Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Антикризисное
информационно-правовое обеспечение


Новости, подборка важнейших нормативных актов,
видеоматериалы с участием экспертов "Гаранта".

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 6 декабря 2008 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя
Тарифы и цены
Транспорт и связь
Страховая деятельность
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон направлен на совершенствование налогового администрирования, порядка исчисления и уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций и УСН. Так, предусматривается особый порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов организациям, чья задолженность превышает 10 млрд. рублей: по решению министра финансов РФ может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) на срок до 5 лет (в том числе без обеспечения). Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита дополнен случаем выполнения организацией государственного оборонного заказа. Также уточнен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках и проведения налоговых проверок. Запрещается использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ. Изменения в части уплаты НДС призваны создать более комфортный режим налогообложения НДС. В частности, освобождаются от уплаты НДС реализация лома и отходов черных металлов и ввоз в РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ. Отменяется денежное перечисление НДС при безденежных формах расчетов. Налогоплательщикам разрешено представлять в налоговые органы для подтверждения права на получение возмещения НДС при экспорте товаров вместо таможенных деклараций специальные реестры таможенных деклараций. Налоговые органы по результатам проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение суммы налога, вправе выносить два решения: одно в отношении суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора; второе - в отношении суммы, по которой имеется спор. Размер имущественного налогового вычета по НДФЛ при покупке (строительстве) жилья увеличен с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей. Данное увеличение распространяется на граждан, купивших (построивших) жилье с 1 января 2008 года.
В части уплаты налога на прибыль вводятся следующие основные изменения: ставка налога снижена с 24% до 20% за счет уменьшения суммы налога, зачисляемой в федеральный бюджет (с 6,5% до 2,5%); увеличен размер амортизационной премии с 10 до 30% для определенных групп оборудования; авансовые платежи за IV квартал 2008 года уплачиваются исходя из фактически полученной прибыли.
Закон наделяет региональные власти правом снижать ставку налога для предприятий, применяющих УСН, с 15 до 5% от разницы между доходами и расходами компаний. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 863 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696"
Установлены новые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту. Так, ответственность за качество выполнения задания по аудиту несет руководитель аудиторской проверки. Участники аудиторской группы обязаны соблюдать этические требования, применяемые к аудиторским проверкам. При принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию должна оцениваться честность основных собственников потенциального аудируемого лица, его руководства и представителей собственника.
Пересмотрены требования к оценке аудиторских рисков. Для планирования аудита и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля. Регламентированы процедуры оценки рисков. Вместо изучения в рамках аудита хозяйственных операций с аффилированными лицами аудируемого лица вводится требование о выявлении в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о связанных сторонах и операциях с ними. Наличие связанных сторон и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Под связанными сторонами понимаются лица, признаваемые такими в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.
Уточнены требования по сообщению информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2008 г. N 116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)"
Положение устанавливает порядок бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов организаций, выступающих подрядчиками или субподрядчиками в договорах строительного подряда. Также Положение распространяется на договоры оказания услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по их ликвидации (разборке).
Причем Положение применяется, если длительность выполнения договора превышает один отчетный год, либо начало и окончание договора приходятся на разные отчетные годы. Учет ведется отдельно по каждому договору. При строительстве по единому проекту комплекса объектов, имеющих свою техническую документацию, и по каждому из которых можно достоверно определить доходы и расходы, учет ведется отдельно по объектам. С другой стороны, два и более договоров должны рассматриваться как один договор, если они фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам, и исполняются одновременно или непрерывно друг за другом. Строительство дополнительных объектов рассматривается как отдельный договор, если этот объект существенно отличается от других по своим характеристикам, либо если цена строительства определена дополнительной сметой.
Определено, какая информация должна раскрываться в бухгалтерской отчетности по договорам, исполнявшимся в отчетном периоде, и по каждому договору, не завершенному на отчетную дату.
Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2009 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. Регистрационный N 12717.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 1 октября 2008 г. N 173 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении древесины и продукции её переработки"
Установлены нормы естественной убыли дров (при хранении и складских операциях), сосновой живицы (при внутризаводской транспортировке и хранении на складах лесозаготовительных и канифольно-терпентиновых предприятий), а также лесохимической продукции (при хранении более месяца). Нормы естественной убыли сосновой живицы и лесохимической продукции дифференцированы с учетом сезонных факторов (осенне-зимний или весенне-летний период), а также условий хранения.
Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли при исчислении налога на прибыль организаций приравниваются к материальным расходам. Для целей налогообложения организации могут уменьшить величину прибыли на величину указанных потерь. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. Регистрационный N 12723.

Приказ Федеральной налоговой службы от 21 октября 2008 г. N ММ-3-3/478@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13 "Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации"
Возврат ранее удержанного налога на прибыль по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ предусмотрен особый режим налогообложения, осуществляется при условии предоставления заявления на возврат удержанного налога и других документов.
В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков исключены отдельные формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в РФ.
Так, исключены формы направляемых в МНС России (Управление международных налоговых отношений) заявления на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в РФ (кроме дивидендов и процентов), и заявления на возврат сумм налогов, удержанных с дивидендов и процентов от источников в РФ (формы 1011DT(2002) и 1012DT(2002)).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. Регистрационный N 12722.

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 ноября2008 г. N ШС-6-3/868@ "О порядке применения пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации"
Разъяснен порядок применения НДС в случаях, когда заемщик оплачивает приобретенный займодавцем товар или отгружает товар в счет погашения долга.
При денежных расчетах для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету, необходимо: использовать товары в операциях, облагаемых НДС; наличие счета-фактуры на товары; первичных документов, подтверждающих принятие ее к учету. При этом неважно, какие средства использовались при расчетах с покупателем (собственные или заемные). При безденежных расчетах по товарам, купленным с 1 января 2007 года, НДС уплачивается по платежному поручению на перечисление денежных средств.
Если заемщик погашает долг, оплачивая товар за займодавца, и в платежном поручении есть ссылка на договор купли-продажи между займодавцем и поставщиком, отдельного платежного поручения на уплату займодавцем-покупателем НДС не требуется, поскольку расчеты осуществляются в денежной форме. Данные расчеты применяются и по товарам, купленным с 1 января 2008 года.
Платежное поручение также не требуется, если заемщик отгружает займодавцу товар в счет погашения долга. В этом случае заемные средства являются предоплатой за предстоящую поставку. Налоговая база определяется исходя из суммы, полученной заемщиком с учетом НДС.

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2008 г. N ШС-6-3/862@ "О порядке применения вычетов по НДС по объектам недвижимости (основным средствам)"
С 1 января 2006 года при строительстве объектов недвижимости (основных средств) применяется специальный порядок восстановления (в течение 10 лет по введенным в эксплуатацию объектам) и вычета сумм НДС (ускоренные вычеты сумм налога до ввода объектов в эксплуатацию). При покупке недвижимости вычеты производятся после принятия на учет данных объектов.
К вычету в полном объеме принимаются следующие суммы НДС: предъявленные налогоплательщику подрядчиком (заказчиком-застройщиком) по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ; исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления; предъявленные при приобретении недвижимого имущества и объектов незавершенного капитального строительства. Указанные суммы налога принимаются к вычету независимо от того, что строящиеся (приобретенные) объекты будут использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях. После ввода таких объектов в эксплуатацию принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет.
Порядок распределения сумм НДС по приобретенному основному средству, не являющемуся объектом недвижимости и предназначенному для использования в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, разъяснен в письме ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@.

Письмо Минфина РФ от 27 ноября 2008 г. N 03-00-08/40
Согласно внесенным изменениям в законодательство о налогах и сборах РФ налогоплательщики, исчислявшие авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов с уплатой ежемесячных авансовых платежей в течение отчетных периодов, вправе изменить порядок исчисления авансовых платежей, подлежащих уплате в 4 квартале 2008 года. Для этого налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации за десять и одиннадцать месяцев 2008 года, рассчитав в них авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Указанные авансовые платежи уплачиваются не позднее 28 ноября и 29 декабря 2008 года соответственно.
Суммы авансовых платежей определяются с учетом ранее начисленных авансовых платежей. То есть, сумму ежемесячного авансового платежа по сроку уплаты не позднее 28 октября 2008 года следовало учесть при определении суммы авансового платежа, подлежащего к доплате или уменьшению по сроку не позднее 28 ноября 2008 года. В налоговой декларации за десять месяцев 2008 года сумма начисленного ежемесячного авансового платежа по сроку уплаты не позднее 28 октября 2008 года учитывалась при формировании показателей строк 210-230 Листа 02.
Срок уплаты налога на прибыль, исчисленного за налоговый период, остается прежним независимо от применяемого порядка исчисления авансовых платежей (не позднее 30 марта 2009 года).


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 28 ноября 2008 г. N 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
С 1 декабря 2008 года в очередной раз повышается ставка рефинансирования Банка России - с 12 % до 13 % годовых. В последний раз она повышалась 12 ноября 2008 г. Указание вступает в силу со дня его подписания.

Информация ЦБР от 28 ноября 2008 г.
В шестой раз за текущий год увеличивается ставка рефинансирования Банка России. С 1 декабря 2008 г. ее размер составит 13%.
В связи с этим повышаются процентные ставки по операциям, проводимым ЦБР: по кредитам овернайт - до 13%; по ломбардным кредитам (кроме предоставляемых на срок 30 календарных дней, у которых процентная ставка составит 10,25%) и операциям прямого РЕПО - до 10%; по кредитам, обеспеченным активами, залогом векселей, прав требований по кредитным договорам организаций или поручительствам кредитных организаций, предоставляемым на срок до 90 календарных дней, - до 11% годовых, на срок от 91 до 180 календарных дней - до 12%; по сделкам "валютный своп" сроком на один день (рублевая часть) - до 13%; по депозитным операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" - до 6,75%, "одна неделя", "спот - неделя" - до 7,25%.
На один процентный пункт увеличены минимальные процентные ставки по операциям предоставления ликвидности, проводимым на аукционной основе.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 876 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 1 декабря 2008 года понижаются ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты, вывозимые из РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
Так, ставка вывозной пошлины на сырую нефть установлена в размере 192,1 доллара США за тонну вместо 287,3 доллара США за тонну.
Вывоз из РФ легких и средних дистиллятов, газойлей, пропана, бутанов, этилена, пропилена, бутилена и бутадиена, прочих сжиженных газов, бензола, толуола, ксилолов будет облагаться пошлиной по ставке 141,8 доллара США за тонну (вместо 205,9 доллара США за тонну).
Ставка вывозной пошлины на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих), а также нефтяной кокс, нефтяной битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), снижена со 110,9 до 76,4 доллара США.
Начиная с октября 2008 года, в связи с продолжающимся падением мировых цен на нефть экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты пересматриваются ежемесячно. Устанавливаемые ставки экспортных пошлин возвращают нефтяной рынок на уровень декабря 2006 года.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 декабря 2008 года.

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"
Установлен порядок осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Порядок не применяется в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля по принципу "одного окна". Перевозчик одновременно с документами, необходимыми для таможенного контроля, представляет в таможенный орган документы, необходимые для иных видов контроля. Таможенные органы направляют эти документы представителям соответствующих контрольных органов, которые после завершения контроля информируют таможенные органы о возможности пропуска транспортных средств, грузов, товаров и животных через границу либо о целесообразности проведения их осмотра (досмотра).
Осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием представителей соответствующих контрольных органов.
Определена последовательность проведения видов контроля в различных пунктах пропуска. Так, в автомобильных пунктах пропуска при прибытии в РФ осуществляются следующие виды контроля: санитарно-карантинный (при необходимости и только в отношении лиц); пограничный; транспортный (при необходимости); санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в пунктах пропуска, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных); таможенный контроль и контроль ОСАГО.


Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
Сводом правил является документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе. Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования.
Разработчиками сводов правил являются федеральные органы исполнительной власти (в пределах их полномочий). При этом предложения о разработке сводов правил им могут направлять любые заинтересованные лица. Установлены требования к таким предложениям.
В разрабатываемом проекте свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов и иных документов. Также запрещены ссылки на документы, информация о которых отсутствует в официальных печатных изданиях органов власти и (или) в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Проект свода правил подлежит опубликованию в печатном издании Ростехрегулирования, а также размещается на его официальном сайте, после чего корректируется с учетом поступивших от заинтересованных лиц письменных замечаний. Далее проводится публичное обсуждение проекта.
Окончательная редакция проекта свода правил, уже с учетом результатов публичного обсуждения, передается на экспертизу. Состав и порядок работы экспертной комиссии определяет разработчик проекта.
В случае получения положительного экспертного заключения свод правил подлежит утверждению и регистрации в Ростехрегулировании. Право издания и распространения сводов правил принадлежит разработчику.


Тарифы и цены

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2008 г. N 896 "О внесении изменений в Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов"
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов наделены дополнительными функциями.
Теперь эти органы уполномочены также: контролировать применение платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных ставок, определяющих величину этой платы; участвовать в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) в пределах Единой энергосистемы России по субъектам РФ; в ряде случаев представлять предложения об установлении предельных уровней тарифов на электро- и теплоэнергию; рассматривать дела об административных правонарушениях. Указанные органы не могут передавать органу местного самоуправления полномочия по государственному регулированию тарифов на теплоэнергию, отпускаемую самими производителями, снабжающими потребителей одного муниципального образования.
Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе без согласования с ФСТ России принять решение о превышении предельных уровней тарифов, если это обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, определенном Правительством РФ.


Транспорт и связь

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 859 "О внесении изменений в Правила учета дорожно-транспортных происшествий"
Скорректирован порядок учета дорожно-транспортных происшествий.
Уточнено, что учет погибших и раненых в ДТП ведут медицинские организации (а не медицинские учреждения).
С 1 января 2009 года медицинские организации будут обязаны сообщать в органы внутренних дел сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после ДТП. В настоящее время сообщаются сведения о раненых, скончавшихся в течение 7 суток после ДТП. Вводимая мера призвана способствовать более полному и эффективному расследованию ДТП. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года. В 2009 году органы внутренних дел будут учитывать сведения о раненых, скончавшихся как в течение 7, так и в течение 30 суток после ДТП.

Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации"
Установлены требования к следующим лицам авиационного персонала: частный и коммерческий пилоты (самолет, дирижабль, вертолет); пилот многочленного экипажа (самолет); линейный пилот (самолет, вертолет); пилоты планера, свободного аэростата и сверхлегкого воздушного судна; пилот-инструктор; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); бортпроводник; бортоператор; специалист по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов; сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер). Вышеперечисленные лица обязаны иметь действующие свидетельство с соответствующими квалификационными отметками и медицинское заключение. При этом член экипажа российского воздушного судна, свидетельство которого выдано другим государством - участником ИКАО, также должен иметь разрешение Росавиации.
Например, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитываться не более 10 ч налета на тренажере. Закреплена обязанность членов летных экипажей вести записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.
Приказ вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2008 г. Регистрационный N 12701.


Страховая деятельность

Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. N 115н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 г. N 100н"
Федеральным законом РФ от 29 ноября 2008 года N 287-ФЗ урегулирована деятельность обществ взаимного страхования, которые страхуют автогражданскую ответственность, имущество и предпринимательские риски своих членов. Для обеспечения исполнения обязательств по взаимному страхованию общества формируют страховые резервы и размещают средства страховых резервов.
В соответствие с указанным Федеральным законом приводятся Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, а именно: действие Правил распространено, в том числе, на общества взаимного страхования. Правилами установлены виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также требования к активам и к их структуре.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. Регистрационный N 12719.

Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2008 г. N 114н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 т. N 51н"
Федеральным законом РФ от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ определен статус общества взаимного страхования, как некоммерческой организации, созданной для страхования имущества, гражданской ответственности, предпринимательских рисков. Для исполнения обязательств по взаимному страхованию обществом формируются страховые резервы. Устанавливаются особенности формирования страховых резервов обществами взаимного страхования.
В обязательном порядке обществом взаимного страхования формируются резерв незаработанной премии, резерв заявленных, но неурегулированных убытков, а также резерв произошедших, но не заявленных убытков. По решению собранию членов обществ может формироваться стабилизационный резерв для соответствующей учетной группы. Страховые резервы рассчитываются с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования.
Базовой страховой премией по договору страхования считается начисленная страховая брутто-премия. Для расчета величины незаработанной премии используются методы "pro rata temporis", "одной двадцать четвертой", "одной восьмой". Перечисленные методы применяются обществами взаимного страхования в зависимости от осуществляемых ими видов страхования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2008 г. Регистрационный N 12718.


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 886 "Об определении районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства"
В районах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ прибрежное рыболовство допустимо только в определенных Правительством районах. Разрешено прибрежное рыболовство на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Черного и Балтийского морей.
Для определения возможности использования иных районов континентального шельфа и исключительной экономической зоны для этих целей Росрыболовству необходимо в течение месяца подготовить предложения.


Основы государственно-правового устройства

Уведомление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2008 г. N СФ-236 "О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"
В соответствии с требованиями ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" Председатель Совета Федерации обязан не позднее пяти дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ опубликовать его для всеобщего сведения.
Так, уведомляется о принятии Государственной Думой 21 ноября 2008 года и одобрении Советом Федерации 26 ноября 2008 года проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", которым предлагается увеличить срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно.
Этот Закон считается принятым 26 ноября 2008 года - в день, когда за его одобрение проголосовали члены Совета Федерации. В соответствии с требованиями Конституции РФ он вступит в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Уведомление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ 26 ноября 2008 г. N СФ-238 "О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации"
Сообщается о том, что 21 ноября 2008 года Государственной Думой РФ, а 26 ноября 2008 года Советом Федерации РФ одобрен Закон РФ о поправке к Конституции РФ, возлагающий на Правительство РФ обязанность ежегодно отчитываться перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой. Указанный Закон вступит в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Опубликование для всеобщего сведения уведомления, включающего текст закона с указанием дат его одобрения Госдумой и Советом Федерации, предусмотрено процедурой принятия поправок к Конституции РФ.

Приказ Государственной фельдъегерской службы РФ от 15 октября 2008 г. N 306 "Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Установлен новый порядок опубликования и вступления в силу актов Государственной фельдъегерской службы РФ, признанных Министерством юстиции РФ не нуждающимися в государственной регистрации.
Такие акты подлежат опубликованию на официальном Интернет-сайте ГФС России (www.gfs.ru) в течение 5 рабочих дней с момента их поступления из Минюста России. Ранее они публиковались еще и в газете "Щит и меч" государственного учреждения "Объединенная редакция Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Указанные акты вступают в силу со дня их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок и/или порядок вступления в силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2008 г. Регистрационный N 12716.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 ноября 2008 г. N НЛ-1247фс "О порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
По общему правилу, нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, после государственной регистрации в Минюсте России подлежат официальному опубликованию (например, в "Российской газете"). Если акт не нуждается в государственной регистрации, порядок его официального опубликования и вступления в силу определяется государственным органом, его издавшим.
Так, акты Ространснадзора, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию на официальном Интернет-сайте Службы (www.rostransnadzor.gov.ru).
Указанные акты вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок и/или порядок вступления в силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2008 г. Регистрационный N 12735.


Бюджетная система

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Принят бюджет ФСС России на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
Прогнозируемый объем доходов ФСС России на 2009 год составит 445,1 млрд. рублей, на 2010 год - 520,6 млрд. рублей, на 2011 год - 591,4 млрд. рублей. На 2009 год ФСС России запланированы расходы в сумме 447,2 млрд. рублей, что превышает планируемые доходы. В дальнейшем бюджет ФСС России обещает быть профицитным: планируемые расходы бюджета в 2010 году составят 506,3 млрд рублей, а в 2011 году - 572,3 млрд. рублей.
В основном, ФСС России направит свои средства на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; выплату пособий на погребение; выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет указанным гражданам; выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; оплату санаторно-курортного лечения.
В 2009 году максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам составят 18 720 рублей и 25 390 рублей соответственно. С 1 000 до 4 000 рублей увеличивается размер социального пособия на погребение. В дальнейшем размеры пособий будут индексироваться с учетом инфляции.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Федеральный закон регулирует бюджетные отношения ФФОМС РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. и утверждает доходы и расходы Фонда в сбалансированных суммах соответственно 119,31 млрд. руб., 137,96 млрд. руб. и 157,92 млрд. руб.
Формирование доходов бюджета Фонда планируется от поступления: ЕСН; налогов, отнесенным к специальным налоговым режимам; недоимок, штрафов и пени по страховым взносам, а также субсидий из федерального бюджета. При этом основную часть доходов составят собственные доходы (около 94 %). В 2009-2010 гг. объемы межбюджетных трансфертов составят соответственно 8,65 млрд. рублей, 8,91 млрд. рублей и 9,24 млрд. рублей. Данные суммы будут направлены, в том числе на ОМС неработающего населения, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Приоритетными направлениями расходования средств Фонда являются выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, оплата медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, а также дополнительное диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.
Объемы финансирования целевых мероприятий ФФОМС (переподготовка и повышение квалификация кадров, международная деятельность, выполнение других обязательств государства) рассчитаны путем увеличения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Фонда на 2008 г. с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Урегулирован порядок использования остатков средств, образовавшихся в бюджете ФФОМС на 1 января 2009 года.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Утверждены основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009-2011 годы.
Так, прогнозируемый общий объем доходов Фонда на 2009 год составляет 3 217,5 млрд. руб., расходов - 2 911,1 млрд. руб. Прогнозируемый профицит бюджета на 2009 год утвержден в сумме 306,39 млрд. руб., из них дефицит бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составит 11,95 млрд. руб.
В плановом периоде 2010-2011 годов доля средств федерального бюджета в общих доходах Фонда будет расти, а значит продолжится увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, что свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
На пенсионное обеспечение граждан в 2009 году планируется направить 85,9 процентов всех расходов Фонда. В целях доведения в 2009 году уровня социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера предусмотрено повышение страховой и базовой частей трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных денежных выплат. Так, средний размер трудовой пенсии должен составить на конец 2009 года 5 859 руб., 2010 года - 6 574 руб., 2011 года - 7 449 руб. В конце 2009 года социальная пенсия предположительно составит 4 176,2 руб. при величине прожиточного минимума 4 135 руб.
Также из бюджета ПФР будут компенсироваться расходы на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно. Предусмотрены средства на ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.
Установлены особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности ПФР и в сфере социальной политики. В частности, планируется включать в расходы, связанные с введением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, затраты на обработку их заявлений о выборе инвестиционного портфеля, о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. На финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии будут направляться суммы средств, на которые страхователями по состоянию на 01.01.2009 г. не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета.


Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон направлен на стимулирование жилищного строительства и поддержку рынка жилья в условиях ситуации, сложившейся на финансовых рынках. До 31 декабря 2009 года Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства выделит субъектам РФ 50 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного жилья. Эти средства пойдут на приобретение квартир в недостроенных домах (готовых не менее, чем на 70 %).
Указанные средства планируется предоставлять, в частности, при условии наличия региональных адресных программ по переселению граждан, а также в том случае, если из бюджета соответствующего субъекта РФ выделяются средства на долевое софинансирование переселения граждан. Жилые помещения должны приобретаться в рамках госзаказа путем проведения запросов котировок. Для контроля за такими средствами будет применяться порядок, аналогичный порядку контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Минобороны России сможет предоставлять отдельным категориям военнослужащим жилые помещения в собственность или по договору социального найма. Граждане, уволенные с военной службы и до 1 января 2005 г. вставшие на очередь в качестве нуждающихся в жилье, получат жилищные сертификаты.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, от обложения НДФЛ освобождается жилье, полученное военнослужащими от государства. В целях налогообложения прибыли не будут учитываться доходы и расходы, связанные с размещением Фондом временно свободных средств.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования. Изменения в НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования ФЗ.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 877 "О переносе выходных дней в 2009 году"
В связи с предстоящими новогодними праздниками, а также для рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней в 2009 году рабочая пятница 9 января переносится на воскресенье 11 января.
Таким образом, новогодние каникулы россиян продлятся 10 дней.

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"
Работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, теперь могут работать не более 36 часов в неделю. Также им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней.
Оклад работников повышается как минимум на 4% оклада, выплачиваемого при нормальных условиях труда.
Перечисленные компенсации предоставляются по результатам аттестации рабочих мест.

Приказ МВД РФ от 20 октября 2008 г. N 885 "О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел"
Отдельным сотрудникам органов внутренних дел в целях их материального стимулирования осуществляются ежемесячные стимулирующие дополнительные выплаты, а для руководителей органов (подразделений) внутренних дел - дополнительная единовременная выплата за высокие показатели в оперативно-служебной деятельности по итогам календарного года.
Устанавливаются размеры выплат в процентах от фиксированной суммы на 2009 год. Фиксированная сумма составляет 40 тыс. рублей. Определен порядок осуществления выплат. 100-процентную фиксированную сумму единовременно получат: заместитель (первый заместитель) начальника управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных и режимных объектах; ежемесячно - начальники главного управления МВД России по федеральному округу, главного управления, управлений внутренних дел по субъекту РФ, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; министр внутренних дел по субъекту РФ. Меньше всех (20% от фиксированной суммы) ежемесячно будут получать: заместители начальников подразделений по муниципальным образованиям; отдела внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах со штатной численностью менее 150 единиц; заместитель начальника линейного управления (отдела) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте со штатной численностью менее 50 единиц.
Начальники органов внутренних дел могут ежегодно устанавливать для своих сотрудников дополнительные выплаты в размерах не более 100% от установленного по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (подразделения) внутренних дел. Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2008 г. Регистрационный N 12700.


Семейное право

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 октября 2008 г. N 599н "Об утверждении форм заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала"
С 1 января 2007 года лица, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, имеют право на получение материнского (семейного) капитала. Указанные средства могут быть потрачены на улучшение жилищных условий, образование ребенка или направлены на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Принятое заявление может быть аннулировано подавшим его лицом путем подачи заявления в тот же территориальный орган ПФР. Эти заявления могут быть поданы как лично, так и через представителя.
Утверждены формы таких заявлений.
При приеме любого из названных заявлений территориальный орган ПФР выдает расписку-уведомление о приеме (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения заявления). В формах предусмотрены специальные графы для отметок о регистрации заявлений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2008 г. Регистрационный N 12696.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги от 04.12.2008

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное