Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


 

Налоговые споры будут регулировать в досудебном порядке


Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Досудебное урегулирование спора с налоговыми инспекторами накладывает на фирму процессуальное ограничение, которое отсутствует в судебном процессе.

С 1 января 2014 года все налоговые споры, а также претензии по поводу действий (бездействия) налоговиков будут регулироваться в досудебном порядке (ст. 138, 139 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ (далее — Закон № 153-ФЗ)). В настоящее время обязательной досудебной процедуре обжалования (ст. 101 НК РФ) подлежат решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов/расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату/неполную уплату сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ), невыполнение обязанности по удержанию/перечислению налогов в качестве налогового агента (ст. 123 НК РФ). Согласно Закону № 153-ФЗ досудебное обжалование становится обязательным не только для вынесенных, но и для принятых в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса, решений о привлечении к ответственности за иные правонарушения. Оспаривать можно любые ненормативные акты инспекторов, а также их действия (бездействие), отказ в возмещении НДС, отказ в зачете или возврате налога, приостановление операций по банковским счетам и прочее (п. 2 ст.138 НК РФ). При этом обращаться нужно только в «вышестоящий налоговый орган» (п. 8 ст. 101, п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Термин «вышестоящее должностное лицо» исключен (подп. «а» п. 1, п. 3 ст. 1 Закона № 153-ФЗ).
Ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящей налоговой инстанции, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). Ненормативные акты ФНС России (т. е. федерального уровня) и действия (бездействие) ее должностных лиц можно обжаловать сразу в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Отметим, что «жалоба» и «апелляционная жалоба» являются двумя разными процессуальными терминами (п. 1 ст. 138 НК РФ). Жалобу подают на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц). Апелляционную жалобу подают на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса, за исключением решения, вынесенного ФНС России.
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1. НК РФ). Если учесть, что решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю) (абз. 1, 2 п. 9 ст. 101 НК РФ), то срок на подачу апелляционной жалобы, по общему правилу, составляет один месяц с момента получения решения налоговиков.
Жалоба может быть представлена, по общему правилу, в течение года (в настоящий момент — три месяца) со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 138 НК РФ). Обжалование решения вышестоящего налогового органа в ФНС России возможно в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. Решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности вступает в силу с даты вручения этого документа компании.
Также отметим, что досудебный порядок считается соблюденным фирмой в том случае, если она обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого ее жалоба (апелляционная жалоба) не была рассмотрена либо не было принято решение в установленный срок (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Порядок подачи и рассмотрения жалобы
Как и ранее, заявитель представляет жалобу (апелляционную жалобу), а также доказательства и доводы по ней в тот налоговый орган, действия которого обжалует. Налоговики обязаны в течение трех дней направить жалобу и материалы по ней в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Отметим, что заявитель не вправе участвовать в рассмотрении жалобы (п. 2 ст. 140 НК РФ), но вправе представлять дополнительные документы и материалы по ней (п. 5 ст. 139.2, п. 1 ст. 140 НК РФ). Однако рассматривать их вышестоящая инстанция будет лишь в том случае, если заявитель сможет объяснить причины, почему он не смог представить их ранее (п. 4 ст. 140 НК РФ).
Вместе с тем налоговикам предоставлено новое право — оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения в случаях, когда (пп. 1, 4 ст. 139.3 НК РФ):
- она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;
- до принятия решения по апелляционной жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;
- ранее была подана апелляционная жалоба по тем же основаниям;
- при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц и актов, вступивших в законную силу, жалоба подана по истечении предусмотренного Налоговым кодексом срока (1 месяц с момента получения решения (п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101 НК РФ); для жалобы — в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 138 НК РФ)) и она не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока (либо в удовлетворении такого ходатайства отказано).
Вместе с тем пороки подписи и пропуск срока без ходатайства о его восстановлении являются теми основаниями оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, которые не препятствуют повторному обращению компании (п. 3 ст. 139.3 НК РФ).
Налоговики должны принять решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, при наличии указанных выше оснований, в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. После этого в течение трех дней инспекция уведомляет компанию в письменной форме о принятом решении (п. 2 ст. 139.3 НК РФ). Если фирма воспользуется правом отозвать жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части до принятия вышестоящим налоговым органом решения по ней, то компания больше не сможет повторно обратиться с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган вправе (п. 3 ст. 140 НК РФ):
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт;
- отменить решение инспекции;
- отменить решение инспекции и принять новое решение по делу;
- признать действия (бездействие) должностного лица незаконными и вынести решение по существу (такое решение принимается также в случае выявления нарушения существенных условий рассмотрения материалов проверки или других мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 140 НК РФ)).
Отметим, что ранее налоговики формально не обладали правомочиями отмены ненормативного акта, а также признания действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Сроки принятия решения
Закон № 153-ФЗ устанавливает (п. 6 ст. 140 НК РФ в ред. Закона № 153-ФЗ), что налоговый орган должен в течение одного месяца с даты получения жалобы (в т. ч. апелляционной) принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по результатам ее рассмотрения. В остальных случаях решение должно быть принято в течение 15 дней. Эти сроки могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции, но не более чем на месяц и 15 дней соответственно. Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение должно быть вручено компании в течение трех дней с даты принятия.
Фирма вправе обжаловать данное решение в судебном порядке с того дня, когда ей стало известно о его принятии, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ). До 1 января 2014 года это положение применяется только при обжаловании решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых в порядке статьи 101 Налогового кодекса (п. 3 ст. 3 Закона № 153-ФЗ).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда фирме стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами (п. 4. ст. 198 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Последствия нововведений
Принято считать, что внесение в Налоговый кодекс описанных выше изменений будет способствовать разгрузке судов и защите прав налогоплательщиков. По мнению автора, эти новеллы только затруднят компаниям доступ к правосудию. Кроме того, они являются коррупционно емкими. Не секрет, что наше налоговое законодательство несовершенно с точки зрения материального права. Чего стоит только вопрос о возврате и (или) возмещении НДС. Идет постоянное «латание» пробелов законодательства судебной практикой, которая также неоднозначна в толковании закона. При этом арбитры зачастую возлагают на компании обязанности, не оговоренные в законе (например проверка контрагентов, подлинности подписей и прочее). Однако это суд, он пытается определить по сложившейся практике «незаконный», но узаконенный принцип «добросовестности» налогоплательщика. А почему такие права по толкованию законодательства должны быть у налогового органа? Закон не может подменяться «усмотрением» чиновника.
Также автор считает, что норма, которая разрешает фирме представлять в вышестоящий налоговый орган новые документы, только если она объяснит причины, почему не смогла представить их ранее, (п. 4 ст. 140 НК РФ) входит в противоречие с арбитражным процессом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О) и Пленума ВАС РФ (п. 29 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5) суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком независимо от того, вручались ли они контролерам. Иными словами, досудебное рассмотрение спора с налоговым органом накладывает на фирму процессуальное ограничение, которого нет в судебном процессе.


Следующий выпуск рассылки «Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста» 24 октября 2013 г.

В следующем выпуске мы рассмотрим судебную практику и доводы, которые помогут фирме защититься от необоснованных запросов налоговиками документов, истребованных вне рамок проверки. Напомним, что с 30 июня 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют контролерам, если у них есть обоснованная необходимость, истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. На практике налоговики и ранее запрашивали у компаний как информацию, так и конкретные документы. Однако суды не поддерживали такие истребования, ссылаясь на отсутствие разрешающих норм в Налоговом кодексе.


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 10, октябрь 2013

Из министерств и ведомств

Мнение

ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
Мероприятия в ходе проверок: что должен знать бухгалтер

Конференция
Изменения в Налоговом кодексе на практике

Факты и комментарии
Амортизация незарегистрированных ОС. Переходные положения
Запрос документов вне рамок проверки. Ответственность и защита
Налоговые споры будут регулировать в досудебном порядке

Горячая тема: Налоговый взгляд на бизнес
Какие документы налоговики запросят при проверках?
Допмероприятия: проверка после возражений
Повторная проверка: а была ли правомерной?

Учет в бюджетных (автономных) учреждениях
Отражение готовой продукции в учете. Списание отклонений

Бухучет, налоги и документы
Покупка полностью самортизированного основного средства
Переоборудуем служебный автомобиль
Вспомогательное производство: начисляем зарплату и соцвзносы
Работы с длительным производственным циклом: учет доходов
Доверительное управление имуществом: нюансы учета и налогообложения
За неуплату взносов в срок штраф платить не нужно
Начисляем взносы в ПФР одновременно по двум разным тарифам
Пересчитываем страховые взносы по пониженному тарифу
Курсовые и суммовые разницы, учет и налогообложение

Техническая поддержка
Сдаем электронный отчет в статистику

«Упрощенка»
Учет организациями объектов основных средств при УСН

МСФО
Учет полученных кредитов и займов

Стратегия и тактика бизнеса
Для оптимизации работы над отчетностью по МСФО стандартизируйте процессы
Повышаем эффективность планирования в логистике снабжения

Юридический практикум
Представительство: новые положения

Кадры
«Свои» люди в компании. Нюансы отношений

Мы знаем, как...
...рассчитать пособие по уходу за ребенком
...учесть расходы на сезонных работников

Письмо в редакцию


Подробную информацию о журнале «Актуальная Бухгалтерия» и о том, как подписаться на печатное издание, вы найдете здесь www.aktbuh.com


В избранное