Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


IV Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


Участвуйте и получайте призы!
Конкурс стартовал 12 декабря 2008 года

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 13 декабря 2008 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Транспорт и связь
Информация, информатизация и СМИ
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 4 декабря 2008 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Устанавливается особый порядок исчисления налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных у граждан (не являющихся налогоплательщиками этого налога) для их последующей перепродажи.
Предусмотрено, что налоговая база в таких случаях определяется как разница между ценой реализации автомобиля с учетом налога и ценой его приобретения для перепродажи. До этого при реализации автомобилей налоговая база определялась как рыночная стоимость этих автомобилей без учета НДС. Граждане, продающие ранее приобретенные ими для личного пользования автомобили, не являются плательщиками НДС. Соответственно налогоплательщик, реализующий приобретенные у этих граждан автомобили, лишается права на получение вычета по НДС. Это, в свою очередь, ставит в неравные условия налогоплательщиков, реализующих автомобили, приобретенные с НДС, и налогоплательщиков, реализующих автомобили, приобретенные у граждан без НДС.
Внесение данного дополнения позволит исключить повторное взимание НДС при реализации автомобилей, приобретенных без НДС у граждан (и, соответственно, без права на соответствующий налоговый вычет), а также расширит рынок легальных продаж таких автомобилей.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 231-Ф3 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"
Ратифицированная Конвенция направлена на освобождение российских и алжирских организаций и физических лиц от налогообложения одних и тех же доходов и имущества как в своем государстве, так и в государстве-партнере.
Конвенция регулирует вопросы налогообложения следующих доходов: доходов от предпринимательской деятельности и использования имущества; доходов от авторских прав и лицензий; доходов физических лиц, дивидендов, выплачиваемых компанией - резидентом одного государства резиденту другого государства; процентов, возникающих в одном государстве и выплачиваемых резиденту другого государства.
Так, доходы от недвижимого имущества будут облагаться налогом в том государстве, где имущество фактически расположено. Прибыль от предпринимательской деятельности подлежит налогообложению только в государстве, резидентом которого является предприятие, получившее прибыль (данное положение не касается постоянных представительств). Предусмотренный Конвенцией режим налогообложения доходов физических лиц аналогичен принятому в международной практике: физическое лицо уплачивает налоги со своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года.
Конвенция также гарантирует недопущение налоговой дискриминации и оказание содействия во взыскании причитающихся другой стороне налоговых обязательств.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
С двух до одного месяца уменьшен период мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках. Мониторинг должен проводиться в период с 15-го числа каждого месяца по 14-е число следующего месяца, начиная с 15 октября 2008 г.
Исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках за последний период мониторинга устанавливаются ставки вывозных пошлин на нефть. Также с двух до одного месяца сокращен срок действия ставок вывозных пошлин на сырую нефть и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти. Кроме того, решения Правительства РФ об изменении ставок вывозных пошлин на указанные товары должны быть официально опубликованы не позднее чем за 1 день до дня вступления в силу этих решений (ранее - не позднее чем за 10 дней).
Изменения позволят более оперативно реагировать на изменение мировых цен на нефть.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 233-ФЗ "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"
Ранее платина и металлы платиновой группы могли экспортироваться только через ФГУПы. Фактически это ограничение привело к тому, что производители могли экспортировать платину только по договору комиссии со ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".
Теперь этот запрет отменен.
Таким образом, российским участникам ВЭД обеспечиваются равные конкурентные условия на мировом рынке драгоценных металлов. Кроме того, для Банка России стало возможным эффективнее управлять активами в драгоценных металлах и проводить операции, связанные с переходом права собственности на эти активы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. N 903 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств"
Временно (на 9 месяцев) повышаются ввозные пошлины на подержанные легковые и грузовые автомобили. Возраст иномарок, автобусов, самосвалов, тракторов, которые попадают в эту категорию, снижен с 7 до 5 лет. Предполагается, что данная мера уменьшит губительные для отечественного автопрома последствия мирового финансового кризиса. Импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости. Пропорционально увеличена специфическая ставка, исчисляемая в евро (за 1 куб. см объема двигателя).
Размеры ставок на легковые автомобили старше 5 лет в зависимости от объема двигателя установлены в среднем от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см.
Так, за ввоз малолитражек (с объемом двигателя не более 1 тыс. куб. см) нужно будет заплатить 2,5 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет действовала ставка 1,4 евро за 1 куб. см объема двигателя).
Установлена ставка импортной пошлины на легковые автомобили с объемом двигателя от 1,5 тыс. куб. см. но не более 1,8 тыс. куб. см. - 2,9 евро за 1 куб. см. (вместо 1,6 евро). Легковые автомобили с объемом двигателя более 1,8 тыс. куб. см, но не более 2,3 тыс. куб. см теперь облагаются импортной пошлиной в размере 4 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более 7 лет была ставка 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя).
Ввоз легковых автомобилей с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см облагается импортной пошлиной по ставке 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, действовала ставка 3,2 евро за 1 куб. см объема двигателя). Помимо этого, повышаются импортные пошлины на самосвалы, тракторы, автобусы.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Лицензирование отдельных видов деятельности

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 "О лицензировании деятельности в области производства оружия и патронов"
Утверждены новые Положения, определяющие порядок лицензирования таких видов деятельности, как: производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и их составных частей.
Лицензирование осуществляют Минпромторг России, а также Рособоронзаказ (только в области производства боевого ручного стрелкового оружия, патронов к этому оружию и их составных частей). Прежний лицензирующий орган - Роспром (упразднен).
Уточнены лицензионные требования и условия. Теперь обязательно наличие военного представительства Минобороны России, соблюдение требований технических регламентов и нормативно-технической документации. Лицензию на производство патронов и их составных частей можно получить только при наличии собственной аварийно-спасательной службы, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников (это необходимо, если с профессиональными аварийно-спасательными службами не заключены договоры на обслуживание).
Впервые определено, что считается грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Существенно расширен перечень материалов, представляемых в лицензирующий орган. Например, необходимы сведения о наличии системы контроля качества выпускаемой продукции, сведения об установлении или отсутствии контроля со стороны иностранных инвесторов (за исключением производства холодного оружия, патронов к гражданскому и служебному оружию).

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 889 "О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники"
Деятельность в области вооружения и военной техники подлежит лицензированию. К указанной деятельности относится разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения и военной техники. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. В связи с этим возникла необходимость в урегулировании порядка лицензирования каждого из них. Следует отметить, что ранее был урегулирован общий порядок лицензирования. Деятельность лицензирует Рособоронзаказ (ранее - Роспром).
Основными лицензионными требованиями и условиями осуществления разработки вооружения и военной техники являются: наличие у лицензиата в собственности производственных помещений, оборудования, средств измерения, структурных подразделений, контролирующих качество выполнения работ, квалифицированных работников, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну; соблюдение лицензиатом требований технических регламентов. Лицензионные требования отличаются от предусмотренных ранее действующим Положением, согласно которому, например, было необходимо наличие представительства Минобороны России.
Для получения лицензии, как и ранее, нужно подать заявление. Изменился перечень документов, необходимых для получения лицензии. Среди новых - перечень вооружения и военной техники, в отношении которых будет осуществляться лицензируемая деятельность; копии документов, подтверждающих право собственности на помещения, оборудование; сведения о наличии у соискателя лицензии системы контроля качества выполнения работ; сведения об установлении контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над соискателем лицензии.
За рассмотрение заявления уплачивается госпошлина. Лицензия выдается на 5 лет; срок ее действия может быть продлен. При утрате лицензии выдается дубликат.
Информация, относящаяся к разработке, производству, ремонту и утилизации вооружения и военной техники, размещается на официальном сайте лицензирующего органа. Доступ к информации является бесплатным.

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 891 "О лицензировании деятельности в области боеприпасов"
Пересмотрен порядок лицензирования разработки, производства и утилизации боеприпасов и их составных частей. Функции по лицензированию указанных видов деятельности переданы от упраздненного Роспрома Рособоронзаказу.
Уточнены лицензионные требования и условия. Так, соискатель лицензии на разработку и производство либо утилизацию боеприпасов должен иметь: производственные мощности и средства измерения, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности; специальные структурные подразделения, обеспечивающие контроль качества выпускаемой продукции; лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (ранее было достаточно сертификата безопасности для взрывоопасных производств). Кроме того, от всех соискателей требуется своевременно проводить проверки испытательного и технологического оборудования, контрольно-измерительных средств. Определен перечень грубых нарушений лицензионных требований, которые могут повлечь аннулирование лицензии.
Расширен перечень документов, представляемых для получения лицензии. В частности, должны быть представлены сведения о наличии системы контроля качества выполняемых работ, установлении (отсутствии) контроля иностранных инвесторов над соискателем лицензии. Также требуется копия приказа об организации собственной профессиональной аварийно-спасательной службы либо заверенные копии договоров с такими службами на обслуживание.
Срок действия лицензий не изменился - 5 лет.
Определен порядок выдачи дубликатов и копий лицензий.


Транспорт и связь

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р
Утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.
К основным проблемам транспортной отрасли относятся: износ объектов инфраструктуры; диспропорции в развитии транспорта (например, рост автомобилизации и отставание в развитии водного транспорта, различие в транспортной обеспеченности между Европейской частью России и районами Сибири и Дальнего Востока); недостаточная доступность транспортных услуг для населения; низкий уровень безопасности перевозок; негативное влияние транспорта на экологию.
В связи с этим политика государства должна быть направлена на: формирование единого транспортного пространства; модернизацию транспортной системы и внедрение инноваций; обеспечение доступности, качества и конкурентоспособности транспортных услуг; повышение безопасности на транспорте; снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Транспортная стратегия включает два этапа. На первом этапе (до 2015 г.) планируется реализовать федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)", включающую 6 подпрограмм ("Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Гражданская авиация", "Развитие экспорта транспортных услуг"). На втором этапе (2015-2030 гг.) будут реализованы федеральные целевые программы, рассчитанные на 5 лет. Предполагается: ликвидировать разрывы и "узкие места" в транспортной сети; повысить подвижность населения; снизить аварийность; увеличить экспорт транспортных услуг в 7,8 раза; уменьшить энергоемкость транспорта на 30 %; создать систему логистических центров; увеличить долю скоростных и высокоскоростных перевозок и принять иные меры.


Информация, информатизация и СМИ

Указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Новый орган передан в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Соответствующие изменения внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указ вступает в силу со дня его подписания.


Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Согласно действующему законодательству депутаты региональных законодательных собраний, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, входят в депутатские объединения (во фракции). В депутатские объединения (во фракции) могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Депутат, входящий в депутатское объединение (во фракцию) не вправе выйти из депутатского объединения (фракции), в котором (которой) он состоит. При этом, указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Несоблюдение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
Вносимыми изменениями устанавливается исключение из этих требований в отношении депутатов заксобраний, которые являлись членами политических партий, позднее прекративших свою деятельность в связи с ликвидацией или реорганизацией.
В частности, закрепляется норма о том, что в случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в заксобрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. С этого момента указанные депутаты вправе войти в состав действующих в заксобрании фракций, либо образовать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
Кроме того, устанавливаются новые ограничения, в соответствии с которыми указанные депутаты: входящие во фракцию, могут быть членами только той политической партии, во фракцию которой они входят; вступившие в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном собрании, входят в данную фракцию и не вправе выйти из нее. Несоблюдение этих требований является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. При этом нововведения не применяются в отношении депутатов заксобраний, избранных до 15 июля 2006 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Уточняется классификация автомобильных дорог в части определения автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района. К таким дорогам будут относиться дороги, расположенные в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень указанных автомобильных дорог будет утверждать орган местного самоуправления муниципального района.
Такие дороги будут относиться к собственности муниципального района. Соответствующие изменения вносятся в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". До сих пор вопрос о собственности на указанные виды дорог, в том числе дороги к сенокосам, кладбищам, музеям, производственным объектам, местам массового отдыха и т.п., оставался вне правового регулирования.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 899 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Внесены изменения в порядок постановки иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы, иностранные граждане) на учет по месту пребывания. Так, по прибытии иностранца в гостиницу администрация гостиницы будет обязана в течение одних суток уведомить об этом территориальный орган ФМС России. В этом случае бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания заполняется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у администрации гостиницы в течение года.
Ранее иностранное лицо могло подать уведомление в территориальный орган ФМС России или организацию федеральной почтовой связи. Теперь такое уведомление можно подать администрации гостиницы с документом, удостоверяющим личность. Администрация гостиницы должна проверить точность изложенных в уведомлении сведений и наличие документов, после чего незамедлительно проставить отметку о приеме уведомления. Отрывная часть бланка уведомления возвращается гражданину. Форму такой отметки и порядок ее проставления установит Минспорттуризм России по согласованию с ФМС России. Ранее эти отметки ставились только территориальным органом ФМС России или почтовой организацией.
В настоящее время о прибытии отдельных категорий иностранных граждан принимающая сторона должна сообщить в орган миграционного учета в течение одних суток, то есть в более сжатые сроки, чем по общему правилу. В частности, речь идет об иностранцах, находящихся в гостиницах, домах отдыха, санаториях и т.п.; специальных учреждениях для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; учреждениях, исполняющих наказание. Уточняется, что при прибытии такого иностранца в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней) принимающая сторона должна уведомить об этом территориальный орган ФМС России в течение одних суток, следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).


Бюджетная система

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 241-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год"
Утвержден отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год по доходам в сумме 157 817 143,1 тыс. рублей и по расходам в сумме 158 176 868,7 тыс. рублей. Таким образом, бюджет Фонда исполнен на 102 % по доходам и на 91,7 % по расходам. Дефицит бюджета Фонда составил 0,36 млрд. рублей. Основным источником доходов Фонда (54,4 %) стали безвозмездные поступления из федерального бюджета на целевое финансирование. Остальную часть доходов (45,5 %) составили налоговые доходы и суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд.
Средства Фонда направлялись на выполнение территориальных программ ОМС; на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарствами; на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей); на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров; на выплаты участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам. Также из Фонда были перечислены межбюджетные трансферты в бюджет Фонда социального страхования РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медпомощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Основные проблемы при исполнении бюджета Фонда возникали в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Причинами сложившейся ситуации явились неточные расчеты при подготовке финансово-экономического обоснования расходов на ДЛО, а также завершение оплаты фактически отпущенных лекарств в 2006 году. Кроме того, в меньшем объеме, чем планировалось, из Фонда поступили средства на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот, дополнительной диспансеризации работающих граждан, оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 239-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год"
Утвержден отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2007 год.
Доходы бюджета Фонда в 2007 году составили 295,4 млрд. рублей (против запланированных 283,9 млрд. рублей), расходы - 303,1 млрд. рублей (запланировано - 306,2 млрд. рублей). Дефицит бюджета Фонда - 7,7 млрд. рублей (на его покрытие направлены остатки средств на обязательное социальное страхование).
Перевыполнение плана по поступлению доходов обусловлено ростом фонда оплаты труда в 2007 году и увеличением численности застрахованных лиц. Основными расходными статьями бюджета Фонда в 2007 году являлись: выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству; санаторно-курортное лечение работников; оздоровление детей; реабилитация пострадавших от несчастных случаев на производстве. С 2007 года Фонд осуществлял материальную поддержку неработающих женщин, имеющих детей.
В то же время следует отметить неполное освоение средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортное лечение граждан. Путевками в санаторно-курортные учреждения обеспечено только 48,4% граждан от общего количества подавших заявки, а техническими средствами реабилитации - 86% инвалидов.
Фондом в 2007 году практически не проводились мероприятия по снижению профессионального риска застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 232-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год"
Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2007 г.
Доходы Фонда составили 1 946 817 349,3 тыс. руб. (на 1,7 % больше запланированных), а расходы - 1 786 457 030 тыс. руб. (на 0,2 % больше запланированных). Соответственно, профицит бюджета равен 160 360 319,3 тыс. руб.
Рост доходов связан с перевыполнением бюджетных назначений в части: страховых взносов; налогов и совокупного дохода; задолженности и перерасчетов по отмененным обязательным платежам; доходов от использования имущества; доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Кроме того, фонд заработной платы в России увеличивался более высокими темпами, чем планировалось.
Превышение фактических расходов над плановыми показателями связано, в частности, с неоднократным увеличением базовой части трудовой пенсии, а также с увеличением страховой части пенсии. В итоге средний размер трудовой пенсии увеличился на 818,5 руб. (28,3 %), что превысило уровень инфляции в 2007 г. (11,9%).
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией в 2007 г. составили 6 %, что почти вдвое ниже уровня инфляции. В полном объеме не были выполнены финансовые обязательства по оплате стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года, а также по выплате пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год"
Доходы федерального бюджета в 2007 году составили около 7 781 млн. рублей (против запланированных 7 444 млн. рублей), расходы - 5 987 млн. рублей (запланировано 6 531 млн. рублей), профицит бюджета - 1 795 млн. рублей (запланирован в размере 912,5 млн. рублей).
Основная часть доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями по налогу на прибыль, НДС, НДПИ и таможенным пошлинам. На увеличение объема доходов в значительной мере повлияли такие факторы как рост цен на нефть, увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ. Кроме того, в 2007 году в федеральный бюджет поступили средства от ОАО "НК "ЮКОС" в счет погашения задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 577,9 млрд. рублей. Наибольшую долю в расходах федерального бюджета в 2007 году составляли межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, безопасность и национальную экономику. Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию четырех национальных проектов в 2007 году составила 235 млрд. рублей, что в 1,5 раза превысило уровень 2006 года. Были выделены средства на улучшение демографической ситуации в стране (в частности, увеличены размер пособия по уходу за ребенком, стоимость родового сертификата, введена компенсация родительской платы за детский сад). В 2007 году началась подготовка к проведению XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Уровень инфляции в 2007 году составил 11,9%, что на 3,9% выше, чем прогнозировалось.
Объем Стабилизационного фонда за 2007 год увеличился на 1 502,2 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2008 года составил 3 849,1 млрд. рублей.
Объем государственного долга РФ на 1 января 2008 года составил 2 402,8 млрд. рублей (по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2007 года - на 32,5 млрд. рублей меньше).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ФЗ усовершенствовано правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов путем введения новых и корректировки прежних правил. Определен режим прибрежного рыболовства. Места доставки улова, добытого в этом режиме, определяются органами власти субъектов РФ.
Регламентировано производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Производство допускается, в том числе, на судах рыбопромыслового флота при промышленном рыболовстве. Продукция из уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства, производится только на территориях прибрежных субъектов РФ.
В целях пресечения браконьерства запрещено реализовывать и перерабатывать водные биоресурсы, добытые в научно-исследовательских и контрольных целях; ввозить в РФ рыболовные сети из синтетических материалов и электроловильных систем. При недоставке улова на таможенную территорию РФ заинтересованные лица лишаются права на добычу водных биоресурсов; работы технических средств контроля судна прекращаются на 48 часов и более.
Квоты добычи водных биоресурсов теперь выделяются лицам, осуществляющим рыболовство на судах рыбопромыслового флота, находящихся в их собственности или используемых по договорам фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера). Данные об объеме добытых водных биоресурсов при закреплении долей квот добычи учитываются за последние 9 лет (ранее - за последние 4 года).
Вместо аукционов по продаже промышленных квот и долей квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства проводятся аукционы по продаже прав на заключение договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и пользования водными биоресурсами.
Договоры о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, предоставлении рыбопромыслового участка и пользования водными биоресурсами теперь можно прекратить досрочно (по инициативе одной из сторон).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Ряд земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, передается в региональную или муниципальную собственность. Ранее все земельные участки в границах курортов федерального значения были отнесены исключительно к федеральной собственности, что не позволяло региональным и местным органам власти реализовывать свои полномочия в полном объеме.
К региональной или муниципальной собственности отнесены следующие земельные участки: занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в региональной (муниципальной) собственности; предоставленные региональным или местным органам власти, казенным и унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами. Названные земельные участки, право федеральной собственности на которые уже зарегистрировано, передаются из федеральной собственности в региональную (муниципальную) собственность.
Предусмотрена возможность передачи в региональную (муниципальную) собственность иных земельных участков, расположенных в границах курортов федерального значения. Регламентирована процедура передачи земельных участков. Не подлежат передаче участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
К федеральной собственности отнесены участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями (строениями, сооружениями), а также предоставленные федеральным органам власти и их территориальным органам, созданным ими казенным и унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, государственным академиям наук (их организациям).

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2008 г. N 897 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения"
В связи с ограничением иностранных инвестиций в разведку и добычу полезных ископаемых пересмотрена процедура рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при открытии месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения.
Право пользования недрами в данном случае возникает на основании решения Правительства РФ. Заявка на предоставление права пользования участком недр, как и ранее, подается в Роснедра. Уточнен перечень прилагаемых к заявке документов. В частности, должны быть представлены сведения о лицах, входящих в одну с пользователем недр группу.
Представленные документы направляются на рассмотрение в ФАС России для проверки соблюдения антимонопольных требований. Проект решения о предоставлении права пользования участком недр согласовывается с Минобороны России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Росрыболовством (если участок недр расположен во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ) и Минэнерго России (если это месторождение углеводородного сырья).
Минобороны России или ФСБ России вправе не согласиться с предоставлением права пользования участком недр организации с участием иностранных инвесторов в связи с возникновением угрозы обороне страны и безопасности государства. В этом случае принимается решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
С 1 января 2009 года родственникам или законным представителям умершего будет выплачиваться пособие на погребение в размере до 4 000 рублей (ранее - до 1 000 рублей). В аналогичном размере специализированной службе по вопросам похоронного дела будет возмещаться стоимость этих услуг.
Увеличение размера пособия (суммы возмещения) обусловлено дороговизной услуг по погребению.
Размер пособия (сумма возмещения) будет индексироваться с учетом уровня инфляции.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 916 "О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации"
Происходящие на рынке труда изменения могут приводить не только к увеличению, но и к уменьшению потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Установлен порядок уменьшения размеров определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ (квот на выдачу приглашений на въезд в РФ и разрешений на работу).
Предложения об уменьшении размеров потребности и квот представляются в Минздравсоцразвития России до 15 июля года, на который утверждены квоты, субъектами РФ и федеральными органами исполнительной власти (если иностранные работники привлекаются для реализации приоритетных национальных и государственных инвестиционных проектов).
Размеры потребности в привлечении иностранных работников и квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ уменьшаются на основании решения Правительства РФ. При этом корректируется распределение потребности в привлечении иностранных работников по профессионально-квалификационным группам. Одновременно увеличен резерв квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ для корректировки квот по регионам - с 30 до 50% от объема утвержденной квоты.
Также усовершенствована процедура уточнения Рострудом сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год"
Увеличен максимальный размер пособия по безработице на 2009 г. - 4900 руб. вместо ранее установленных 3400 руб.
Минимальный размер пособия не изменился и составит в 2009 г. 850 руб.
В настоящее время максимальный и минимальный размеры пособия по безработице равняются 3124 руб. и 781 руб., соответственно.

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 885 "Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
С 1 января 2009 года при установлении трудовых пенсий в страховой стаж супругов работников, направленных в дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные представительства, засчитывается период их проживания за границей.
Утвержден перечень международных организаций, супругам работников которых в страховой стаж засчитывается указанный период. В их числе: Всемирный банк (ВБ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация Объединенных Наций (ООН), Секретариат ООН, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др. Всего 54 организации.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 октября 2008 г. N 593н "О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 514"
Усовершенствован порядок выдачи листков нетрудоспособности.
Так, правом выдачи листков нетрудоспособности наделены медработники врачебно-физкультурных диспансеров.
При направлении лиц, пострадавших на производстве, на санаторно-курортное лечение в период временной нетрудоспособности больничный выдается на весь период лечения и проезда, если лицо пострадало в связи с тяжелым несчастным случаем на производстве (ранее больничный выдавался независимо от тяжести несчастного случая, а также при профессиональном заболевании).
Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи может быть выдан не только члену семьи (опекуну), но и иному родственнику, а также попечителю. Предусмотрена возможность выдачи больничного по уходу за ребенком от 7 до 15 лет на более длительный срок, чем 15 дней. Больничный по уходу за детьми до 15 лет, страдающими злокачественными новообразованиями или тяжелыми заболеваниями крови, выдается не только на период совместного пребывания с ребенком в стационаре, но и на весь период амбулаторного лечения.
Уточнен порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам. В частности, при отсутствии врача акушера-гинеколога листок нетрудоспособности может быть выдан врачом общей практики. Если диагноз многоплодной беременности установлен в родах, то листок нетрудоспособности выдается дополнительно не на 40, а на 54 календарных дня.
Изменения коснулись и порядка заполнения больничного. Так, при оформлении больничного в психиатрических, наркологических и других медицинских организациях по согласованию с пациентом вместо указания специальности врача (психиатр, нарколог, дерматолог, венеролог, фтизиатр и др.) может быть указана специальность врача общего профиля (терапевт, семейный врач, педиатр и др.).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2008 г. Регистрационный N 12774.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Изменения направлены на совершенствование воинского учета граждан РФ.
В частности, согласовываются отдельные нормы, на основании которых воинский учет граждан ведется только по месту жительства, но при этом гражданин обязан сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или по возвращении в РФ. В связи с этим устанавливается, что воинский учет ведется не только по месту жительства, но и по месту пребывания граждан, если они прибыли на это место на срок более 3 месяцев.
Предусмотрено, что военные комиссариаты в течение всего календарного года осуществляют первоначальную постановку на воинский учет также граждан, которые: освободились из мест лишения свободы; проживали за границей и прибыли в РФ для постоянного проживания; своевременно не явились для первоначальной постановки на воинский учет. Кроме того, уточняются обязанности граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по первичному воинскому учету. Так, закрепляется обязанность граждан являться по вызову этих органов и сообщать им определенные сведения.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" (не вступил в силу)
Предусмотрен новый вид казачьего общества - районное (юртовое). Такое казачье общество формируется путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ и входит в состав окружного (отдельского) казачьего общества.
Уточняется, что войсковое казачье общество может осуществлять деятельность и на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения других субъектов РФ (ранее - только на территориях двух и более субъектов РФ).
На атамана войскового казачьего общества возложена организация работы, касающейся взятия на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество.
Определено, что атаман войскового казачьего общества утверждается Президентом РФ по представлению федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.
Государственный реестр казачьих обществ в РФ ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ранее уполномоченный орган определялся Президентом РФ).

Приказ МВД РФ от 27 октября 2008 г. N 914 "Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих внутренних войск МВД России, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья"
Военнослужащим, исполнение обязанностей которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии, выплачиваются компенсации. Основной отпуск таких военнослужащих увеличивается на 15 суток.
Во внутренних войсках МВД России гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим летного состава, а также военнослужащим, занимающим воинские должности в специальном центре выживания (выживания и реабилитации) летного состава, поисково-спасательных и парашютно-десантных службах, парашютных группах и парашютных складах при выполнении прыжков с парашютом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2008 г. Регистрационный N 12770.

Приказ МВД РФ от 27 октября 2008 г. N 911 "О размере выплаты сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2009 году"
Установлен размер выплаты в 2009 году сотрудникам и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в российские организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней) - 9600 рублей на одного ребенка. В 2008 году размер указанной выплаты составлял 8000 рублей.
Выплата полагается сотрудникам ОВД, военнослужащим - контрактникам внутренних войск МВД России, а также пенсионерам МВД России, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - независимо от оснований увольнения.
С 1 января 2009 года утрачивает силу приказ МВД России, в соответствии с которым был установлен размер указанной выплаты в 2008 году. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2008 г. Регистрационный N 12768.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 243-ФЗ "О создании и упразднении некоторых районных судов Свердловской области"
В Свердловской области упразднены Гаринский и Таборинский районные суды, Серовский и Тавдинскиий городские суды с передачей вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию новых вновь создаваемых Серовского и Тавдинского районных судов.
Необходимость упразднения судов обусловлена следующим. В соответствии с УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции. До принятия Федерального закона в Свердловской области действовали двусоставные суды, что делало невозможным реализовывать указанное требование.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 236-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Увеличивается число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Новосибирской области со 122 до 135.
Внесение указанных изменений направлено на приведение ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в соответствие с действующим законодательством: с 1 января 2007 года судебные участки мировых судей должны создаваться из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек, тогда как ранее данный критерий составлял от 15 до 30 тыс. человек. Кроме того, высокая нагрузка на судей препятствует надлежащему выполнению задач судопроизводства и не позволяет в полной мере обеспечить население судебной защитой.
Увеличение количества судебных участков в Новосибирской области и, как следствие, снижение нагрузки на мировых судей будет способствовать своевременному и качественному отправлению правосудия, повышению его доступности.

Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. N 227-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Тульской области"
В Тульской области упразднены Арсеньевский, Дубенский, Воловский, Куркинский, Каменский, Тепло-Огаревский районные суды с одновременной передачей вопросов осуществления правосудия, относящихся к их ведению, в юрисдикцию Одоевского, Богородицкого, Ефремовского и Щекинского районных судов Тульской области.
Необходимость упразднения районных судов обусловлена следующим. В соответствии с УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции. До принятия Федерального закона в Тульской области действовали двусоставные суды, что делало невозможным реализовывать указанное требование.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.


Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Расширен перечень оснований для отвода арбитражных заседателей.
Теперь арбитражный заседатель подлежит отводу и в том случае, если он: лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности; находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя; делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
До изменений перечисленные обстоятельства служили основанием для отвода только судей, что, по мнению КС РФ, нарушало принцип беспристрастности и независимости суда, т.к. заседатели пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и судьи. Поэтому указанные ограничения для отвода заседателей были признаны признаны неконституционными.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 58 "О внесении изменения в пункт 44 Регламента арбитражных судов Российской Федерации"
Уточнено, в каких случаях арбитражный судья вправе изложить особое мнение.
Ранее такое право предоставлялось судье, не согласному с большинством.
Теперь излагать особое мнение могут судьи, которые: не согласны с большинством судей, голосовавших за принятие судебного акта; голосовали за принятый судебный акт по существу рассматриваемого вопроса, но остались в меньшинстве при голосовании по другому вопросу или по мотивировке принятого судебного акта.
Установлено, что особое мнение судьи должно быть изготовлено в срок, не превышающий 5 дней со дня принятия решения, т.е. изготовления его в полном объеме. Первоначально предусматривалось, что особое мнение не оглашается, но с ним обязаны ознакомиться судьи, участвовавшие в рассмотрении дела во всех инстанциях. При этом иные лица не информировались об особом мнении и его содержании. Теперь указанные правила исключены.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"
Создается правовая основа для сбора, хранения и использования в целях идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации о строении ДНК (геномной информации).
Геномная регистрация может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. Обязательной геномной регистрации подлежат: неопознанные трупы; лица, отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят с мест происшествий. Иные лица смогут пройти добровольную геномную регистрацию на платной основе. Полученная геномная информация хранится до установления факта смерти лица, а при отсутствии сведений о смерти - до даты, когда ему исполнилось бы 100 лет (кроме геномной информации от неустановленных лиц, которая хранится 70 лет с момента получения). Геномная информация, полученная при регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет. По желанию лица, добровольно сдавшего биологический материал, геномная информация о нем может быть уничтожена до истечения срока ее хранения.
Предусматривается создание федеральной базы данных геномной информации. Право на использование геномной информации предоставлено только судам, органам предварительного следствия, дознания и органам, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы разрешено создавать изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения.
Данная мера обусловлена тем, что укомплектовать должности, связанные с хозяйственным обслуживанием указанных учреждений, вольнонаемными рабочими невозможно из-за низкой зарплаты и непрестижности такой работы. Находящиеся на лечении осужденные являются нетрудоспособными либо ограниченно трудоспособными и не могут привлекаться к труду. В связи с этим планируется привлекать к данным работам осужденных-поселенцев.
Кроме того, установлен единообразный порядок создания изолированных участков с различными видами режима в исправительных колониях и лечебных учреждениях УИС. Порядок создания таких участков определяется Минюстом России.

Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Изменения направлены на совершенствование досудебного производства по уголовным делам и повышение эффективности следственной деятельности.
Расширены процессуальные полномочия руководителя следственного органа. В частности, ему предоставлено право возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству и вести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Руководитель следственного органа также вправе лично рассматривать сообщения о преступлении, проверять материалы проверки сообщения о преступлении и отменять при этом незаконные или необоснованные постановления следователя. Он имеет право допрашивать подозреваемого или обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий.
Прокурору предоставлено право по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Следователям разрешено при необходимости производить осмотр трупа и освидетельствование до возбуждения уголовного дела.
Уточнен порядок применения отдельных мер процессуального принуждения. Так, вид и размер залога будет определяться только судом. При принятии решения о заключении под стражу суд не вправе руководствоваться не проверенными в ходе судебного заседания данными.
Изменен порядок возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.


Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи со сложившейся эпизоотической ситуацией по гриппу птиц внесены поправки в КоАП РФ. Кодекс дополнен новыми составами, связанными с нарушением ветеринарного законодательства.
Так, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных повлечет за собой штраф - от 1-1,5 тыс. рублей для граждан до 90-100 тыс. рублей для юридических лиц.
Сокрытие информации о внезапном падеже или массовых заболеваниях животных обойдется нарушителю дороже, если это произойдет в период карантина. Статья, регламентирующая ответственность за это нарушение, дополнена соответствующей частью.
Также законом установлена ответственность за непроведение в срок противоэпизоотических мероприятий в период карантина.
Рассматривать дела о всех перечисленных нарушениях должны органы ветеринарного надзора, а также судья в случае, если органы ветеринарного надзора передают дело ему на рассмотрение.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Положения КоАП РФ о надзорном порядке пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях приведены в соответствие с конституционными принципами состязательности и равноправия сторон в судебном процессе.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законным представителям физического и юридического лица, защитнику и представителю предоставлено право обжаловать в порядке надзора вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Ранее КоАП РФ предусматривалось лишь право прокурора опротестовывать в порядке надзора указанные постановления и решения.
Детально регламентирована процедура надзорного обжалования и опротестования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Так, жалобы подаются, а протесты приносятся в суды субъектов РФ. Пересматривать в надзорном порядке постановления и решения по делам об административных правонарушениях праве председатели этих судов. Предусмотрена возможность рассмотрения надзорных жалоб (протестов) Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражный Судом РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший извещаются о подаче жалобы (принесении протеста). Они вправе ознакомиться с жалобой (протестом) и подать на них свои возражения.
Решение по жалобе (протесту) должно быть вынесено не позже 2 месяцев со дня ее поступления в суд, а при истребовании дела об административном правонарушении - не позже 1 месяца со дня поступления дела в суд. Принятое по результатам надзорного рассмотрения постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Установлен запрет на ухудшение положения привлекаемого к административной ответственности лица.


Международные отношения

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 230-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года"
Россия присоединилась к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.
Конвенция предусматривает ответственность зарегистрированного собственника судна, его бербоут-чартерного фрахтователя, управляющего и оператора в связи с инцидентами с судами, в результате которых причиняется ущерб от загрязнения бункерным топливом или возникает серьезная и неминуемая угроза причинения такого ущерба.
Конвенция отвечает интересам РФ, владельцев судов, и особенно зарегистрированных собственников судов валовой вместимостью более чем 1 000 ед. и их страховщиков ответственности в морском секторе, и всех тех, кому причиняется ущерб от загрязнения в результате утечки или слива бункерного топлива с судов.
Собственник судна валовой вместимостью более чем 1 000 ед. обязан застраховать свою деятельность или представить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
Наличие страхового свидетельства позволит собственникам указанных судов, зарегистрированных в РФ, не подвергаясь штрафам или задержанию, входить в порты на территории государств-участников Конвенции или покидать их, либо прибывать к прибрежным сооружениям в их территориальном море или отходить от них.
Конвенция не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и другим судам, находящимся в собственности государства или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 237-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Вводится безвизовый режим въезда и нахождения в РФ для иностранных туристов, прибывающих в Россию на срок до 3 суток на пассажирских паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки. Перечень морских и речных портов, через которые допускается въезд в РФ указанных иностранных граждан, будет определен Правительством РФ. Данная мера призвана способствовать развитию туристического бизнеса в России. В настоящее время аналогичный режим въезда и пребывания действует для иностранцев - участников групповой туристической программы, путешествующих на круизном судне.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Трудовое право от 15.12.2008

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное