Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Новые решения
для профессионалов


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


    Версия от 7 ноября 2009 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Антимонопольное законодательство
    Тарифы и цены
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Сельское хозяйство
    Транспорт и связь
    Страховая деятельность
    Иные вопросы хозяйственной деятельности
    Основы государственно-правового устройства
    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
    Оборона, воинская обязанность и военная служба
    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право


    Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    Федеральный закон освобождает от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.
    До настоящего времени плательщиками указанного налога признавались все без исключения отечественные организации и иностранные юрлица, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства. Даже при отсутствии объекта налогообложения они были вынуждены представлять "нулевые"расчеты и декларации по налогу на имущество.
    Принятые поправки минимизируют затраты организаций, связанные с подготовкой и представлением в налоговые органы "нулевых"расчетов и деклараций, а также сокращают трудозатраты налоговых органов.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

    Приказ Министерства энергетики РФ от 13 августа 2009 г. N 365 "Об утверждении норм естественной убыли нефти при хранении"
    Установлены нормы естественной убыли нефти при хранении нефти в резервуарах свыше одних суток и до одного месяца, а также свыше одного месяца и до одного года включительно.
    Данные нормы применения в целях отнесения потерь при хранении к материальным расходам при налогообложении прибыли.
    Значение норм дифференцировано в зависимости от типа и вместимости резервуаров, периода хранения (осенне-зимний или весенне-летний), территории хранения.
    Для применения норм приведено распределение регионов по климатическим группам.
    Потери нефти, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки (в т. ч. при приеме, отпуске и при перекачке по магистральным трубопроводам), относятся к технологическим потерям.
    Если в соответствии с проектным решением и технологией нефть должна подогреваться, естественная убыль в любом случае рассчитывается по нормам весенне-летнего периода. При этом данные нормы увеличиваются при средней температуре подогрева: с 21.С по 30.С в 1,5 раза; с 31.С по 50.С - в 2 раза; с 51.С и выше - в 3 раза.
    При подогреве до температур в пределах с 11.С по 20.С в осенне-зимний период норма осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза, а норма весенне-летнего периода остается без изменения.
    При температуре нефти в резервуарах 11.С и выше без подогрева норма увеличивается в 1,3 раза.
    Ранее действовавшие нормы от 1997 г. и 1988 г. не подлежат применению на территории РФ.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2009 г. Регистрационный N 15079.


    Банковская деятельность

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 853 "Об утверждении Правил направления банками предложения об участии в процедуре повышения капитализации и принятия решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации"
    Государство вправе осуществлять меры по повышению капитализации банков, являющихся АО, путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции этих банков.
    Закреплен порядок направления и рассмотрения предложений банков об участии в процедуре повышения капитализации.
    Размещать привилегированные акции в рамках этой процедуры вправе банк, отвечающий ряду требований. Нужно иметь определенный рейтинг долгосрочной кредитоспособности и активы в размере не менее 30 млрд. руб. Значение достаточности собственных средств банка должно составлять не менее 10 %. Необходимо, чтобы в отношении банка не принимались меры по предупреждению банкротства, а также не было запрета на осуществление отдельных банковских операций и (или) ограничений на величину процентной ставки по договорам банковского вклада.
    Предложение и другие необходимые документы направляются в Минфин России и ЦБР.
    Его удовлетворяют при одновременном выполнении следующих условий: соответствие банка указанным выше требованиям; отмена премий и бонусов высшему менеджменту банка в случае невыплаты дивидендов по привилегированным акциям; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед РФ и по обязательным платежам в бюджеты; обоснованность заявленного банком размера господдержки.
    Установлены форма предложения и примерная форма договора мены привилегированных акций на ОФЗ.

    Указание ЦБР от 29 октября 2009 г. N 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
    Банк России вновь снизил ставку рефинансирования. С 30 октября 2009 г. ее размер составляет 9,5% годовых (ранее - 10% годовых).
    Это уже восьмое снижение размера учетной ставки ЦБР за 2009 г.
    Указание вступает в силу со дня его подписания.


    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 850 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
    Снижены ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
    Ставка пошлины на нефть установлена в размере 231,2 долл. США за тонну (ранее 240,7 долл. США за тонну); на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 168,1 долл. США за тонну (ранее 174,5 долл. США за тонну).
    С 94 до 90,5 долл. США за тонну снижена ставка пошлины на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих, экспорт которых облагается по нулевой ставке), нефтяной кокс, битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса).
    Сохраняется нулевая ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы, кальцинированный нефтяной кокс.
    Постановление вступает в силу с 1 ноября 2009 г.

    Приказ Федеральной таможенной службы от 29 сентября 2009 г. N 1777 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами"
    Установлены новые особенности таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов и перемещаемых ими товаров. Прежние правила, принятые в 2001 г., признаны утратившими силу как несоответствующие новому Таможенному кодексу РФ.
    Воздушные суда и перевозимые ими товары находятся под таможенным контролем с момента прибытия на таможенную территорию России до выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо убытия из страны.
    Приведен перечень сведений, представляемых в таможенный орган перевозчиком либо уполномоченным им лицом при прибытии в Россию. Так, он должен сообщить номер рейса, пункта вылета и прибытия судна, количество членов экипажа, фамилии и инициалы пассажиров, место их посадки и высадки, виды товаров, номер грузовой накладной, количество бортовых припасов и др.
    Таможенный орган проверяет представленные сведения и на основании системы управления рисками принимает решение о проведении в отношении воздушного судна и товаров необходимых форм таможенного контроля.
    После завершения таможенного оформления и таможенного контроля первые экземпляры генеральной декларации, грузовой ведомости, документа о бортовых припасах, пассажирской ведомости и авиагрузовых накладных остаются в таможенном органе. Вторые экземпляры с необходимыми отметками таможенного органа возвращаются перевозчику.
    Приведены особенности таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов и перемещаемых ими товаров при убытии с таможенной территории России, а также при совершении промежуточной, вынужденной (технической) посадки на этой территории.
    Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 октября 2009 г. Регистрационный N 15102.


    Антимонопольное законодательство

    Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 октября 2009 г. N 428 "Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме"
    С 1 июля 2009 г. открытые аукционы на право заключения государственных и муниципальных контрактов могут проводиться, в том числе, на электронных площадках в сети Интернет. Определен порядок отбора последних.
    Отбор осуществляется Минэкономразвития России совместно с ФАС России сроком на 5 лет.
    Объявление о проведении отбора, техническое задание на функционирование электронных площадок, а также информация о результатах отбора размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
    Предложения для участия в отборе представляются операторами электронных площадок в течение 30 дней со дня опубликования объявления и технического задания. По истечении этого срока определяются 5 электронных площадок, с операторами которых заключаются соглашения о функционировании для проведения открытых аукционов.
    Если в течение общего срока функционирования электронных площадок (5 лет) прекратится деятельность более чем 1 из них, будет объявлен повторный отбор на недостающее количество. Приведены правила определения срока функционирования электронной площадки, отобранной повторно.


    Тарифы и цены

    Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 845 "О внесении изменений в Правила досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях"
    Скорректирован порядок досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов).
    Обозначен предмет рассмотрения споров. Это требования заявителей, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
    Предусмотрено, что, в случае несоответствия заявления и приложенных к нему документов установленным требованиям, они подлежат возврату в течение 10 рабочих дней с даты поступления в ФСТ России. Заявителю направляется уведомление с указанием причин возврата.
    Расширен перечень оснований для прекращения рассмотрения спора. Ранее такими основаниями могли быть только достижение участниками спора согласия, а также отзыв заявления. Теперь рассмотрение спора также прекращается в случаях ликвидации или смерти участника спора; наличия вступившего в законную силу судебного акта по предмету спора; несоответствия вопросов, поставленных в заявлении, предмету рассмотрения спора.


    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике"
    Регламентирован порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.
    Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно сообщают о возникновении аварии в соответствующий диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Также уведомляется уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике.
    Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения уполномоченным органом информации об аварии. Решение оформляется приказом руководителя уполномоченного органа. Создается специальная комиссия.
    Расследование причин наиболее серьезных аварий начинается незамедлительно и длится не более 20 дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 дней.
    В ходе расследования устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий.
    Установлен порядок оформления результатов расследования.
    Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.


    Сельское хозяйство

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
    Срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств со статусом юридического лица продлен до 1 января 2013 г.
    Крестьянские (фермерские) хозяйства создавались со статусом юридического лица до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ (до 5 декабря 1994 г.). ГК РФ не включил их в перечень юридических лиц. При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента госрегистрации.
    Крестьянским (фермерским) хозяйствам со статусом юридического лица было разрешено сохранить последний до 1 января 2010 г. Однако до сих пор около 98 тыс. таких хозяйств не перерегистрировались. В этом нет срочности, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридических лиц, применяются те же правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц. В связи с этим срок для перерегистрации решили продлить на 3 года.


    Транспорт и связь

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода"
    Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными объектами дорожного сервиса.
    Объекты размещаются в границах полос отвода таких дорог и могут объединяться в комплексы.
    Приведены минимально необходимые требования к размещению указанных объектов.
    Так, на автомагистрали и скоростной автодороге категории 1Б должны размещаться мотели (максимальное расстояние между ними - 250 км).
    На дорогах иных классов (категорий) должны размещаться заправки, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, мойки, площадки для отдыха, предприятия торговли.
    Определено максимальное расстояние между объектами (в зависимости от класса (категории) дорог).
    Установлены требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса.
    Так, мотели должны быть оборудованы туалетами, пунктами общественного питания, прачечными, средствами связи, душевыми кабинами, охраняемыми стоянками транспортных средств.
    На площадках для отдыха должны располагаться туалеты, мусоросборники, стоянки транспортных средств, столы и скамейки для отдыха и приема пищи.
    На предприятиях торговли должны продаваться продукты питания, технические жидкости и автомобильные принадлежности.
    Помимо этого, оборудование объектов дорожного сервиса должно обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к ним.

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 855 "О внесении изменения в Правила предоставления в 2009 году за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 году физическим лицам на приобретение автомобилей"
    В 2009 г. российским банкам, предоставляющим гражданам льготные кредиты на приобретение отечественного автомобиля стоимостью до 600 тыс. руб., выделяются субсидии для компенсации выпадающих доходов.
    Установлено, что для получения субсидии кредитная организация должна обратиться с 1 ноября по 1 декабря 2009 г. в Минпромторг России с заявлением в произвольной форме.
    Если представленные документы возвращались Министерством по причине несоответствия установленным требованиям более 3 раз, субсидия не предоставляется.
    Кроме того, для получения средств кредитная организация больше не должна иметь филиалы во всех федеральных округах России. Также отменено условие о минимальном размере собственного капитала кредитной организации (70 млрд руб.). Не требуется и преобладающей доли участия России или ЦБР в уставном капитале кредитной организации (не менее 50%).

    Приказ Федеральной службы по тарифам от 14 августа 2009 г. N 188-т/1 "О внесении изменений и дополнений в Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами"
    Скорректированы единые тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (далее - РЖД).
    Так, с 1 января 2010 г. отменяется особый порядок определения тарифных расстояний при перевозках грузов по ряду участков РЖД.
    Уточнен порядок определения платы за перевозку грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Установлено, что особые тарифы применяются, если грузы перевозятся во внутригосударственном сообщении, а также в/из стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. Кроме того, плата за перевозку этих грузов в собственных (арендованных) универсальных контейнерах определяется по тарифным схемам с коэффициентом 0,8 независимо от вида сообщения.
    При перевозке грузов в крытых вагонах для легковых автомобилей (автомобилевоз) с длиной по осям сцепления автосцепок более 30 метров плата определяется по тарифным схемам с коэффициентом 1,6.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2009 г. Регистрационный N 15080.


    Страховая деятельность

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
    Вносимые поправки смягчают квалификационные требования к руководителю и главному бухгалтеру общества взаимного страхования.
    Указанные общества, являясь некоммерческими организациями, вправе страховать имущественные интересы исключительно своих членов, количество которых ограничено. Перечень объектов взаимного страхования также является исчерпывающим (имущество, гражданская ответственность, предпринимательские риски). Члены общества несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам. Все это в значительной мере снижает риски при осуществлении взаимного страхования. Поэтому нет нужды предъявлять к руководителю и главному бухгалтеру общества квалификационные требования, действующие в коммерческих страховых компаниях.
    Теперь руководители общества взаимного страхования должны иметь высшее образование и стаж работы в страховой (перестраховочной) организации, обществе взаимного страхования или в сфере финансов не менее 2 лет (в то время как руководитель коммерческой страховой компании должен обладать высшим экономическим или финансовым образованием и стажем работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее 2 лет).
    Для главного бухгалтера общества установлены следующие требования: высшее образование (не обязательно экономическое или финансовое) и стаж работы по экономическим специальностям (или на должностях, требующих знания бухучета) не менее 2 лет в страховой, перестраховочной и (или) брокерской организации, обществе взаимного страхования.


    Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 847 "Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
    С 1 января 2010 г. вступает в силу в полном объеме закон о защите прав субъектов предпринимательства при проведении государственного и (или) муниципального контроля. Так, с указанной даты органы контроля (надзора) должны будут направлять проекты ежегодных планов проведения плановых проверок организаций и предпринимателей в органы прокуратуры для формирования сводного плана.
    Определен порядок представления указанных проектов планов в органы прокуратуры.
    Проекты подписываются руководителями (заместителями руководителей) органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Они должны направляться в соответствующие органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде).
    Кроме того, утверждены форма и содержание сводного плана проведения плановых проверок. В нем будут указываться следующие сведения: наименование юридических лиц, фамилии, имена, отчества предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам; их ИНН; наименование органа, осуществляющего проверку, и наименование органа, с которым проверка будет проводиться совместно; цель, основания, форма, дата и срок каждой проверки.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.


    Основы государственно-правового устройства

    Указ Президента РФ от 31 октября 2009 г. N 1232 "О внесении изменений в Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928"
    В Закон о правовом положении иностранных граждан в России были внесены изменения. В связи с этим расширены полномочия ФМС России.
    Установлено, что ФМС России также принимает решения о приеме российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, о передаче иностранцев и лиц без гражданства на основании международных договоров о реадмиссии.
    Реадмиссия - это прием, возврат и транзит иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории другого государства.
    Кроме того, ФМС России организует учет и фотографирование, а также временное размещение иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих передаче или принимаемых в соответствии с договорами о реадмиссии. Временное размещение принимаемых лиц осуществляется в случае, если у них нет законных оснований для пребывания (проживания) в России.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.


    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

    Постановление Правительства РФ от 24 октября 2009 г. N 842 "О совершенствовании порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
    Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ введено два вида управляющих компаний, осуществляющих инвестирование пенсионных накоплений. Это управляющая компания, отобранная по конкурсу, и государственная управляющая компания. Последняя является уполномоченным Правительством РФ органом по инвестированию переданных ПФР в доверительное управление средств пенсионных накоплений путем формирования расширенного инвестиционного портфеля и инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг.
    Требования к целям инвестирования средств пенсионных накоплений, составу и структуре инвестиционного портфеля определяются в инвестиционной декларации управляющей компании.
    Утверждена инвестиционная декларация инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
    Перечислены виды активов, в которые инвестируются средства пенсионных накоплений. В их числе - государственные ценные бумаги России, обращающиеся на соответствующем рынке или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов, средства в российской или иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
    В определенных случаях средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации российских эмитентов, кроме государственных ценных бумаг России и регионов.
    Установлена максимальная доля перечисленных активов в инвестиционном портфеле. Определены последствия несоблюдения данного требования.
    Помимо этого, внесены изменения в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам инвестирования средств пенсионных накоплений.
    Уточнены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и порядок определения их максимальной доли в инвестиционном портфеле.
    Также в новой редакции изложена инвестиционная декларация Внешэкономбанка.
    Инвестдекларация расширенного портфеля предполагает, что до 40% средств может быть инвестировано в облигации российских эмитентов, до 80% - в валютные госбумаги, до 20% - в ипотечные ценные бумаги, до 10% - в госбумаги субъектов РФ и до 20% - в ценные бумаги международных финансовых организаций.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 октября 2009 г. N 813н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам"
    Уточнены некоторые положения приказа Минздравсоцразвития России, утвердивший перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
    Изменения обусловлены обновлением с 1 января 2010 г. законодательства в данной области.
    Так, Федеральный закон, на основании которого разработан перечень, носит новое наименование "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон). В него также внесены изменения в связи с отменой ЕСН и введением страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС. В частности, пересмотрен порядок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
    В приказ и перечень включено упоминание ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата которого регулируется новой редакцией закона.
    Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 октября 2009 г. Регистрационный N 15107.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 сентября 2009 г. N 694н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 сентября 2008 г. N 495н"
    Инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами по медицинским показаниям, бесплатно предоставляются легковые автомобили или выплачиваются единовременные компенсации по 100 тыс. руб.
    В 2009 г. компенсации предоставляются гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.
    Эта компенсация должна быть выплачена до 1 апреля 2009 г.
    Согласно изменениям выплата компенсации допускается до 1 декабря 2009 г., если она не была получена инвалидами в указанный выше срок.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 октября 2009 г. Регистрационный N 15099.


    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

    Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 844 "О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению"
    Дополнен перечень премий в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и СМИ, суммы которых освобождаются от обложения НДФЛ.
    В перечень включена премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.
    Премия учреждена в 2008 г. Она присуждается гражданам РФ за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, а также за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, укрепление обороноспособности страны.
    Ежегодно присуждаются 4 премии по 2,5 млн. руб. каждая.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 "Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования"
    В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов утвержден новый перечень профессий начального профобразования.
    Новый перечень применяется с 1 января 2010 г. при приеме на основные профессиональные образовательные программы начального профобразования.
    Приведены наименования укрупненных групп направлений подготовки, сами направления подготовки, профили.
    Лица, зачисленные до 1 января 2010 г. для обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами по профессиям, предусмотренным ранее утвержденным перечнем (постановление Правительства РФ 8 декабря 1999 г. N 1362), продолжают обучение в соответствии с указанными стандартами до его завершения.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2009 г. Регистрационный N 15083.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2009 г. N 319 "Об утверждении технических требований к документам государственного образца о высшем профессиональном образовании"
    Утверждены технические требования к следующим документам государственного образца о высшем профессиональном образовании: диплому бакалавра, диплому магистра, диплому с отличием магистра, диплому специалиста, приложению к диплому, академической справке, диплому о неполном высшем образовании.
    Так, бланки указанных документов являются защищенной полиграфической продукцией уровня "Б" высокого качества с необходимой степенью защиты от подделки.
    Твердая обложка дипломов (кроме диплома о неполном высшем образовании) представляет собой жесткий цельнокрытый переплет. На первой странице лицевой части твердой обложки выдавлены: слово "РОССИЯ", изображение государственного герба и слово "ДИПЛОМ" (горячее тиснение).
    Титул дипломов (бланк диплома о неполном высшем образовании) должен изготавливаться с эксклюзивным водяным знаком, графическим элементом "РФ". Бумага будет иметь специальные защитные волокна. Титул (бланк диплома о неполном высшем образовании) должен содержать двойную гильоширную сетку с ирисовым раскатом (одна из сеток выполняется краской с химзащитой, препятствующей несанкционированному внесению изменений). Композиция титула включают в себя микротекст.
    При изготовлении титулов будут применяться материалы, обладающие свечением под воздействием ультрафиолетового излучения и имеющие различную степень поглощения под воздействием инфракрасного излучения.
    Бланки приложения к диплому и академической справки представляют собой листы форматом А4, запечатанные с двух сторон. Они также будут изготавливаться на бумаге, содержащей защитные волокна, с эксклюзивным водяным знаком, графическим элементом "РФ".
    Ранее утвержденный образец твердой обложки дипломов о высшем профессиональном образовании утратил силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2009 г. Регистрационный N 15045.

    Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики от 18 августа 2009 г. N 654 "Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций"
    Определены условия и порядок проведения государственной аккредитации общественных организаций в целях наделения их статусом общероссийских спортивных федераций. Речь идет об организациях, созданных для развития одного или нескольких видов спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов - членов сборных команд по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (за исключением национальных, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта).
    Государственная аккредитация осуществляется Минспорттуризмом России. Государственная аккредитация по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, осуществляется с учетом мнения Олимпийского комитета России.
    По одному виду спорта на территории РФ может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
    Государственная аккредитация объявляется приказом Минспорттуризма России, который публикуется в Интернете. В приказе устанавливается срок подачи заявлений (не менее 30 дней).
    Приведен перечень документов, направляемых общественной организацией вместе с заявлением о государственной аккредитации. Решение о государственной аккредитации или об отказе принимается не позднее, чем через 3 месяца со дня истечения срока подачи общественной организацией заявления.
    Общественной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации (утвержден рекомендуемый образец). Сведения о такой организации включаются в реестр общероссийских спортивных федераций и аккредитованных региональных спортивных федераций.
    Срок государственной аккредитации составляет 4 года. При этом в определенных случаях государственная аккредитация может быть приостановлена или отозвана.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2009 г. Регистрационный N 15077.


    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Указ Президента РФ от 29 октября 2009 г. N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"
    С 1 ноября 2009 г. установлено ежемесячное пособие детям военных, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы.
    Оно предоставляется также детям сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля, лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции (если эти сотрудники погибли (умерли), пропали без вести при исполнении служебных обязанностей).
    Пособие составляет 1500 руб. и выплачивается до достижения ребенком 18 лет. Детям, ставшим инвалидами до 18 лет, пособие выплачивается независимо от возраста, а детям, очно обучающимся в образовательных учреждениях - до конца обучения, но не более чем до 23 лет.
    Размер пособия увеличивается одновременно с повышением в централизованном порядке размеров окладов по воинским должностям военнослужащих-контрактников, учитываемых при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Приказ МЧС РФ от 24 сентября 2009 г. N 555 "Об утверждении Временной нормы снабжения вещевым имуществом личного пользования отдельных категорий военнослужащих войск гражданской обороны и военнослужащих федеральной противопожарной службы"
    Установлена временная (сроком на 2 года) норма снабжения вещевым имуществом личного пользования отдельных категорий военнослужащих войск гражданской обороны и федеральной противопожарной службы.
    Согласно норме выдаются хлопчатобумажная фуражка, шерстяная шапка, тренировочный хлопчатобумажный костюм, свитер, футболка, спортивные трусы и туфли, сумка для переноски спортивного имущества.
    По указанной норме предметы выдаются военнослужащим-контрактникам (кроме курсантов Академии гражданской защиты МЧС России) взамен положенных по основным нормам (в пределах стоимости заменяемых).
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2009 г. Регистрационный N 15071.

    Приказ Минобороны РФ от 5 августа 2009 г. N 830 "О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации по вопросам предоставления дополнительных гарантий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации"
    Внесены изменения в некоторые приказы приказы Министра обороны РФ по вопросам предоставления дополнительных гарантий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил (ВС) РФ.
    Так, утратили силу нормы одного из приказов Министерства, согласно которым лицам, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Таджикистана, предоставлялись дополнительные отпуска. Эти нормы дублировали положения федерального законодательства.
    Исчисление стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, производится в порядке, определенном Минздравсоцразвития России. Установлено, что решением Министра обороны РФ в указанный стаж могут включаться иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Такие решения принимаются в исключительных случаях по ходатайствам руководителей органов военного управления.
    Прочие изменения, в основном, состоят в актуализации ссылок на различные нормативно-правовые акты и отражении структурных изменений и перераспределения функций в Министерстве.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2009 г. Регистрационный N 15051.


    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 240-ФЗ "Об упразднении некоторых районных и городского судов Республики Дагестан"
    Упраздняются 12 двусоставных судов Республики Дагестан.
    Это Агульский, Ахвахский, Цумадинский, Гумбетовский, Дахадаевский, Докузпаринский, Кулинский, Курахский, Рутульский, Цунтинский, Чародинский районные суды, а также Южно-Сухокумский городской суд.
    Вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию близлежащих районных судов.
    Необходимость упразднения обусловлена тем, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого рассматриваются в первой инстанции коллегией из 3-х судей.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.


    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Расширены возможности обжалования судебных решений, принятых по итогам предварительных слушаний.
    Внесенные в УПК РФ изменения отражают позицию Конституционного Суда РФ.
    Так, не соответствующим Конституции РФ было признано положение этого кодекса, запрещающее обжаловать судебные решения, вынесенные по итогам предварительных слушаний (за исключением решений о прекращении уголовного дела, о назначении заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения).
    Теперь разрешено обжалование таких судебных решений по более широкому кругу вопросов. При этом установлен запрет на обжалование судебного решения о назначении заседания в части разрешения вопросов о месте, дате, времени и условиях его проведения (назначение защитника, вызов лиц по спискам, представленным сторонами, рассмотрение уголовного дела в закрытом судебном заседании).
    Кроме того, признана утратившей силу норма, согласно которой пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускался лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. Это положение также было признано не соответствующим Конституции РФ, так как оно лишало стороны возможности оспорить названные судебные решения по иным основаниям, нарушая тем самым их конституционные права.

    Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Федеральный закон направлен на усиление защиты инвесторов на рынке ценных бумаг.
    Вводится уголовная ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (в том числе с использованием Интернета), а также за воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.
    Уголовная ответственность последует, если эти деяния причинили крупный (особо крупный) ущерб или сопряжены с извлечением дохода в крупном (особо крупном) размере. Причем крупным ущербом (размером) считается сумма, превышающая 1 млн руб. Особо крупный ущерб (размер) признается сумма свыше 2,5 млн руб.
    Наказывать будут штрафом либо лишением свободы (с возможностью применения дополнительных наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
    Также уточнены существующие составы некоторых преступлений на рынке ценных бумаг.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста"
    Рассмотрены вопросы, которые должны учитываться судами при применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о сроках содержания под стражей и об отмене или изменении этой меры.
    Отмечено, что отсутствие у лица "прописки" в России может служить лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства, но само по себе не служит основанием для применения к нему заключения под стражу. Таким состоятельным основанием также не является отсутствие у лица документов, удостоверяющих личность. Речь идет о подозреваемых или обвиняемых в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
    Разъяснены особенности применения данной меры: к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей; к несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; к обвиняемым, объявленным в международный розыск.
    Отдельное внимание выделено случаям рассмотрения вопроса о применении такой меры без участия защитника.
    Выделены некоторые моменты, которые должны приниматься во внимание при решении судом вопроса о продлении срока заключения под стражей.
    В случае принятия судом в стадии подготовки к судебному заседанию решения об оставлении без изменения меры пресечения в виде заключения под стражу, т.е. фактически о ее продлении, суд должен обеспечить обвиняемому и его защитнику (если он участвует в деле) право участвовать в рассмотрении судом этого вопроса.
    Если уголовное дело поступает в суд повторно, в общий срок содержания лица под стражей засчитывается и время содержания под стражей со дня первоначального поступления дела в суд до возвращения его прокурору.
    Указывается, что домашний арест может применяться в любой момент производства по делу по ходатайству участников судебного разбирательства или по инициативе суда.
    При применении залога его вид и размер определяются с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого или обвиняемого, его материального положения, а также имущественного положения залогодателя.
    Также отмечено, что принятое на стадии предварительного расследования решение о применении залога или домашнего ареста действует не свыше 10 суток.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 21 "О внеснении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"
    Корректировка разъяснений связана с внесением изменений в УК РФ.
    Этими изменениями была введена, в т. ч., возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием.
    Поправками к УК РФ был снижен максимальный размер наказания при наличии определенных смягчающих обстоятельств (явка с повинной, способствование раскрытию преступления и т. д.) с 3/4 до 2/3 от максимального срока или размера.
    С учетом этого изменены разъяснения по назначению наказанию за неоконченное преступление. Оно не может превышать 2/3 от 1/2 за приготовление к преступлению и 2/3 от 3/4 за покушение.
    В УК РФ был установлен максимум по наказанию при наличии досудебного соглашения. Если в таком случае речь идет о неоконченном преступлении, наказание не должно превышать 1/2 максимума по наказанию, предусмотренному за приготовление или покушение.
    Наличие малолетнего ребенка не рассматривается как смягчающее обстоятельство, если осужденный совершил преступление не только в отношении своих детей (либо лишен родительских прав), но и усыновленного (удочеренного), находящегося на его иждивении либо под его опекой ребенка.
    Разъяснен порядок исчисления срока отбывания наказания в случае, если после вынесения приговора установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном до вынесения этого приговора. Срок исчисляется со дня постановления последнего приговора. При этом в зачет идет время содержания под стражей (в порядке меры пресечения или задержания). Это правило применяется и при назначении наказания по совокупности приговоров.
    В резолютивной части приговора, помимо иных сведений, должно указываться решение о порядке следования осужденного к месту отбывания наказания, если отбывание лишения свободы ему назначено в колонии-поселении.
    На территории России больше не действуют разъяснения Пленума ВС РСФСР об испытательном сроке при условном осуждении кассационной (надзорной) инстанцией.

    Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания"
    Даны разъяснения относительно того, как именно учитываются степень и характер общественной опасности преступления при назначении наказания.
    Перечислены сведения, которые могут расцениваться как характеризующие личность подсудимого.
    К ним, в числе прочего, отнесены данные о его семейном и имущественном положении, состоянии здоровья, поведении в быту, о наличии у него на иждивении близких родственников и детей. Могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения, не регламентированные СК РФ.
    Обстоятельства, относящиеся к признакам состава преступления, не могут учитываться повторно при назначении наказания. Если имеется смягчающее обстоятельство, относящееся к нескольким преступлениям, оно учитывается при назначении наказания как отдельно за каждое из них, так и по совокупности.
    Затронуты некоторые моменты, которые должны приниматься во внимание при установлении рецидива. Погашенные или снятые судимости не учитываются при назначении наказания так же, как и при решении вопроса о наличии рецидива.
    Разъяснен вопрос об учете при установлении рецидива судимости за преступления, осуждение за которые было условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора. Отмечено, что основания, по которым прежде отменялось условное осуждение (за преступление какой тяжести и с какой формой вины), не влияют на решение вопроса о рецидиве.
    Для отмены условно-досрочного осуждения из-за совершения осужденным умышленного преступления специального решения суда не требуется (в отличие от решения об отмене условного осуждения).
    Приведены особенности назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление. В любом случае наказание не может ниже минимума, предусмотренного для соответствующего вида.
    Рассмотрена специфика применения отдельных видов наказаний (штрафа, лишения права занимать определенные должности, лишения звания и т. д.), назначения наказаний несовершеннолетним.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги & Налогообложение от 09.11.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Вестники арбитражных судов"

ГАРАНТ - уверенность в каждом решении.


Информационно-правовое обеспечение:

аналитика, новости, консалтиг


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное