Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


  КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
 Зависит многое

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Версия от 21 июля 2007 года:

Банковская деятельность

Валютное регулирование и валютный контроль

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1844-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России"
В связи с изданием нового Указания ЦБР о расчетах наличными деньгами признано утратившим силу Указание ЦБР, которым ранее устанавливался предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, применяемый также при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, между индивидуальными предпринимателями (60 тысяч рублей по одной сделке).
Кроме того, признаны утратившими силу акты ЦБР, направленные на реализацию Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения", поскольку данный Указ Президента РФ прекратил действие. В данных актах ЦБР устанавливались направления расходования наличной денежной выручки, поступающей в кассу юридического лица.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Письмо ЦБР от 3 июля 2007 г. N 96-Т "О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года N 1755-У"
В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка и небанковской кредитной организации устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро и 500 тыс. евро соответственно. Кроме того, с 1 января 2007 г. устанавливается также требование к минимальному размеру собственных средств (капитала) для действующих банков и небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро.
Указанный рублевый эквивалент определяется Банком России ежеквартально в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2007 г. порядком, утвержденным Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. N 1755-У.
Так, на третий квартал 2007 г. ЦБР установлен рублевый эквивалент: минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка - 173 662 000 рублей (во II квартале 2007 года - 173 322 000 руб.), минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 17 366 200 рублей (во II квартале 2007 года - 17 332 200 руб.), минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) - 173 662 000 рублей (во II квартале 2007 года - 173 322 000 руб.), минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка - 173 662 000 рублей (во II квартале 2007 года - 173 322 000 руб.).


Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Изменения разрешают без ограничений осуществлять денежные переводы физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу своих супругов или близких родственников на их счета, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами РФ. Перечисляются документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками.


Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 445 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
Повышены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Предыдущее повышение имело место 1 июня 2007 г.
Ставка экспортной пошлины на нефть сырую установлена на уровне 223,9 доллара США за 1 тонну (ранее - 200,6 США за 1 тонну).
Вывоз из РФ пропана, бутанов, этилена, пропилена, бутилена и бутадиена, прочих сжиженных газов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, ксилолов облагается по ставке 163,2 доллара США за 1 тонну (ранее - 147,5 доллара США).
Ставка вывозной таможенной пошлины на топлива жидкие, масла, отработанные нефтепродукты, вазелин нефтяной, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих), а также на кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме кокса нефтяного кальцинированного) составляет 87,9 доллара США за тонну вместо прежних 79,4 доллара США.
В целях защиты экономических интересов РФ данные ставки вывозных таможенных пошлин с 1 января 2007 г. применяются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород, вывозимых с территории РФ в Республику Белоруссия.
Постановление вступает в силу с 1 августа 2007 г.


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2007 г. N 441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр"
Регламентирован порядок совершения операций с денежными средствами организатором азартных игр при организации и проведении азартных игр в игорном заведении.
Кассовые операции с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должны совершаться в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ, установленным Центральным Банком РФ. Организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами обязан соблюдать предусмотренные законодательством РФ требования о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выдача обменных знаков игорного заведения (фишек, жетонов и т.п.) должна производиться в кассе игорного заведения в обмен на денежные средства. Выдачу выигрыша в виде денежных средств также следует производить в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой"
Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407, в той мере, в какой они позволяют не включать в страховой стаж лица те периоды, когда страхователем (работодателем) не уплачивались либо уплачивались не в полном объеме страховые взносы в ПФР. Это означает, что пенсионные права работников не должны зависеть от того, надлежащим ли образом исполнил свою обязанность работодатель по уплате страховых взносов.
Отмечено, что федеральный законодатель, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и самого ПФР по контролю за исполнением указанной обязанности со стороны работодателя, вместе с тем не предусмотрел в рамках этого механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты работодателем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются части своей трудовой пенсии, чем нарушаются их пенсионные права. В связи с этим законодателю предписано установить такой правовой механизм, который гарантировал бы реализацию приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами работодателя. А до принятия соответствующих законодательных изменений компенсировать ПФР расходы на выплату пенсий, не профинансированных страховыми взносами, должно государство.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 13 июля 2007 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
С 1 сентября 2007 г. с 210 до 315 руб. повышается размер стипендий, которыми обеспечиваются студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета.
Студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, с 1 сентября 2007 г. предоставляются стипендии в размере 900 руб.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Указ Президента РФ от 13 июля 2007 г. N 872 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров"
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в Париже 19 ноября 1990 г. и вступил в силу 9 ноября 1992 г. Договор устанавливал равновесие сил государств - участников двух военно-политических союзов - Организации Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора (НАТО) на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения.
Центральными положениями ДОВСЕ являются положения о максимальных уровнях ограничиваемых вооружений и техники каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Сегодня страны НАТО в результате расширения альянса превышают эти уровни.
Приостановление действия Договора в отношениях между Российской Федерацией и государствами - участниками ДОВСЕ осуществляется в соответствии с международным правом. Действие ДОВСЕ приостанавливается через 150 дней с даты получения его депозитарием и государствами-участниками уведомления Российской Стороны о принятии указанного решения.
Указ вступает в силу со дня его подписания.


Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна"
Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение абз. 3 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, устанавливающее запрет на обращение взыскания по исполнительным документам на принадлежащие на праве собственности гражданину-должнику земельные участки, использование которых не связано с осуществлением им предпринимательской деятельности и которые не являются основным источником существования гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Как указал Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, вынося на основании оспариваемого положения ГПК РФ решения о невозможности обращения взыскания на земельные участки, принадлежащие гражданам-должникам, вынуждены ограничиваться констатацией факта отсутствия у гражданина-должника юридически оформленного статуса индивидуального предпринимателя и не принимать в расчет количество, общую площадь, стоимость и результат использования спорных земельных участков, хотя это необходимо для обеспечения баланса интересов должника и кредитора (взыскателя) в силу требования Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Подобная законодательная регламентация расходится с принципами исполнительного производства, включающими преимущественную защиту интересов кредитора (взыскателя). Такая ситуация не исключает злоупотребление правом со стороны недобросовестных граждан-должников, которые, не имея статуса предпринимателя, могут свободно вкладывать денежные средства в дорогостоящие земельные участки, приобретать их в неограниченном количестве, с любым целевым назначением, в том числе для последующей их перепродажи.
При определении пределов действия имущественного (исполнительского) иммунитета применительно к земельным участкам, не используемым в предпринимательских целях, законодатель должен принимать во внимание не только само по себе отсутствие у лица (должника) статуса индивидуального предпринимателя, но и общие количественные и качественные характеристики, целевое назначение и фактическое использование земельных участков, на которые может быть распространен особый правовой режим, предполагающий освобождение от взыскания. В то же время законодателю необходимо стремиться к тому, чтобы в таких случаях гражданину-должнику и лицам, находящимся на его иждивении, сохранялся необходимый уровень существования.
До установления федеральным законодателем соответствующего регулирования судам и другим правоприменительным органам указано на необходимость не допускать несоразмерных ограничений имущественных прав кредиторов и граждан-должников как субъектов гражданского оборота земельных участков.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2007
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное