Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Золотая коллекция юриста
подробности на www.garant.ru


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Аннотация выпуска от 05.07.2006:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Лицензирование отдельных видов деятельности
Антимонопольное законодательство
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Информация, информатизация и СМИ
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Изменения направлены на совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Устанавливается нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии, а также в отношении сверхвязкой нефти.
При определении налоговой базы и ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти вводится фиксированная ставка - 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом в формулу расчета ставки налога вводятся дополнительные корректирующие коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности конкретного участка недр.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы"
Изменениями устанавливаются преференции по уплате единого социального налога и налога на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.
С 38 тыс. до 50 тыс. руб. повышается размер социального налогового вычета на образование и лечение. Кроме того, действие имущественного налогового вычета распространяется на случаи приобретения физическими лицами не только жилых домов и квартир, но и комнат.
Из налоговой базы по налогу на прибыль исключается сумма кредиторской задолженности налогоплательщиков по уплате пеней и штрафов в случае реструктуризации задолженности перед бюджетом. Создается более благоприятный налоговый режим для организаций, осуществляющих научно-исследовательские разработки.
Со 100 тыс. до 60 тыс. руб. снижается ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении краба камчатского, изменяется порядок уплаты сбора за пользование объектами животного мира.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"
В Налоговый кодекс внесено более 150 изменений и поправок. Изменения направлены на совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере. Уточняется порядок направления материалов налоговых проверок в органы внутренних дел, устанавливается закрытый перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки (с учетом особенностей процедуры возмещения НДС), вводится обязательный порядок рассмотрения возражений налогоплательщика до вынесения решения по результатам налоговой проверки, устанавливается запрет на проведение более двух выездных налоговых проверок в год, за исключением случаев, когда проверка осуществляется по личному решению руководителя ФНС России.
Институт встречной проверки заменяется специальным порядком истребования документов. Такое истребование может производиться только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Увеличивается срок представления истребуемых налоговым органом документов, вводится запрет на применение штрафных санкций по результатам повторных налоговых проверок.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
С учетом прогнозируемых на 2007 год роста потребительских цен и уровня инфляции предусматривается индексация ставок акцизов на подакцизные товары. Размер ставок акцизов на нефтепродукты не изменяется.
Для сигарет и папирос устанавливаются комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах от максимальных розничных цен, декларируемых налогоплательщиками) ставок, а также определяется порядок расчета максимальных розничных цен на указанные товары. Ставки налога в среднем повышаются на 30%.
Изменениями вводятся свидетельства на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
Изменяется действующий порядок уплаты акцизов в отношении нефтепродуктов (кроме прямогонного бензина) путем исключения из числа налогоплательщиков лиц, совершающих операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов.
В целях налогообложения операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются непосредственные производители прямогонного бензина и лица, осуществляющие производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.


Банковская деятельность

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Изменениями вводится ступенчатая (регрессивная) шкала возмещения по вкладам, при которой в пределах 100 000 руб. выплачивается полное возмещение, а свыше этой суммы - частичное (90%, но не более 190 000 руб). Это позволит усилить защиту интересов вкладчиков, а также повысить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Устанавливается, что идентификация плательщика (клиента) не производится при осуществлении ряда операций по переводу денежных средств на сумму не более 30 000 руб., а при покупке (продаже) наличной иностранной валюты - на сумму не более 15 000 руб. К таким операциям, в частности отнесены, платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ; оплата услуг бюджетных учреждений, уплата алиментов; оплата коммунальных услуг, услуг связи и т.п.
Расширяется перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанных идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в такой организации. К указанным субъектам отнесены некредитные организации, принимающие от физических лиц наличные денежные средства.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Коммерческим организациям, не являющимся кредитными организациями, предоставляется право осуществлять без лицензии на совершение банковских операций прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги.
Для получения такого права необходимо соблюдение двух условий: наличие договора между коммерческой организацией и кредитной организацией, в соответствии с которым данные операции совершаются от имени коммерческой организации, но за счет кредитной организации; наличие договора между соответствующей кредитной организацией и лицом, оказывающим оплачиваемые услуги.
Обязанность потребителя по оплате услуг считается исполненной с момента внесения им наличных денежных средств в кассу коммерческой организации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Изменения направлены на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части обеспечения свободной конвертируемости рубля и предусматривает снятие с 1 июля 2006 г. ряда ограничений в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Так, снимаются ограничения, связанные с установлением Банком России требования о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами. Также снимаются ограничения по использованию специального счета при совершении между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ.
Досрочно (с 1 июля 2006 г.) прекращает свое действие статья 7, устанавливающая порядок регулирования Правительством РФ валютных операций движения капитала.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
Изменениями устраняются препятствия для выпуска ипотечных ценных бумаг. В Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах" уточняются определение размера ипотечного покрытия, требования к ипотечному покрытию, положения, связанные с исключением имущества из ипотечного покрытия, и некоторые другие положения. Указанные изменения призваны обеспечить реализацию положений Закона, применение которого было затруднено из-за несоответствия его норм сложившимся экономическим отношениям в сфере ипотечного кредитования.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Изменения направлены на обеспечение правового регулирования выпуска и обращения биржевых облигаций, по которыми понимаются облигации, выпускаемые открытыми акционерными обществами, акции которых прошли процедуру листинга, и размещаемые путем открытой подписки на торгах фондовой биржи. Эмиссия таких облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).
Данные нововведения позволят осуществлять заимствования эмитентами, уже доказавшими свою достаточную для осуществления таких заимствований надежность на фондовом рынке, с помощью биржевых облигаций в более короткие сроки.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность


Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 145-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Определяется порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Решения Правительства РФ об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня вступления в силу указанных решений. В настоящее время такие решения Правительства Российской Федерации вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе"
В связи с передачей Федеральной таможенной службы РФ из ведения Минэкономразвития в непосредственное подчинение Правительству РФ и наделением ее функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела утверждается новое Положение о Федеральной таможенной службе. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Служба наделяется функциями агента валютного контроля и специальными функциями по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В соответствии с новым статусом определяются полномочия ФТС в установленной сфере деятельности, а также организация деятельности Службы.
Согласно изменениям, возрастает роль правоохранительного блока ФТС России. Так, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-разыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.


Гражданское право, приватизация

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Изменениями урегулированы вопросы создания и функционирования саморегулируемых организаций оценщиков, структура и компетенция органов таких организаций, контроль за деятельностью членов - оценщиков, способы обеспечения ответственности оценщиков по договорам на проведение оценки (компенсационный фонд, страхование ответственности оценщиков), контроль государства за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Система саморегулирования строится на основе членства в саморегулируемых организациях оценщиков физических лиц - оценщиков, а не юридических лиц - организаций, осуществляющих оценочную деятельность.
Изменениями также предусматривается создание специального органа - Национального совета по оценочной деятельности, некоммерческой организации, объединяющей саморегулируемые организации оценщиков.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Изменением в статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций. Данная норма корреспондирует со ст. 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Обязательное требование о сохранении доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерного общества отменяется в случае принятия соответствующего решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Кроме того, Федеральным законом регулируются отношения, связанные с сохранением доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами РФ.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Изменения направлены на совершенствование процедуры реорганизации акционерных обществ и обеспечение защиты интересов миноритарных акционеров от возможных злоупотреблений при совершении сделок.
Изменениями предусматривается обязательное уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решении об определении цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг, цены выкупа акций общества, если владельцем от 2 до 50% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены указанных объектов осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества. Федеральным законом определены срок уведомления и перечень документов, представляемых в указанный федеральный орган исполнительной власти, а также полномочия этого органа и порядок подготовки мотивированного заключения на представленные документы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за отдельным исключением. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006  г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения по вопросам, касающимся квалификации и установления требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве. Обращено внимание на проблемы, связанные с возбуждением дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа, основанному на требованиях по обязательным платежам, с исполнением таких требований. Кроме того, рассмотрены вопросы квалификации, а также порядок установления и удовлетворения требований о взыскании штрафов за налоговые и административные правонарушения.
Так, необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 6 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом решение о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также то обстоятельство, что указанное решение не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом, не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. Сведения в части информации о задолженности, в отношении которой решения о взыскании за счет имущества должника не принимались, имеют справочный характер. Отмечено, что при решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа необходимо исходить их того, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, суды должны учитывать, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, не подпадает под определяемое Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и, следовательно, не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Указанное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Подчеркивается, что споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве. В отношении порядка исполнения требований по обязательным платежам разъяснено, в частности, что поскольку банк при бесспорном списании денежных средств со счета налогоплательщика не рассматривает по существу возражения должника, то должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним по инкассовому поручению налогового органа, в ситуации, когда налоговый орган неверно указал сумму взыскиваемых обязательных платежей или данные, подтверждающие их отнесение к текущим требованиям.
Особо Пленумом обращено внимание на порядок исчисления сроков, установленных для подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов; для принятия и направления организации требования об уплате недоимки, а также на правовые последствия несоблюдения этих сроков в деле о банкротстве.


