Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================


Юридические семинары в Москве:

"ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ: заключение, исполнение, арбитраж и применение
зарубежного права" (Москва, 25-27 октября 2004г.)
с участием Розенберга М.Г. - засл. юриста РФ, д.ю.н., арбитра МКАС при ТПП РФ;
Вилковой Н.Г. - д.ю.н., арбитра МКАС; Комарова А.С. - д.ю.н., Председателя МКАС;
Хвалея В.В. - партнера Юридической фирмы "Baker & McKenzie" и др. 

Тел. (095) 244-77-88, 244-76-56  info@m-logos.ru  Http://www.m-logos.ru 
=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    
    Выпуск 6 сентября 2004 года
    
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    Изменения в Налоговом кодексе РФ
    
    20 августа 2004 года Президентом РФ подписаны Федеральные законы N N
103-ФЗ, 105-ФЗ,  107-ФЗ,  108-ФЗ,  109-ФЗ,  110-ФЗ  и  112-ФЗ,  вносящие
изменения в часть вторую Налогового  кодекса  РФ.  Изменения  внесены  в
главы, регулирующие налог на  добавленную  стоимость,  налог  на  доходы
физических лиц, налог на прибыль организаций,  транспортный  налог.  Все
изменения вступают в силу с 1 января 2005 года, кроме внесенных  Законом
N 110-ФЗ (о вступлении в силу этих изменений будет сказано отдельно).
    Большинство  изменений  связано  с  задачей  создания  благоприятных
условий для формирования рынка  доступного  жилья  посредством  снижения
издержек риэлтеров и инвесторов, в том  числе  вкладывающих  средства  в
ипотечные и муниципальные ценные бумаги.
    Так,  перечни  объектов  и  операций,  не  облагаемых   налогом   на
добавленную стоимость,  дополнены  операциями  по  реализации  земельных
участков (долей в них), реализацией  жилых  домов,  жилых  помещений,  а
также долей в них, и  передачей  доли  в  праве  на  общее  имущество  в
многоквартирном доме при реализации квартир.
    При определении размера налоговой  базы  для  исчисления  налога  на
доходы физических лиц  Кодексом  предусмотрены  имущественные  налоговые
вычеты в суммах, полученных налогоплательщиком в  налоговом  периоде  от
продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения,
дач,  садовых  домиков  или  земельных  участков  и  долей  в  указанном
имуществе. Внесенными изменениями уменьшен  срок  нахождения  указанного
имущества в собственности  налогоплательщика  до  продажи,  влияющий  на
размер   имущественного   налогового    вычета:    продажа    имущества,
находившегося в  собственности  налогоплательщика  менее  трех  лет  (до
внесения изменений -- менее пяти лет), дает  право  на  вычет  сумм,  не
превышающих в целом 1000000 рублей, находившегося  в  собственности  три
года и более -- на вычет полной суммы, полученной при продаже имущества.
    Налоговые  имущественные  вычеты  предоставляются  налогоплательщику
также в сумме, израсходованной на новое строительство либо  приобретение
на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли в них,
в размере фактически произведенных расходов  (в  сумме,  не  превышающей
1000000 рублей), а также в сумме, направленной на погашение процентов по
целевым займам (кредитам), полученным налогоплательщиком от кредитных  и
иных организаций Российской Федерации на  указанные  цели.  До  внесения
изменений налоговый имущественный вычет  на  сумму  погашения  процентов
предоставлялся  только  по  ипотечным  кредитам,  полученным  в   банках
Российской Федерации. Кроме того, в Кодекс введены  нормы,  раскрывающие
понятие "фактических расходов" на строительство или приобретение  жилья,
регламентирующие порядок подтверждения права на имущественный  налоговый
вычет, а также дополняющие порядок предоставления вычета (он может  быть
произведен  не  только  в  налоговых  органах  по  окончании  налогового
периода, но и до окончания налогового периода  у  налогового  агента  --
работодателя  по  основному  месту  работы  при  условии   подтверждения
налоговыми органами права налогоплательщика на имущественный вычет).
    Из доходов физических лиц, облагаемых по повышенной налоговой ставке
35 процентов, исключены доходы в виде материальной выгоды от экономии на
процентах  за  пользование  упомянутыми  целевыми  займами  (кредитами),
полученными на новое строительство либо приобретение жилья.  Установлена
налоговая ставка в размере  9  процентов  в  отношении  доходов  в  виде
процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января
2007 года, а также  по  доходам  учредителей  доверительного  управления
ипотечным покрытием,  полученным  на  основании  приобретения  ипотечных
сертификатов участия, выданных  управляющим  ипотечным  покрытием  до  1
января 2007 года.
    Из  внереализационных  доходов  при  исчислении  налога  на  прибыль
организаций  изъяты  случаи  списания  ипотечным  агентом  (коммерческой
организацией, совершающей операции и эмитирующей облигации  с  ипотечным
покрытием в соответствии с  Федеральным  законом  "Об  ипотечных  ценных
бумагах")  кредиторской  задолженности   в   виде   обязательств   перед
владельцами  облигаций  с  ипотечным  покрытием.  Перечень  доходов,  не
облагаемых налогом на прибыль  организаций,  дополнен  доходами  в  виде
имущества, включая денежные средства, или  имущественных  прав,  которые
получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью.
    Ставка налога на прибыль  организаций  в  размере  15-ти  процентов,
применяемая к налоговой базе, определяемой  по  операциям  с  отдельными
видами долговых обязательств, распространена на доходы в виде  процентов
по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1  января  2007
года,  и  доходы   учредителей   доверительного   управления   ипотечным
покрытием, полученные на основании приобретения  ипотечных  сертификатов
участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после  1  января  2007
года. При этом на ближайший  период  по  аналогичным  доходам,  т.е.  по
доходам  в  виде  процентов  по  облигациям   с   ипотечным   покрытием,
эмитированным  до  1   января   2007   года,   и   доходам   учредителей
доверительного управления ипотечным покрытием, полученным  на  основании
приобретения  ипотечных  сертификатов  участия,   выданных   управляющим
ипотечным покрытием до 1 января 2007 года, а также  по  доходам  в  виде
процентов по муниципальным ценным  бумагам,  эмитированным  на  срок  не
менее трех лет до 1 января 2007 года, установлена новая, меньшая  ставка
в размере 9 процентов.
    Другие изменения, внесенные  в  Налоговый  кодекс  РФ,  представляют
собой следующее.
    Глава  "Налог  на   прибыль   организаций"   дополнена   положением,
устанавливающим,    что     амортизируемое     имущество,     полученное
организацией-инвестором  от  собственника  имущества  в  соответствии  с
законодательством об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности  по
оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в
течение срока действия инвестиционного соглашения.
    Федеральный закон от 20.08.2004 N 110-ФЗ,  дополнивший  Кодекс  этой
нормой, вступает в силу с 1 января 2005 года, но  не  ранее  1-го  числа
очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
    От налогообложения налогом  на  доходы  физических  лиц  освобождены
суммы,  уплаченные  за  лечение  и  медицинское  обслуживание  инвалидов
общественными организациями инвалидов, и суммы материальной  помощи,  не
превышающие   2000   рублей,   оказываемой    инвалидам    общественными
организациями инвалидов.
    Налоговая   база   для   транспортного   налога   дополнена    новым
определением. В отношении воздушных транспортных средств  с  реактивными
двигателями налоговая база определяется как "паспортная статическая тяга
реактивного  двигателя  (суммарная  паспортная  статическая  тяга   всех
реактивных двигателей) воздушного  транспортного  средства  на  взлетном
режиме  в  земных  условиях  в  килограммах  силы".  Ставка  налога  для
самолетов с реактивными двигателями установлена в размере 20-ти рублей с
каждого килограмма силы тяги.
    
    О присяжных заседателях
    
    5 сентября вступил в силу Федеральный закон от 20.08.2004  N  113-ФЗ
"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской
Федерации" (далее -- Закон).
    Новый Закон привнес ряд существенных моментов в ранее  действовавшие
нормативные  акты,  регулирующие  порядок  формирования  и  деятельность
присяжных заседателей. Так, теперь в  Законе  определено,  что  общий  и
запасной списки кандидатов в присяжные  заседатели  составляются  каждые
четыре года путем случайной выборки установленного числа граждан. Списки
с необходимым количеством  кандидатов  на  новый  срок  составляются  по
представлению председателя соответствующего суда не  менее  чем  за  три
месяца до истечения срока полномочий ранее включенных кандидатов.  Кроме
того,   для   исполнительно-распорядительных   органов    муниципального
образования  и  высших  исполнительных  органов  государственной  власти
субъекта Российской Федерации, то есть для  тех,  кто  формирует  списки
кандидатов, устанавливается обязанность ежегодно (или в  более  короткие
сроки по представлению председателя суда) проверять и при  необходимости
изменять и дополнять списки кандидатов в присяжные заседатели,  исключая
из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая
в них тех, кто был отобран дополнительно.
    Таким   образом,   принятые   нововведения    призваны    обеспечить
бесперебойную работу судов, и, как следствие, рассмотрение уголовных дел
с соблюдением сроков, установленных законодательством.
    В новом Законе расширены ограничения, при наличии которых  гражданин
должен быть исключен из списка кандидатов. Ранее присяжными заседателями
не могли быть лица, не достигшие 25 лет, или  имеющие  непогашенную  или
неснятую   судимость,   или   признанные   судом   недееспособными   или
ограниченными  в  дееспособности.  Теперь  к  ним  добавились  граждане,
состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере
в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических
и затяжных психических расстройств. Необходимо  отметить,  что  в  новом
Законе в более корректной форме изложены личностные характеристики,  при
которых человек не может в полной мере исполнять обязанности  присяжного
заседателя  и,  соответственно,  исключается  из  списка  кандидатов   в
присяжные  заседатели.   Так,   не   нашли   своего   применения   ранее
употребляемые формулировки, такие  как  "престарелые,  которые  достигли
возраста 70 лет" или "немые, глухие, слепые и  другие  лица,  являющиеся
инвалидами". Теперь из списка кандидатов в присяжные заседатели,  по  их
письменному  заявлению,  могут  быть  исключены   граждане,   "достигшие
возраста 65 лет", а  не  допущенными  к  участию  в  рассмотрении  судом
конкретного уголовного  дела  --  "имеющие  физические  или  психические
недостатки, препятствующие полноценному  участию  в  рассмотрении  судом
уголовного дела".
    Закон устанавливает новый порядок исключения  граждан  из  общего  и
запасного списков кандидатов в присяжные заседатели  по  их  письменному
заявлению. Ранее эта  прерогатива  принадлежала  председателю  суда  или
председательствующему на заседании  судье  единолично.  Теперь  же,  при
наличии заявленных обстоятельств, препятствующих исполнению  гражданином
обязанностей   присяжного   заседателя,   председатель    суда    вносит
представление о необходимости изменения и дополнения общего и  запасного
списка в высший исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта
Российской Федерации, то есть орган, непосредственно формирующий  списки
кандидатов, который и принимает окончательное решение.
    Кстати,   по   новому   Закону   не    являются    обстоятельствами,
препятствующими исполнению обязанностей присяжного заседателя, наличие у
женщины детей в возрасте до трех лет или наличие у кандидата религиозных
убеждений, не позволяющих участвовать в осуществлении правосудия.  Также
исключены  ограничения  по  профессиональному  признаку,  например,  для
врачей, учителей, пилотов авиалиний и т.д., то есть тех лиц,  отвлечение
которых от исполнения служебных обязанностей считалось нанесением  вреда
общественным и государственным интересам.
    Ранее гражданин мог подать заявление об  исключении  его  из  списка
кандидатов в присяжные заседатели, если он не владеет языком, на котором
ведется     судопроизводство,      является      военнослужащим      или
священнослужителем,  а  также  сотрудником   внутренних   дел,   судьей,
прокурором, следователем, адвокатом, нотариусом, дознавателем. Теперь  к
этому списку добавились  сотрудники  органов  по  контролю  за  оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов,
таможенных органов, учреждений уголовно-исполнительной системы, а  также
лица, осуществляющие разрешенную частную детективную деятельность.
    В период  осуществления  присяжным  заседателем  своих  функций  ему
выплачивается компенсационное  вознаграждение  в  размере  одной  второй
части должностного оклада судьи  соответствующего  суда  пропорционально
числу дней участия в осуществлении правосудия (обычно  не  менее  десяти
рабочих дней один раз в году или на все  время  рассмотрения  уголовного
дела,  которое  не  окончилось  к  моменту   истечения   этого   срока).
Вознаграждение  не  может  быть  менее  среднего  заработка   присяжного
заседателя  по  месту  его  основной   работы   за   указанный   период.
Одновременно ему возмещаются транспортные и командировочные  расходы,  а
также сохраняются все гарантии и компенсации,  предусмотренные  трудовым
законодательством.
    Необходимо  отметить,  что  на  присяжного   заседателя   в   период
осуществления им правосудия распространяются  гарантии  независимости  и
неприкосновенности судей. В  частности,  члены  его  семьи  и  имущество
находятся под особой защитой государства; присяжный  заседатель,  в  том
числе по истечении срока его  полномочий,  не  может  быть  привлечен  к
какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия
мнение  и  принятое  судом  решение;  он  не  обязан  давать  каких-либо
объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве  дел
и т.д. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять  обязанности
по осуществлению правосудия,  несут  ответственность  в  соответствии  с
законодательством.
    Следует иметь в виду,  что  для  гражданина,  включенного  в  списки
кандидатов, участие в осуществлении  правосудия  в  качестве  присяжного
заседателя является его гражданским долгом.
    
    О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
    об административных правонарушениях
    
    5 сентября 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.08.2004  N
114-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  Кодекс   Российской   Федерации   об
административных правонарушениях" (далее -- Закон).
    Изменения   затрагивают   две   статьи   Кодекса,   относящиеся    к
административным  правонарушениям  против  порядка  управления.   Прежде
всего, это  статья  19.5  "Невыполнение  в  срок  законного  предписания
(постановления,    представления)    органа     (должностного     лица),
осуществляющего государственный  надзор  (контроль)".  Теперь,  согласно
внесенным изменениям, к законному предписанию органа (должностного лица)
помимо постановления и представления относится и решение. Следует  иметь
в виду, что  административные  нарушения,  установленные  частью  первой
статьи 19.5, рассматриваются федеральными судьями судов общей юрисдикции
или мировыми судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.  В
свою очередь, дела об  административных  правонарушениях,  установленных
частями второй и третьей  указанной  статьи,  рассматривают  Федеральная
антимонопольная служба и федеральные  органы  исполнительной  власти  по
регулированию естественных монополий, соответственно.
    В новой редакции  Закон  излагает  и  статью  19.8  "Непредставление
ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный
антимонопольный   орган,   его   территориальные   органы   или   органы
регулирования естественных монополий" Кодекса  Российской  Федерации  об
административных правонарушениях.
    В прежней редакции статьи административным правонарушением  являлось
представление   в   федеральный   антимонопольный   орган   или   органы
регулирования   естественных   монополий   ходатайств   и    уведомлений
(заявлений),  содержащих  заведомо   недостоверные   сведения   или   их
непредставление вообще. Теперь же частью первой статьи установлено,  что
к  нарушениям  относится  непредставление   ходатайств   и   уведомлений
(заявлений), если их представление является обязательным в  соответствии
с действующим законодательством, а также если ходатайства и  уведомления
содержат  заведомо  недостоверные  сведения  или  поданы  в  федеральный
антимонопольный орган или органы регулирования естественных монополий  с
нарушением порядка и сроков подачи.
    Указанные административные правонарушения влекут за собой  наложение
взыскания в виде административного штрафа: на граждан --  в  размере  от
пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты  труда  (кстати,
данная мера ответственности граждан  является  нововведением,  внесенным
Законом), на должностных лиц -- от тридцати  до  пятидесяти  минимальных
размеров оплаты труда (в прежней редакции -- от двадцати до пятидесяти),
на юридических лиц -- от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров
оплаты труда (в прежней редакции -- от пятисот до пяти тысяч).
    К  нарушениям,  влекущим  административную  ответственность,   часть
вторая статьи 19.8 относит непредставление сведений  (информации),  если
их  представление  является  обязательным  либо  представление  заведомо
недостоверных сведений, за исключением случаев,  предусмотренных  частью
первой статьи. При наличии таких нарушений  федеральный  антимонопольный
орган или органы регулирования  естественных  монополий  могут  наложить
административный штраф: на граждан -- в размере от десяти до  пятнадцати
минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц -- от двадцати  до
тридцати минимальных размеров оплаты труда, на  юридических  лиц  --  от
пятисот до одной тысячи минимальных  размеров  оплаты  труда.  Указанная
ответственность также является новацией, внесенной Законом.
    Наконец, следует отметить, что Законом внесено  дополнение  в  часть
четвертую  статьи  28.3  Кодекса   "Должностные   лица,   уполномоченные
составлять  протоколы  об   административных   правонарушениях".   Ранее
перечень должностных лиц ограничивался частями второй и  третьей  данной
статьи. Теперь к ним добавилась часть первая, согласно которой протоколы
об административных правонарушениях составляются и  должностными  лицами
уполномоченных органов, в пределах их компетенции.
    
    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    
    Об инвестиционной деятельности в Курской области
    
    В  Курской  области  принят  Закон  от  12.08.2004  N   37-ЗКО   "Об
инвестиционной деятельности в Курской области" (далее -- Закон), который
регулирует   инвестиционную   деятельность,   осуществляемую   в   форме
капитальных вложений. Закон признает утратившим силу ранее действовавший
аналогичный  Закон  Курской  области   от   12.03.2002   N   6-ЗКО   "Об
инвестиционной деятельности в Курской области".
    В Законе предусмотрены разнообразные формы государственной поддержки
инвестиционной  деятельности,   в   частности   выделение   кредитов   и
финансирование  инвестиционных  проектов  за  счет  средств   областного
бюджета,  предоставление  государственных  гарантий   Курской   области,
установление льготных  условий  пользования  государственным  имуществом
Курской области и др.
    Установлена не предусмотренная Законом  2002  года  форма  поддержки
инвестиционной  деятельности  --  возмещение  (субсидирование)  за  счет
средств  областного  бюджета  части  затрат  на  уплату   процентов   по
банковским кредитам, полученным для реализации инвестиционных  проектов.
Затраты возмещаются в размере 50% ставки  рефинансирования  Центрального
банка РФ.
    Отбор инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки
Курской области производится на конкурсной основе  комиссией,  созданной
из представителей администрации области,  областной  Думы,  региональных
налогового  и  антимонопольного  органов.  Критериями  отбора  являются:
максимальная   бюджетная   эффективность;   максимальная    коммерческая
эффективность; максимальное значение  срока  окупаемости;  экономическая
значимость  проекта  для   области;   социальная   значимость   проекта;
инновационный характер проекта.
    Отношения    между    субъектами     инвестиционной     деятельности
осуществляются на основе договора и  (или)  государственного  контракта,
заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
    Определены основания  для  предоставления  инвестиционных  налоговых
кредитов по налогу на прибыль  организаций  и  региональным  налогам,  в
части, зачисляемой в областной бюджет: строительство нового  предприятия
(цеха);  организация  нового  производства  на   площадях   действующего
предприятия (цеха); создание новых видов продукции.
    В отличие от Закона 2002 года  новый  Закон  не  устанавливает  виды
налоговых льгот, предоставляемых субъектам инвестиционной  деятельности,
и условия их предоставления.
    
