Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


IV Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


Участвуйте и получайте призы!
Конкурс стартовал 12 декабря 2008 года

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 20 декабря 2008 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Письмо Минфина РФ от 11 декабря 2008 г. N 03-03-05/166
В 4 квартале 2008 года налогоплательщики могут исчислять авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.
Для применения особого порядка исчисления авансовых платежей в 4 квартале 2008 года налогоплательщик должен отразить решение об этом в учетной политике и направить в свой налоговый орган соответствующее уведомление. Уведомление следует подать до 28 ноября 2008 года, чтобы применять новую систему уже в ноябре, или до 28 декабря 2008 года, чтобы воспользоваться этим правом в декабре.
При представлении уведомления и налоговой декларации за одиннадцать месяцев 2008 года, налоговый орган не начисляет авансовый платеж по сроку уплаты 29 декабря 2008 года, указанный в налоговой декларации за девять месяцев 2008 года. Начисленные ранее ежемесячные авансовые платежи по сроку уплаты 28 октября и 28 ноября 2008 года засчитываются при расчете ежемесячного авансового платежа исходя из фактически полученной прибыли за одиннадцать месяцев 2008 года.
О намерении применять особый порядок исчисления авансовых платежей в 2009 году налогоплательщики уведомляют свои налоговые органы до 31 декабря 2008 года. В противном случае он продолжает применять систему исчисления авансовых платежей налога на прибыль с уплатой их ежемесячно в течение отчетных периодов. При этом ежемесячные авансовые платежи 1 квартала 2009 года исчисляются так же, как и в 4 квартале, но без применения особого порядка.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Минтранса РФ от 28 октября 2008 г. N 185/175 "Об утверждении норм естественной убыли древесины и продукции ее переработки при перевозках железнодорожным, морским, речным транспортом и в смешанных железнодорожно-водных сообщениях"
Установлены нормы естественной убыли древесины и продукции ее переработки при перевозках железнодорожным, морским, речным транспортом и в смешанных железнодорожно-водных сообщениях.
Нормы естественной убыли корья дубильного, бумаги, картона, древесной массы, целлюлозы и продукции лесохимической промышленности дифференцированы в зависимости от способа перевозки (в таре или без тары) либо вида тары, а древесного угля - в зависимости от расстояния перевозки. Нормы установлены в процентах от массы груза. Указанные нормы применяются для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи древесины и продукции ее переработки, учитываемых в составе материальных расходов при налогообложении прибыли.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2008 г. Регистрационный N 12767.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 944 "О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки"
Многие автокомпоненты для промышленной сборки моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов ввозятся в РФ беспошлинно (части замков, двигателей, кондиционеров, приборов освещения, сигнализации, сидений, а также силиконы, трубы и шланги, крепежные изделия, прокладки, шайбы и т.д.). Некоторые автокомпоненты для указанных целей ввозятся в РФ по пониженным пошлинам.
Такие автокомпоненты импортируются в РФ на основе соглашений, заключаемых между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и юридическими лицами. Установлено, что автокомпоненты, являющиеся предметом указанных соглашений и помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены соответствующие ставки пошлин, выпускаются в свободное обращение. Это возможно, если уплачены таможенные пошлины и соблюдены все ограничения, предусмотренные законодательством РФ.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 мая 2005 г.

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 943 "О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"
Повышены ставки ввозных таможенных пошлин на ввозимые физическими лицами подержанные автомобили для личного пользования.
Изменения обусловлены принятием постановления Правительства РФ от 5 декабря 2008 года N 903, в соответствии с которым увеличены ставки импортных пошлин в отношении подержанных легковых и грузовых автомобилей, тракторов, автобусов. Возраст легковых машин, автобусов, самосвалов, тракторов, которые попадают в эту категорию, снижен с 7 до до 5 лет.
Так, за иномарку-малолитражку, с момента выпуска которой прошло 3 года, но не прошло 5 лет придется заплатить 1,5 евро за 1 куб. см. объема двигателя (ранее - 0,85 евро). Если же "возраст" малолитражки превышает 5 лет, размер пошлины уже составит 3 евро за 1 куб. см. объема двигателя. За самую мощную иномарку, т.е. с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см., нужно будет заплатить 3,6 евро (если ей больше 3, но меньше 5 лет) или 5,7 евро за 1 куб. см. объема двигателя (если ей больше 5 лет).
Больше нужно будет платить и за ввоз иномарок, объем двигателей которых колеблется в пределах от 1 до 3 тыс. куб. см. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 936 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении натурального каучука"
Сроком на 9 месяцев снижаются до нуля ставки ввозных таможенных пошлин в отношении натурального каучука (коды ТН ВЭД 4001 22 000 0 - натуральный, технически специфицированный каучук (TSNR) и 4001 29 000 0 - прочий). В настоящее время при импорте указанных товаров взимается пошлина в размере 5 % от таможенной стоимости. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 918 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 732"
Пересмотрены квоты на импорт в РФ свинины и мяса птицы в 2009 году. Так, квота на ввоз свинины увеличена на 29,7 тыс. тонн. Рост квоты обусловлен объединением квот на свинину и на тримминг (части туш для глубокой переработки). Почти вдвое больше свинины будет ввезено из США: для них квота увеличена с 50,7 тыс. тонн до 100 тыс. тонн. Для Европейского союза и Парагвая сохранены прежние объемы квот, для других государств они уменьшились со 197,1 тыс. тонн до 177,5 тыс. тонн.
Квота на ввоз в 2009 году мяса птицы сокращена на 300 тыс. тонн. Уменьшение коснулось всех стран - поставщиков мяса птицы.
Регламентирован порядок распределения квот и выдачи в 2009 году лицензий на ввоз в РФ говядины, свинины и птицы. Установленный на 2009 год объем ввоза указанных товаров распределяется между импортерами пропорционально средним объемам говядины, свинины и птицы, ввезенным ими в РФ в 2005-2007 годах (за исключением мясной продукции, происходящей и ввезенной из государств СНГ). Импортерам, ввозившим мясную продукцию лишь в 2008 году, выделяется квота в значительно меньшем размере, которая распределяется между ними пропорционально объемам мясной продукции, ввезенным ими в 2008 году (за исключением продукции, происходящей и ввезенной из государств СНГ).
Увеличены ставки таможенных пошлин на ввоз в 2009 году в РФ свинины и мяса птицы сверх установленных квот. Так, ставки пошлин на ввоз свинины составят 75% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за 1 кг (в настоящее время 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг), мяса птицы - 80% от таможенной стоимости, но не менее 0,7 евро за 1 кг (в настоящее время 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг). Ставки пошлин на ввоз сверх квот говядины в 2009 году останутся на прежнем уровне - 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг.
Ставки пошлин на мясную продукцию, ввозимую в РФ в 2009 году в пределах установленных квот, не могут превышать вышеуказанные размеры. Постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Приказ Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2008 г. N 1522 "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании специального таможенного режима перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства в отношении отдельных категорий товаров"
Определен порядок совершения отдельных таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров, содержащих драгоценные камни и (или) драгоценные металлы, помещаемых под специальный таможенный режим перемещения российских товаров между таможенными органами РФ через территорию иностранного государства.
Этот порядок применяется в отношении товаров, имеющих для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Декларирование указанных товаров производится с подачей таможенной декларации, в качестве которой принимаются транспортные (перевозочные), коммерческие, таможенные и (или) иные документы, содержащие сведения о таких товарах. Декларант должен представить сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) и перевозчика либо экспедитора товаров; о транспорте, на котором перевозятся товары; о видах или наименованиях товаров, их количестве и стоимости; о статусе товаров для таможенных целей; о пункте назначения товаров и о планируемом сроке их перевозки.
Товары и документы на них идентифицируются в таможенном органе, в который подана декларация. Должностное лицо выбирает средство идентификации с учетом вида транспорта и условий перевозки товаров.
При помещении товаров под специальный таможенный режим таможенные органы устанавливают срок ввоза товаров в РФ из расчета 2000 километров за один месяц в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским транспортом. Если товары перевозятся воздушным транспортом без посадки на территории иностранных государств, этот срок не может превышать три дня со дня помещения товаров под специальный таможенный режим. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г. Регистрационный N 12801.


Гражданское право, приватизация

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 2008 г. N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения"
На примере материалов отдельных судебных дел разъяснены наиболее спорные вопросы применения виндикации (истребования имущества из чужого незаконного владения). Так, в частности, разъясняется, что положения ГК РФ о виндикации не применяются в ситуации, когда речь идет о возврате имущества, переданного во исполнение недействительной сделки. В этом случае применяются правила о последствиях недействительности сделки, т.е. каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (двухсторонняя реституция). Если заявлены требования о применении виндикации, они не рассматриваются. Отдельная часть разъяснений посвящена особенностям истребования имущества от добросовестного приобретателя. Указывается, что приобретатель не считается получившим имущество возмездно, если к моменту, как он узнал или должен был узнать об отсутствии правомочий у отчуждателя, последний не получил от него плату или иное встречное предоставление.
При решении вопроса добросовестности приобретателя судам рекомендуется учитывать родственные и иные связи между лицами, участвовавшими в заключении сделок. Среди примеров таких обстоятельств приведены: совмещение одним лицом должностей в организациях, совершавших сделки; участие одних и тех же лиц в уставном капитале организаций, родственные и иные связи между ними.
Отмечено, что закрепление в хозяйственное ведение имущества за госпредприятием не может рассматриваться в качестве возмездного приобретения им этого имущества. Факт принятия судом обеспечительной меры в отношении недвижимости не свидетельствует о том, что приобретатель должен был знать о судебных спорах по поводу этого объекта. Исходя из пояснений, недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не является однозначным доказательством того, что имущество выбыло из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Имущество, изъятое у собственника по решению суда, которое впоследствии отменено, считается выбывшим из владения собственника помимо его воли.
Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с применением исковой давности по таким требованиям. Указывается, что течение срока исковой давности по иску об истребовании движимого имущества из чужого незаконного владения начинается со дня обнаружения этого имущества. В случае смены владельца имущества исковая давность по иску об истребовании имущества не начинает течь заново.


Строительство, градостроительство и архитектура

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий"
Установлен порядок заключения и вступления в силу соглашений между федеральными и региональными органами исполнительной власти о передаче ими друг другу части своих полномочий.
Проект соглашения готовит федеральный или региональный орган, являющийся стороной соглашения. Срок согласования проекта соглашения другой стороной составляет 2 недели, но он может быть продлен на 1 месяц. Если проект не будет согласован в срок, сторона-инициатор заключения соглашения может обратиться в Правительственную комиссию по проведению административной реформы для рассмотрения разногласий.
Соглашение утверждается распоряжением Правительства РФ. Проект распоряжения вносится в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся стороной соглашения, в недельный срок с даты его подписания. Соглашение вступает в силу с даты вступления в силу соответствующего распоряжения Правительства РФ. Копия соглашения направляется в Минрегион России.
Приведены особенности заключения и вступления в силу соглашений о передаче полномочий в части проектирования, строительства, реконструкции и ремонта объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственности. Так, соглашение в данной сфере вступает в силу с определенного в нем момента. Если проект указанного соглашения не был согласован сторонами в срок, процедура его заключения прекращается. Если одной из сторон такого соглашения является федеральная служба (агентство), находящаяся в ведении министерства, то соглашение утверждается этим министерством.


Транспорт и связь

Приказ94521 Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 181 "О внесении изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 120"
Минтрансом России 5 августа 2008 года были утверждены новые формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом. Эти документы приравниваются к кассовым чекам, и значит денежные расчеты за такие услуги могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.
Новые формы указанных документов должны были применяться по истечении трех месяцев со дня их утверждения. Однако вводится переходный период их действия. Организациям железнодорожного транспорта разрешается до 31 декабря 2008 года применять ранее действующие формы перевозочных документов, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом.


Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2008 г. N 934 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий при реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства"
Для формирования рынка доступного жилья создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Фонду передаются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Предложения об использовании таких земельных участков подготавливаются Фондом на основании перечня земельных участков, направляемого органами власти субъектов РФ.
Установлено, что форма перечня земельных участков и состав прилагаемых к нему документов утверждаются Минэкономразвития России.
Кроме того, Министерство устанавливает содержание и форму отчетности о реализации переданных субъектам РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 929 "Об утверждении Правил проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и Правил определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) управляющей компании для заключения с ней договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих"
Установлен новый порядок конкурсного отбора управляющих компаний для доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих. Как и ранее, конкурс проводится Минобороны России 1 раз в 3 года отдельно по каждому инвестиционному мандату. По результатам конкурса отбирается не более 10 управляющих компаний.
Ужесточены требования к участникам конкурса. В частности, размер находящихся в управлении компании резервов и активов инвестиционных фондов, средств пенсионных накоплений увеличен с 200 до 600 млн. рублей. Требуемый размер собственных средств управляющей компании повышен с 50 до 80 млн. рублей. Пересмотрен порядок оценки управляющей компании при определении победителя конкурса. При оценке учитываются критерии, характеризующие цену услуг по договору и квалификацию участника конкурса.
Изменена пропорция распределения накоплений между управляющими компаниями. В течение первых 3 отчетных кварталов накопления передаются компаниям - победителям конкурса в равных долях. В дальнейшем накопления в рамках 1-го инвестиционного мандата передаются управляющим компаниям ежемесячно по результатам инвестирования накоплений за последний отчетный квартал пропорционально коэффициенту дохода.
Установлено, что переданные до утверждения результатов следующего конкурса накопления остаются в доверительном управлении управляющих компаний до истечения сроков действия договоров доверительного управления.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2008 г. N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах"
В целях стимулирования рынка жилищного строительства из федерального бюджета в 2008 году выделяется 32,6 млрд. рублей на приобретение квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Квартиры для военнослужащих будут приобретаться Минобороны России, для лиц, уволенных с военной службы, - Минрегионом России. Приобретенные квартиры будут предоставлены военнослужащим контрактной службы и проживающим вместе с ними членам их семей, а также уволенным с военной службы гражданам и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы либо принятых на учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года. Таким способом планируется обеспечить жильем 7,5 тыс. семей военнослужащих.
Регламентирован порядок приобретения квартир для указанных категорий граждан. Квартиры будут приобретаться путем проведения запроса котировок у застройщиков. На дом, в котором покупаются квартиры, должно быть получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Квартиры должны быть пригодными для постоянного проживания, не иметь обременений, соответствовать установленным требованиям по площади. Стимулирование рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах будет осуществляться также путем поддержки Фондом содействия реформированию ЖКХ региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья.
Постановление вступает в силу с даты официального опубликования.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в связи с жалобами граждан А.Ф. Кутиной и А.Ф. Поварнициной"
Платежи по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, с 2001 г. исчисляются исходя из базовой суммы - 100 руб. Такое положение устанавливает Закон о МРОТ.
КС РФ признал неконституционной указанную норму в той мере, в которой она позволяет исчислять минимальный размер платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания исходя из этой базовой суммы.
Как пояснил КС РФ, МРОТ, применяемый для целей оплаты труда, постоянно растет, а базовая сумма, исходя из которой рассчитываются минимальные рентные платежи, - нет. Таким образом, разрыв между МРОТ и указанной суммой резко увеличивается. ГК РФ предполагает, что размер рентных платежей, определяемый в договоре, может увеличиваться пропорционально увеличению МРОТ и с учетом уровня инфляции. Между тем механизм увеличения указанной базовой суммы, используемой для расчета минимальной ренты, отсутствует. Это не позволяет определять минимальный размер рентных платежей с учетом возможной индексации. В такой ситуации не обеспечивается защита законных интересов социально уязвимой стороны в договоре - получателя ренты. Помимо этого, такое правовое регулирование неоднозначно трактуется судами в правоприменительной практике.
Законодатель обязан принять меры с целью введения нового правого регулирования в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 г. С этой даты не применяется и указанная норма Закона о МРОТ.

Инструкция о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей (утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29 июля 2008 г., Высшим Арбитражным Судом РФ 9 сентября 2008 г. и Верховным Судом РФ 7 октября 2008 г.)
Закреплен порядок выплаты выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, и единовременного пособия членам их семей.
Судьям пособие выплачивается из расчета месячной зарплаты по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шести месячных зарплат по оставляемой должности. Военным судьям, которые уходят в отставку и одновременно увольняются с военной службы, выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, либо выходное пособие для судей.
Супругу, родителям и детям судьи полагается единовременное пособие из расчета его месячной зарплаты по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее годовой зарплаты.
Основанием для решения вопроса о выплате пособия являются заявление судьи (члена его семьи) и приказ об отчислении судьи из штата (об освобождении судьи от должности). Определено, куда подается заявление, и какие документы к нему прилагаются. Заявление рассматривает специальная комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям.
Также установлено, как определяется стаж судьи для исчисления пособий. Перечислены выплаты, которые включаются в зарплату (денежное содержание) судьи в целях расчета пособий.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год"
Утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи на 2009 год. Программой определены виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь.
Медицинская помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В рамках Программы бесплатно предоставляются различные виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, в том числе неотложная; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная, в том числе высокотехнологичная. Бюджетное финансирование дифференцировано следующим образом.
За счет федерального бюджета предоставляются все перечисленные виды медицинской помощи, оказываемые федеральными учреждениями здравоохранения. Также выделяются субсидии бюджетам субъектов РФ, в том числе Байконуру, на оказание медицинской помощи и обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан. За счет бюджетов субъектов РФ предоставляются: специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь; медицинская помощь, оказываемая в специализированных учреждениях (онкологических, противотуберкулезных, наркологических и др.); высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов РФ.
За счет местных бюджетов (кроме муниципальных образований, медицинская помощь населению которых осуществляется учреждениями ФМБА России) оказывается первичная медицинская помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 26 "О дополнении постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Пленум ВС РФ разъясняет отдельные вопросы соблюдения врачебной тайны при производстве следственных действий.
Выемка медицинских документов, содержащих сведения о психическом здоровье гражданина (в том числе о наличии у него психического расстройства, о фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в соответствующем учреждении), осуществляется только на основании судебного решения. Т.е. необходимо соблюсти судебный порядок получения разрешения на выемку.
Вместе с тем, если во время предварительного расследования или судебного разбирательства возникает необходимость лишь сведениях, составляющие врачебную тайну, то решение суда не нужно. Эта информация предоставляется органам дознания и следствия или суду по их запросу. При этом согласия гражданина или его законного представителя не требуется.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"
Согласно разъяснениям, к уголовной ответственности за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть, могут быть привлечены не только водитель, имеющий соответствующие водительские права, но и любое другое лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортом, в т.ч. и лицо, обучающее вождению на учебном транспорте с двойным управлением. Факт изъятия ранее водительских прав либо лишения права управления транспортом значения не имеет. Отмечается, что в случае наступления таких последствий не только из-за нарушения ПДД водителем, но и самим потерпевшим, такое обстоятельство может учитываться судом как смягчающее наказание. Исключение составляют случаи, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров.
Совершение такого преступления водителем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения Пленум рекомендует учитывать как "обстоятельство, отрицательно характеризующее личность этого лица и повышающее степень общественной опасности им содеянного".
При лишении права управления транспортом суды должны направлять такую информацию в соответствующее управление ГИБДД в субъекте РФ. В силу разъяснений, суд может и не прекратить уголовное дело за примирением сторон, поскольку это право, но не обязанность суда.
Также даны разъяснения, касающиеся таких преступлений, как недоброкачественный ремонт транспорта и выпуск его в эксплуатацию с техническими неисправностями, а также неправомерное завладение автомобилем или иным транспортом без цели хищения.


Административные правонарушения, административная ответственность

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях"
Дополнения касаются особенностей определения подведомственности дел об административных правонарушениях, применения отдельных видов наказаний, а также иных вопросов рассмотрения судами дел указанной категории.
В отношении применения судами таких видов административного наказания как конфискация и возмездное изъятие орудия (предмета) совершения правонарушения поясняется следующее. Эти виды наказаний могут применяться судами только при принятии решения о привлечении лица к ответственности и только в том случае, если это наказание предусмотрено соответствующей нормой КоАП РФ. Поэтому если лицо не привлекается к ответственности (к примеру, по мотиву пропуска давности), суд не может применять эти наказания. Если вещи, изъятые при административном производстве, находились в обороте незаконно (в т.ч. фальсифицированный алкоголь), они возврату не подлежат. При этом суд в решении должен определить дальнейшие действия с такими вещами.
Отмечается, что в рамках рассмотрения данных дел споры, связанные с определением законного владельца вещей и документов, рассматриваться не должны. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При решении вопроса том, было ли надлежаще извещено о составлении протокола лицо, в отношении которого он составлялся (или его представитель), судам рекомендуется учитывать следующее. Направление извещения не по почте, а иным способом (например, по электронной почте), не свидетельствует само по себе о ненадлежащем уведомлении лица. Также указывается, что не могут считаться неизвещенными лица, которые отказались получить материалы или не явились за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Также затронуты некоторые вопросы установления вины юрлиц в совершении правонарушений и обжалования представлений административных органов.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Гражданское право в части регулирования предпринимательской деятельности от 22.12.2008

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное