Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

===========На=правах=рекламы===========================================

     Юридические семинары в Москве:
     Пятидневный    семинар-практикум    "ЭФФЕКТИВНАЯ    ДОГОВОРНАЯ    И
ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ" (Москва, 15 -- 19  марта  2004г.)  с
участием Витрянского  В.В.  д.ю.н.,  заместителя  Председателя  ВАС  РФ;
Новоселовой Л.А. -- д.ю.н.,  судьи  ВАС  РФ;  Сарбаша  С.В.  --  к.ю.н.,
заместителя начальника Управления ВАС  РФ;  Маковской  А.А.  --  к.ю.н.,
заместителя начальника Управления ВАС РФ и др.
     Тел.(095)244-7788, 244-7656 info@m-logos.ru http://www.m-logos.ru/

=======================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 24 февраля 2004 года
    
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Негосударственные пенсионные фонды:
    новые нормативные правовые акты

    Постановлениями  Правительства  РФ  от  22.01.2004  N 30,   от
06.02.2004  N N  55,  60  и от  13.02.2004  N 77  в соответствии с
Федеральным  законом  от  07.05.1998  N 75-ФЗ "О негосударственных
пенсионных  фондах"  утверждены  формы документов,  используемых в
отношениях   между   негосударственными   пенсионными   фондами  и
застрахованными лицами,  правила передачи пенсионных накоплений из
одного   негосударственного   пенсионного   фонда   в другой  и из
негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ, а также
правила  расчета  показателей  в целях  осуществления  контроля за
соблюдением   требований   к  структуре  инвестиционного  портфеля
негосударственного пенсионного фонда.
    Федеральный  закон  "О  негосударственных  пенсионных  фондах"
(далее  - Закон)  установил  определенные требования к договору об
обязательном    пенсионном    страховании,    заключаемому   между
негосударственным   пенсионным   фондом  (в  дальнейшем  - НПФ)  и
застрахованным лицом,  которые предъявляются,  главным образом,  к
информации о личности застрахованного лица, а также установил, что
договор  должен  заключаться  на  неопределенный срок и может быть
изменен  или  расторгнут в соответствии с законом.  Постановлением
Правительства  РФ  от  06.02.2004  N 60  утверждена форма типового
договора  об  обязательном  пенсионном  страховании  между  НПФ  и
застрахованным  лицом,  содержащая  подробную регламентацию прав и
обязанностей сторон договора,  вытекающих из содержания Закона,  а
также буквально воспроизводящая некоторые его формулировки.
    Застрахованное  лицо  имеет  право  на  переход из Пенсионного
фонда РФ в НПФ,  из одного НПФ в другой НПФ  и из НПФ в Пенсионный
фонд РФ, которым может воспользоваться не чаще одного раза в год.
    Пенсионный  фонд  РФ  ежегодно не позднее 1 июля текущего года
направляет застрахованному лицу образец заявления о переходе в НПФ
с приложением инструкции по заполнению формы заявления.
    Заявление  о переходе  в НПФ  или  из НПФ в Пенсионный фонд РФ
подается  в территориальный  орган  Пенсионного  фонда РФ по месту
жительства   не   позднее   1  октября  текущего  года  лично  или
направляется  иным  способом,  и  в последнем  случае установление
личности   и проверка  подлинности  подписи  застрахованного  лица
должно осуществляться нотариусом, консульскими учреждениями РФ или
организацией,   с   которой   у  Пенсионного  фонда  РФ  заключено
соглашение о взаимном удостоверении подписей.
    Упомянутым  Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 60
утверждены  формы заявлений застрахованного лица о переходе из НПФ
в  Пенсионный  фонд  РФ,  а  также  из Пенсионного фонда РФ в НПФ,
представляющие   собой   образец   бланка  со  всеми  необходимыми
реквизитами и кратким текстом заявления.
    В  случае перехода застрахованного лица из одного НПФ в другой
либо  из  НПФ  в Пенсионный фонд РФ средства пенсионных накоплений
для  финансирования  накопительной  части трудовой пенсии подлежат
передаче, соответственно, в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ; при
аннулировании   лицензии   НПФ   средства   пенсионных  накоплений
передаются  в Пенсионный  фонд  РФ.  Порядок  передачи  средств  в
указанных   случаях  регулируется  Законом  и "Правилами  передачи
пенсионных     накоплений...",     утвержденными    Постановлением
Правительства РФ от 06.02.2004 N 55.
    Из  одного НПФ в другой средства должны быть переведены в срок
