип ex officio), с целью ограничения ввоза контрафактной продукции, таким образом защитив население от потребления некачественных, а иногда и вредных для здоровья товаров. Если у таможенников появятся подозрения, что незаконно используется товарный знак, то они получат право задерживать этот товар, и в это время могут связаться с правообладателем и выяснить все интересующие их вопросы. – Российский Таможенный
кодекс будет универсальным для всех цивилизованных стран или же у него будет
и российская специфика? Таможенная служба должна принимать грузовую декларацию в качестве единственного документа, требуемого для представления товаров, без перевода подробных сведений, содержащихся в документах, представляемых таможенной службе. На открытых таможенных складах должно быть разрешено хранение всех видов ввозимых товаров. Не ограничена переработка
на таможенной территории определенных видов товаров, если идентичные по описанию,
качеству и техническим характеристикам товары имеются на таможенной территории
страны ввоза. Нас эти положения не устраивают. В законопроекте есть оговорки
о непринятии обязательств Российской Федерации по этим четырем рекомендуемым
правилам, исходя из объективно сложившейся в России практики таможенного оформления
и таможенного контроля, защиты интересов отечественных товаропроизводителей,
а также общественной безопасности, общественных гигиены и здоровья. Журнал «Эксперт-Сибирь» 18.12.2006 Пограничный Забайкальск, небольшой городок в Читинской области, можно назвать моделью соприкосновения повседневной жизни двух территорий — Забайкалья и севера Китая. Суть взаимодействия, контрабанда, остается незыблемой многие годы. Какие только способы незаконной доставки грузов из Китая не изобретали за это время. Со второй половине 1990-х на федеральной границе стал широко применяться новый: доставка товара на людях. Способ со временем не устарел. Караванные тропы «кэмэлов» Больше десяти лет назад, еще в марте 1994 года, российское правительство ввело пошлины на ввоз китайских товаров. Была установлена норма беспошлинного ввоза в размере 50 кг в неделю на человека (сейчас 35 кг в месяц). Предприимчивые коммерсанты сообразили, что из Поднебесной можно завозить продукцию почти беспрепятственно. Нужны только помощники, которые под видом благонамеренных граждан предъявляли бы таможне коммерческий груз как личный багаж. В то время из-за массового банкротства аграрных и промышленных предприятий в приграничье освободилось большое количество рабочих рук. Те, кто раньше сеял хлеб или слесарничал на заводе, дружно принялись за небольшое вознаграждение перетаскивать через таможню баулы с китайским барахлом. Эту публику народ окрестил «кэмэлами», верблюдами. Если в 1998 году через Забайкальск автомобильный проезжало около 200 тыс. граждан, то в 2005 году пассажирооборот составил уже более 1,7 млн человек (около 4,8 тыс. в сутки), что на 27% больше, чем в 2004-м. По оценке опытных таможенников, из общего числа проезжающих перевозчики составляют 70%. Парни из таможни тоже оказались не лыком шиты. Были подготовлены правительственные постановления и на их основе приказы Федеральной таможенной службы. Первым делом там было прописано, что «предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа». Не забыли упомянуть, что «однородные товары в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся с коммерческими целями», то есть подлежат налогообложению в размере четырех евро за килограмм. Но, взяв с потолка уютных кабинетов на Комсомольской площади запретительно-высокий размер пошлины, таможенники промахнулись. Постановление дало еще один толчок развитию коррупции. «Должностные лица таможенного органа» оказались во много раз менее жадными, чем государство. Одного «кэмэла» стали пропускать всего за одну тысячу рублей. Бывший заместитель начальника Забайкальской таможни Константин Бураков без тени иронии рассказывал, что однажды простодушное «должностное лицо» обратилось к «таможенному органу» со следующим заявлением: «В связи с тяжелым материальным положением прошу перевести меня на участок автомобильного пункта пропуска». Схема выглядит так. Директор или представитель российской компании-импортера направляется в Китай, имея при себе некоторую сумму в валюте. На вывезенный капитал приобретает партию одежды, трикотажа, обуви. Далее сдает товар в китайскую фирму, специализирующуюся на так называемых карго-перевозках. Карго-перевозчик доставляет его в Маньчжурию, где передает погонщику. Под погонщиком работает одна или несколько групп «кэмэлов» по пять–семь человек, которые занимаются перевозками на «газелях». Они перемешивают однородные товарные контингенты, чтобы на таможне багаж выглядел разнородным. На местном жаргоне это называют «тариться». Выйдя таким образом из прохода таможни, «кэмэлы» вновь сортируют товар в Забайкальске, возвращая его в исходное однородное состояние. И сдают представителю импортера, который, в свою очередь, организует доставку в российский пункт назначения витель выплачивает погонщику до 20 тыс. рублей. После расчетов с водителем, «кэмэлами» (обычно 500, но не менее 300 рублей на «кэмэла» в день) и таможенниками в зависимости от условий прохода (бизнес специфический, всякое бывает) у него может остаться 6–12 тыс. рублей. А может и не остаться. В случае сбоя автобус попадает под сетку (углубленный досмотр) или на склад временного хранения. Это называется «влететь». За расходы отвечает погонщик, который взял доставку на свой страх и риск. Если учесть данные забайкальского регионального управления Федеральной пограничной службы России о количестве российских граждан, пересекающих границу через автомобильный пограничный переход (АПП) Забайкальска, 70-процентную долю «кэмэлов» и 1000-рублевый бакшиш с носа, то получится, что в прошлом году общая сумма взяток составила около полумиллиарда рублей. Это примерно половина того, что таможня собирает для федерального бюджета. Причем стоимость оборота по импорту в канале «кэмэлов» составляет не менее миллиарда долларов. Довольно большая величина в рамках российско-китайской торговли, согласитесь. Личные впечатления Собирая материал, я первым делом подрядился «покэмэлить». И смог на себе прочувствовать, что отлаженная система работает четко. Но иногда случаются накладки. На выезде из Китая после оформления на нашем передовом пограничном посту мой старший получил звонок таможенника, с которым предварительно оговаривался проход, что на пассажирском участке появился некий Шульгин. «Всем в Забайкальске известна фамилия Шульгин. Он из отдела собственной безопасности, в который входят люди, ограничивающие инспекторов, чтобы не брали денег так много. То есть следят за чистотой рядов», — объяснил мой собеседник. Пикантность ситуации в том, что транспорту после оформления на посту стоять запрещено. Нужно проехать дальше, на пост транспортной инспекции, а затем на участок таможенного оформления пассажиров. То есть прямо в пасть к Шульгину. Рослая розовощекая пограничница-контрактница стала кричать, чтобы мы проезжали. Но мой старший, выскочив из автобуса, видимо, нашел слова заветные, девичье сердце под грубым камуфляжем дрогнуло, и наш драндулет простоял в запрещенном месте часа полтора, пока разводящий, почти отчаявшись, не получил весточку, что Шульгин удалился на безопасное для его груза расстояние. Случались неприятности, когда на Забайкальской таможне проводились мероприятия по чистке рядов. Таможенники по-старому брать деньги боялись, а пропускать «кэмэлов» просто так им было жалко. И потому принимались терзать проезжающих граждан формальными придирками, тянуть время оформления. Получилось что-то вроде итальянской забастовки: таможенник приходит на работу и не работает, а люди сутками томятся в унизительных очередях. Через некоторое время все стабилизировалось. Погонщики перестали давать таможенникам деньги на пункте пропуска, а принялись возить взятки им на дом. Местная система мздоимства адаптировалась к новой оперативной обстановке. За долгие годы существования и развития явления так и не удалось сколько-нибудь подступиться к решению проблемы оздоровления обстановки на государственной границе. Во время визита федерального начальства (областного здесь никто не боится) пограничный поселок превращается в потемкинскую деревню. Таможенные работники заблаговременно собирают погонщиков и указывают поставить «кэмэлов» на пару дней в стойло. Приезжает начальство, а на пропускных пунктах тишина и порядок. На «кэмэлах» в ВТО Двенадцать лет федеральное правительство отказывается снизить запредельно высокий уровень ввозных пошлин, направляя естественные для приграничья товарные потоки в «серый» канал перевозки на людях. Двенадцать лет пограничный Забайкальск травится воздухом легкой наживы, превращаясь в большой притон контрабандистов и развращая поколения всевозможных правоохранителей. Изменения в таможенной политике России по отношению к приграничной торговле с Китаем наметились в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Еще в 2004 году подписано соглашение с КНР об условиях вступления в ВТО, предусматривающее отмену импортных пошлин. Их существенное снижение ожидалось еще к концу прошлого года, но этого не произошло. Хотя с отменой экономически нецелесообразных пошлин «кэмэлы» могли бы и исчезнуть. Ведь какой смысл непроизводительно расходовать финансовые и людские ресурсы, если дешевле будет растаможиться «по-белому». В прошлом году общая сумма взяток на АПП Забайкальска составила около 0,5 млрд рублей. Дали взятку — и восторжествовала законность (рассказ коррреспондента №1) — Ну, я везу «газель» с товаром. Вот сидит инспектор таможни. Я с ним совершенно не знаком. Он — не слепой, видит, что я везу, понятно, не для себя: шмотки, они все упакованные, новые, и сумки почти одинаковые. Говорит мне сразу: у вас коммерческая партия, вы едете на склад. Пошлину и не предлагает заплатить, поскольку с тридцати-то пяти кило это будет мама, не горюй! Полторы сотни евро будет, а я получил за перевозку всего ничего. Тогда он просто говорит: я задерживаю ваш товар на складе, можете делать потом что хотите. А пошлины никто с неторгового оборота не берет. Таможенники в приватных беседах сами признают, что пошлины завышены и экономически нецелесообразны. Я понимаю, если бы я вез, допустим, эксклюзивные вещи от Версаче. В своем шифоньере ехало бы каждое платье коллекционное весом полкилограмма. Тогда бы я, конечно, заплатил эти евро. Но я ведь ширпотреб везу. Подхожу к таможеннику и говорю: брат, ну ты же все понимаешь. Давай, может, договоримся, и поеду я дальше с Богом. Ну, он смотрит, припоминает, вроде меня раньше видел, вроде ничего, вроде я его не сдам тут же. Глядишь, я и проехал. Считай, что шесть тысяч с «газели» парень поймал. А что делать? Эти таможенные ребята включили в постановление фразу, что принадлежность товара (для себя или на продажу) определяет инспектор таможни. Если бы этой фразы не было, то принадлежность, естественно, определял бы не инспектор. А сейчас, зная, что плетью обуха не перешибешь, переносим это спокойно. ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 47–48 18–24.12.2006 Москва за нами (рассказ коррреспондента № 2) -Почему, спрашиваешь, родной, таможня время от времени закручивает на переходе гайки? В Москве у некоторых ребят при нашем кормиле имеются свои таможенные терминалы. Большие, крутые, веселые. На которые идет та же самая музыка из Пекина, Шеньяна, Гуанчжоу. То есть тот же самый товар китайский. Только он идет контейнерами по железной дороге. Транзитом через всю нашу провинцию спокойно приходит в Москву, загоняется на терминал. Товары недостоверно декларируются как средства гигиены, к примеру, которые на тонну рублей 30 пошлины тянут. Поскольку страна кушает определенное количество маек, обуви и так далее, то когда у нас в Забайкальске перевозки «кэмэлами» растут, этих контейнеров становится меньше. То есть большие люди в Москве недополучают денег. Тогда оттуда, из Москвы, идет приказ прижать местных мздоимцев. Правда, доходы федерального бюджета не увеличиваются в любом случае: пошлину как не платили, так и не платят. То есть действия в отношении «кэмэлов», формально проводимые под флагом защиты интересов бюджета, никакой пользы для государственной казны не несут. Вовлечены в эту систему не только и не столько таможенники. РИА «Прима-Медиа» (г. Владивосток) 16.12.2006 ВЛАДИВОСТОК. 15 декабря, PrimaMedia. В марте 2007 года правительство снизит ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование, не производимое в России. По информации РБК daily, перечень оборудования, импортируемого по льготным таможенным ставкам, будет расширен сразу на несколько десятков товарных позиций. Как сообщила пресс-служба кабинета министров, премьер-министр Михаил ФРАДКОВ утвердил план мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы. Согласно этому плану, будут снижены таможенные пошлины на импортное технологическое оборудование, не производящееся в нашей стране. Этот вопрос будет вынесен на заседание правительства в феврале, а постановление принято уже в марте. Заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр САКОВИЧ напомнил, что в последние годы это происходит регулярно. Снижение ввозных таможенных пошлин проводится не в первый раз. В результате перечень технологического оборудования, ввозимого в Россию по минимальным или вообще по нулевым таможенным ставкам, содержит почти 800 товарных позиций. Документ готовят совместно
Минэкономразвития и Минпромэнерго. Обязательное условие - чтобы оборудование,
на которое распространятся таможенные льготы, не выпускалось российскими машиностроительными
предприятиями. В перечень входит 80 новых товарных позиций. Это строительное
и станочное оборудование, трубопрокатные станы, оборудование для текстильной
промышленности и учреждений здравоохранения. На большую часть оборудования ввозные
таможенные пошлины предлагается обнулить, на отдельные - оставить символические
5%. |
В избранное | ||