Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 27.12.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

Новости от КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ "Об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)"


    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 27 декабря 2004 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О положениях Налогового кодекса РФ,
вступающих в силу с 1 января 2005 года

С 1 января 2005 года исключительно Налоговым кодексом РФ будут регулироваться основные начала законодательства о налогах и сборах, определяться его понятия, термины, участники отношений, объекты налогообложения, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов или сборов (с указанной даты утратит силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Вводятся в действие статьи Кодекса, устанавливающие виды налогов и сборов, в т.ч. определяющие федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также определяющие понятие специального налогового режима.

Многочисленные изменения внесены в главы Кодекса, регулирующие отдельные виды налогов.

Налогом на добавленную стоимость (глава 21 Кодекса) по налоговой ставке 18, а не 10 процентов будут облагатьс! я редакционные и издательские работы, связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции, за исключением периодических печатных изданий и книжной продукции рекламного и эротического характера, услуги по экспедированию и доставке этих изданий и продукции, оформлению подписки на них (на периодические издания), размещению в них рекламы и информационных сообщений.

В отношении налога на добавленную стоимость с 1 января 2005 года вступит в силу еще одно изменение. Железные дороги, оказывающие услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта либо под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов, при поступлении выручки в иностранной валюте на валютный счет перевозчика на железнодорожном транспорте, должны будут представлять в налоговый орган расчетные письма, составляемые по форме, утвержденной Минтрансом Р! Ф по согласованию с Минфином РФ; ранее согласования формы такого докум ента с Минфином РФ не требовалось.

Кроме того, перечни объектов и операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, дополнены операциями по реализации земельных участков (долей в них), реализацией жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, и передачей доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

Большинство изменений, внесенных в 23-ю главу Кодекса "Налог на доходы физических лиц" и главу 25 "Налог на прибыль организаций", вступающих в силу с 1 января 2005 года, так же, как и упомянутые в предыдущем абзаце, связаны с задачей создания благоприятных условий для формирования рынка доступного жилья.

При определении налоговой базы по суммам, полученным от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, сокращен срок нахождения указанного имущества в собственности налогоплательщиков, влияющий на размер имущественного налогового ! вычета: продажа имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет (до внесения изменений - менее пяти лет), дает право на вычет сумм, не превышающих в целом 1000000 рублей, находившегося в собственности три года и более - на вычет полной суммы, полученной при продаже имущества.

Налогоплательщику также будут предоставляться налоговые имущественные вычеты в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли в них, в размере фактически произведенных расходов (в сумме, не превышающей 1000000 рублей), а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным на указанные цели. Кроме того, вступят в силу нормы, раскрывающие понятие "фактических расходов" на строительство или приобретение жилья, регламентирующие порядок подтверждения права на имущественный налоговый вычет, а также дополняющие порядок предоставления вычета.

Из дох! одов физических лиц, облагаемых по повышенной налоговой ставке 35 проц е нтов, исключены доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование упоминавшимися целевыми займами (кредитами), полученными на новое строительство либо приобретение жилья. Установлена налоговая ставка в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

При исчислении налога на прибыль организаций в качестве внереализационных доходов не будут учитываться случаи списания ипотечным агентом (коммерческой организацией, совершающей операции и эмитирующей облигации с ипотечным покрытием) кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций. Налогом на прибыль организаций не будут облагаться доходы в виде имущества, включая денежные! средства, или имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью. Кроме того, на доходы по определенным ценным бумагам с ипотечным покрытием установлена новая, меньшая ставка налога в размере 9 процентов.

В главы Кодекса "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций" были внесены и другие изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года.

От обложения налогом на доходы физических лиц освобождены суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание инвалидов общественными организациями инвалидов, и суммы материальной помощи, не превышающие 2000 рублей, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Организации потребительской кооперации при расчете налога на прибыль организаций утратят право дополнительно включать в расходы на производство и реализацию товаров и услуг: отчисления на содержание потребительских обществ и ! их союзов; проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, с учетом положений Кодекса об особенностях отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам; отчисления в фонд развития потребительской кооперации, начисляемые организациями потребительской кооперации в размере до 4 процентов от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.

С 1 января 2005 года вступает в силу глава 25.2 Кодекса "Водный налог"; с этой же даты (и по 31 декабря 2005 года) к установленным Кодексом ставкам налога за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, применяется коэффициент 0,85.

С 1 января 2005 года вступает в силу глава 25.3 Кодекса "Государственная пошлина", объединившая все виды сборов, взимаемых с граждан и орган! изаций при обращении в органы власти за совершением в отношении указанных лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых российскими консульскими учреждениями.

В главе 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" изменены размеры ставок налога. Ставка налога при добыче газа увеличена со 107 до 135 рублей за 1000 кубических метров газа; налоговая ставка при добыче нефти на период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года увеличена с 347 до 419 рублей за 1 тонну.

С 1 января 2005 года вступает в силу норма, в соответствии с которой по решению субъекта Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Кодекса) может применяться в отношении такого вида деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы. Принять законы, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов! деятельности и значения определенного кодексом коэффициента К2 в отно ш ении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе до указанной даты, т.е. до 1 января 2005 года.

С 1 января 2005 года налоговая база по транспортному налогу (глава 28 Кодекса) в отношении воздушных транспортных средств с реактивными двигателями будет определяться как "паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы". Ставка налога для самолетов с реактивными двигателями установлена в размере 20-ти рублей с каждого килограмма силы тяги.

Изменения в главу 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес", вступающие в силу с 1 января 2005 года, состоят в следующем.

Объекты налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букме! керской конторы) подлежат регистрации в налоговом органе по месту установки этих объектов, а не по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя в сфере игорного бизнеса в качестве налогоплательщика, как было раньше. В то же время налогоплательщики налога на игорный бизнес, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта. По месту регистрации объектов налогообложения регистрируется любое изменение количества объектов налогообложения, а также представляется налоговая декларация и уплачивается налог.

С 1 января 2005 года утратит силу норма, в соответствии с которой организации освобождались от налогообложения по налогу на имущество организаций (глава 30 Кодекса) в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных или не используем! ых в производстве, а также испытательных полигонов, снаряжательных баз , аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.

С 1 января 2005 года вступает в силу глава 31 Кодекса "Земельный налог". Это первая глава, которая входит в новый раздел Кодекса - раздел X "Местные налоги".

Об Инструкции по бюджетному учету

Приказом Минфина РФ от 29.09.2004 N 87н с 1 января 2005 года вводится в действие Приказ Минфина от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Этим же Приказом (N 87н), начиная с 1 октября 2005 года, признаются утратившими силу Приказы Минфина РФ от 17 февраля 1999 г. N 15н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов" и от 30 декабря 2000 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях".

Новая "Инструкция по бюджетному учету" устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Бюджетный учет, соглас! но Инструкции, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств названных органов и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.

Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 г. N 70н, утвердившим Инструкцию, предписано осуществить переход к ее применению до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений.

В соответствии с этим же Приказом бухгалтерский учет непроизведенных активов с применением требований новой Инструкции должен обеспечиваться с 1 января 2006 года. С 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года бухгалтерский учет поступающих ! в собственность и реализуемых земельных участков должен осуществляться по стоимости поступления и реализации. Бухгалтерский учет начисления доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в соответствии с требованиями Инструкции будет обеспечиваться с 1 января 2006 года. С 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года начисление доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, предписано осуществлять на основании объемов кассовых поступлений.

Кроме того, Приказом N 70н действие Инструкции по бюджетному учету распространяется на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

О плате за предоставление информации
из Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

1 января 2005 года вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 N 773 "Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме".

Документ определяет размер платы за информацию, предоставляемую органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, способы внесения платы, условия и порядок возврата уплаченных сумм.

В соответствии с Приказом Минюста России от 25.05.2004 N 107 учреждением юстиции по регистрации прав выдаются копии документов, содержащих сведения о праве собственности либо иных вещных правах на недвижимое имущество, об обремен! ении этих прав и т.д.

Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, составляет 100 рублей для граждан и 300 рублей для юридических лиц.

Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет 600 рублей.

Плата за предоставление информации вносится плательщиком через кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета. Оплата в безналичном порядке подтверждается копией платежного поручения с отметкой о его исполнении, а внесение платы наличными средствами - соответствую! щей квитанцией.

Документ, подтверждающий внесение платы, должен быть представлен в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вместе с заявлением о предоставлении необходимой информации.

Постановление предусматривает два основания для возврата уплаченных сумм. Во-первых, в случае ее внесения в большем размере (в части, превышающей установленную сумму). Во-вторых, в случае отказа заявителя от запроса информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, до подписания государственным регистратором документов, содержащих запрошенную информацию или отказ в ее предоставлении, а также до выдачи копий указанных договоров и документов или подписания государственным регистратором сообщения об отказе в их выдаче. При этом возврату подлежит половина средств, внесенных заявителем.

Заявление о возврате излишне у! плаченной суммы может быть подано в течение одного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте переплаты, но в срок, не превышающий 3 лет со дня ее внесения.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О поддержке средств
массовой информации в Алтайском крае

С 1 января 2005 года вступит в силу Закон Алтайского края от 16.11.2004 N 46-ЗС "Об экономической поддержке средств массовой информации в Алтайском крае".

Закон регулирует порядок экономической поддержки средств массовой информации, выходящих в свет (эфир) на территории края, за исключением СМИ политических партий и движений, СМИ рекламного и эротического характера.

Экономическая поддержка может осуществляться путем выделения средств из краевого бюджета на развитие материально-технической базы, оплату в размере до 100% расходов на профессиональную переподготовку работающих журналистов, оплату в размере до 50% фактических затрат полиграфических услуг, оплату в размере до 100% стоимости газетной бумаги и оплату почтовой пересылки обязательных экземпляров в соответствии с законом Алтайского края от 6 апреля 2001 года N 15-ЗС "! ;Об обязательном экземпляре документов Алтайского края", обеспечение уставной деятельности краевых государственных учреждений, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации. Такая поддержка оказывается печатным СМИ, являющимся источниками официального опубликования правовых актов и иной официальной информации органов государственной власти Алтайского края, а также районным и городским газетам, внесенным в реестр. Издание может быть включено в реестр в том случае, если одним из учредителей газеты является орган государственной власти края или орган местного самоуправления и если газета является юридическим лицом.

Экономическая поддержка также оказывается в виде грантов - средств краевого бюджета, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основах для производства социально значимых материалов и программ печатным и электронным СМИ, редакции или издатели которых являются юридическими лицами. При этом организационно-правовая фор! ма и форма собственности не имеют значения.

Грант ы предоставляются на конкурсной основе администрацией Алтайского края по целевым направлениям (производство информационно-публицистических материалов о правах человека, о социальных и экономических проблемах и прочее). При этом общая сумма грантов по каждому направлению ограничена 500 тыс. руб.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Главу 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"

Данный законопроект (принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 1 декабря 2004 г. N 1238-IV ГД) направлен на устранение недостатков порядка налогообложения, действующего в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

Так, в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ средства резерва финансирования предупредительных мероприятий, формируемые страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС, подлежат налогообложению по ставке 24 процента. Кроме того, медицинские учреждения, безвозмездно получающие от страховых медицинских организаций имущество, приобретенное за счет указанных средств, также обязаны уплачивать налог со стоимости данного имущества по ставке 24 процента.

В связи с этим предлагается освободить от налогообложения! средства, направляемые страховыми организациями, осуществляющими ОМС, в резерв финансирования предупредительных мероприятий, а также не учитывать в доходах медицинских организаций стоимость имущества, полученного от страховых медицинских организаций и приобретенного за счет средств данного резерва.

По мнению разработчиков, Налоговый кодекс РФ не учитывает особенностей деятельности и финансирования системы ОМС, реализуемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1, что приводит к значительному изъятию средств ОМС. Вносимые изменения позволят сохранить в системе ОМС финансовые ресурсы, предназначенные на оплату медицинской помощи, и укрепить финансовое положение системы обязательного медицинского страхования граждан.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в пункт 1 статьи 218
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"

Данный законопроект (принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 8 декабря 2004 г. N 1287-IV ГД) вносит изменения в пункт 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ в части условий предоставления стандартных налоговых вычетов на детей. Его авторы предлагают комплекс мер, направленных на социальную поддержку лиц с невысокими доходами.

Так, законопроектом предусмотрено увеличение размера налогового вычета на каждого ребенка с 300 до 600 рублей, а также увеличение с 20 000 до 40 000 рублей суммарного размера дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется.

Кроме того, предлагается предоставить право на получение указанного налогового вычета приемным родителям. В настоящее время этим правом могут воспользоваться только родители (супруги родител! ей), опекуны и попечители.

Также законопроект закрепляет сроки, в течение которых предоставляются налоговые вычеты. Так, уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка, либо с месяца, в котором установлена опека (попечительство), а для приемных родителей - с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка на воспитание в семью, и прекращается в конце года, в котором ребенок достиг возраста 18 лет (для учащихся дневной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов, курсантов - 24 лет), либо в случае истечения срока действия или досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью, либо в случае смерти ребенка. Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Указанные изменения, по мнению разработчиков, позволят частично возместить малообеспеченным семьям расходы на содержа! ние детей, связанные с ростом потребительских цен на товары и услуги, и, таким образом, станут одной из мер решения приоритетной социальной задачи преодоления бедности в стране.

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации"
(под ред. В.М. Лебедева)
(издание третье, дополненное и исправленное)
(Издательство "Юрайт", 2004)

Постатейный комментарий учитывает изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации с момента его принятия, и отражает в себе действительное состояние национального уголовного законодательства, задачами которого являются охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

В Комментарии раскрыто содержание положений Общей части Уголовного кодекса РФ о понятии и категориях преступлений, их неоднократности и совокупности, рецидиве преступлений, формах вины, понятиях неоконченного преступления и соучастия ! в совершении противоправного деяния, понятии и целях наказания, его видах и сущности назначения наказания, освобождении от уголовной ответственности и от наказания; говорится об особенностях применения упомянутых институтов ответственности и наказания к несовершеннолетним лицам, а также о порядке применения принудительных мер медицинского характера.

Проанализированы с использованием судебной практики нормы Особенной части УК РФ, где законодателем установлена ответственность за преступления, совершенные против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, оставление в опасности и др.), в сфере экономики (хищения, незаконное предпринимательство, отмывание денежных средств, уклонение от уплаты налогов, контрабанда, коммерческий подкуп и др.), против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, бандитизм, хулиганство и др.), государственной власти и военной службы, мира и безопасности человечества.

"Комментарий к положениям УПК РФ
по проведению судебно-налоговых экспертиз, ревизий
и документальных проверок"
(А.Н. Борисов)
(Юридический Дом "Юстицинформ", 2004)

Исследованы правовые нормы, регламентирующие вопросы производства экспертизы, которая способствует раскрытию предусмотренных уголовным законодательством преступлений в области уплаты налогов (сборов) физическими и юридическими лицами.

Раскрываются процессуальные и методологические основы судебно-налоговой экспертизы, а именно: порядок назначения и проведения данной экспертизы, правовое положение участников уголовного судопроизводства при производстве экспертизы (эксперта, руководителя государственного экспертного учреждения, специалиста, обвиняемого, защитника и др.), сущность используемых при производстве судебно-налоговой экспертизы специальных знаний, объекты экспертного исследования, регистры налогового и бухгалтерског! о учета, налоговая и бухгалтерская отчетности, методика судебно-налоговой экспертизы.

В Комментарии также идет речь о формах документирования неуплаты налогов в рамках ревизий и документальных проверок; подробно исследуются такие институты контрольной деятельности, как ревизия финансово-хозяйственной деятельности (порядок проведения, оформление результатов ревизии), налоговая проверка (камеральные и выездные проверки, осмотр и истребование документов, выемка документов и проведение экспертизы, привлечение специалиста для оказания содействия при проведении проверки), аудиторская проверка.


Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc
Отписаться

В избранное