до 31 декабря года,  в котором заключен договор с другим НПФ, или,
в  случае судебного спора,  в течение трех месяцев с даты принятия
судом  решения  об  удовлетворении  жалобы  застрахованного лица в
отношении  фонда.  Основанием  для  передачи средств в этом случае
является  уведомление  Пенсионного фонда РФ о внесении изменений в
единый реестр застрахованных лиц.
    Из  НПФ в Пенсионный фонд РФ средства передаются не позднее 31
декабря  текущего  года или в течение трех месяцев с даты принятия
судом  решения  об  удовлетворении  жалобы  застрахованного лица в
отношении  НПФ,  а  также  решения  об аннулировании лицензии НПФ.
Основанием   для   передачи   средств   в  этих  случаях  являются
уведомление  Пенсионного  фонда  РФ  об  удовлетворении  заявления
застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд РФ или (в случае
аннулирования лицензии НПФ) решение суда.
    В  "Правилах передачи пенсионных накоплений...",  утвержденных
Постановлением   Правительства   РФ  от  06.02.2004  N 55,   кроме
вышеизложенного  порядка  передачи  средств пенсионных накоплений,
дополненного порядком уведомления застрахованного лица о состоянии
его  пенсионного счета,  указывается порядок определения стоимости
передаваемых   средств.   Они   определяются   суммой   пенсионных
накоплений  на  дату  прекращения действия договора с НПФ и суммой
пенсионных  накоплений,   отраженных  на  пенсионном  счете  после
передачи  основной  суммы  пенсионных  накоплений  (начисленный по
итогам финансового года инвестиционный доход и полученные НПФ,  но
отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы).
    Пенсионные    накопления   вкладываются   НПФ   в  разрешенные
законодательством  активы  - ценные  бумаги,  депозиты в кредитных
организациях,  денежные  средства  в рублях  и иностранной валюте,
составляющие "инвестиционный портфель фонда".  Законом установлены
требования  к его структуре - различным соотношениям между разными
видами активов,  долями ценных бумаг одного эмитента, ценных бумаг
аффилированных   лиц  самого  фонда  и связанных  с ним  субъектов
отношений    по    негосударственному    пенсионному   обеспечению
(управляющей    компании,    специализированного   депозитария   и
актуария), ценных бумаг иностранных эмитентов. Можно отметить, что
доли   указанных   элементов  структуры  инвестиционного  портфеля
составляют от 5 до 20 процентов.
    В  соответствии  с нормами  Закона о структуре инвестиционного
портфеля  фонда  и контроле за ним Правительство РФ Постановлением
от  22.01.2004 N 30 утвердило "Правила расчета показателей в целях
осуществления    специализированным   депозитарием   контроля   за
соблюдением   требований   к  структуре  инвестиционного  портфеля
негосударственного   пенсионного  фонда".   Правила  устанавливают
порядок  и методику расчета,  основой которых является определение
специализированным   депозитарием   рыночной   стоимости  активов,
входящих  в инвестиционный  портфель  фонда.   (Специализированный
депозитарий - это акционерное общество или общество с ограниченной
(дополнительной) ответственностью,  оказывающее услуги по хранению
сертификатов  ценных  бумаг  и/или учету и переходу прав на ценные
бумаги.)
    НПФ   в  соответствии   с Законом  разрабатывают  и утверждают
"правила фонда",  в т.ч.  "страховые правила фонда",  определяющие
порядок  и условия  исполнения фондом обязательств по договорам об
обязательном  пенсионном  страховании.   Страховые  правила  фонда
должны   соответствовать   типовым   страховым   правилам   фонда,
утвержденным  Правительством  РФ,  и  должны быть зарегистрированы
Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ.
    "Типовые   страховые  правила  негосударственного  пенсионного
фонда,  осуществляющего  деятельность по обязательному пенсионному
страхованию"   утверждены   Постановлением   Правительства  РФ  от
13.02.2004  N 77.  Типовые  правила в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к страховым правилам фонда Законом, содержат нормы,
регулирующие  взаимоотношения  между фондом и застрахованным лицом
или      его     правопреемниками,      управляющей     компанией,
специализированным  депозитарием,   регулирующие  порядок  ведения
пенсионных    счетов,    инвестирования   пенсионных   накоплений,
формирования  пенсионных  накоплений  накопительной части трудовой
пенсии.

