Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Мобильный ГАРАНТ
на компактном высокоскоростном носителе


Выбор профессионалов!

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Версия от 10 мая 2008 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Разъяснены отдельные спорные моменты, связанные с применением положения ГК РФ о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности (т.н. "антисоциальные сделки").
Согласно разъяснениям, в качестве указанных сделок могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют правовым актам, а нарушают основополагающие начала правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, направленные на производство и отчуждение соответствующих видов оружия, боеприпасов, наркотических средств, продукции, опасной для жизни и здоровья граждан, и т.п. Такими сделками могут также являться направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг.
Особое внимание в разъяснениях выделено вопросам применения данной нормы при рассмотрении споров, возникающих из административных, налоговых и иных публичных правоотношений, и, в особенности, порядку применения последствий недействительности указанной категории сделок. Как отметил Пленум, санкции, установленные за совершение публичных правонарушений, не могут квалифицироваться в качестве последствий недействительности сделок. Поэтому требования о применении таких санкций не должны рассматриваться в спорах о признании сделок недействительными. Если сделка сама по себе образует состав публичного правонарушения, применяются санкции, а не последствия недействительности сделки.
Отмечено, что требование налогового органа о взыскании в доход РФ полученного по сделке, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа. В то же время такое требование может предъявляться налоговым органом при оспаривании сделок, направленных на производство и сбыт соответствующей продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан.


Банковская деятельность

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 307 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ на коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, была возложена обязанность предпринимать меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Так, в частности, согласно внесенным изменениям, указанные организации теперь обязаны вставать на учет в Росфинмониторинг и информировать его о сомнительных операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также разрабатывать в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма правила внутреннего контроля.

Указание ЦБР от 28 апреля 2008 г. N 2000-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 августа 2005 года N 1601-У "Об условиях предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций"
В целях сдерживания инфляции установлены новые процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций: по кредитам на срок до 90 календарных дней - 7,5 процента годовых (ранее - 7,25 %); по кредитам на срок от 91 до 180 календарных дней - 8,5 процента годовых (ранее - 8,25 %).
Повышение данных ставок связано с увеличением ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России с 10,25% до 10,5% годовых.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Указание ЦБР от 28 апреля 2008 г. N 1998-У "Об установлении процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
В связи с повышением с 29 апреля 2008 года ставки рефинансирования Банка России на 0,25 процентных пункта (до 10,5% годовых) с указанной даты повышаются фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Так, по депозитным операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" процентная ставка составляет 3,25% годовых (ранее - 3% годовых), по депозитным операциям на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" - 3,75% годовых (ранее - 3,5% годовых).
Указание вступает в силу со дня его подписания.

Указание ЦБР от 28 апреля 2008 г. N 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
В целях сдерживания инфляции и снижения динамики денежной массы с 29 апреля 2008 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России повышена с 10,25% до 10,5% годовых. Предыдущее повышение ставки происходило с 4 февраля 2008 года (с 10% до 10,25% годовых).
Повышение ставки снижает возможности отечественных производителей в использовании банковских кредитов (из-за их высокой стоимости). В то же время такое повышение способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала; в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты.
Указание вступает в силу со дня его подписания.


Лицензирование отдельных видов деятельности

Федеральный закон от 4 мая 2008 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятый Федеральный закон направлен на противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Он предусматривает лицензирование не только деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, но и деятельности по тиражированию программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ) и баз данных (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).
Введение лицензирования будет способствовать более эффективному соблюдению законных интересов правообладателей при промышленном тиражировании компьютерных и игровых программ, различных баз данных.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минфина РФ от 7 апреля 2008 г. N 38н "Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"
В связи с продлением до 1 июля 2008 года срока лицензирования аудиторской деятельности утверждаются формы документов, используемых в данной области. Всего таких форм 17. Это заявление о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности; опись документов, представленных соискателем лицензии на осуществление аудиторской деятельности; сведения о включенных в государственный реестр аттестованных аудиторов аудиторских организаций квалификационных аттестатах аудиторов, состоящих в штате соискателя лицензии; справка о кадровом составе соискателя лицензии на осуществление аудиторской деятельности и др.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2008 г. Регистрационный N 11571


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Так, в Закон РФ "О недрах" вносятся изменения в части установления порядка отнесения участков недр к участкам федерального значения, формирования федерального фонда резервных участков недр, уточнения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, оснований недропользования, требований к пользователям недр, а также условий проведения конкурсов и аукционов.
Согласно изменениям в Закон об ОРД, правоохранительным органам предоставлено право проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях определения факта установления иностранным инвестором контроля над стратегическим хозяйственным обществом.
Поправки в Закон об АО уточняют порядок получения акционерным обществом предложений о приобретении акций организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности РФ.
В Закон об ООО внесены дополнения в части определения отношений, связанных с совершением иностранными инвесторами сделок с долями, составляющими уставный капитал стратегического ООО.
Изменения, вносимые в КоАП РФ, определяют орган, уполномоченный составлять протоколы за нарушение порядка совершения сделок с активами стратегических коммерческих организаций.
Согласно поправкам в Закон о связи, к стратегическим организациям отнесены операторы сотовой связи, доля которых на этом рынке в географических границах РФ превышает 25%.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Определен порядок иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный порядок должен, с одной стороны, обеспечить защиту национальных интересов РФ, а с другой - способствовать формированию в РФ предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.
Сделки по приобретению голосующих акций (доли в уставном капитале) стратегически важной организации нуждаются в предварительном согласовании. Это же относится ко всем сделкам, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над стратегически важной организацией. Решение о предварительном согласовании сделки будет приниматься Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, возглавляемой Председателем Правительства РФ, и оформляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за иностранными инвестициями.
Определены признаки нахождения хозяйственного общества под контролем, виды сделок, на которые распространяется действие данного ФЗ, а также приведен перечень из сорока двух видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Например, стратегически важной признана деятельность в атомной, космической и авиационной отраслях, а также в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В перечень также включены телевизионное и радиовещание, издательская и полиграфическая деятельность, оказание услуг естественными монополиями, за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи и услуг по передаче тепловой и электрической энергии по распределительным сетям. Услуги провайдеров в указанный перечень не включены.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, и его действие не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в силу.


Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации"
Федеральный закон направлен на законодательное закрепление за Федеральной регистрационной службой отдельных функций, ранее входивших в компетенцию Министерства юстиции РФ.
Принятие данного ФЗ обусловлено образованием Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) и передачей ей функций Минюста России по регистрации торгово-промышленных палат, правоприменительных функций в сфере нотариата и функций по вынесению предупреждений о недопустимости осуществления экстремистской деятельности общественными объединениями и религиозными организациями, а также по ведению федерального списка экстремистских материалов.
В связи с этим соответствующие изменения внесены в отдельные положения Закона РФ "O торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", части третьей Гражданского кодекса РФ и ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Федеральный закон от 28 апреля 2008 г. N 53-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Вносимые изменения направлены на совершенствование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях на договорной основе.
Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе. Согласно принятому Федеральному закону в доход бюджета будут направляться лишь средства от договорной деятельности, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, созданными федеральными, региональными или местными органами власти. Указанные средства будут поступать в бюджет после уплаты всех установленных налогов и сборов.
Средства от договорной деятельности, полученные профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, созданными в организациях (кроме бюджетных организаций), после уплаты в бюджет установленных налогов и сборов будут поступать в доход этих организаций.

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 313 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789"
Внесены изменения в Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.
Так, установлено, что иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста, в том числе иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание оформляется с использованием мастичного штампа в документе, удостоверяющем его личность. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста, оформляется с использованием мастичного штампа в документе, удостоверяющем личность, каждого из родителей либо в документе, удостоверяющем личность, одного из них, получивших разрешение на временное проживание.
Утверждена форма мастичного штампа о разрешении иностранному гражданину (лицу без гражданства) временного проживания в РФ.
Кроме того, приведена форма бланка разрешения на временное проживание лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность.

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму"
В частности, Минобрнауки России разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Россельхознадзор осуществляет надзор за физической защитой источников особо опасных организмов (научно-исследовательские и диагностические ветеринарные лаборатории, скотомогильники, места эндемической циркуляции).
Росаэронавигация организует оперативное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти информацией, необходимой для решения задач по противодействию терроризму на объектах Единой системы организации воздушного движения, и обеспечивает в пределах своей компетенции мероприятия по их антитеррористической защищенности.
Определена общая компетенция органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
Принятый Федеральный закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.
Гражданам предоставляется возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса будет определяться застрахованным лицом самостоятельно. Уплата взноса может осуществляться через работодателя либо через кредитные организации. Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников.
Предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, будут получать средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год. Лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии, из федерального бюджета будет доплачиваться 4-кратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 000 рублей в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 000 рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование.
Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
Вносимые в Налоговый кодекс РФ изменения направлены на обеспечение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений с учетом поступивших дополнительных страховых взносов. Расширен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. Так, освобождаются от налогообложения суммы, получаемые застрахованными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений; взносы работодателя, уплачиваемые на накопительную часть трудовой пенсии в сумме уплаченных взносов, но не более 12 тыс. рублей в год на каждого работника, в пользу которого работодателем уплачивались взносы. Налогоплательщикам предоставляются налоговые вычеты в сумме уплаченных налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" все физические лица (независимо от факта работы и распространения на них обязательного пенсионного страхования), добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, смогут воспользоваться правом на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений.
Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 2008 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 24 и 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
В 2003 году наименование Ханты-Мансийского автономного округа было изменено на Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Новое наименование указанного субъекта РФ было включено в Конституцию РФ.
В связи с этим устаревшее наименование указанного субъекта РФ, содержащееся в отдельных нормах ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", приводится в соответствие с новым наименованием, закрепленным в Конституции РФ.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги от 05.05.2008

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное