Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 25.01.2007


КонсультантПлюс

Аналитический обзор: документ недели

Выпуск от 25.01.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2006 Г. N 9803/06 "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛИЧНЫХ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ОСНОВАНИИ
АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОБЯЗАННОСТИ
ПРИМЕНЯТЬ КОНТРОЛЬНО-КАССОВУЮ ТЕХНИКУ"

Суть дела

Агентство недвижимости (агент) на основании заключенного с ЗАО (доверителем) агентского договора от имени и за счет доверителя принимало от физических лиц наличные денежные средства по договорам об уступке права требования, заключенного между ЗАО и третьими лицами, желающими приобрести квартиры в собственность.

В ходе проведения проверки налоговой инспекцией было установлено, что кассир Агентства недвижимости приняла от физического лица наличные денежные средства, оформив приходный кассовый ордер, не применив при осуществлении наличных денежных расчетов контрольно-кассовой техники.

На основании акта проверки и протокола об административном правонарушении инспекцией было вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами.

Агентство недвижимости (далее - общество), не согласившись с решением инспекции, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции о привлечении его к административной ответственности.

Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции заявленное требование было удовлетворено. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд своим постановлением названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просила их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на заявление общество просило оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ, ознакомившись с доводами сторон, установил следующее. Общество осуществляло наличные денежные расчеты с физическим лицом, приобретающим в собственность конкретную квартиру по договору об уступке права требования. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществляя наличные денежные расчеты с физическим лицом, приобретающим в собственность квартиру, общество оприходовало поступившие наличные денежные средства в кассу, выдало от своего имени приходный кассовый ордер и обязано было в силу названного Закона применить контрольно-кассовую технику.

По мнению Суда, то обстоятельство, что общество осуществляло наличные денежные расчеты на основании агентского договора, само по себе не освобождает его от публичной обязанности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов с физическим лицом, поскольку иное противоречит содержанию и смыслу указанного Закона. При этом ссылка судов на письмо Федеральной налоговой службы от 20.06.2005 N 22-3-11/1115 является неправомерной, поскольку письмо не является нормативным правовым актом и разъяснения, содержащиеся в нем, даны по конкретному запросу, не имеющему отношения к обстоятельствам настоящего дела.

Таким образом, вывод судов о том, что получение обществом наличных денежных средств от физического лица не связано с осуществлением деятельности, обязывающей исходя из требований Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ применять контрольно-кассовую технику, является неправильным.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организаций и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением. Следовательно, у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены постановления инспекции о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ.

Суд указал, что при таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат отмене.

Учитывая изложенное, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил решение арбитражного суда первой инстанции, постановление арбитражного апелляционного суда и постановление Федерального арбитражного суда округа отменить. В удовлетворении требования ЗАО о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное