Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 21.02.2006


Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Федеральный закон от 18.02.2006 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ и ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"


На правах рекламы

СПЕЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ!

В феврале 2006 г. редакция журнала Корпоративный Юрист проводит уникальную акцию.
При оформлении годовой подписки на 2006 г. в период с 1 по 27 февраля 2006 г., вы получите бесплатно два номера журнала (N 1 январь и N 2 февраль 2006 года). Стоимость подписки будет равна 3700 рублям.
При оформлении подписки на 1-е полугодие 2006 г. в период с 1 по 27 февраля, вы получите бесплатно январский номер журнала. Стоимость подписки составит 1850 рублей.

Подробнее http://clj.ru/magazine/subscribe

Ссылка http://clj.ru


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.02.2006 N 19-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Данный Федеральный закон (далее - Закон N 19-ФЗ) вносит изменения в 38 законодательных актов с целью устранения противоречивых и дублирующих норм в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд.

Единый порядок размещения государственных и муниципальных заказов

Прямое указание на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении госзаказов), требованиями которого необходимо руководствоваться, включено в 12 законодательных актов.

Так, в соответствии с установленным Законом о размещении госзаказов порядком:

размещаются заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв;

определяются кредитные организации, на счетах которых могут храниться средства обязательного пенсионного страхования;

определяются аудиторские организации, осуществляющие обязательный аудит организаций с долей государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале, составляющей не менее 25 процентов;

размещается государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих;

размещаются государственные и муниципальные социальные заказы среди некоммерческих организаций, в т.ч. социальные заказы на выполнение различных государственных программ среди общественных объединений.

Кроме того, в порядке, предусмотренном Законом о размещении госзаказов, осуществляется размещение оборонного заказа - с учетом особенностей, предусмотренном Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".

В отношении оборонного заказа необходимо отметить еще одну норму, которой Закон N 19-ФЗ дополнил Федеральный закон "О государственном оборонном заказе": при размещении оборонного заказа определение начальной цены государственного контракта, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Закон о размещении госзаказов установил в качестве приоритетного способа размещения заказов торги в форме конкурса или аукциона. В установленном им порядке, как это определил Закон N 19-ФЗ, должны проводиться конкурсы космических проектов, конкурсы для определения операторов всероссийских и региональных государственных лотерей, конкурсы (а также аукционы), проводимые в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций с бюджетными средствами.

Ссылки на "законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (основополагающим актом которого является Закон о размещении госзаказов) включены в законодательные акты, регулирующие:

размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд;

выбор избирательной комиссией коммерческого банка для получения кредита на финансирование выборов депутатов Государственной Думы, а также выборов в органы местного самоуправления;

выбор организаций для заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария и договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

выбор страховщиков по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;

выбор организаций для заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария и договоров доверительного управления средствами в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих;

предоставление социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

Единый порядок определения гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта

Законом о размещении госзаказов установлено, что условие об ответственности поставщика, исполнителя или подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в обязательном порядке включается в контракт. Ответственность заказчика за просрочку исполнения контракта установлена непосредственно Законом о размещении госзаказов - она представляет собой неустойку (штраф или пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

В связи с этим Законом N 19-ФЗ из ряда законодательных актов исключены нормы, устанавливающие конкретный размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных видов обязательств по поставкам продукции для государственных нужд, а именно за:

невыполнение поставщиком в установленный срок государственного контракта по объему продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд;

несвоевременную оплату продукции, поставленной в государственный резерв;

уклонение от заключения договоров на поставку продукции "агропромышленному комплексу РСФСР по номенклатуре государственного заказа и сложившимся хозяйственным связям", а также за недопоставку такой продукции;

неисполнение обязательств по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок;

невыполнение в установленный срок либо по оговоренным обязательствам контракта на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный или региональный фонды зерна.

Теперь, как уже говорилось, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение перечисленных обязательств определяется в порядке, установленном Законом о размещении госзаказов.

Муниципальные заказы

Закон о размещении госзаказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки, работы и услуги как для государственных (федеральных и субъектов РФ), так и для муниципальных нужд, устанавливая для государственных и муниципальных заказчиков и их контрагентов единые правила взаимоотношений. В то же время многие законодательные акты, в том числе основополагающие, нормы которых в той или иной степени соприкасаются с нормами законодательства о госзаказах, муниципальные заказы не упоминают. Закон N 19-ФЗ устраняет этот правовой пробел, внося в законодательные акты соответствующие дополнения.

Так, упоминание муниципальных нужд наряду с государственными нуждами включено в ряд статей части второй Гражданского кодекса РФ, регулирующих поставки товаров и подрядные работы для государственных нужд, а также в статью о правовом регулировании договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

Муниципальные контракты на выполнение НИОКР для муниципальных нужд должны определять объем сведений, признаваемых конфиденциальными, и урегулировать вопросы, касающиеся установления режима коммерческой тайны (ранее это требование касалось только государственных контрактов на выполнение НИОКР для государственных нужд).

Закон N 19-ФЗ установил, что к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ для муниципальных нужд (так же, как и для государственных нужд) не применяются положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", запрещающие устанавливать в отношении иностранных товаров, работ и услуг менее благоприятный режим, чем в отношении российских товаров, работ и услуг.

Муниципальным образованиям предоставлены права, аналогичные правам Российской Федерации и субъектов РФ, по использованию изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для ЭВМ и баз данных, а также топологий интегральных микросхем, созданных при выполнении работ по муниципальному контракту на выполнение работ для муниципальных нужд.

Покупатели газа для муниципальных нужд включены в перечень покупателей, имеющих преимущественное право на заключение договоров поставки газа.

Следует отметить, что понятие "муниципальные нужды" включено также и в законодательные акты, регулирующие правоотношения, уже упоминавшиеся в настоящем обзоре.

В свою очередь в статью Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующую размещение заказов на поставки, работы и услуги для муниципальных нужд, включена прямая ссылка на Закон о размещении госзаказов, требованиями которого необходимо руководствоваться при размещении муниципальных заказов.

Финансирование государственных и муниципальных заказов

Закон N 19-ФЗ внес уточнение в Бюджетный кодекс РФ, установив, что финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

Примечательной является включенная в Бюджетный кодекс норма, установившая срок, на который может быть заключен государственный или муниципальный контракт на выполнение работ или оказание услуг. Государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения или оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ и услуг устанавливается Правительством РФ.

В целях обеспечения экономии бюджетных средств и обоснованности затрат Закон N 19-ФЗ внес изменения также в Федеральный закон "О газоснабжении", установив, что при заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством РФ. Средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован, должны ежегодно предусматриваться в соответствующих бюджетах.

Административная ответственность за нарушения законодательства о государственных и муниципальных заказах

В целях обеспечения соблюдения порядка и правил размещения заказов, установленных Законом о размещении госзаказов, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен видами административных правонарушений в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Административная ответственность установлена за:

несоблюдение ограничений при размещении заказов путем запроса котировок или при закупке товаров без заключения контрактов (превышение суммы, на которую проведены закупки);

нарушение сроков опубликования извещений о конкурсе, аукционе, проведении запроса котировок, нарушения составления протоколов, предоставления конкурсной документации и разъяснений по ней, нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и доступа к электронным заявкам, нарушение порядка отбора участников конкурса или аукциона;

предоставление или опубликование недостоверной информации о размещении заказов, а также направление недостоверных сведений в орган исполнительной власти соответствующего уровня, уполномоченный на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов;

заключение государственным или муниципальным заказчиком контракта с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок, или изменение условий контракта, если такое нарушение или изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ или предоставляемых услуг.

Указанные правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот МРОТ (нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и доступа к электронным заявкам, и нарушение порядка отбора участников конкурса или аукциона влекут наложение штрафа в размере двадцати пяти МРОТ).

Дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в указанной сфере, и его территориальные органы. Давность привлечения к административной ответственности по делам о государственных и муниципальных закупках составляет один год со дня совершения правонарушения.


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции



Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное