ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ОТ 24.01.2007 N 62
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Административный регламент (далее - Регламент) устанавливает порядок проведения проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований санитарного законодательства. Регламент разработан на основании ряда законодательных и подзаконных актов, в частности Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)",
некоторые положения которого регламент конкретизирует.
Основания для проведения проверок
Юридическими фактами, являющимися основанием для проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства в соответствии с Регламентом являются:
акт проведения санитарно-эпидемиологического расследования по факту выявления продукции, сырья, материалов, оборудования и технологий, представляющих опасность для здоровья населения, или по фактам изменения показателей среды обитания человека;
жалобы и обращения граждан и юридических лиц;
нормативные правовые акты (постановления, приказы) главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
аварийные ситуации, влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку;
отравления, заболевания, в т.ч. профессиональные, или изменение других показателей здоровья человека;
контроль за устранением ранее выявленных нарушений санитарного законодательства (п. 6; здесь и далее указываются пункты Регламента).
Регламент определил также основания для продления месячного срока проведения проверки (не более чем на один месяц). Ими являются:
принадлежность объекта надзора к источникам различных вредных и опасных воздействий на здоровье человека (шума, вибрации, радиации и иных физических и химических факторов;
неизвестность перечня вредных факторов и путей их воздействия;
аварийные ситуации, массовые инфекционные и неинфекционные заболевания;
необходимость проведения санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний и экспертиз (п. 7.2).
Плановые проверки
План проведения мероприятий по надзору составляется в каждом территориальном органе Роспотребнадзора ежегодно. На основе ежегодного плана могут составляться ежеквартальные и ежемесячные планы. В план могут вноситься изменения, связанные с созданием либо ликвидацией юридических лиц, приобретением либо лишением статуса индивидуального предпринимателя, а также связанные с изменением санитарно-эпидемиологической обстановки (п. 7.4).
Плановые проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей должны осуществляться одновременно с плановыми проверками соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 7.3).
План проведения мероприятий по надзору должен публиковаться на сайте территориального органа Роспотребнадзора в сети Интернет (п. 7.4).
Внеплановые проверки
В Регламенте воспроизведен перечень оснований для внеплановых проверок соблюдения санитарного законодательства, установленный Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". К ним относятся: контроль исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений; получение соответствующей информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов государственной власти; возникновение угрозы
здоровью и жизни граждан, угрозы загрязнения окружающей среды; жалобы граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регламент дополняет его еще одним основанием, которым является получение данных о связи заболеваний людей с деятельностью юридического лица или индивидуального предпринимателя либо с выпускаемой ими продукцией, а также иные данные, указывающие на наличие угрозы здоровью и жизни граждан, связанной с деятельностью юридического лица или индивидуального предпринимателя либо с
выпускаемой ими продукцией.
Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении жалоб на возникновение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также отравлений должны осуществляться немедленно, при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение 3-х дней, в остальных случаях - в течение месяца.
При проведении внеплановых проверок объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки. Если при ее проведении выявляются факты нарушений требований санитарного законодательства, ранее не явившиеся причиной внеплановой проверки, может быть принято решение об увеличении объема проверки и срока ее проведения (п. 7.7).
Порядок проведения проверок
В рамках мероприятий по надзору осуществляются визуальный осмотр объекта, анализ документов, анализ данных лабораторных и инструментальных исследований.
Визуальный осмотр необходимо осуществлять в присутствии руководителя или другого уполномоченного должностного лица проверяемой организации, либо в присутствии индивидуального предпринимателя. При внеплановой проверке, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, визуальный осмотр может проводиться должностным лицом органа Роспотребнадзора единолично, с последующим информированием представителей проверяемой
организации или индивидуального предпринимателя; результаты проверки в таком случае доводятся до их сведения в трехдневный срок.
Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. При необходимости документация, имеющая отношение к целям проверки, может быть изъята для изучения либо приобщения к материалам проверки. Непредоставление требуемой документации расценивается как ее отсутствие.
Анализ данных лабораторных и инструментальных исследований осуществляется в случаях, когда проверка сопровождалась ими (п. 7.11).
При выявлении нарушений санитарного законодательства (так же, как и при угрозе распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний) руководитель Роспотребнадзора или его территориального органа либо их заместители в течение 24 часов должны выдать предписание об устранении нарушений или проведении необходимых мероприятий (в частности проведении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследовании граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, проведении
профилактических мероприятий) (п. 7.14).
Требования к организации работы Роспотребнадзора и его территориальных органов при проведении мероприятий по контролю и надзору
Регламент содержит адреса и расписание работы центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (п. 7.19).
На официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора в сети Интернет должны размещаться, как уже говорилось, планы мероприятий по надзору, а также перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых был осуществлен государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъектов РФ, и перечни постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных руководителями или заместителями руководителей территориальных органов.
На официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет должны размещаться тексты решений, принятых руководителем или заместителями руководителя Роспотребнадзора по обжалованным постановлениям территориальных органов (п. 7.20).