    О конкурсе инвестиционных проектов на право получения
    льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество
    организаций в Удмуртской Республике
    
    Постановлением Правительства Удмуртской Республики от  09.08.2004  N
103 утверждено Положение о конкурсе инвестиционных проектов  организаций
на право получения льгот по налогу на прибыль организаций  и  налогу  на
имущество  организаций,   установленных   законодательством   Удмуртской
Республики.  Положение  разработано  на  основании   Закона   Удмуртской
Республики  от  05.03.2003  N  7-РЗ  "О  государственной  инвестиционной
политике Удмуртской Республики".
    Виды  налоговых  льгот  и  условия  их   предоставления   инвесторам
установлены Законом  Удмуртской  Республики  от  05.03.2003  N  8-РЗ  "О
налоговых   льготах,   связанных   с    осуществлением    инвестиционной
деятельности".
    В конкурсе могут участвовать организации, привлекающие инвестиции  и
(или) направляющие собственные средства на создание новых, реконструкцию
и модернизацию существующих производств.
    Для  участия  в  конкурсе  претендент  направляет   в   Министерство
экономики  Удмуртской  Республики  пакет  документов  по  установленному
перечню, в числе  которых  можно  выделить  бизнес-план  инвестиционного
проекта, зарегистрированный  в  Государственном  реестре  инвестиционных
проектов Удмуртской Республики, и расчеты  размера  налоговых  льгот  по
налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.
    Конкурсная  комиссия  определяет  победителя  конкурса   на   основе
следующих     критериев:      социально-экономическая      эффективность
инвестиционного проекта; инвестирование проектов в приоритетных отраслях
экономики Удмуртской Республики; инвестирование проектов, предполагающих
ввод в действие (расширение,  модернизацию)  мощностей  по  производству
продукции для государственных нужд; инвестирование проектов, связанных с
охраной окружающей природной среды и  улучшением  экологических  условий
действующих  производств;  инвестирование  проектов,   направленных   на
создание новых рабочих мест.
    На основании решения конкурсной  комиссии  правительство  Удмуртской
Республики издает распоряжение об  утверждении  перечня  организаций  --
победителей конкурса. Результаты конкурса могут быть аннулированы,  если
в течение двух месяцев со дня проведения конкурса организация-победитель
не  заключит   инвестиционный   договор   с   уполномоченными   органами
государственной власти Удмуртской Республики.
    
    О порядке и условиях заключения договора
    о реализации инвестиционного проекта между субъектом
    инвестиционной деятельности и уполномоченным органом
    Кабинета Министров Республики Татарстан
    
    Постановлением Кабинета Министров РТ от 09.08.2004 N 366  утверждено
Положение  о  порядке  и  условиях  заключения  договора  о   реализации
инвестиционного проекта между субъектом  инвестиционной  деятельности  и
уполномоченным  органом   Кабинета   Министров   Республики   Татарстан.
Положение разработано в соответствии с Законами Республики Татарстан  от
25.11.1998  N  1872  "Об  инвестиционной   деятельности   в   Республике
Татарстан" и от 16.12.2003 N 52-ЗРТ "О бюджете Республики  Татарстан  на
2004 год". Субъекты инвестиционной деятельности, заключившие  договор  о
реализации инвестиционного проекта (далее -- Договор), освобождаются  от
уплаты  федеральных  (частично)  и  республиканских  налогов.  Право  на
получение налоговых льгот возникает  с  отчетного  периода  по  налогам,
следующего за тем, в котором был подписан Договор.
    Право   на    заключение    Договора    предоставляется    субъектам
инвестиционной  деятельности  всех   форм   собственности,   реализующим
инвестиционные проекты  в  приоритетных  отраслях  экономики  Республики
Татарстан, определенных  Постановлением  Кабинета  Министров  Республики
Татарстан от 19.09.2002 N 555.
    Субъект  инвестиционной  деятельности,  претендующий  на  заключение
Договора,  представляет  в  Министерство  экономики   и   промышленности
Республики Татарстан документы по перечню, установленному Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999  N  284,  а  также
бизнес-план,  расчет  по  видам  и  сумме  выпадающих  налогов,   проект
Договора.
    Министерство  экономики  и   промышленности   Республики   Татарстан
проводит государственную экспертизу бизнес-плана. Решение  о  заключении
Договора       принимает       Межведомственная       комиссия        по
структурно-инвестиционной политике  при  Кабинете  Министров  Республики
Татарстан.
    Договор заключается между субъектом  инвестиционной  деятельности  и
Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан.
    Если Комиссия принимает отрицательное решение о заключении Договора,
отказ направляется субъекту инвестиционной  деятельности  в  течение  10
дней после подписания протокола заседания Комиссии.
    
    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
    
    Привлечение налогоплательщика
    к ответственности за непредставление декларации
    по налогу на пользователей автомобильных дорог
    до истечения установленного срока
    признано неправомерным
    
    В представительстве иностранного  юридического  лица  (авиакомпании)
налоговым органом была  проведена  камеральная  проверка  деклараций  по
налогу на пользователей автомобильных дорог за девять месяцев 2002 года.
По ее результатам было принято  решение  о  привлечении  авиакомпании  к
налоговой ответственности в виде  взыскания  штрафа,  в  соответствии  с
пунктами  1,  2  статьи  119  Налогового  кодекса  РФ   "Непредставление
налоговой декларации" (далее -- НК РФ).
    Авиакомпания с принятым решением  не  согласилась,  сумму  штрафа  в
добровольном  порядке  не  уплатила,  в  связи  с  чем  налоговый  орган
обратился с иском в арбитражный суд.
    Удовлетворяя  требования  налогового  органа,  суды  трех  инстанций
исходили из того, что  авиакомпания  нарушила  статью  5  Закона  РФ  от
18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации"  и  пункт
42 инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления  и  уплаты
налогов,  поступающих  в  дорожные  фонды",  которыми  установлен   срок
представления  декларации  по  налогам  на  пользователей  автомобильных
дорог.  Таким  образом,   по   мнению   суда,   авиакомпания   совершила
правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктами  1,  2
статьи 119 НК РФ.
    Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ  не  согласился  с  принятыми
судебными актами по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ "О дорожных  фондах  в
Российской   Федерации"   иностранные    юридические    лица    являются
плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог.
    Согласно статье 80 НК  РФ,  налоговая  декларация  представляется  в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки и  представляет
собой письменное заявление  налогоплательщика  о  полученных  доходах  и
произведенных  расходах,  источниках  доходов,   налоговых   льготах   и
исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с  исчислением
и уплатой налога.
    Исходя  из  норм,  содержащихся  в  статье  55  НК  РФ,  определение
налоговой базы и исчисление подлежащих уплате сумм  налога  производится
по окончании налогового периода, под которым понимается календарный  год
или иной период времени применительно  к  отдельным  налогам.  Налоговый
период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
    МНС России в письме от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 "О сроках
уплаты налога на  пользователей  автомобильных  дорог"  разъяснило,  что
налоговым периодом по указанному налогу  является  календарный  год,  по
истечении которого наступают последствия, связанные с неуплатой налога.
    Вследствие того, что  требование  налогового  органа  о  привлечении
авиакомпании  к  ответственности  за   непредставление   предусмотренной
ведомственным актом декларации по налогу на пользователей  автомобильных
дорог заявлено до  истечения  срока,  указанного  в  данном  письме  МНС
России, у суда не было оснований  для  привлечения  налогоплательщика  к
налоговой  ответственности,   предусмотренной   статьей   119   НК   РФ.
Оспариваемые  судебные  акты  нарушают  единообразие  в   толковании   и
применении арбитражными судами норм права, что в силу  пункта  1  статьи
304 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации  является
основанием для их отмены.
    С  учетом  изложенного,  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда   РФ
Постановлением от 27 июля 2004  г.  N  2650/04  отменил  принятые  ранее
решение и постановления нижестоящих судов, а  также  отказал  налоговому
органу в удовлетворении требования о взыскании с  авиакомпании  штрафных
санкций.
    
    ЗАКОНОПРОЕКТЫ
    
    Законопроект о внесении изменений
    в Таможенный кодекс Российской Федерации
    
    Проект  Федерального  закона  N  80135-4  предусматривает   внесение
изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ
(далее -- Кодекс), связанных  с  введением  нового  понятия  "таможенный
сбор".
    Согласно  законопроекту,   таможенным   сбором   признается   взнос,
взимаемый с лиц, уплата которого является одним  из  условий  совершения
таможенными  органами  действий,  связанных  с  таможенным  оформлением,
хранением, сопровождением товаров, перемещаемых через таможенную границу
Российской  Федерации  в  соответствии  с   Кодексом.   Для   детального
регулирования  данного  института   Кодекс   дополняется   главой   33.1
"Таможенные сборы".
    В законопроекте таможенные сборы разделяются на три вида:  сборы  за
таможенное оформление, за таможенное сопровождение и за хранение.
    Лицами, ответственными за уплату  таможенных  сборов  за  таможенное
оформление,  являются  декларанты,  за  уплату  сборов   за   таможенное
сопровождение  отвечают  лица,  получившие  разрешение   на   внутренний
таможенный  транзит,  а  обязанность  по  уплате  сборов   за   хранение
возлагается на лиц, поместивших  товары  на  склад  временного  хранения
таможенного органа или на таможенный склад таможенного органа.
    Обязанность по исчислению  таможенных  сборов  возлагается  на  лиц,
ответственных за их уплату. Для исчисления сборов  используются  ставки,
действующие на  день  принятия  таможенной  декларации,  день  помещения
товаров под процедуру  внутреннего  транзита  и  ставки,  действующие  в
период хранения товаров на таможенном  складе  (в  зависимости  от  вида
таможенных сборов).
    Законопроект  устанавливает,  что  таможенные  сборы   должны   быть
уплачены  либо  до  подачи  декларации,  либо  до  начала   фактического
осуществления таможенного  сопровождения,  либо  до  фактической  выдачи
товара с таможенного склада.
    Уплата таможенных сборов осуществляется  по  правилам  и  в  формах,
предусмотренных для уплаты таможенных пошлин.
    Законопроект предусматривает ряд случаев, когда обязанное лицо может
быть  освобождено  от  уплаты  таможенных  сборов.   К   ним   относятся
освобождение  от  уплаты  таможенных  сборов  за  таможенное  оформление
товаров, помещаемых под таможенный  режим  отказа  от  товара  в  пользу
государства,   товаров,   перемещаемых    через    таможенную    границу
дипломатическими, консульскими и иными официальными  представительствами
иностранных государств, наличной валюты Российской  Федерации,  ввозимой
или вывозимой Центральным банком РФ,  товаров,  ввозимых  на  таможенную
территорию РФ в течение одной недели в адрес  одного  получателя,  общая
таможенная стоимость которых не превышает 5 тысяч рублей, и др.
    Законопроект указывает, что ставки таможенных сборов  за  таможенное
оформление устанавливаются Правительством РФ,  при  этом  размер  такого
сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и
не может превышать 100000 рублей. Размер таможенных сборов за таможенное
сопровождение   определяется   по   тарифной   сетке,    устанавливаемой
законопроектом в зависимости  от  расстояния  осуществления  таможенного
сопровождения, а сборы за таможенное хранение исчисляются из  расчета  1
рубль с каждых 100 килограммов  веса  товара  в  день,  а  в  специально
оборудованных помещениях -- 2 рубля с каждых 100 килограммов веса товара
в день.
    По мнению разработчиков законопроекта, внесение изменений  в  Кодекс
позволит  устранить  противоречие   действующего   в   настоящее   время
законодательства правилам и  нормам  Всемирной  торговой  организации  и
заполнить правовой пробел в части таможенных сборов.
    
    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc
Отписаться

В избранное