Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


 

Допмероприятия: проверка после возражений


Александр Лантратов, заместитель начальника отдела выездных проверок, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса

После рассмотрения возражений по акту выездной проверки инспекторы могут вынести три решения. Одно из них — о назначении допмероприятий. Что они включают в себя, как проводятся и для чего, расскажем в статье.

Выездная проверка закончена. Инспекторы составили в двухмесячный срок акт по результатам проверки, который вручили представителю проверяемой организации. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, организация в течение одного месяца после вручения акта может предоставить письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
По истечении одного месяца, с учетом представленных возражений, руководитель инспекции или его заместитель в десятидневный срок должны вынести решение по результатам рассмотрения материалов проверки.
Решение может быть одно из трех:
- Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Рассмотрим последний вид решения, ведь именно по нему возникает больше всего вопросов.
Итак, назначение дополнительных мероприятий налогового контроля (далее — допмероприятия), как правило, означает, что инспекции, проводившей налоговую проверку, необходимо получить как можно больше неопровержимых и неоспоримых доказательств для подкрепления уже собранной базы в процессе проведения проверки. Ведь каждое вынесенное решение — это определенный риск, связанный с его дальнейшей отменой вышестоящим налоговым органом или судом.
Однако не стоит рассматривать допмероприятия только как источник получения дополнительных доказательств, подтверждающих нарушения. В некоторых случаях данная процедура может сыграть на руку самой организации, если, например, были собраны сведения и факты, доказывающие невиновность организации.
Процедура вынесения решения о проведении допмероприятий имеет некоторые особенности. Так, в соответствии с положениями Налогового кодекса (п. 6 ст. 101 НК РФ), оно может быть вынесено на срок не более одного месяца. В решении в обязательном порядке должны быть указаны как срок, так и обстоятельства, вызванные проведением таких мероприятий.
Такими обстоятельствами, например, может быть необходимость получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.
В качестве допмероприятий налогового контроля могут проводиться только следующие:
1) допрос свидетелей;
2) экспертиза;
3) истребование документов в рамках статьи 93 Налогового кодекса;
4) истребование документов в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса.
Таким образом, указание других оснований в решении недопустимо.
Также если иные доказательства (сведения) были получены в рамках проведения допмероприятий, то они могут послужить основанием для рассмотрения вопроса о нарушении законных прав налогоплательщика. А решение, вынесенное на их основании, впоследствии может быть отменено вышестоящим налоговым органом.
Однако если мероприятия налогового контроля были осуществлены в ходе проведения проверки, а результаты по ним получены только на стадии проведения допмероприятий, то сведения, содержащиеся в них, могут использоваться в рамках допмероприятий. Это, например, относится к запросам о предоставлении банковских выписок контрагентов в различные органы власти, в т. ч. международные, нотариусам и к другим мероприятиям, связанным с длительным сроком получения ответов.
Теперь рассмотрим возможные дополнительные мероприятия.

Допрос свидетелей
В рамках проведения выездной проверки под свидетелем понимается человек, обладающий некой информацией, с помощью которой можно установить его причастность к совершению налогового нарушения либо его отсутствие. Также он может обладать сведениями о причастности иных лиц к совершению налогового правонарушения, либо ему могут быть известны какие-либо еще факты, свидетельствующие о совершении правонарушения в области налогового законодательства (п. 1 ст. 90 НК РФ).
На допрос в качестве свидетелей, как в рамках проведения допмероприятий, так и в рамках проверки, могут быть вызваны любые физические лица, которые могут располагать важной информацией (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это, в частности, могут быть как генеральный директор проверяемой организации, главный бухгалтер, так и простой сотрудник.
На допрос в качестве свидетеля физическое лицо вызывается соответствующей повесткой, которая вручается ему лично либо по почте. В повестке обязательно должно быть указано место, куда вызывается свидетель, и время, в которое ему необходимо прибыть.
Обратите внимание, что неявка по повестке без уважительных причин обернется для вас штрафом в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Такую позицию инспекций поддерживают суды (определения Суда ЯНАО от 01.07.2013 № 33-1352/2013, Нижегородского областного суда от 13.03.2012 № 33-2137). В качестве свидетеля не могут допрашиваться лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Также это не могут быть лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, или обладают сведениями, относящимися к профессиональной тайне, в частности адвокат и аудитор (пп. 2, 4 ст. 90 НК РФ).
Только при наличии этих оснований вы можете избежать явки на допрос в инспекцию. Все остальные причины будут расцениваться как умышленное уклонение, и на вас будет наложен штраф.
Свидетелей, которые по мнению инспекторов, могут обладать важными сведениями, они имеют право вызывать неоднократно. При неявке на допрос в установленное время может быть направлена повторная повестка с назначением нового времени.
Но тут свидетелям надо быть осторожнее. Многие считают, что если они не явились по повестке в первый раз, то и вторую можно проигнорировать. А за неявку без уважительной причины — избежать повторного наказания, ведь один раз уже оштрафовали, руководствуясь при этом общим правилом, что за одно и то же правонарушение не штрафуют дважды (п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ; п. 2 ст. 108 НК РФ). Однако не стоит заблуждаться, ведь в первый раз свидетеля оштрафовали на основании первой повестки, которую он получил, а второй раз — по второй повестке.
Такую позицию налогового органа также поддерживает и суд (пост. ФАС ВСО от 13.03.2012 № Ф02-543/2).
Следует знать, что при явке в инспекцию и составлении протокола допроса, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 48 Конституции РФ), вы имеете право на квалифицированную юридическую помощь. Иными словами, если вы считаете, что ваши права могут быть каким-то образом ущемлены или вы можете быть подвергнуты давлению со стороны проверяющих, то вы имеете право на защиту, в т. ч. предоставленную адвокатами, юристами и иными лицами, которые могут являться вашими законными представителями при проведении допроса.
Также стоит помнить, что инспектор, который проводит допрос, в обязательном порядке должен предупредить вас об ответственности за дачу ложных либо заведомо ложных показаний, а также о том, что вы имеете право не свидетельствовать против самого себя, ваших близких и родственников (ст. 51 Конституции РФ).
Отвечая на вопросы, не спешите, т. к. если вы сомневаетесь в своих ответах или предполагаете, что содержание ответов может свидетельствовать против вас, то вы всегда вправе воспользоваться статьей 51 Конституции РФ. А если вопросы относятся к более ранним периодам, то всегда есть возможность сослаться на то, что вы не помните всех обстоятельств в силу давности лет. Поэтому каждый данный вами ответ должен быть предварительно взвешен и оценен.
Здесь также следует помнить, что на все заданные вопросы налогового инспектора ссылаться на статью 51 Конституции РФ и не отвечать не получится. Проверяющими это будет расценено как неправомерный отказ за дачу показаний, за который предусмотрен штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Вынося такое решение, налоговый орган будет абсолютно прав, и это связано с тем, что не все вопросы, которые задает инспектор, имеют личностное отношение. Такой же позиции придерживаются и суды (решение Волгоградского апелляционного суда от 23.05.2013 № 33-5383/13).
Вопросы, которые может задать налоговый инспектор в ходе допроса, могут быть весьма разнообразны, ведь они помогают собрать доказательную базу или подкрепить уже имеющиеся сведения, полученные в рамках проведения проверки. При этом не стоит забывать, что если задаваемые вопросы выходят за рамки мероприятий налогового контроля либо не имеют отношения к проверяемой организации, в отношении которой проводятся допмероприятия, вы можете воспользоваться статьей 51 Конституции РФ.
Протокол допроса составляется в одном экземпляре и свидетелю не передается.
Инспектор должен вручить его вам для ознакомления и подписания. При этом форма протокола допроса строго регламентирована приказом ФНС России (приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).
При ознакомлении с протоколом допроса внимательного его изучите. Проверьте, правильно ли инспектор записал вопросы и ваши ответы на них. Пустые строчки должны быть зачеркнуты полностью. В случае если в протоколе встретятся незаполненные поля и инспектор попросит вас поставить под ними свою подпись, то вначале проставьте прочерки в таких местах. Немаловажно проверить правильность заполнения и паспортных данных, т. к. при неправильном занесении таких сведений вас могут пригласить в налоговую инспекцию повторно для уточнения данных.
Часто при составлении протокола допроса инспектор просит у вас копию паспорта для подтверждения ваших полномочий. Однако представлять копию паспорта или нет, решать вам. В Положении о паспорте (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации от 08.07.1997 № 828) не закреплено никаких обязанностей по передаче или представлению паспорта каким-либо лицам для совершения каких-либо действий, в т. ч. и для производства с него копии. Между тем в пункте 22 Положения о паспорте прямо указано, что запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством, а передача паспорта для производства с него копии в данном случае законодательством не предусмотрена.
Поэтому в данном случае инспектор, проводивший допрос, не может потребовать от вас представления ему паспорта в принудительном порядке.
После составления протокола допроса инспекторы зачастую просят свидетелей оставить на предусмотренном для этого бланке образцы своей подписи. Пугаться такой процедуры не стоит, ведь образцы своей подписи вы и так оставляете при подписании протокола. Это необходимо для того, чтобы впоследствии провести почерковедческую экспертизу с подписями, поставленными в первичных документах контрагента, которые были представлены проверяемой организации.
Таким образом, процедура проведения допроса хоть и затратная по времени, но уклоняться от нее не стоит, ведь вы не только можете привлечь к себе интерес со стороны налоговых органов, но еще и будете оштрафованы за неявку. Если прибытие в инспекцию, по месту которой проходят допмероприятия, вам затратно, в силу тяжелого материального положения, то вы имеете право потребовать от налоговой инспекции возмещения затрат, связанных с проездом до места проведения допроса, наймом жилого помещения и других расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Экспертиза
Налоговые органы в рамках проведения дополнительных мероприятий могут привлечь эксперта для проведения экспертизы (ст. 95 НК РФ). В основном экспертиза назначается для разъяснения возникших вопросов, выявленных в результате проведения выездной налоговой проверки. К таким обстоятельствам могут относиться события, которые ставят под сомнение факт того, что представленные налогоплательщиком первичные документы носят правдивый характер, а в частности, не являются ли они заведомо ложными (сфальсифицированными), содержащими в себе недостоверные сведения, которые могли бы послужить получению организацией необоснованной налоговой выгоды. Также экспертиза может быть назначена для оценки объектов недвижимости, цена реализации или приобретения которых ставит под сомнение полноту уплаты организацией налогов и сборов.
Одним из основных факторов для назначения экспертизы является установление факта реальности поставленных уполномоченным на то лицом подписей в первичных документах, представленных организацией с образцами подписей тех же лиц, но полученных уже при проведении допроса, либо иными способами.
При назначении экспертизы в рамках проведения допмероприятий выносится постановление (приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@), с которым организация должна быть ознакомлена.
Вместе с этим инспекторы должны составить протокол, в котором разъясняются права проверяемого.
Так, например, если организация предполагает, что выбранный инспекцией эксперт не может объективно оценивать представленные ему материалы, то вы вправе просить о назначении эксперта из числа лиц, предложенных вами.
Однако привлекаемые эксперты со стороны налоговых органов действуют на договорной основе, а поэтому сделанная ими оценка весьма объективна.
Основываясь на заключении, сделанном экспертом, налоговый орган в дальнейшем делает соответствующие выводы при вынесении окончательного решения. Инспекция обязана ознакомить организацию с экспертным заключением.
При этом если вы не согласны с мнением эксперта, то ваше право заявить о проведении дополнительной или повторной экспертизы для установления объективного мнения.

Истребование документов
У организации (ст. 93 НК РФ)
Данная процедура связана с тем, что проверяющие, истребуя дополнительные документы, могут на основании них выявить существенные обстоятельства, которые могут укрепить установленные нарушения.
Она не отличается от той, которая происходит в момент проведения выездной налоговой проверки. Инспекторы выставляют требование о представлении документов под расписку либо оно направляется по почте заказным письмом с уведомлением. В случае направления по почте требование считается полученным на шестой (рабочий) день.
Также стоит не забывать, что на представление документов (информации), указанных в требовании, у вас есть ровно 10 рабочих дней с момента его получения. При этом выходные и праздничные дни в десятидневный срок представления документов не входят.
Будьте внимательны при расчете срока представления документов, ведь при его нарушении вам не избежать штрафных санкций (п. 1 ст. 126 НК РФ) в размере 200 рублей за каждый несвоевременно представленный документ.
Однако если объем запрашиваемых документов достаточно большой и в десятидневный срок сделать копии и представить все запрашиваемые документы будет весьма затруднительно, то вам следует, не откладывая, а именно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, написать письмо в инспекцию о продлении срока представления документов с обязательным указанием причины. В свою очередь руководитель инспекции обязан в двухдневный срок принять решение либо о продлении сроков, либо об отказе. Хотя последнее решение принимается очень редко, ведь инспекция сама заинтересована в получении истребуемых документов, несмотря на небольшую задержку.
Итак, несвоевременное представление истребуемых документов влечет за собой штрафные санкции, а в случае уклонения от представления документов инспекция будет вынуждена предпринять более суровые методы, например выемку (п. 4 ст. 93, ст. 94 НК РФ).
Обратите внимание, что на данном этапе проведения допмероприятий выемка будет вполне законна, хотя она и не поименована в перечне возможных допмероприятий.
Такую позицию инспекции поддерживает ВАС РФ (определение ВАС РФ от 26.06.2008 № 7909/08; пост. ФАС ВВО от 16.04.2008 № А11-3197/2007-К2-24/221).

У контрагента (ст. 93.1 НК РФ)
Данная процедура направлена на получение документов (информации) от контрагента организации. Она проводится путем направления запроса в инспекцию по месту постановки на учет контрагента (встречная проверка).
Главная цель и задача при проведении встречных проверок — это получение подтверждающих документов, на основании которых проверяемая организация произвела расчет налоговой базы и уплатила налоги и сборы.
Ведь если контрагент не представил необходимый перечень документов или представил с данными, противоречащими тем, которые представила организация, то у инспекторов есть основания полагать, что проверяемой организацией не были полностью уплачены налоги и сборы.

Сроки проведения допмероприятий
В завершение расскажем о процедурных сроках, которые инспекторы должны соблюдать при проведении допмероприятий.
Решение о проведении дополнительных мероприятий выносится сроком на один месяц, по истечении которого руководителем инспекции или его заместителем выносится решение о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Перед тем как вынести решение, инспекция в соответствии с положениями Налогового кодекса (п. 2 ст. 101 НК РФ) обязана ознакомить вас с материалами, полученными в ходе проведения допмероприятий, а также должным образом известить вас о времени и месте рассмотрения этих материалов.
Налоговым кодексом предусмотрено, что если инспекция не обеспечила организации возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, решение, вынесенное по результатам проверки, должно быть отменено (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Однако точного указания, распространяется ли это правило на случаи, когда организация не была уведомлена о рассмотрении материалов, полученных в ходе допмероприятий, не отражено.
Тем не менее, согласно официальной позиции Минфина России (п. 18 письма Минфина России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-02-08/82), инспекция должна обеспечить организации возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, полученных в ходе допмероприятий. Такого же мнения придерживаются и судьи (пост. Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09, ФАС ЗСО от 08.05.2013 № Ф04-1330/13, ФАС УО от 27.12.2012 № Ф09-12320/12).
В противном случае решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) может быть отменено.
Вместе с тем немаловажную роль для налогоплательщика играет и срок, за которой вас знакомят с дополнительными материалами проверки. Ведь от этого зависит то, насколько полно и всесторонне вы сможете ознакомиться с полученными материалами и насколько грамотно составите свои возражения.
Действующая до 24 августа 2013 года редакция Налогового кодекса не содержала в себе сроков, в которые налоговые органы обязаны были ознакомить организацию с результатами допмероприятий. В связи с чем на практике встречались случаи, когда инспекция предоставляла организации для ознакомления и (или) направляла материалы по почте за день до их рассмотрения, тем самым не давая ему достаточного времени на предоставление своих возражений.
Однако после внесения изменений в Налоговом кодексе стало четко прописано, что инспекция обязана ознакомить проверяемую организацию с материалами проверки и дополнительных мероприятий не позднее двух дней до дня рассмотрения этих материалов, если при этом организация подала соответствующее заявление (п. 2 ст. 101 НК РФ).


Мнение 1:

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Возражения на результаты допмероприятий
Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля оформляются в общеустановленном порядке, какие-либо особенности отсутствуют. Так как в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы, то, соответственно, результаты этих мероприятий — истребованные документы, протоколы допросов, заключения экспертов. Именно с ними и знакомят проверяемую организацию. Инспекция обязана ознакомить ее с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки в случае подачи организацией заявления об ознакомлении с материалами дела. Учитывая сложившуюся к моменту введения нового регулирования судебную практику, знакомить лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, в указанные сроки с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо, не дожидаясь получения заявления от организации. Следует отметить, что вышедшее после введения нового регулирования постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 в пункте 38 приводит рекомендации без учета внесенных в Налоговый кодекс.
Право организации представлять возражения против выводов инспекции и подтверждающие такие возражения доказательства предоставляется ей на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Мнение 2:

Александр Ерасов, юрист налоговой практики юридической компании Goltsblat BLP

После допмероприятий новых нарушений не будет
На практике при получении решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля у компаний нередко возникает вопрос: существует ли вероятность, что в результате проведения этих мероприятий инспекцией будут установлены какие-либо новые нарушения, которые не были отражены ранее в акте налоговой проверки? На данный вопрос следует ответить отрицательно, ведь задачей проведения допмероприятий налогового контроля является получение новых доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие факта совершения организацией уже обнаруженных ранее нарушений законодательства о налогах и сборах, а не выявление каких-либо новых. Иными словами, допмероприятия являются не полноценным продолжением налоговой проверки, а стадией налогового контроля, в ходе которого задачей инспекторов является исключительно сбор доказательств относительно уже выявленных и отраженных в акте проверки нарушений. Это следует из положений Налогового кодекса, а также подтверждено судами при рассмотрении подобных вопросов (пост. ФАС ВСО от 13.06.2012 № Ф02-1811/12, ФАС УО от 27.04.2012 № Ф09-2560/12, ФАС МО от 26.05.2011 № Ф05-4149/11).
Таким образом, если в результате проведения допмероприятий инспекцией все же будут выявлены и отражены в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения какие-либо новые нарушения, не указанные в акте проверки, решение в данной части может быть успешно оспорено по формальным основаниям. Если компания на практике сталкивается с указанной ситуацией, при обжаловании решения следует отдельно указать на допущенное налоговым органом нарушение установленного порядка в ходе налоговой проверки.






Следующий выпуск рассылки «Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста» 7 ноября 2013 г.

В следующем выпуске мы расскажем о порядке начисления взносов в ПФР одновременно по двум разным тарифам. В связи с введением дополнительных тарифов пенсионных взносов в отношении застрахованных лиц, занятых на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда бухгалтеру помимо расчета страховых взносов в общем порядке необходимо в определенных случаях дополнительно начислять на выплаты работникам взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из новых тарифов. Вопросы вызывает ситуация, когда сотрудник в течение месяца был занят в компании как на работах, для которых предусмотрен дополнительный тариф, так и на обычных видах работ, для которых такой тариф не предусмотрен.


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 11, ноябрь 2013

Из министерств и ведомств

Мнение

ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
Уведомления о контролируемых сделках: первые ласточки

Конференция
Нюансы заполнения отчетности за девять месяцев
Трудовое и миграционное законодательство: изменения — 2013

Факты и комментарии
Контакт-центр ФНС России отвечает

Горячая тема: Совмещение и совместительство
Работа на условиях совместительства
Совмещение профессий и другие виды дополнительной работы

Учет в бюджетных (автономных) учреждениях
Отражение затрат на регистрацию авто в ГИБДД и техосмотр
Учет затрат на покупку допоборудования авто

Бухучет, налоги и документы
Разъяснения по заполнению новой формы персучета
Нюансы учета расходов на коммунальные услуги у нового собственника
Движимые объекты недвижимого имущества
Учитываем временно неиспользуемое оборудование
Признание в бухучете оценочных обязательств по ликвидации ОС
Компенсация расходов на парковку. Нюансы налогового учета
Учет представительских расходов
Возврат валютного займа. Как учесть разницы?
Дополнительные затраты на финвложения. Отражаем в учете
Расчет процентов при возврате налога: 360 или 365 дней?
Ответственность экспедитора при потере груза
Особенности определения взаимозависимости при расчете доли участия
Уточнение платежей и сверка данных с ПФР

«Упрощенка»
УСН: учитываем расходы на исключительные и неисключительные права

МСФО
Учет хеджирования чистых инвестиций в иностранную операцию
МСФО (IAS) 37: как учесть будущие события сегодня

Стратегия и тактика бизнеса
МСФО: глаза страшатся, а руки делают

Юридический практикум
Мобильные офисы: налоговая не догонит!
Ужесточение ответственности как метод борьбы с правонарушениями

Кадры
Оформляем изменение личных данных сотрудника

Мы знаем, как...
... комитенту заполнить счет-фактуру
... учесть электронный билет на иностранном языке

Письмо в редакцию


Подробную информацию о журнале «Актуальная Бухгалтерия» и о том, как подписаться на печатное издание, вы найдете здесь www.aktbuh.com

В избранное