Лицензирование отдельных видов деятельности

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Срок отмены лицензирования аудиторской деятельности, уже продлевавшийся до 1 июля 2006 года, переносится на 1 января 2007 года.
Данная мера обусловлена незавершенностью процесса перехода к методам саморегулирования аудиторской деятельности посредством создания саморегулируемых организаций аудиторов, осуществляющих контроль за надлежащим качеством услуг в данной сфере.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Антимонопольное законодательство

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Новый закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления.
Устанавливаются единые основы деятельности по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Закон содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства.
Существенной модификации подверглось такое базовое понятие, как товар, которым могут считаться и объекты гражданских прав, не являющиеся продуктом деятельности.
Детально раскрыты признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта, монопольно низкой цены товара и монопольно высокой цены товара, согласованных действий хозяйствующих субъектов, монополистической деятельности. Конкретизированы запреты на осуществление всех форм антиконкурентных действий.
Определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, в том числе организованных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными получателями бюджетных средств (в части бюджетного финансирования).
Одной из наиболее значимых новелл закона является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.
Введены критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности, приводящие к ограничению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.
Закреплен статус федерального антимонопольного органа: его функции, полномочия, обязанности.
Регламентированы вопросы осуществления государственного контроля за экономической концентрацией. Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа, и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган.
Закон содержит ранее не предусматривавшийся раздел, в котором установлена процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Порядок рассмотрения дел является комиссионным (коллегиальным), что направлено на защиту интересов сторон дела - хозяйствующих субъектов.
Со дня вступления закона в силу утрачивают юридическую силу положения ряда законов, противоречащие вновь устанавливаемому порядку.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162.


Строительство, градостроительство и архитектура

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Внесенными изменениями устраняется неоднозначность толкования положений статьи 55 Градостроительного кодекса, регламентирующих порядок выдачи разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Действовавшей редакцией предусматривалось, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение 10 дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на эксплуатацию обязан принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причины принятого решения. Такая формулировка на практике приводила к тому, что отдельные органы местного самоуправления при вводе объекта в эксплуатацию принимали два решения: о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и собственно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что приводило к затягиванию процедуры реального ввода объекта в эксплуатацию.
Кроме того, Градостроительный кодекс не содержит полномочий органов местного самоуправления о принятии решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Подобное решение не влечет никаких правовых последствий для заявителя. Основанием для государственной регистрации прав на созданный объект капитального строительства может быть лишь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В этой связи устанавливается, что уполномоченные органы должны выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (либо отказать в этом), а не принимать решение о выдаче такого разрешения.
Также в целях устранения дублирования функций органов государственной власти исключается положение о проведении осмотра вводимого в эксплуатацию объекта в случае, если при его строительстве, реконструкции, капитальном ремонте осуществлялся государственный строительный надзор. До настоящего времени осмотр объекта при принятии решения о вводе его в эксплуатацию являлся обязательным во всех случаях.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Транспорт и связь

Приказ Минтранса РФ от 21 июля 2006 г. N 87 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах"
Вместо Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных приказом Минтранса России от 29 ноября 2000 г. N 145, вводятся новые Правила, устанавливающие порядок регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, за исключением судов рыбопромыслового флота.
Регистрация судов и прав на них производится по системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре РФ, Российском международном реестре судов и реестре строящихся судов. Иностранное судно, зафрахтованное российским фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов.
Приведен перечень торговых портов, производящих регистрацию судов в Российском международном реестре судов, и перечень торговых портов, в которых осуществляется регистрация в иных реестрах. Регистрация осуществляется в одном из торговых портов по выбору собственника судна или фрахтователя, регистрация прав собственности на строящееся судно - в ближайшем к судостроительной организации торговом порту. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.
Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в российском реестре после представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из иностранного реестра.
Регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них.
Детально регламентирована процедура регистрации, включая сроки совершения регистрационных действий, определен состав реестров. Отдельно выделен порядок регистрации прав на строящееся судно, порядок регистрации приостановления права плавания под Государственным флагом РФ и предоставления этого права судну, приобретенному за границей, порядок совершения отдельных видов операций при ведении реестров (изменение порта регистрации, исключение портов из реестров).
Органом регистрации является капитан морского торгового порта.
Реестры судов носят открытый характер. Выписки из реестра выдаются за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством РФ.
За регистрацию уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах.
Контроль за деятельностью капитанов торговых портов по регистрации судов осуществляет Ространснадзор.
Приведены образцы выдаваемых при регистрации документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г. Регистрационный N 8108.


Информация, информатизация и СМИ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"
Федеральный закон направлен на реализацию конституционных положений, закрепляющих право каждого на неприкосновенность частной жизни и свободу информации, а также международных обязательств Российской Федерации по ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
Устанавливаются общие унифицированные требования к обработке персональных данных во всех сферах, где используются эти данные, определяются права субъектов персональных данных и обязанности операторов, осуществляющих обработку данных, принципы трансграничной передачи персональных данных, а также меры государственного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц, связанной с обработкой персональных данных.
Федеральным законом допускаются различные способы учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе различные способы обозначения принадлежности персональных данных конкретному лицу. Однако при этом устанавливается запрет на ограничение прав и свобод граждан по мотивам, связанным со способами учета и обозначения принадлежности персональных данных, включая запрет на использование таких способов обозначения, которые оскорбляли бы чувства граждан или унижали человеческое достоинство.
В государственных и муниципальных информационных системах предусматривается возможность создания государственного регистра населения, правовой статус и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
Обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных возлагается на уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, которым является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
Ранее созданные информационные системы персональных данных должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона не позднее 1 января 2010 г.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования в информационной сфере и на обеспечение условий для ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера от 28 января 1981 г. В связи с этим признается утратившим силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
В Федеральном законе раскрывается понятие "информация", предусматриваются правомочия обладателя информации, право на доступ к информации, гарантии и порядок реализации данного права, различные формы использования современных информационных технологий, таких, как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, а также определяются основы государственной политики в области применения информационных технологий. Определяются понятие и виды информационных систем, требования к созданию и эксплуатации государственных эксплуатационных систем.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"
Изменения касаются деятельности средств массовой информации на территории, в пределах которой введен режим контртеррористической операции, деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов федеральной службы безопасности, порядка принятия решения о применении за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и специальных подразделений для борьбы с терроризмом, установления уголовной ответственности за различные проявления терроризма, введения института конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемого для финансирования терроризма, как иной меры уголовно-правового характера, возможности заочного осуждения лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, находящихся за пределами территории РФ и (или) уклоняющихся от явки в суд, а также административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за отдельными исключениями. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"
Изменениями в качестве признаков экстремистской деятельности устанавливаются следующие новые общественно-опасные деяния:
- воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;
- публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности;
- применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
- создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности.
Экстремизмом является не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности, но и публичные призывы или выступления, которые побуждают к осуществлению экстремистской деятельности или которые допускают возможность осуществления экстремистской деятельности.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей"
Для граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за рубежом, устанавливается ограничение на замещение государственных и муниципальных должностей.
Такие ограничения распространяются на депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц субъектов РФ, членов Совета Безопасности РФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, а также на депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления, если иное в отношении лиц, замещающих выборные муниципальные должности, не предусмотрено международным договором РФ.
Граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание за рубежом, также не могут быть избраны в органы государственной власти и органы местного самоуправления (за исключением случаев, когда международным договором Российской Федерации предусматривается возможность избрания лиц, имеющих двойное гражданство, в органы местного самоуправления), в том числе не могут быть избраны (назначены) членами Совета Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня опубликования.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции"
На законодательном уровне закрепляются полномочия ФМС России и ее территориальных органов в сфере миграции. Соответствующие поправки внесены в тринадцать законодательных актов, в том числе в федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О гражданстве Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах", а также в законы Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
На ФМС России и ее территориальных органов возложены: производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ; осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в РФ; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за ее пределами.
Изменениями в КоАП РФ определяются перечень административных правонарушений, рассмотрение дел по которым относится к компетенции ФМС России, а также полномочия соответствующих должностных лиц.
Кроме того, к полномочиям ФМС России отнесены принятие решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, об установлении запрета на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществление во взаимодействии с органами внутренних дел мер по депортации и административному выдворению за пределы РФ указанных граждан и лиц.


Бюджетная система

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год"
Изменения касаются порядка возмещения в 2006 году затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Уточняется перечень оснований для внесения по представлению главных распорядителей средств федерального бюджета изменений в ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов федерального бюджета в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете сверх пределов, установленных Бюджетным кодексом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162.


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда"
Изменения касаются предоставления участков лесного фонда для проведения геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов, а также для иных целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Предусматривается предоставление в аренду участков лесного фонда для соответствующих целей, устанавливается порядок определения арендной платы за пользование такими участками, а также уточняется порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за отдельным исключением. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2006 г. N 466 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2006 г. страховой части трудовой пенсии"
С 1 августа 2006 г. страховая часть трудовой пенсии вырастает на 6,2%. Предыдущее увеличение страховой части трудовой пенсии имело место 1 апреля 2006 года. Страховая часть пенсии возросла на 6,3%.
В соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется исходя из уровня инфляции за предшествующий индексации период.
Постановление вступает в силу с 1 августа 2006 г.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Указ Президента РФ от 1 июля 2006 г. N 795 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации"
С 1 июля 2006 г. в 1,32 раза повышаются должностные оклады судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов РФ.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2006
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное