Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 14.12.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Юридические семинары в Москве: "СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ" (Москва, 20 - 22 декабря 2004г.) с участием Савкина С.Ф. - судьи ВАС РФ; Суховой Г.И. - засл. юриста РФ, судьи ВАС РФ; Маковской А.А. - к.ю.н., зам. начальника управления ВАС РФ; Киндеевой Е.А. - зам. Председателя Московского комитета по регистрации недвижимости; Скловского К.И. - д.ю.н., адвоката и др. Тел. (095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск 14 декабря 2004 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О земельном налоге
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ дополнен главой 31 "Земельный налог". Это первая глава, которая входит в новый раздел Кодекса - раздел X "Местные налоги".
Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге - законами этих субъектов Российской Федерации).
Нормы Кодекса, непосредственно регулирующие земельный налог, устанавливают следующее.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге - в пределах города), на территории которого введен налог, кроме земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с законом, например, земельных участков, предоставленных для нужд обороны, участков лесного фонда, водного фонда и т.д.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кодексом установлен подробный порядок определения налоговой базы налогоплательщиками - совладельцами участка, налогоплательщиками - организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в т.ч. установлена льгота по ее определению: налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей в отношении земельных участков, находящихся в собственности или владении Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, некоторых других категорий инвалидов, а также некоторых категорий граждан, подвергавшихся воздействию радиации в результате техногенных катастроф или участия в обслуживании промышленной или военной техники.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков сельскохозяйственного использования, участков, занятых жилищным фондом и объектами жилищно-коммунального комплекса, участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В части налоговых льгот Кодексом установлено, что от налогообложения земельным налогом освобождаются земельные участки, занятые организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования, занятые объектами мобилизационного назначения, полигонами, аэродромами и т.п., при определенных условиях - земельные участки религиозных организаций, организаций инвалидов, организаций народных художественных промыслов, земельные участки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, земельные участки Российской академии наук и отраслевых академий.
Кодекс подробно регламентирует порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу, а также устанавливает порядок представления налоговой декларации, в том числе крайнюю дату ее представления - 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Представительные органы муниципальных образований и законодательные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в указанных выше пределах, порядок и сроки уплаты налога, могут устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кодексом установлены некоторые конкретные правомочия местных органов власти. Они вправе, в частности, устанавливать дифференцированные ставки налога в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка, не устанавливать отчетный период, предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ, в том числе в части дополнения Налогового кодекса РФ главой 31 "Земельный налог", вступает в силу с 1 января 2005 года, кроме его статьи 6, отменившей законодательное положение, в соответствии с которым до 1 января 2006 года доходы от местных налогов зачисляются в местные бюджеты "по ставкам, установленным представительными органами соответствующих муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах"; статья 6 вступила в силу с 30.11.2004. Также установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", регулирующий кроме земельного налога также и другие формы платы за землю (арендную плату и нормативную цену земли), признается утратившим силу с 1 января 2006 года, за исключением его статьи 25, определяющей понятие нормативной цены земли и наделяющей Правительство РФ правом устанавливать порядок определения нормативной цены земли; действие статьи 25 установлено на неопределенный срок. Некоторые нормы Закона РФ "О плате за землю" и других законодательных актов, предполагающие возможность регулирования земельного налога также актами органов власти субъектов Российской Федерации, и перечисления части средств земельного налога в бюджеты субъектов РФ и федеральный бюджет, признаются утратившими силу с 1 января 2005 года.
Также установлено, что при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными органами Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (и городов Москвы и Санкт-Петербурга) Закон РФ "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
Об обеспечении реализации прав граждан
на накопительную часть трудовой пенсии
Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Необходимо отметить, что изменения приняты в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии и распространяются на специализированные депозитарии и негосударственные пенсионные фонды, являющиеся субъектами и участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Принятию изменений способствовал ряд факторов. Прежде всего, формулировки отдельных положений применяемого в настоящее время Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" N 75-ФЗ не позволяли сделать однозначного вывода о том, что контроль за размещением пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда осуществляется одним и тем же специализированным депозитарием. Напомним, что пенсионные резервы - это совокупность находящихся в собственности пенсионного фонда средств, предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. В свою очередь, пенсионные накопления представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании.
В результате возникают ситуации, когда с пенсионными накоплениями и с пенсионными резервами работают разные специализированные депозитарии, к организации контроля за инвестированием и размещением которых предъявляются разные требования. В связи с этим пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 75-ФЗ был дополнен абзацем, согласно которому услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться фонду только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии. При этом специализированным депозитарием фонда может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Законом внесены изменения и в обязанности специализированного депозитария, отраженные в статье 36.18 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" N 75-ФЗ. Ранее специализированный депозитарий был обязан открывать отдельные счета депо на имя фонда и отдельные субсчета для каждой из управляющих компаний фонда для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений. В новой редакции Закона установлено, что теперь на имя каждой из управляющих компаний фонда должны открываться только отдельные счета депо, на которых, в свою очередь, будут учитываться права на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений.
Изменения, дополняющие Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся к статье 18 "Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". В частности, средства бюджета Пенсионного фонда, которые, кстати, имеют целевое назначение, отныне будут направляться, в том числе и на перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, новое направление расходов Пенсионного фонда обеспечивает возможность реализации права застрахованного лица на выбор негосударственного пенсионного фонда, являющегося субъектом правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Об осуществлении прав собственника
имущества унитарного предприятия
Правительством РФ издано Постановление от 03.12.2004 N 739, которым определены полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия.
В отношении унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, федеральные органы исполнительной власти наделяются такими полномочиями, как утверждение устава предприятия, назначение на должность его руководителя, согласование приема на работу главного бухгалтера. Федеральные органы исполнительной власти также утверждают программы деятельности предприятия, определяют части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, согласовывают совершение крупных сделок, сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, и сделок, связанных с распоряжением вкладом в уставн! ом капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями. Согласование создания филиалов и представительств, утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия, согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также решения о заключении договора простого товарищества также относятся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что утвержденные программа деятельности унитарного предприятия, а также отчет его руководителя направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Постановлением также определены и функции Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий. Это: утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг, согласование сделок, связанных с недвижимым имуществом (с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие), формирование уставного фонда, утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при его ликвидации, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия с даты включения предприятия в прогнозный план приватизации федерального имущества, за исключением случаев, если акции созданного посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности.
Разграничена компетенция между Правительством РФ и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по вопросам принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения и федеральные казенные предприятия согласно Постановлению принимается Правительством РФ.
Реорганизация унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.
Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009, осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОО квалификационном отборе
аудиторских организаций в Сахалинской области
Постановлением Администрации Сахалинской области от 12.11.2004 N 169-па утверждено Положение о квалификационном отборе уполномоченных аудиторских организаций, которое регулирует проведение квалификационного отбора аудиторских организаций, уполномоченных на проведение аудиторских проверок государственных унитарных предприятий области.
Согласно Положению отбор уполномоченных аудиторских организаций проводится ежегодно. Сообщение о проведении отбора публикуется комитетом по управлению государственным имуществом области в газете не менее чем за 45 дней до его проведения. В сообщении указываются сведения о цели квалификационного отбора, требования, предъявляемые к аудиторским организациям - участникам квалификационного отбора, и иные необходимые сведения.
Аудиторские организации, желающие принять участие в квалификационном отборе, должны подать в квалификационную комиссию заявку на участие с приложением необходимых документов.
Установлены обязательные критерии для аудиторских организаций, претендующих на включение в перечень уполномоченных организаций. Это наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, наличие в штате не менее 5 специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, срок деятельности на рынке аудиторских услуг не менее 3 лет, отсутствие в уставном капитале доли, принадлежащей иностранным инвесторам.
Комиссией может быть отказано аудиторской организации во включении ее в перечень уполномоченных аудиторских организаций в случае, если она не будет соответствовать указанным критериям.
Претенденту, прошедшему квалификационный отбор, направляется уведомление о признании его уполномоченной аудиторской организацией и выписка из протокола об итогах квалификационного отбора. Уведомление и выписка выдаются под расписку либо высылаются по почте не позднее 3 дней с момента утверждения протокола организатором квалификационного отбора.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКАЗапрет автономной некоммерческой
организации применять упрощенную систему
налогообложения противоречит положениям
налогового законодательства
Автономная некоммерческая организация, учрежденная единственным юридическим лицом, обратилась в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако налоговая инспекция вынесла уведомление об отказе на том основании, что поскольку в данной организации доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, то в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ указанное обстоятельство лишает ее права применять упрощенную систему налогообложения.
Организация не согласилась с решением налогового органа и обратилась в суд. Решением судов первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В свою очередь кассационная инстанция оба вынесенных решения отменила, мотивируя тем, что положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ могут быть применены, в том числе, и к некоммерческим организациям. Следовательно, раз некоммерческая организация имеет одного учредителя, доля непосредственного участия которого составляет 100 процентов, то отказ налогового органа правомерен.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с вынесенным Постановлением кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим понятие "доля непосредственного участия" к некоммерческим организациям не применяется.
С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, следует, что под непосредственным участием других организаций необходимо понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом имеется в виду организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Назначение коллегиального высшего органа автономной некоммерческой организации при ее учреждении не может рассматриваться в качестве участия учредителя в организации в смысле, придаваемом подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
Таким образом, запрет автономной некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.
С учетом изложенного Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 12 октября 2004 г. N 3114/04 Постановление кассационной инстанции отменил, решение судов первой и апелляционной инстанций оставил в силе.
ЗАКОНОПРОЕКТЫПроект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 4 Закона
Российской Федерации "О средствах
массовой информации"
Данный законопроект вносит изменения в статью 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", которая ограничивает злоупотребления свободой массовой информации.
Законопроектом предлагается запретить "в период с 7 часов утра до 22 часов вечера распространение в теле-, видео-, кинохроникальных программах и демонстрацию в телевизионных фильмах и кинофильмах трупов людей, сцен убийства, нанесения побоев, причинения тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера".
По мнению разработчика законопроекта, преобладание в телевизионном эфире, в т.ч. "в художественных и документальных фильмах", большого количества информации о насилии, преступлениях и катастрофах, тем более с человеческими жертвами, негативно влияет прежде всего на неустойчивую детскую психику, пробуждает агрессивные тенденции в детях, является причиной их эмоциональной перегрузки и, в конечном итоге, приводит к такому негативному для общества последствию, как рост детской преступности.
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона
"О мировых судьях в Российской Федерации"
Представленный проект Закона направлен на приведение статьи 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроектом уточняется перечень дел, подсудных мировому судье.
Так, указанный перечень приведен в соответствие с подсудностью, предусмотренной статьей 31 УПК, статьей 23 ГПК РФ, статьей 22.1 КоАП РФ.
Предлагаемая редакция пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" позволит устранить существующие противоречия между действующими законодательными актами.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||