Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 20.12.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Новости от КонсультантПлюс |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 20 декабря 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О регулировании деятельности органов,
осуществляющих государственную регистрацию
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Министерством юстиции РФ подготовлен ряд документов, регулирующих деятельность органов по государственной регистрации.
Напомним, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Так, Приказом Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 183 утверждено "Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" (вступает в силу с 1 января 2005 г.).
Согласно утвержденному Положению, задачами территориального органа, помимо государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются деятельность по государственной регистрации общественных и религиозных объединений, осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В целях реализации указанных задач территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (Росрегистрация) наделяется обширными полномочиями, начиная с проверки законности сделок с недвижимым имуществом и заканчивая рассмотрением жалоб и заявлений граждан, организаций и должностных лиц. К его компетенции относятся, в том числе, ведение реестра адвокатов с выдачей соответствующих документов, ведение реестра лицензий на право нотариальной деятельности, а также участие в работе соответствующих квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, претендующих на звание адвоката и нотариуса. Согласно Положению территориальный орган уполномочен на проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы других госуда! рств, и обеспечение исполнения международных обязательств РФ в части истребования с территории государств - членов СНГ, стран Балтии и Российской Федерации копий наследственных дел и материалов по ним.
Территориальный орган Росрегистрации принимает решение о государственной регистрации региональных отделений политических партий, местных общественных объединений и их структурных подразделений, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории субъекта РФ, осуществляет за ними контроль, вплоть до направления своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях.
Территориальные органы имеют право запрашивать, а органы государственной власти и местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностные лица, а также общественные объединения, политические партии и религиозные объединения обязаны представлять все документы и иные материалы, необходимые для принятия соответствующих решений.
Обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, о дисквалификации арбитражного управляющего, о ликвидации региональных отделений политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и иных юридических лиц также отнесено к правам территориального органа Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ.
Приказами Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 184 и от 3 декабря 2004 г. N 186 утверждены "Порядок назначения Министерством юстиции Российской Федерации главных государственных регистраторов" и "Порядок назначения государственных регистраторов Федеральной регистрационной службой и территориальными органами Федеральной регистрационной службы" соответственно.
Следует иметь в виду, что на должность государственного регистратора назначаются лица:
- имеющие высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее трех лет или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее двух лет, прошедшие специальные курсы;
- имеющие иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее трех лет, прошедшие специальные курсы;
- сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями.
Главные государственные регистраторы назначаются на должность и освобождаются от должности Министерством юстиции РФ, а государственные регистраторы - директором соответствующей Службы. Рассмотрение документов, необходимых для назначения на должность, осуществляется на коллегиальной основе: в первом случае - комиссией Минюста РФ по назначению главных государственных регистраторов, во втором - комиссией Службы по назначению государственных регистраторов. Решение комиссии принимается большинством голосов. Кстати, освобождение от должности осуществляется только на основании личного заявления, без дополнительного рассмотрения на заседании комиссии.
Согласно Приказу Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 185 с 1 января 2005 г. создаются 78 регистрационных округов, на территории которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Регистрационные округа созданы по республиканскому, краевому, окружному и областному принципу, при этом Москва представляет собой отдельный округ, на территории которого будет действовать Главное управление Федеральной регистрационной службы.
О содействии вынужденным переселенцам в обеспечении проезда
на территории РФ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 713 утверждены "Правила оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан". Документ вступит в силу 1 января 2005 г.
Вынужденные переселенцы, переезжающие к новому месту жительства (пребывания), и лица, получившие свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, переезжающие к месту временного поселения (пребывания), пользуются равными правами в отношении содействия им в обеспечении проезда и провоза багажа.
Следует отметить, что из этих двух категорий граждан право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа имеют малообеспеченные лица. Документ приводит их исчерпывающий перечень. Это: одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком (детьми) в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет. Остальные имеют право на получение направления на приобретение в транспортной организации за счет собственных средств проездных документов - билетов и багажных квитанций. Такое направление гарантирует приобретение проездных документов в приоритетном порядке.
Для получения направления необходимо подать в тот территориальный орган Федеральной миграционной службы, где обратившееся за содействием лицо состоит на учете, заявление по установленной форме с указанием членов семьи, не достигших 18 лет, предполагаемого направления следования до пункта назначения и вида транспорта.
При подаче заявления предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем или удостоверение вынужденного переселенца.
Территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и выдает заявителю направление по установленной форме.
Правилами определены сведения, которые должны указываться в направлении, а также порядок оформления.
Установлен срок действия направления - 7 дней со дня выдачи.
В случае если направление не использовано в установленный срок по уважительной причине, оно может быть продлено выдавшим его территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Транспортная организация обязана в соответствии с направлением продать указанному в нем лицу (при предъявлении документа, удостоверяющего личность) проездные документы до пункта назначения, указанного в направлении.
Предусмотрена процедура компенсации расходов на проезд и провоз багажа лицам, имеющим на это право.
Эти лица должны не позднее 10 дней после постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы по новому месту временного поселения, месту жительства (месту пребывания) подать заявление по установленной форме о компенсации расходов на проезд и провоз багажа с указанием членов семьи, не достигших 18 лет.
Установлен перечень документов, которые должен предъявить в этом случае заявитель. В частности, необходимо указать номер счета по вкладу, открытый заявителем в кредитной организации, куда должна быть перечислена компенсация.
В течение 10 дней со дня подачи заявления принимается решение о компенсации расходов.
Выплата компенсации осуществляется в установленном порядке путем перечисления средств на указанный счет в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Правилами установлен размер компенсации расходов, который не должен превышать стоимость проезда:
железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
морским транспортом - на местах IV категории кают судов транспортных линий;
внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов транспортных маршрутов;
воздушным транспортом - в салонах экономического (низшего) класса самолетов;
автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.
Размер компенсации расходов на провоз багажа (не более 100 кг на одного человека) определяется на основании установленных тарифов.
Лицо, умышленно сообщившее ложные сведения или предъявившее заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для выплаты ему компенсации расходов на проезд и провоз багажа, возмещает территориальному органу Федеральной миграционной службы выплаченные средства в соответствии с законодательством РФ.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОО государственных гарантиях Белгородской области
7 декабря 2004 года Губернатором Белгородской области подписан Закон Белгородской области N 151 "О государственных гарантиях Белгородской области".
Согласно Закону под государственной гарантией Белгородской области признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Белгородская область является гарантом исполнения обязательства лица, в пользу которого выдана гарантия, перед третьими лицами полностью или частично.
Государственная гарантия предоставляется муниципальным образованиям и юридическим лицам в целях реализации приоритетных программ социально-экономического развития Белгородской области.
По государственной гарантии обязательство гаранта ограничивается суммой, включающей основной долг и начисленные проценты по кредитному договору. При этом не обеспечивается государственной гарантией исполнение обязательств должника по уплате штрафов, комиссий, пени за просрочку погашения задолженности по кредиту и за просрочку уплаты процентов.
Государственная гарантия предоставляется, как правило, на конкурсной основе, за исключением случаев предоставления государственной гарантии муниципальным образованиям и юридическим лицам, являющимся получателями средств бюджета области.
Для участия в отборе проектов для предоставления гарантии юридическим лицам необходимо направить в инвестиционный совет при Губернаторе области заявление, бизнес-план и иные необходимые документы.
Не допускаются к отбору юридические лица, находящиеся в стадии реорганизации, финансового оздоровления, банкротства или ликвидации; сообщившие о себе ложные сведения; имеющие просроченную задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, задолженность по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе; а также лица, не имеющие полного обеспечения исполнения обязательств по государственной гарантии.
В обеспечение исполнения государственной гарантии принимается поручительство или залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% гарантированных обязательств.
С юридическими лицами, прошедшими отбор, заключаются договоры о предоставлении государственной гарантии. В договоре указывается объем обязательств по гарантии, срок гарантии, обязанность получателя гарантии единовременно внести плату за ее выдачу в областной бюджет в размере 1% от суммы основного долга по кредитному договору.
Установлено, что общая сумма предоставленных государственных гарантий в пределах текущего года не может превышать 5% расходов областного бюджета.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКАО вопросах, связанных с постановкой
на учет крупнейших налогоплательщиков
Несколько нефтеперерабатывающих компаний обратились в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими Приказов МНС РФ от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" и от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях".
По мнению заявителей, Приказ МНС России N БГ-3-09/319 противоречит статьям 1, 2, пункту 1 статьи 4, пункту 2 статьи 11, пункту 2 статьи 23, пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ по следующим основаниям.
Оспариваемым Приказом устанавливается не предусмотренное налоговым законодательством основание постановки налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, на налоговый учет. Между тем предусмотренное в абзаце третьем пункта 1 статьи 83 Кодекса право МНС России определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, по мнению заявителей, означает право определять особенности порядка постановки на учет, но не устанавливать новые основания.
Поэтому оспариваемый Приказ не соответствует статьям 1, 2, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 83 Кодекса.
Кроме того, в соответствии с абзацем седьмым Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденного Приказом МНС России N БГ-3-09/319, межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам направляет крупнейшему налогоплательщику Уведомление и Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика - юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ.
Согласно абзацу девятому Порядка ранее выданное Свидетельство о постановке на учет признается недействительным с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика - юридического лица.
По мнению заявителей, оспариваемыми Приказами нарушаются предусмотренное пунктом 1 статьи 83 НК РФ право на налоговый учет по месту нахождения, а также законные интересы реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика с минимальными издержками в условиях территориальной близости налогового органа.
Основания для признания недействующими оспариваемых положений Приказа МНС России N САЭ-3-30/290 заявители усматривают в том, что указанный Приказ, применяемый фактически как нормативный правовой акт, носит по своему содержанию и применению межведомственный характер, распространяет свое действие на широкий круг налогоплательщиков. Между тем данный Приказ не прошел государственной регистрации, не был надлежащим образом опубликован, поэтому противоречит пункту 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а также пунктам 10, 17, 19 названных Правил.
МНС РФ не согласилось с заявленными требованиями по следующим основаниям.Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ установлено, что МНС России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, что, по мнению налоговых органов, подразумевает, в том числе, и право на определение места постановки на учет.
Применительно к Приказу N САЭ-3-30/290 МНС РФ руководствовалось письмом Минюста РФ от 06.08.2004 N 07/7512-ЮД, согласно которому указанный Приказ не содержит правовых норм и в государственной регистрации не нуждается.
По результатам исследования материалов дела Высший Арбитражный Суд РФ 25 ноября 2004 г. вынес следующее решение N 7448/04: признать не соответствующими пункту 2 статьи 11 НК РФ и недействующими абзацы седьмой и девятый Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" в части, предписывающей межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять крупнейшим налогоплательщикам Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и признания недействительным ранее выданного Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ применительно к крупнейш! им налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам не по месту нахождения организации, а также в части, предписывающей межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять крупнейшим налогоплательщикам Уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика применительно к крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по месту нахождения организации.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации, части третьей"
(под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского,
А.Г. Светланова) (Издательство "Юрайт", 2004)
Авторским коллективом представлен научно-практический постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сосредоточены весьма важные для граждан России, да и иностранных граждан также, нормы и институты, регламентирующие наследственное и международное частное право.
В разделе VI Комментария дана развернутая характеристика норм международного частного права с учетом его тесного взаимодействия с нормами, изложенными в первой и второй частях Гражданского кодекса РФ. Раскрывается понятие международного частного права, которое соответствует сложившемуся пониманию международного частного права за пределами России.
Говоря об институте наследования, авторы останавливаются на вопросах, связанных с наследованием по завещанию и по закону; здесь также анализируется порядок приобретения имущества (способы и срок принятия, переход прав на принятие наследства, отказ от него, охрана интересов отдельных категорий наследников, ответственность наследников по долгам наследодателя и др.); комментируется порядок наследования таких видов имущества, как предприятие, земельный участок, ограниченно оборотоспособная вещь, государственные награды и др., а также имущественных прав.
В работе исследуются особенности регулирования гражданским законодательством международных частноправовых отношений; данный анализ проведен с учетом практики применения коллизионных норм российскими и зарубежными судами, а также международными коммерческими арбитражами. Комментируются правила определения права, применимого к отношениям с участием иностранных физических и (или) юридических лиц и к отношениям, осложненным иным иностранным элементом.
В разделе VI Комментария говорится о проблеме применения права страны с множественностью правовых систем, взаимности в отношении применения иностранного права, оговорках о применении публичного порядка, ответных ограничениях в отношении прав субъектов, личном законе физического и юридического лица, выборе права сторонами договора, а также о многих других нормах, в которых раскрывается содержание порядка определения применимого права к имущественным и личным неимущественным отношениям.
Отдельная часть материала содержит анализ Вводного закона, в котором оговариваются общие и специальные правила введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||