    О проведении арбитражными
    управляющими собраний кредиторов

    Правительство   РФ  в соответствии  с Федеральным  законом  "О
несостоятельности    (банкротстве)"    утвердило   Общие   правила
подготовки,   организации   и проведения  арбитражным  управляющим
собраний    кредиторов    и   заседаний    комитетов    кредиторов
(Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56).
    Арбитражные    управляющие    должны    будут   придерживаться
установленных  теперь  правил,   что  позволит  защитить  интересы
кредиторов  и исключить  возможность различных злоупотреблений при
подготовке и проведении собраний кредиторов.
    Принятым   документом   определены   обязанности  арбитражного
управляющего в процедуре проведения собраний.
    Это,  прежде  всего,  представление  на  рассмотрение собрания
кредиторов   материалов  о финансовом  состоянии  и ходе  процедур
банкротства   должника,   обеспечение  согласования  и утверждения
собранием необходимых материалов в соответствии с повесткой дня.
    Существенна  роль  арбитражного  управляющего  при  подготовке
собрания  кредиторов.  Именно на него возложены составление списка
участников  собрания,   повестки  дня,   уведомление  о проведении
собрания конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц,
имеющих право на участие в нем.
    Регистрация  участников  собрания  кредиторов  также  является
обязанностью  арбитражного управляющего,  который должен проверять
полномочия  участников,   выдавать  бюллетени  для  голосования  и
осуществлять иные действия.
    Арбитражный  управляющий  осуществляет проведение голосования,
подсчет  голосов,   объявление  результатов  голосования,  ведение
протокола собрания кредиторов и направление его в суд.
    Следует  отметить,   что  если  собрание  кредиторов  не  было
проведено арбитражным управляющим в установленный срок,  оно может
быть проведено лицом, требующим его созыва.
    Принятым   документом   установлены  обязанности  арбитражного
управляющего  и в  случае  возложения на него проведения заседания
комитета кредиторов.

    Освобождение осужденных 
    в связи с болезнью

    21   февраля   2004   года   вступило   в  силу  Постановление
Правительства  РФ  от 06.02.2004 N 54,  которым утверждены Правила
медицинского  освидетельствования  осужденных,   представляемых  к
освобождению  от  отбывания  наказания в связи с болезнью (далее -
Правила),  а также перечень заболеваний,  препятствующих отбыванию
наказания (далее - Перечень).
    Напомним,   что  аналогичный  перечень  заболеваний  и порядок
медицинского  освидетельствования  осужденных и их представления к
освобождению  от  отбывания  наказания  в связи с тяжелой болезнью
ранее  были  утверждены  совместным  Приказом  Минздрава  России и
Минюста   России  от  09.08.2001  N 311/242  "Об  освобождении  от
отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой
болезнью"    (зарегистрирован    в  Минюсте   России   15.10.2001,
регистрационный N 2970).
    Новые      Правила     определяют     порядок     медицинского
освидетельствования  осужденных,  представляемых к освобождению от
отбывания   наказания   в  связи   с возникновением  (обострением)
психического   расстройства   или   иной   тяжелой   болезнью.   В
соответствии с Правилами медицинскому освидетельствованию подлежат
осужденные,  страдающие болезнями, включенными в Перечень.  Раньше
медицинскому  освидетельствованию для представления к освобождению
от  отбывания  наказания  подлежали  осужденные к лишению свободы,
страдающие   тяжелыми   заболеваниями,   указанными  в аналогичном
Перечне заболеваний. Необходимо отметить, что Перечень заболеваний
претерпел несущественные изменения.
    Медицинское   освидетельствование   осужденных  осуществляется
медицинскими    комиссиями   лечебно-профилактических   учреждений
уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции Российской
Федерации.
    Медкомиссия  должна  состоять  не  менее  чем  из трех врачей.
Прежде оговаривалось,  что в состав специальной медкомиссии должен
был     входить     начальник     или    заместитель    начальника
лечебно-профилактического    учреждения    уголовно-исполнительной
системы (председатель) и не менее двух врачей (члены комиссии), ее
состав    утверждался    начальниками    территориальных   органов
уголовно-исполнительной  системы,  управлений учреждений с особыми
условиями хозяйственной деятельности Минюста РФ.
    К  работе комиссии могут привлекаться в качестве консультантов
специалисты других учреждений здравоохранения.
    В    специализированных   (психиатрических   и  туберкулезных)
лечебно-профилактических  учреждениях создаются специализированные
медицинские комиссии.
    Осужденные  направляются  на  медицинское  освидетельствование
лечебно-профилактическими   учреждениями   и медицинскими  частями
уголовно-исполнительной системы, а также лечебно-профилактическими
учреждениями     государственной     и    муниципальной     систем
здравоохранения  при  наличии  у них  заболевания,  включенного  в
перечень  заболеваний,  препятствующих отбыванию наказания.  Такое
заключение   должно   быть   подтверждено   клиническими   данными
обследования    здоровья    осужденного   в  условиях   стационара
лечебно-профилактического учреждения.
    В  направлении  на медицинское освидетельствование указываются
сведения  о состоянии  здоровья  осужденного,  отражающие  степень
нарушения  функций  органов  и (или)  систем  организма  в связи с
заболеванием, а также результаты проведенных лечебных мероприятий.
    Появились  нормы, гарантирующие права осужденного, - он должен
быть   в  доступной   форме   ознакомлен   с порядком  и условиями
проведения   медицинского   освидетельствования  и заблаговременно
уведомлен   о  дате   проведения   освидетельствования;   отказ  в
направлении  его на медицинское освидетельствование он сам или его
законный  представитель может обжаловать в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.
    Медицинское   освидетельствование  осужденного  проводится  не
позднее   10   дней  со  дня  поступления  в медицинскую  комиссию
медицинских  документов.  При  необходимости  медицинская комиссия
может   запросить  дополнительные  сведения  о состоянии  здоровья
освидетельствуемого  из  учреждений здравоохранения,  в которых он
наблюдался, или направить его на дополнительное обследование.
    Медицинская     комиссия     при    проведении    медицинского
освидетельствования    проводит   осмотр   осужденного,    изучает
результаты    его    обследования,    представленную   медицинскую
документацию и оценивает степень нарушения функций органов и (или)
систем его организма.
    По   результатам   освидетельствования  комиссия  большинством
голосов  ее  членов  выносит  медицинское заключение о наличии или
отсутствии  у осужденного  заболевания,   включенного  в Перечень.
Раньше  действовал  иной  порядок  - решения о наличии заболеваний
принимались    комиссиями    после   обследования   осужденных   в
стационарных  условиях с учетом результатов проведенного лечения и
заключительного диагноза.
    Форма  направления  на медицинское освидетельствование и форма
заключения медицинской комиссии об освидетельствовании осужденного
утверждаются Минюстом РФ по согласованию с Минздравом России.
    Медицинское   заключение  (с  соответствующими  разъяснениями)
объявляется   под   расписку   осужденному   или   его   законному
представителю.
    Копия   медицинского   заключения   должна   быть   направлена
осужденному  не позднее 3 дней со дня вынесения заключения,  о чем
делается     отметка     в   журнале    регистрации    медицинских
освидетельствований осужденных.
    При   ухудшении   состояния   здоровья  осужденного  повторное
медицинское  освидетельствование проводится независимо от времени,
прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О государственной поддержке кадрового потенциала
    агропромышленного комплекса Амурской области

    В  Амурской  области  принят  Областной  Закон  от  03.02.2004
N 298-ОЗ  "О  государственной   поддержке   кадрового   потенциала
агропромышленного  комплекса  Амурской  области"  (далее - Закон),
направленный    на    обеспечение    агропромышленного   комплекса
квалифицированными кадрами.
    Под кадровым потенциалом в Законе понимается совокупность всех
руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.
    Предусмотрены  следующие  основные  меры  поддержки  кадрового
потенциала      агропромышленного      комплекса:       подготовка
высококвалифицированных руководителей и специалистов;  моральное и
материальное  стимулирование  успешно  работающих  руководителей и
специалистов;  привлечение  молодежи  в образовательные учреждения
сельскохозяйственного    профиля,    оказание    им    помощи    в
трудоустройстве;   содействие   развитию   научно-технического   и
кадрового сотрудничества между сельскохозяйственными организациями
и  образовательными  учреждениями  сельскохозяйственного  профиля;
привлечение  инвестиций  в социальную  сферу села;  предоставление
налоговых   и иных  льгот  инвесторам,   вкладывающим  средства  в
развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
    Установлено,  что  целевая контрактная подготовка специалистов
для агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета
осуществляется на основе четырехсторонних контрактов,  заключаемых
между  гражданином,   сельскохозяйственной  организацией,  органом
исполнительной  власти  области и образовательным учреждением.  По
окончании  образовательного  учреждения выпускник,  обучавшийся за
счет    средств   областного   бюджета,    обязан   отработать   в
сельскохозяйственной   организации   не  менее  5 лет.   В  случае
досрочного    расторжения   контракта   по   инициативе   студента
(специалиста),  обучающегося  за  счет средств областного бюджета,
либо    по    причине    невыполнения   студентом   (специалистом)
предусмотренных   контрактом   обязанностей   денежные   средства,
затраченные на обучение, подлежат возвращению в областной бюджет.
    Департамент  агропромышленного комплекса Администрации области
организует       на      базе      образовательных      учреждений
сельскохозяйственного    профиля    переподготовку    и  повышение
квалификации   руководителей   и  специалистов   агропромышленного
комплекса   и  обучение  резерва  кадров  на  замещение  вакантной
должности.   Установлены  сроки  обучения:  для  переподготовки  и
повышения     квалификации     руководителей     и    специалистов
агропромышленного  комплекса  - не  менее  72  часов,  для резерва
кадров на замещение вакантной должности - не менее 500 часов.
    Молодым     специалистам,     поступившим    на    работу    в
сельскохозяйственную  организацию,   гарантируется  единовременная
выплата  в сумме  двадцати  минимальных  размеров оплаты труда при
условии заключения трудового договора на срок не менее 5 лет.
    Согласно    Закону   с  1  января   2005   года   руководитель
сельскохозяйственной организации,  вновь избранный (назначенный) в
установленном  порядке,  или молодой специалист при поступлении на
работу   в сельскохозяйственную  организацию  обладают  правом  на
получение  субсидии из средств областного бюджета на строительство
(приобретение)    жилья    в  границах   землепользования   данной
сельскохозяйственной организации.
    Субсидия  предоставляется  при  условии  заключения  трудового
договора  с сельскохозяйственной  организацией  на срок не менее 5
лет.   Величина   подлежащей  возврату  суммы  уменьшается  на  50
процентов    по    истечении    5   лет   непрерывной   работы   в
сельскохозяйственной организации:  для руководителей - при условии
увеличения объемов реализации сельскохозяйственной продукции;  для
молодых  специалистов  - при  условии  добросовестного  исполнения
трудовых обязанностей.

    О компенсации затрат на уплату процентов
    по кредитам, полученным для реализации инвестиционных
    проектов в Архангельской области

    Постановлением   администрации   Архангельской  области  от  9
февраля  2004  года N 26 утверждено Положение о компенсации затрат
на  уплату  процентов  по  кредитам,  полученным субъектами малого
предпринимательства   в  кредитных   организациях  для  реализации
инвестиционных проектов (далее - Положение).
    Согласно   Положению   субъектам  малого  предпринимательства,
привлекающим  банковские  кредиты  для  реализации  инвестиционных
проектов  по созданию новых и модернизации действующих производств
на  территории  Архангельской  области,  компенсируются затраты по
уплате    процентов    по    кредитным   договорам.    Компенсация
предоставляется  за счет средств областного бюджета.  Необходимыми
условиями  получения компенсации являются возврат кредита и уплата
процентов  в установленные  кредитным  договором  сроки,  а  также
целевое использование кредита.
    Компенсация       предоставляется       субъектам       малого
предпринимательства,  выигравшим  конкурс инвестиционных проектов.
Конкурс   инвестиционных   проектов  проводится  в соответствии  с
Положением   о  порядке   проведения   инвестиционных   конкурсов,
утвержденным   Постановлением  главы  администрации  Архангельской
области  от  02.02.2003  N 36.  По итогам инвестиционного конкурса
Департамент    экономического   развития   Архангельской   области
заключает   с  победителем   конкурса   договор   о предоставлении
компенсации.
    Размер  компенсации  и срок ее выплаты определяются конкурсной
инвестиционной  комиссией.  Размер  компенсации не может превышать
3/4  действующей  ставки  рефинансирования  Центрального банка РФ.
Срок выплаты процентов не может превышать 3 года.
    Заемщик  ежемесячно предоставляет в Департамент экономического
развития  Архангельской  области:  расчет  компенсации  по  форме,
установленной   Положением;   заверенные   кредитной  организацией
документы,  подтверждающие  своевременное погашение основной суммы
долга и процентов; документы, подтверждающие целевое использование
кредита. Департамент экономического развития Архангельской области
перечисляет  заемщику  средства  в срок,  установленный договором.
Компенсация  не  выплачивается  в случае  нецелевого использования
кредита или неисполнения обязательств по кредитному договору.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    Об оспаривании актов 
    Правительства РФ

    Конституционным  Судом  РФ в связи с запросом Правительства РФ
рассмотрен вопрос о конституционности отдельных положений пункта 2
части 1 статьи 27,  частей 1,  2, 4 статьи 251, частей 2, 3 статьи
253  Гражданского  процессуального  кодекса РФ (ГПК РФ) и вынесено
Постановление от 27 января 2004 г. N 1-П.
    В  соответствии  с названными положениями ГПК РФ Верховный Суд
РФ  рассматривает  гражданские  дела  об  оспаривании  нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ, затрагивающих права,
свободы  и законные интересы граждан и организаций.  Верховный Суд
может    признать    нормативный   правовой   акт   (его   часть),
противоречащий федеральному закону,  недействующим полностью или в
части, что повлечет за собой утрату его силы.
    Правительство  РФ в своем запросе оспаривает конституционность
указанных  положений  ГПК  РФ  в части,   закрепляющей  полномочия
Верховного  Суда  РФ рассматривать и разрешать дела об оспаривании
нормативных  правовых  актов  Правительства  РФ.  По  его  мнению,
нормативно-правовые  акты  такого  рода  могут  утратить  силу  по
судебному     решению    лишь    в   результате    признания    их
неконституционными  в процедуре конституционного судопроизводства.
Кроме   того,   считает  Правительство,   полномочия  судов  общей
юрисдикции,    в    силу   предписания   Конституции   РФ,  должны
регулироваться федеральным конституционным законом, в то время как
оспариваемые  положения  содержатся в федеральном законе - ГПК РФ,
а,   следовательно,   не   соответствуют   Конституции   по  форме
нормативного акта.
    Конституционный  Суд  РФ  в результате  проверки  оспариваемых
положений ГПК РФ установил следующее.
    Перечисленные  положения  ГПК  РФ означают,  что Верховный Суд
рассматривает  дела  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов
Правительства,  лишь   если при этом не затрагивается вопрос об их
конституционности или о конституционности федерального закона,  на
котором  они основаны,  и,  кроме того,  если соответствующие дела
неподведомственны арбитражным судам.
    В  случаях,  когда  нормативный  акт  Правительства  принят во
исполнение   полномочия,   возложенного  на  него  непосредственно
федеральным  законом,  по  вопросу,  не получившему содержательной
регламентации  в этом законе,  судебная проверка нормативного акта
невозможна  без  установления  соответствия  такого  акта  и (или)
самого федерального закона Конституции. То есть, судебная проверка
данного   акта   может   быть   осуществлена   только   в  порядке
конституционного судопроизводства, а потому производство по делу в
Верховном  Суде РФ должно быть прекращено.  При этом Верховный Суд
может   обратиться  в Конституционный  Суд  с просьбой  о проверке
конституционности   как   самого   акта   Правительства,   так   и
федерального закона, на котором он основан.
    В   тех   же   случаях,   когда   вопрос   о конституционности
оспариваемых  нормативных актов Правительства РФ не возникает,  их
проверка  может  быть  осуществлена  Верховым  Судом  РФ в порядке
производства  по  делам  о признании  таких  актов противоречащими
федеральному закону.
    Верховный    Суд    вправе    по   инициативе   уполномоченных
государственных  органов  подтверждать  недействительность,   т.е.
утрату    юридической    силы,    положений    нормативных   актов
Правительства,  аналогичных  по  содержанию  нормам  других актов,
ранее   признанным   Конституционным   Судом  не  соответствующими
Конституции РФ и потому недействительными.
    Решение   Верховного   Суда   РФ,   которым   нормативный  акт
Правительства   РФ  (если  его  проверка  судом  общей  юрисдикции
допустима)  признан противоречащим федеральному закону,  не лишает
его юридической силы с момента издания,  а означает лишь признание
его  недействующим  и,  следовательно,  не подлежащим применению с
момента вступления решения суда в силу.
    Конституционный  Суд  воздержался  от  признания  оспариваемых
положений   ГПК   РФ  не  соответствующими  Конституции  по  форме
нормативного  акта.   Однако  указал,  что  Федеральному  Собранию
надлежит  принять федеральный конституционный закон,  закрепляющий
полномочия  Верховного  Суда  по  рассмотрению  дел об оспаривании
нормативных  правовых актов Правительства РФ,  проверка которых не
относится к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.
    Постановление Конституционного Суда окончательно,  не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно, действует непосредственно
и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    "Постатейный комментарий к Федеральному закону
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
    (Е.Г. Азарова, З.А. Кондратьева)

    С  1 января  2002  года  в России началась пенсионная реформа,
реализация  которой  осуществляется  на  основании  целого  пакета
федеральных законов и подзаконных актов.
    Основным пенсионным законом является пришедший на смену Закону
РФ  "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Федеральный
закон  от  17.12.2001  N 173-ФЗ  "О  трудовых пенсиях в Российской
Федерации", комментарий к которому предлагается авторами.
    Содержание анализируемого Закона раскрывается с использованием
положений  других  пенсионных  законов и иных нормативных правовых
актов.
    Дается детальный анализ Закона, сопоставляются нормы старого и
нового  пенсионного  законодательства,  приводится  складывающаяся
правоприменительная   практика.   Ее   рассмотрение   основано  на
материалах,    публикуемых    на   страницах   журнала   "Пенсия",
учрежденного   Минтрудом   России  и Пенсионным  фондом  РФ.   Эти
материалы  готовятся  под  редакцией руководящих работников данных
ведомств и используются территориальными органами, осуществляющими
пенсионное обеспечение, при установлении пенсий.

    "Комментарий к Федеральному закону
    "О континентальном шельфе Российской Федерации"
    (С.А. Боголюбов, Е.Г. Краюшкина)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2003)

    Данная   работа   представляет   собой   постатейный  правовой
научно-практический    комментарий   к  Федеральному   закону   от
30.11.1995   N  187-ФЗ   "О   континентальном   шельфе  Российской
Федерации".
    В  комментарии  нормы  Закона  разъясняются  с позиций  теории
права; науки природоресурсного, экологического, административного,
международного   и  иных   отраслей  права;   системы  российского
законодательства,  а также практики - анализируются,  в частности,
акты индивидуального значения и правоприменения.
    Рассматривается    порядок,     условия    предоставления    и
использования  ресурсов  континентального  шельфа России;  условия
обеспечения    надлежащего    состояния    окружающей    среды   и
предупреждения   ее   загрязнения;   направления  государственного
регулирования  обеспечения потребностей государства,  физических и
юридических  лиц  в освоении  богатств  континентального шельфа на
основе  общепризнанных  принципов  и норм  международного  права и
международных договоров Российской Федерации, и др.
    В  силу  того,  что  некоторые положения Закона,  как отмечают
авторы настоящей работы,  оказались новыми,  а в ряде случаев даже
противоречивыми    и   неясными,    в   предлагаемом   комментарии
представлены авторские разработки и рекомендации, часть из которых
была апробирована в законопроектной работе,  при чтении лекций и в
научных обсуждениях.

    

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное