Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Новые решения
для профессионалов


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


    Версия от 28 ноября 2009 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Транспорт и связь
    Информация, информатизация и СМИ
    Иные вопросы хозяйственной деятельности
    Основы государственно-правового устройства
    Выборы, избирательная система, референдум
    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
    Оборона, воинская обязанность и военная служба

      Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Письмо Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2009 г. N ШС-22-3/879@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2009 года"
    С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти, умножается на 2 коэффициента. Это коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за октябрь 2009 г.
    При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 72,42 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 29,4772 значение Кц определено как 6,4850 (в предыдущем налоговом периоде - 6,1659). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.
    Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.
    Данные, применяемые для расчета НДПИ за сентябрь 2009 г., приведены в письме ФНС России от 16 октября 2009 г. N ШС-22-3/778@.

    Банковская деятельность

    Указание ЦБР от 24 ноября 2009 г. N 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
    В девятый раз за текущий год снижается ставка рефинансирования Банка России. Возможность снижения процентной ставки обусловлена благоприятной тенденцией в динамике инфляции и последовательным снижением инфляционных ожиданий.
    С 25 ноября 2009 г. размер ставки составляет 9 % годовых (вместо 9,5 % годовых). Таким образом, он достиг своего исторического минимума за 17 лет.
    Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам.
    Ее снижение должно способствовать дальнейшему повышению доступности кредитных ресурсов для экономических субъектов и стимулированию конечного спроса.
    Указание вступает в силу со дня его подписания.

     Указание ЦБР от 9 октября 2009 г. N 2307-У "О признании утратившим силу Указания Банка России от 22 мая 2009 года N 2237-У "Об исключении из состава резервируемых обязательств обязательств перед государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и(или) обязательств перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями"
    С 1 ноября 2009 г. применяется новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в ЦБР.
    В связи с этим утрачивает силу Указание ЦБР, согласно которому кредитные организации при расчете обязательных резервов могли временно не учитывать обязательства перед Госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).
    В состав резервируемых обязательств разрешалось не включать и обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия АСВ в предупреждении банкротства.
    Данные правила должны были действовать до 1 марта 2010 г.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2009 г. Регистрационный N 15206.

    Указание ЦБР от 9 октября 2009 г. N 2306-У "Об особенностях предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов"
    В новой редакции изложены особенности предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов. Это обусловлено принятием нового Положения ЦБР "Об обязательных резервах кредитных организаций".
    По сути они остались прежними. Указаны лишь реквизиты нового Положения.
    Напомним, что до 1 марта 2010 г. воспользоваться правом на усреднение обязательных резервов могут кредитные организации из любой классификационной группы, присваиваемой по результатам оценки экономического положения.
    Однако для получения данного права кредитная организация должна отвечать следующим критериям: не иметь недовзноса, неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов; выполнить обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (если она пользовалась правом усреднения). Также у организации не должно быть просроченных денежных обязательств перед ЦБР.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" и действует до 1 марта 2010 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2009 г. Регистрационный N 15207.

    Указание ЦБР от 21 сентября 2009 г. N 2296-У "О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в случае несоответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов или в соответствии с частью 34 статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или Генеральной лицензии"
    Определен новый порядок направления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании соответствующего требования Банка России.
    Напомним, что требование ЦБР направляется в случае, если банк не соблюдает условия участия в страховании вкладов. Недавними изменениями в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" их перечень был уточнен.
    Требование направляется территориальным учреждением, осуществляющим надзор за деятельностью банка, в течение 5 рабочих дней со дня принятия Комитетом банковского надзора соответствующего решения.
    На основании требования банк составляет ходатайство.
    Если банк имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физлиц в рублях (или в рублях и в иностранной валюте), ходатайство и первый экземпляр лицензии направляются в территориальное учреждение.
    При наличии Генеральной лицензии она и ходатайство направляются в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
    Право на работу с вкладами прекращается с даты проставления на лицензии штампа "Лицензия утратила силу".
    Территориальное учреждение в течение 5 рабочих дней после проставления штампа информирует об этом подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять госрегистрацию юрлиц и ИП. Также уведомляется Департамент. Сведения о признании утратившей силу лицензии заносятся в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
    Вместо Генеральной лицензии Департамент оформляет банку лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физлиц). Дата ее подписания и дата штампа должны совпадать.
    Прежний порядок направления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами признан утратившим силу.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2009 г. Регистрационный N 15181.

    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 940 "О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов комбайнов"
    С 14 февраля 2009 г. была введена единая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении зерноуборочных и самоходных силосоуборочных комбайнов. Она составила 15% от таможенной стоимости, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя.
    Ранее ставки таможенных пошлин при ввозе данных товаров дифференцировались: в отношении комбайнов, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, применялась 5-процентная ставка, а в отношении выпущенных более 3 лет назад - 70 евро за 1 кВт мощности двигателя.
    Новую ставку установили на 9 месяцев (до 14 ноября 2009 г.).
    Принято решение о продлении на 9 месяцев срока действия указанной ставки.
    Постановление вступает в силу с 14 ноября 2009 г.

    Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 933 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении комплектующих для производства оправ очков"
    На 9 месяцев вводится нулевая ставка ввозной пошлины в отношении непластмассовых частей оправ и арматуры для очков, защитных очков или аналогичных оптических приборов. Ввоз пластмассовых частей по-прежнему будет облагаться по ставке 15% от таможенной пошлины.
    Для обозначения пластмассовых и прочих частей введены отдельные коды ТН ВЭД (9003 90 000 1 и 9003 90 000 9 соответственно).
    Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

    Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 932 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении натурального каучука"
    Сроком на 9 месяцев установлены нулевые ставки ввозных пошлин на каучук натуральный, технически специфицированный (TSNR), и прочий (вместо 5 % от таможенной стоимости).
    Ожидается, что эта мера позволит повысить эффективность и объемы производства в шинной и резинотехнической отраслях отечественной промышленности.
    Нулевые ставки пошлин на указанный товар вводятся повторно. В первый раз - с 16 января 2009 г. сроком на 9 месяцев.
    Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 931 "О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов вагонов для высокоскоростных электропоездов"
    Еще на 9 месяцев продляется срок действия временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов вагонов для высокоскоростных электропоездов.
    Ввоз моторных ж/д или трамвайных вагонов с питанием от внешнего источника энергии и несамоходных вагонов, предназначенных для движения в составе электропоездов с максимальной эксплуатационной скоростью не менее 250 км/ч, по-прежнему будет облагаться по ставке 0%. Ставки пошлин на прочие моторные и несамоходные вагоны еще 9 месяцев будут составлять 5 и 10% соответственно.
    Указанные ставки не распространяются на вагоны, предназначенные для ремонта трамвайных и ж/д путей.
    Постановление вступает в силу с 14 ноября 2009 г.

    Приказ Федеральной таможенной службы, Минтранса РФ, Министерства энергетики РФ и Федерального агентства по недропользованию от 3 ноября 2009 г. N 1998/471/1088/196 "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 1 ТН ВЭД России"
    Определены некоторые особенности таможенного оформления и таможенного контроля при экспорте нефти сырой (2709 00 900 1 ТН ВЭД РФ), добываемой в 13 месторождениях Восточной Сибири.
    Ежеквартально, не позднее 15 дней до начала квартала, в котором перемещаются товары, экспортеры должны представлять в Минэнерго России справку о подтверждении соответствия сведений об экспорте графику ее транспортировки, утвержденному Министерством.
    Министерство в течение 5 дней проверяет полученные сведения и подтверждает (не подтверждает) их.
    Таможенное оформление нефти производится только на основании подтвержденной справки.
    При заполнении ГТД нужно указать реквизиты справки (в графе 44 под номером 10).
    Таможенный контроль нефти производится на основании справок, актов приема-сдачи и паспортов качества.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2009 г. Регистрационный N 15217.

    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Утверждены основы стимулирования энергосбережения и повышение энергоэффективности.
    Отдельные категории товаров (например, бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры) должны будут содержать информацию о классе их энергоэффективности в технической документации, маркировке, на этикетках. За отсутствие такой информации предусмотрен административный штраф (в некоторых случаях с конфискацией товаров).
    С 2011 г. запрещается оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. С 2013 г. может быть введен запрет на оборот электрических ламп мощностью 75 ватт и более, а с 2014 г. - 25 ватт и более.
    Здания, строения, сооружения должны быть оснащены приборами учета энергоресурсов до 2011 г., жилые дома - до 2012 г. Зданиям планируют присваивать классы энергоэффективности с обязательным информированием об этом (например, на фасаде). За нарушение указанных требований будут взиматься административные штрафы.
    Планируется переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала).
    Устанавливается норматив снижения объемов энергопотребления бюджетными организациями.
    Предусматриваются стимулы для повышения энергоэффективности производств (например, ускоренная амортизация по основным средствам, имеющим высокую энергоэффективность).
    В гражданский оборот вводятся энергосервисные контракты, по которым исполнители будут повышать энергоэффективность использования энергоресурсов заказчиком.
    Вводятся плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Они будут проводиться 2 раза и более в 3 года.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений (о внесении изменений в НК РФ и КоАП РФ), для которых установлены более поздние сроки вступления в силу.

    Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 929 "О порядке осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условиях его введения и прекращения и о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода"
    Госрегулирование в электроэнергетике может применяться не только к сферам деятельности субъектов естественных монополий, но и к иным сферам, в которых ограничена или отсутствует конкуренция. Это сферы временного совокупного дефицита электроэнергии и сферы, функционирующие в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин. Госрегулирование вводится и в чрезвычайных ситуациях.
    Закреплен порядок осуществления госрегулирования в области электроэнергетики.
    При указанных выше обстоятельствах Минэнерго России по согласованию с ФСТ России вносит в Правительство РФ предложение о введении госрегулирования на период действия данных обстоятельств.
    Госрегулирование осуществляется в 2 этапа.
    На первом этапе применяется особый режим расчетов цен на электроэнергию. Ко второму этапу переходят в случае, если в период действия госрегулирования темп изменения цен не электроэнергию превысил установленные ограничения, а особый режим расчетов в течение 7 суток с начала его применения не позволил вернуть этот темп в пределы ограничений.
    На втором этапе осуществляется госрегулирование цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка. Срок такого госрегулирования не может превышать 30 дней.
    Необходимые изменения внесены в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода. В частности, определены особенности функционирования оптового рынка при введении госрегулирования.

    Транспорт и связь

    Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации"
    Движение по автодорогам транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, допускается при наличии специального разрешения. Оно выдается при условии согласования маршрута движения и возмещения вреда, причиняемого автодорогам таким транспортом.
    Установлен порядок возмещения водителями указанного вреда.
    Плата в счет возмещения вреда вносится при оформлении разрешения.
    Ее размер зависит от превышения предельно допустимых массы транспорта и осевых нагрузок; размера вреда, определенного для автодорог различного назначения (федеральных, региональных или межмуниципальных, местных, частных). Также учитываются протяженность участков этих дорог и базовый компенсационный индекс текущего года.
    Плата рассчитывается применительно к каждому участку автодороги, по которому проходит маршрут. Общий размер определяется как сумма платежей по каждому участку автодороги.
    Приведены значения размеров вреда при превышении предельно допустимых массы транспорта и осевых нагрузок.
    Утрачивают силу постановления Правительства РФ, согласно которым вводилась плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автодорогам, а Минтрансу России предписывалось утвердить ее временные ставки.

    Информация, информатизация и СМИ

    Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 936 "О внесении изменений в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"
    Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти дополнен разделом, который посвящен размещению информации о деятельности органа в сети Интернет.
    Каждый орган должен иметь свой официальный сайт. Он создается с участием юридических и физических лиц (в том числе ИП) по результатам госзаказа.
    Информация о деятельности органа может размещаться не только на официальном сайте, но и в иных информационно-телекоммуникационных сетях.
    При размещении информации должны соблюдаться требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами.
    Пересмотрен порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органа.
    В отдельный раздел выделены правила предоставления информации о деятельности федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) по запросам. В основном они схожи с порядком рассмотрения обращений.
    Так, запрос в письменной (электронной) форме подлежит регистрации в течение 3 дней со дня его поступления.
    Возможно направление запроса в устной форме. Он регистрируется в день поступления.
    Запрос направляется в структурное подразделение, к сфере деятельности которого относится запрашиваемая информация.
    Запрос рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. При необходимости данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
    В отдельных случаях за предоставление информации по запросу взимается плата.
    Федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если она опубликована в СМИ или размещена в Интернете.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.

    Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 3 ноября 2009 г. N 139 "О Регламенте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"
    Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовали в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, передав ему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и СМИ.
    Установлен порядок внутренней организации деятельности Минкомсвязи России.
    Данное Министерство осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, почтовой и электросвязи, массовых коммуникаций и СМИ, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.
    Закреплены полномочия руководства, порядок планирования работы, участия в координационных и совещательных органах, подготовки и оформления управленческих решений, исполнения поручений.
    Установлены правила организации документооборота, разработки и принятия нормативных правовых актов, оформления договоров (контрактов, соглашений), участия в законопроектной деятельности и в работе Федерального Собрания РФ, рассмотрения запросов и обращений.
    Информация о деятельности Министерства размещается на его официальном сайте.
    Утрачивает силу приказ, утвердивший регламент Министерства информационных технологий и связи РФ.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2009 г. Регистрационный N 15284.

    Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 133 "О применении статьи 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    В июле 2009 г. в ряд законодательных актов были внесены изменения, направленные на совершенствование законодательства о банкротстве.
    Помимо прочего, изменения коснулись вопросов назначения арбитражных управляющих, выплаты им вознаграждения, определения размера иных расходов на проведение процедур банкротства.
    Данные поправки предусматривают, что после 20.07.2009 (день вступления их в силу) размер вознаграждения и расходы на проведение процедур банкротства определяются в новом (измененном) порядке.
    Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ, эти изменения должны применяться и в тех случаях, когда арбитражный управляющий утверждается уже после указанной даты в рамках процедуры банкротства, проводимой в соответствии с Законом о банкротстве в редакции ФЗ 30.12.2008 N 296-ФЗ (т. е. процедурой, введенной по прежним правилам).

    Основы государственно-правового устройства

    Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 927 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594"
    Уточнен порядок разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, в реализации которых участвует Российская Федерация.
    Изменения обусловлены, в частности, преобразованием некоторых федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство экономического развития РФ преобразовано в Министерство экономического развития РФ.
    Изменился орган, который определяет и объемы важнейших видов материально-технических ресурсов и осуществляет их государственное бронирование. Это Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ (ранее - Министерство экономики РФ).
    Проект целевой программы, как и ранее, проходит экспертизу. Однако независимые эксперты больше не привлекаются.
    Уточнен порядок отбора проблем для программной разработки.
    Инициаторами проблем могут выступать любые федеральные органы исполнительной власти (а не физические и юридические лица). Для отбора должны дополнительно учитываться приоритеты и цели инновационной политики.
    Предусмотрено обязательное согласование проекта концепции целевой программы с Минобрнауки России, Минрегионом России или Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в зависимости от тематики).
    Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской направляется в Минэкономразвития России и Минфин России. При положительной оценке он вносится в Правительство РФ.
    Более подробно прописаны полномочия госзаказчика-координатора целевой программы.
    Определены требования к содержанию разделов программы и пояснительной записки.

    Приказ МВД РФ от 12 октября 2009 г. N 757 "О признании утратившим силу нормативного правового акта МВД России"
    Утрачивает силу приказ МВД России, утвердивший Наставление об организации деятельности органов внутренних дел и ФМС России по депортации либо административному выдворению иностранца или лица без гражданства.
    Наставление перестало быть актуальным в связи с внесением изменений в КоАП РФ, Законы о правовом положении иностранцев, о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.
    Согласно Наставлению решения о депортации и административном выдворении исполнялись органами внутренних дел.
    Сейчас ФМС России уполномочена принимать меры по депортации и административному выдворению.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2009 г. Регистрационный N 15237.

    Выборы, избирательная система, референдум

    Постановление Конституционного СУДА РФ от 9 ноября 2009 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта <к> пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова"
    Оспаривалась конституционность норм, предоставляющих избирательному объединению право исключать отдельных кандидатов из выдвинутого ею списка кандидатов.
    КС РФ признал нормы конституционными и пояснил следующее.
    Эти нормы не противоречат Конституции РФ в той части, в какой они позволяют избирательному объединению (политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению, имеющему право участвовать в выборах) в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
    Право политической партии как избирательного объединения выдвигать список кандидатов в депутаты предполагает и возможность самостоятельно (в установленных законом пределах) вносить изменения в этот список путем исключения из него отдельных кандидатов, в том числе не по вынуждающим обстоятельствам.
    Между тем решение политической партии о таком исключении не может носить дискриминационный и произвольный характер и ставить гражданина в ситуацию правовой и фактической неопределенности. Такое решение должно обусловливаться конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами политической партии.
    Ни в федеральном законе, ни в уставе политической партии основания исключения гражданина из выдвинутого ею списка кандидатов в депутаты не должны формулироваться таким образом, чтобы оставлять гражданина в неведении относительно того, за какие деяния он лишается уже приобретенного статуса кандидата в депутаты. Иное приводило бы к несоразмерному ограничению избирательных прав.

    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

    Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило"
    Оспаривалась конституционность норм об обеспечении жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и граждан, принимавшим участие в ликвидации ее последствий.
    Эти нормы предусматривают, что указанным категориям граждан, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., гарантируется обеспечение жильем в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Вставшие на учет после указанной даты обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
    Нормы признаны неконституционными в той мере, в которой они не устанавливают правовой механизм, равным образом гарантирующий предоставление жилья данным гражданам, принятым на учет как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
    Фактически граждане, вставшие на учет до 2005 г. получили право участвовать в Федеральной целевой программе "Жилище", предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья. Граждане, принятые на учет после этой даты, не получили статуса участников подпрограммы.
    Между тем, как указал КС РФ, различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.
    До 01.01.2005 для таких граждан предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (а также дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты), а для "ликвидаторов катастрофы" - первоочередное разовое бесплатное обеспечение жильем.
    Изменяя правовое регулирование законодатель был обязан ввести эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня соцзащиты таких граждан.
    Между тем оспариваемые нормы повлекли необоснованную дифференциацию в зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 г.). В итоге это привело к снижению уровня соцгарантий граждан, вставший на учет после 2005 г.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 октября 2009 г. N 815н "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 778н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"
    Скорректированы квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности.
    По всем федеральным округам, кроме Северо-Западного, квоты уменьшены. Наибольшее снижение произошло в отношении регионов Приволжского федерального округа (минус 8606 приглашений), наименьшее - в отношении регионов Дальневосточного федерального округа (минус 874 приглашения).
    Квоты для Северо-Западного федерального округа увеличены на 4106 приглашений.
    Напомним, что квота не распространяется на граждан из государств - участников СНГ (кроме Грузии и Туркменистана), с которыми у России установлен безвизовый режим.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2009 г. Регистрационный N 15242.

    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 октября 2009 г. N 819н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи методом трансплантации органов"
    Медицинская помощь может оказываться, в том числе, методом трансплантации органов (почек, сердца, печени, поджелудочной железы, легкого, их фрагментов и комплексов).
    Существует специальный перечень учреждений, занимающихся трансплантацией органов. Он утвержден Минздравсоцразвития России и РАМН.
    Установлены требования к указанным учреждениям. Они должны иметь лицензии на данный вид деятельности и необходимое оборудование. Помимо операций по пересадке органов, в учреждениях должны проводиться консультации для определения показаний (противопоказаний) к выполнению трансплантации, обследование живых доноров, лечение возникших осложнений, изъятие трупных органов и др.
    В учреждения пациенты поступают с выпиской из медицинской документации.
    Для принятия решения о трансплантации органа собирается консилиум врачей.
    Данные о пациенте заносятся в лист ожидания трансплантации трупного органа (его фрагмента). До операции лечащий врач наблюдает пациента амбулаторно (либо консультирует заочно) по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
    Возможность изъятия органа (его фрагмента) у живого родственного донора также устанавливается консилиумом и оформляется в виде медицинского заключения.
    Госпитализация реципиента и донора для выполнения операции по родственной трансплантации органа (его фрагмента) производится в плановом либо в экстренном порядке (в течение 24 часов) по медицинским показаниям у реципиента.
    Динамическое, в том числе амбулаторное, наблюдение пациентов с пересаженными органами осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Проводятся клиническое, лабораторное и инструментальное обследования, мониторинг иммуносупрессии, вирусных и бактериальных инфекций. При наличии медицинских показаний пациенты с пересаженными органами госпитализируются для коррекции лечения или выполнения повторных хирургических вмешательств.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2009 г. Регистрационный N 15234.

    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Приказ Минобороны РФ от 13 октября 2009 г. N 1101 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80"
    Уточнен порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
    Ранее военнослужащие-контрактники признавались нуждающимися в получении жилья, если их обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи ниже уровня, установленного региональными властями (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
    Данные положения Кассационная коллегия ВС РФ признала незаконными (Определение от 30 июля 2009 г. N КАС09-324).
    В соответствии с ЖК РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат учету в органах местного самоуправления, а не в региональных органах власти (исключения - Москва и Санкт-Петербург). Местными властями также устанавливается учетная норма.
    Также существовало требование, согласно которому размер предоставляемого жилья должен был быть не меньше нормы общей (жилой) площади на одного человека, необходимой для постановки на учет, но не больше установленного регионами.
    Однако эти нормы противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих". При предоставлении жилья по договору соцнайма либо в собственность бесплатно норма составляет 18 кв.м. общей площади помещения на одного человека.
    Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 30 июля 2009 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2009 г. Регистрационный N 15248.

    Приказ МВД РФ и Минобороны РФ от 21 сентября 2009 г. N 724/881 "О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах"
    Определен порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за российскими гражданами и подлежащих учету в военных комиссариатах.
    Ранее такое взаимодействие осуществлялось в отдельных регионах в рамках эксперимента, проводимого с 1 декабря 2005 г. по 1 декабря 2006 г.
    Основная цель взаимодействия - полный и качественный учет транспортных средств для дальнейшего предоставления войскам (силам) в военное время в необходимом количестве, сокращение временных затрат граждан, связанных с учетом.
    Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции и военных комиссариатов осуществляется в соответствии с таблицей территориального соответствия (приводится в приложении).
    Данные о транспортных средствах передаются в виде специальных файлов. Определены основные требования к ним. Составляется реестр файлов. Назначаются лица, ответственные за передачу и прием информации.
    Все сведения передаются в военные комиссариаты ежемесячно до 25 числа.
    Ежегодно до 1 февраля для проведения сверки подразделения Госавтоинспекции представляют в военные комиссариаты сведения обо всех транспортных средствах по состоянию на 31 декабря истекшего года.
    Для взаимодействия используются специальные справочники и классификаторы. Они содержат коды технологических операций, документов, необходимых для совершения регистрационных действий, регионов, типов транспортных средств и их специального назначения.
    Приказ МВД России и Минобороны России от 25 ноября 2005 г. N 968/506 "О проведении эксперимента по взаимодействию подразделений Госавтоинспекции и военных комиссариатов" признан утратившим силу.
    Приказ вступает в силу с 1 февраля 2010 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2009 г. Регистрационный N 15221.


СОБЫТИЯ

  • 9 декабря в Москве состоится Налоговый форум – 2010. Организатор мероприятия: газета The Moscow Times. Генеральный партнер: Ernst & Young. Партнеры: Sameta, Salans, ФБК-Право. 
    В программе Форума:
    • Налоговое планирование в 2010 гг. Корректировка налоговой стратегии.
    • Налоговые проверки. Как подготовиться к визиту налоговых органов?
    • Налоговые споры.
    • Международное налоговое планирование.
    Подробнее

  • Компания "ФАКТОРинг ПРО" при поддержке Федерации Факторинговых компаний приглашает принять участие в работе 2-ой международной конференции "Факторинг и управление дебиторской задолженностью: российские реалии и мировой опыт" 2 декабря 2009 года в Москве, в гостинице "Золотое кольцо", зал "Слобода". Цель конференции - предоставить участникам возможность познакомиться с уникальным опытом по решению актуальных проблем факторингового бизнеса.
    Подробнее о конференции

  • Ежегодный конкурс "Лучшие юридические департаменты России – 2009" – главный проект журнала "Корпоративный юрист" – вступил в завершающую стадию. Имена победителей оглашены на торжественной Церемонии чествования победителей, которая состоялась 20 ноября.
    Подробнее о событии

  • 4 декабря 2009 года в московском отеле "Swissotel Красные Холмы" состоится III фармацевтический форум "Pharma Russia".
    Темы форума:
    • Есть ли шансы у России увеличить свою долю в общемировом объеме производства и продаж?
    • Способствуют ли этому условия и правила игры на российской почве?
    • Какой эффект дадут запланированные регуляторами перемены?
    • Как изменится соотношение сил на рынке и в товаропроводящей цепочке?
    Узнать больше о Форуме

  • 3 декабря в отеле "Ритц-Карлтон Москва" состоится VII конференция "Макроэкономический прогноз на 2010 год. Лучшие инвестиционные стратегии" из цикла "Академия инвестора". На конференции будут представлены оптимальные и наиболее практичные стратегии, специально разработанные экспертами для аудитории "Академии". Участники обсудят, какие страны, отрасли и инструменты будут перспективны для инвестирования в 2010 году, как сохранить и приумножить свой капитал в условиях продолжающейся экономической нестабильности.
    Подробнее о конференции


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Трудовое право от 30.11.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство", "Вестники арбитражных судов".

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

ГАРАНТ - уверенность в каждом решении.


Информационно-правовое обеспечение:

аналитика, новости, консалтинг


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное