Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


 

Годовая бухгалтерская отчетность: рекомендации Минфина России


Автор: Ирина Евстратова, ведущий аудитор аудиторской компании «ФорсТайм»

Минфин России уже не раз официально выпускал свои рекомендации для аудиторов по проверке годовой бухгалтерской отчетности. И в начале 2013 года чиновники снова опубликовали письмо (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01), где разъясняют порядок проведения аудита отчетности в связи со вступлением в силу нового закона о бухучете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)). Письмо прямо направлено аудиторам, но в нем есть моменты, которые будут полезны и для бухгалтеров, составляющих эту самую отчетность.

Рекомендации Минфина России адресованы аудиторам, поэтому в них немало внимания уделяется самой процедуре аудиторской проверки и соблюдению при ее проведении требований нормативных актов. В частности, стандартов аудиторской деятельности, касающихся планирования проверки, соблюдения независимости аудиторов, подготовки и оформления аудиторского заключения, а также требований законодательства по противодействию коррупции (Федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ, от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Кроме того, в своих Рекомендациях ведомство затрагивает те моменты, на которые необходимо обратить особое внимание при проверке бухгалтерской отчетности. В нашей статье мы выделим наиболее значимые из них.

Состав бухгалтерской отчетности
Минфин России указал, что в связи с вступлением в силу нового закона о бухучете при проведении аудита бухгалтерской отчетности, а соответственно, и при ее составлении бухгалтерами следует учитывать разъяснения ПЗ-10/2012 (Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 (далее — ПЗ-10/2012)).

Отчет о финансовых результатах
При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год необходимо иметь в виду, что в ее составе форма № 2 отчет о прибылях и убытках должна именоваться отчетом о финансовых результатах (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Что касается формирования показателей данной формы, то до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила составления отчета о прибылях и убытках, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 года (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).
Отметим, что у некоммерческих организаций в составе годовой отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Отчет о финансовых результатах такие компании заполняют только в том случае, если величина доходов от коммерческой деятельности существенна и раскрытия информации о полученной прибыли только в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования у пользователей отчетности полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Пояснения и пояснительная записка
Привычный для бухгалтеров состав бухгалтерской отчетности несколько изменился.
Так, раньше в нее входили сам баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. То есть все формы с 1-й по 5-ю. Кроме того, прилагалась также пояснительная записка, а при необходимости и аудиторское заключение (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)).
С 2013 года в состав бухгалтерской отчетности включены бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). При этом состав приложений устанавливается федеральными стандартами (подп. 6 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ) и, следовательно, в него входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения) (приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — Приказ № 66н)).
Состав и содержание пояснений определяются организацией самостоятельно с учетом норм положений по бухгалтерскому учету, которые касаются раскрытия информации о тех или иных объектах учета в отчетности (пп. 24-27 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99)). Как правило, это последний раздел большинства ПБУ.
Пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Кроме того, они направлены на обеспечение пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации.
Для тех показателей бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах, которые раскрыты более подробно в пояснениях, в формах № 1 и № 2 должна быть ссылка на соответствующий раздел пояснений.
Если организация решит оформлять пояснения в табличной форме, то Минфин России предлагает примерный вид и содержание этих таблиц (приложение № 3 к приказу № 66н).
Финансовое ведомство также указало, какие сведения не стоит относить к пояснениям и, следовательно, не включать в состав бухгалтерской отчетности. Это информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, состав и содержание которой определены разделом VIII ПБУ 4/99. Это может быть динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет, предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения и иная информация.
В рекомендациях чиновники обращают внимание, что из представления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав бухгалтерской отчетности. По их мнению, при этом должны выполняться следующие требования:
- в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на информацию, сопровождающую ее;
- из наименования такой информации у пользователя не должно создаться впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности;
- такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.
Касаясь данного аспекта, Минфин России упоминает про пояснительную записку, говоря о том, что с 1 января 2013 года пояснительная записка больше не входит в состав бухгалтерской отчетности. Хотя ранее включение ее в состав отчетности было установлено законом (подп. «д» п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).
Однако в ПБУ 4/99 указано, что пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки (п. 28 ПБУ 4/99).
Таким образом, если организация, отчитываясь за 2012 год, по привычке включит в состав бухгалтерской отчетности пояснительную записку, в которой раскроет информацию, предусмотренную пунктами 24—27 ПБУ 4/99 и прочими ПБУ, то это не будет являться нарушением действующих норм. Однако в пояснительной записке не следует указывать информацию, которая относится к сопутствующей. Поэтому во избежание недоразумений рекомендуем именовать этот документ не «пояснительная записка», а «пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности за ... год» или «приложения», как это рекомендует Минфин России (приказ № 66н).
При раскрытии информации, предусмотренной разделом VIII ПБУ 4/99, предлагаем называть соответствующий документ как «информация, сопутствующая бухгалтерской (финансовой) отчетности за ... год».
Данное разграничение является принципиальным именно с точки зрения аудита. Ведь пояснения к бухгалтерской отчетности подлежат аудиту в полном объеме наряду с иными формами бухгалтерской отчетности. В то время как дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности и раскрываемая по решению организации, не подлежит аудиту. Однако в ее отношении должны быть выполнены процедуры, предусмотренные стандартами аудиторской деятельности (приказ Минфина России от 20.05.2010 № 46н).
В частности, аудитор должен проанализировать ее на предмет выявления существенных несоответствий с бухгалтерской отчетностью либо наличия явного существенного искажения фактов. В этих случаях может потребоваться внесение изменений в бухгалтерскую отчетность (или в сами дополнения). При отказе руководства организации это сделать может модифицироваться аудиторское заключение, вплоть до выражения отрицательного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение
Отметим, что с 1 января 2013 года и само аудиторское заключение больше не входит в состав бухгалтерской отчетности, как это было предусмотрено ранее (подп. «г» п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). При этом законодательно закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего учета только саму годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 23 НК РФ). Соответственно, с этого года больше не требуется направлять налоговикам аудиторское заключение. Даже в том случае, когда организация подлежит обязательному аудиту.
В органы статистики представляется экземпляр самой бухгалтерской отчетности, то есть бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Ни сопутствующую отчетности информацию, ни экземпляр аудиторского заключения организации представлять не обязаны.
Но, как и раньше, организации, для которых проведение аудиторской проверки является обязательным (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), должны публиковать аудиторское заключение вместе с самой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если такое опубликование является обязательным (п. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Подписание и утверждение бухгалтерской отчетности
В письме ПЗ-10/2012 Минфин России акцентирует внимание на том, что бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации. Причем в законе нет оговорок в отношении электронной подписи.
Чиновники указали, что в делах организации должен храниться экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный руководителем. Причем подпись руководителя должна содержать дату подписания этого экземпляра.
В случаях, если отчетность представляется в несколько адресов, она должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.
Годовая бухгалтерская отчетность также подлежит утверждению в установленном законодательством порядке (п. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). В частности:
- утверждение годовой бухгалтерской отчетности АО относится к компетенции общего собрания акционеров общества (ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ);
- утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО относится к компетенции общего собрания участников общества (ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Инвентаризация
Несмотря на то что в новом законе о бухучете нет подробной регламентации случаев и порядка проведения инвентаризации, все же продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Приказ № 34н)). В соответствии с этим документом проведение инвентаризации имущества организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.
Минфин России в своих Рекомендациях разъяснил, что поскольку отчетным периодом является календарный год, то и инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.

Отдельные показатели
В своих Рекомендациях финансовое ведомство обратило внимание на формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности. Мы коснемся лишь наиболее значимых для большинства компаний.

Затраты на ремонт основных средств
Минфин России рекомендует регулярные крупные затраты на проведение ремонта основных средств и на иные аналогичные мероприятия отражать в бухгалтерском балансе в разделе I «Внеоборотные активы». При этом необходимость в ремонте и, соответственно, осуществлении затрат должна возникать через определенные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Этот показатель в балансе должен детализировать данные, отраженные по группе статей «Основные средства».
Чиновники считают, что погашать такие затраты следует в течение указанного временного интервала. То есть, налицо аналогия с расходами будущих периодов. Поэтому если у вашей организации есть такие расходы и вы примете решение ориентироваться на позицию финансового ведомства по данному вопросу, то в бухгалтерском учете существенные затраты на ремонт по факту их осуществления нужно относить на счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием на счета учета затрат. Например, списание можно осуществлять на счет 20 «Основное производство» в течение того периода, к которому они относятся. Списывать затраты нужно равномерно либо в ином порядке, выбранном организацией и закрепленном в учетной политике.
Напомним, что резервы, даже на существенные ремонты, в настоящее время не создаются, так как это не предусмотрено нормами ПБУ 8/2010 (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

Информации об инновациях и модернизации производства
Минфин России указал, что для целей раскрытия указанной информации следует учитывать документ ПЗ-8/2011 (Информация Минфина России № ПЗ-8/2011).
И в частности:
- при раскрытии информации о движении объектов основных средств в течение отчетного года по основным группам нужно дополнительно раскрывать информацию о движении основных средств, связанных с инновациями;
- при раскрытии информации об изменениях стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, в результате достройки, дооборудования, реконструкции дополнительно раскрывается информация о модернизации объектов для совершенствования технологии и организации производства, улучшения качества продукции в ходе модернизации производственного (технологического) процесса, внедрения и освоения новых технологий производства.
В заключение хотелось бы остановиться на таком моменте, затронутом финансовым ведомством, как составление промежуточной бухгалтерской отчетности в 2013 году. Чиновники напомнили, что промежуточная бухгалтерская отчетность составляется организацией в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Кроме того, при составлении промежуточной отчетности в 2013 году следует иметь в виду, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 года. А это значит, что общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, ее содержание, правила оценки статей в настоящее время определяются нормами ПБУ 4/99. В соответствии с этим документом организация должна составлять промежуточную отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 48 ПБУ 4/99). Отметим, что требование составлять промежуточную отчетность содержится и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом № 34н).
Напомним, промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством РФ или самой организацией. Отчетность составляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
Однако действующими нормативными актами не предусмотрена обязательная публикация промежуточной бухгалтерской отчетности или ее представление в контролирующие организации. Но, обратите внимание, такая обязанность может быть предусмотрена в учредительных документах компании.


Следующий выпуск рассылки «Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста» 21 марта 2013 г.
В следующем выпуске читайте о том, как правильно документально обосновать уплату госпошлины представителем фирмы. У компании может возникнуть ситуация, когда у нее недостаточно денежных средств на расчетном счете, их нет вовсе или наложен арест на счета в банках. Госпошлину за совершение юридически значимых действий в таком случае может заплатить уполномоченный представитель. Уплата госпошлины с банковского счета представителя-юрлица прекращает обязанность представляемой стороны. При этом в платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Когда госпошлину за компанию наличными платит представитель-физлицо, к платежному документу (чек-ордеру) прикладывают доказательства принадлежности денежных средств фирме, обратившейся в государственный орган за совершением юридически значимого действия. В платежном документе должно быть указано, что физлицо действует на основании доверенности или учредительных документов. Кроме того, необходимо приложить расходный кассовый ордер или другой документ, подтверждающий выдачу ему денежных средств на уплату госпошлины


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 3, март 2013


Из министерств и ведомств
Мнение
ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
НДФЛ без ошибок

Конференция
Подготовка отчетности: не забыть про пояснения

Факты и комментарии
Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль
Судьи увеличили налог на прибыль арендодателей?

Горячая тема: налоговая геометрия НДС
Ошибки в счетах-фактурах: страшные и не очень
Премии покупателям: корректировочные счета-фактуры
Отражение НДС в бухгалтерской отчетности
Вычет НДС по «этапным» работам

Учет в бюджетных (автономных) учреждениях
Программное обеспечение, необходимое для работы ОС
Отражаем в учете РБП и ДБП

Бухучет, налоги и документы
Справка 2-НДФЛ. Порядок заполнения
Годовая бухгалтерская отчетность: рекомендации Минфина России
Исчезновение «первички»: возможные последствия
Госпошлину платит представитель
Спорные расходы на рекламу
Учитываем расходы на кулер и воду
Восстановлено основное средство: что с расходами?
Учет и налогообложение объектов аренды
Расходы лизингополучателя на страхование имущества
Безвозмездный вексель от учредителя

«Упрощенка»
Работа над ошибками в Книге и декларации
Покупка обогревателя. Обосновываем расходы при «упрощенке»

МСФО
Инвестиционное имущество и методы его учета
Учет дебиторской задолженности по МСФО

Стратегия и тактика бизнеса
Есть целые подотрасли, где нет реальной конкуренции
Разделяй и властвуй: функции бухгалтерии и отдела продаж

Юридический практикум
Новации Гражданского кодекса
Введен запрет на обход закона
Новеллы в Гражданском кодексе: принцип добросовестности
Компенсация ущерба от правомерных действий государственных органов

Кадровый учет
Уведомление о сокращении штата

Мы знаем, как...
...уведомить регистраторов о смене паспортных данных
...учесть загранрасходы командированного

Письмо в редакцию


Подробную информацию о журнале «Актуальная Бухгалтерия» и о том, как подписаться на печатное издание, вы найдете здесь www.aktbuh.com

В избранное