Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


 Подтверждаем реальность операций по сделкам


     На сегодняшний день одни из самых распространенных претензий налоговиков связаны с наличием в финансово-хозяйственных отношениях компаний «проблемных» поставщиков. Инспекторы признают неправомерным получение фирмой налоговой выгоды в результате предъявления вычетов при исчислении НДС, включения в состав расходов затрат при расчете налога на прибыль в случае, если контрагенты, у которых были приобретены товары (работы, услуги), отвечают признакам «проблемных». Учитывая сложившуюся судебную практику, арбитры зачастую поддерживают налоговиков и разбирательства заканчиваются не в пользу компаний. Доказательная база по такого рода вопросам основывается на трех главных составляющих: исследование товарных потоков, исследование денежных потоков, установление взаимозависимости между участниками схемы и наличие налоговой выгоды.
     При наличии и предоставлении арбитрам объективных доказательств, подтверждающих реальность проведенной сделки, фирма имеет значительные шансы одержать победу в судебном споре. Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что факты недобросовестности контрагента компании в отсутствие иных фактов и обстоятельств не могут рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
     Для доказательства того, что хозяйственные операции с контрагентом действительно были совершены, особое внимание нужно уделить составлению первичных документов (накладных, актов выполненных работ или оказанных услуг, отчетов исполнителей, передаточных актов, счетов на оплату, а также счетов-фактур, технических заданий, заявок и др.). В зависимости от предмета договора, который заключает фирма, пакет документов будет различен. Однако есть и общая «первичка», которая вам поможет. Во-первых, это, конечно же, договор со всеми приложениями и дополнениями. Чем подробнее в нем будут описаны условия, спецификации, ответственные лица и прочее, тем больше шансов доказать реальность сделок. Во-вторых, это счет-фактура. При его наличии у фирмы возникает право на получение вычета по НДС. В-третьих, это платежные документы.
     Также необходимо сохранять сведения о том, что у контрагента имелись трудовые и материальные ресурсы, необходимые для исполнения условий договора. Эти сведения докажут, что у поставщика были собственные или арендованные офисные, складские, производственные помещения (в зависимости от предмета договора), квалифицированный персонал, оборудование, автотранспорт и прочее. Подтвердить наличие ресурсов можно с помощью представленных контрагентом копий договоров аренды помещений, автомобилей и оборудования, паспортов транспортных средств (ПТС), свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости, актов ввода в эксплуатацию основных средств, штатного расписания и иных документов. Кроме того, целесообразно сохранять всю официальную и неофициальную переписку с представителями контрагента. При этом, если вы еще и подтвердите документально полномочия людей, через которых заключались договоры и велась переписка, это будет весомым доказательством, что сделки не носили фиктивный характер.
     При изучении реальности сделок по договору поставки товаров налоговые инспекторы в основном обращают внимание на доставку данных товаров. Ведь доказать наличие товаров спустя длительный период времени почти невозможно. Исключением является случай, когда товары уникальны, имеют индивидуальный номер (присвоенный производителем), по которому можно проследить их движение. В такой ситуации при заключении договоров на поставку необходимо прописать в условиях обязательное наличие приложений к договорам, в которых будет отражена спецификация с указанием уникальных номеров этих товаров. Когда фирма занимается дальнейшей перепродажей, то отгрузку товаров также лучше производить со ссылкой на данные номера. Если же оборудование приобретено для собственного использования, то доказательством его наличия будут служить акты инвентаризации данного оборудования, а также инвентарные карточки, подтверждающие постановку на учет.
    Особенность любых услуг (в том числе консультационных, информационных и юридических) состоит в том, что они не имеют материального выражения. Услуги реализуют и потребляют в процессе их оказания. Компания, заключившая договор на приобретение консультационных и иных подобных услуг, должна быть готова не только подтвердить их получение надлежащими документами, но и обосновать необходимость этих услуг, доказать реальность оказания исполнителем, а также убедить проверяющих в том, что цены на услуги не были завышены. Однако даже при оправданности расходов фирмы на консультационные, информационные и другие аналогичные услуги и наличии у нее всех необходимых подтверждающих документов нередко свою правоту ей приходится доказывать в суде.
     Что касается работ, то пакет документов будет почти такой же, как и при оказании услуг. Единственным и самым существенным отличием является то, что форма акта выполненных работ утверждена законодательно. Одной из важнейших является форма Акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2).
     В зависимости от нюансов, изложенных в договоре, каждое из условий должно быть подкреплено документально. Все документы должны быть подписаны обеими сторонами сделки.

Полную версию статьи читайте в ноябрьском номере журнала «Актуальная бухгалтерия» http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/subscribe/



В следующем выпуске читайте о том как выйти из тени подозрений, если контрагент однодневный


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 11, ноябрь 2012


Из министерств и ведомств

Мнение
ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
Порядок переноса убытков

Карьера
Применение МСФО в IT сфере

Конференция
Электронный документооборот — пространство доверия
МСФО в России: нововведения и практика
Страсти по новым ПБУ

Факты и комментарии
Проверки: оживить смертельно больного!
Новые разъяснения по аренде
Каким компаниям выгодно отказаться от ЕНВД?

Горячая тема: однодневки нашего времени
Налоги: ориентиры осмотрительности
Как выйти из тени подозрений, если контрагент однодневный
Мировое соглашение с налоговой? Это возможно!
Реальные расходы можно доказать и расчетом
Подтверждаем реальность операций по сделкам

Бухучет, налоги и документы

Недостачи: кто виноват и что делать
Учет расходов на раскручивание сайта
Управляющая компания и ее налоги
Учитываем расходы по страхованию
Если ДТП произошло по вине работника

«Упрощенка»
Задаток по аренде — доход «упрощенца»
«Вредные» расходы фирмы на УСН
«Упрощенец» может вернуть налог

МСФО
Нематериальные активы. Отличия учета по МСФО и РСБУ
Учет выплат работникам по новым стандартам
МСФО (IFRS) 3: как учесть выгодную покупку бизнеса

Стратегия и тактика бизнеса
Главный бухгалтер передает дела
Нюансы управления через управляющую компанию

Юридический практикум
Выдача поручительства: быть или не быть НДС и контролю за ценой?
Снижение неустойки в суде
Особенности выездной проверки КГН

Кадровый учет
Оценка и аттестация персонала
Прощание с прицелом на будущее

Мы знаем, как...
...представлять документы по требованию при ВНП
...выбрать коэффициент к норме амортизации ОС

Письмо в редакцию


В избранное