Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
======================================================================== Если Вы хотите получать информацию об изменениях в федеральном законодательстве своевременно -- от разработчиков профессиональных справочных систем КонсультантПлюс -- подпишитесь на рассылку "Новое в федеральном законодательстве". Вам будет представлен еженедельный обзор федерального законодательства (последние законы, указы, постановления) с краткими аннотациями к документам. Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklyrus ======================================================================== АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 16 февраля 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Снят запрет на ипотеку земель сельскохозяйственного назначения 10 февраля 2004 года вступил в силу Федеральный закон N 1-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон), который снимает запрет на ипотеку земель сельскохозяйственного назначения. Уточним, о каких землях идет речь. Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Ипотека сельхозземель даст возможность запустить механизм долгосрочного кредитования аграрного производства, а Закон в целом можно рассматривать как еще один шаг вперед в вопросе оборота земли в России. Поэтому неслучайно, что это первый закон, принятый новым составом Государственной Думы после декабрьских выборов в парламент. Проект Закона был принят депутатами Думы прошлого созыва еще два года назад. Совет Федерации отклонил тогда законопроект, отправив его на доработку в согласительную комиссию. В редакции согласительной комиссии документ был принят Государственной Думой 23 января 2004 г. Итак, прейдем к рассмотрению основных изменений, внесенных Законом. Прежде всего, отменен прямой запрет на ипотеку сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. Однако по-прежнему не допускается ипотека земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, в отношении земельных участков изменился сам предмет ипотеки. Теперь предмет ипотеки составляют любые земельные участки, не исключенные из оборота или не ограниченные в обороте на основании федерального закона. Теперь не запрещается составление и выдача закладной, если предметом ипотеки являются земли сельхозназначения. Также дополнен порядок ипотеки земельных участков, на которых имеются здания или сооружения, принадлежащие залогодателю: земельные участки сельхозназначения с имеющимися на них объектами недвижимости могут быть переданы в залог только вместе с этими объектами. Норма сформулирована следующим образом: "Если на закладываемом земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения находятся здания, строения, сооружения, в том числе возводимые на таком земельном участке, или иные прочно связанные с земельным участком объекты недвижимости, принадлежащие на том же праве собственнику такого земельного участка, ипотека такого земельного участка допускается только с одновременной ипотекой прочно связанных с ним объектов недвижимости". Несмотря на то, что законодатель снял запрет на ипотеку сельхозземель, тем не менее специфика этих земель потребовала введения и определенных механизмов их защиты. Так, запрещено обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельхозназначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата. Это означает, что у фермера, вовремя не заплатившего по кредиту, не будут "отбирать" землю в разгар сезона сельхозработ и продажи продукции. Еще одно нововведение, защищающее залогодателя сельхозземель: распространение на любые земли сельскохозяйственного назначения нормы о порядке предоставления судом отсрочки при обращении взыскания на заложенное имущество. Другие изменения имеют самостоятельное значение и заслуживают особого внимания. Стало возможным передавать в залог право на аренду земельного участка. Закон "Об ипотеке" дополнен нормой, согласно которой арендатор (гражданин или юридическое лицо) может отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды. Правда, для этого необходимо согласие собственника земельного участка (п. 6 ст. 1 Закона). Изменения произошли и в порядке оценки земельного участка при его ипотеке. Теперь оценка земельного участка осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации (п. 7 ст. 1 Закона). При этом залоговая стоимость земельного участка устанавливается по соглашению залогодателя с залогодержателем. Норма об обязательном приложении к договору об ипотеке земельного участка копии плана (чертежа границ) этого участка сохранилась в прежней редакции. О нормах естественной убыли Приказом Минсельхоза РФ от 23.01.2004 N 55 утверждены "Нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении". Приказ утвердил нормы естественной убыли сельскохозяйственных культур и продукции 25 наименований; конкретные нормы представляют собой десятые и сотые доли процента от хранимой массы, в зависимости от вида продукции, сроков, мест и способов хранения. Это первые нормы естественной убыли, которые могут уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль организаций в соответствии с Налоговым кодексом РФ (статьи 252 - 254). Порядок утверждения норм естественной убыли установлен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814. В Постановлении кратко сформулированы самые общие условия, которые необходимо учитывать при разработке норм естественной убыли (технологические условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, климатический и сезонный факторы), и определены федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены разработка и утверждение норм по соответствующим отраслям экономики и социальной сферы; также установлено, что нормы естественной убыли подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. В соответствии с Постановлением N 814 перечисленные в нем федеральные органы исполнительной власти должны были утвердить нормы естественной убыли до 1 января 2003 года, но первым ведомственным актом, изданным во исполнение Постановления, стал упомянутый Приказ Минсельхоза РФ от 23.01.2004 N 55. Эта длительная задержка в значительной степени нарушила права налогоплательщиков. До введения в действие соответствующих норм Налогового кодекса РФ учет естественной убыли "поступивших материальных ресурсов" при налогообложении прибыли был предусмотрен известным "Положением о составе затрат...", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 во исполнение Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". (Следует отметить также Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым нормы естественной убыли должны учитываться при проведении инвентаризации имущества и обязательств организации.) При этом подразумевалось использование действующих на текущий момент норм естественной убыли, т.е. утвержденных еще министерствами и ведомствами СССР. Но при расчете налога на прибыль организаций в соответствии с Налоговым кодексом РФ естественная убыль товарно-материальных ценностей может учитываться только в пределах вновь утвержденных норм, что следует из буквального смысла формулировок Кодекса. Этот вывод содержится в некоторых актах МНС РФ и Минфина РФ, в частности в "Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (абзац десятый пункта 5.1), утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, и в Письме Минфина РФ от 24.12.2002 N 16-00-14/485 (абзацы четвертый и пятый). Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ введена в действие с 01.01.2002, таким образом, в течение двух лет расходы, связанные с потерями товарно-материальных ценностей в результате естественной убыли, из-за отсутствия необходимых подзаконных актов не могли уменьшать налогооблагаемую базу, хотя такое уменьшение Налоговым кодексом предусмотрено. Изданием Приказа Минсельхоза начат явно запоздавший процесс. Обеспечить независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля - обязанность банка В журнале "Вестник Банка России" 4 февраля 2004 года опубликовано разработанное Центральным банком РФ (Банком России) Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах от 16 декабря 2003 г. N 242-П (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2004 г. N 5489). Положение вступило в силу 14 февраля 2004 года. Принятый документ посвящен правилам организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах и порядку осуществления Банком России надзора за соблюдением этих правил. В настоящее время Банк России все большее значение придает вопросам контроля за деятельностью банков. В связи с этим особое внимание уделяется внутреннему контролю в банках, поскольку четко работающая система внутреннего контроля значительно облегчает внешний контроль со стороны Банка России и способствует снижению рисков банка, т.е. увеличивает надежность банковской системы в целом. Ранее требования к системе внутреннего контроля были изложены Банком России в Положении от 28.08.97 N 509 "Об организации внутреннего контроля в банках". Однако в этом Положении не было дано однозначного определения понятия "внутренний контроль". Теперь этот недостаток устранен. В принятом документе содержатся определения понятий внутреннего контроля, системы внутреннего контроля, системы органов внутреннего контроля. Определены основные направления, цели и задачи внутреннего контроля, много указаний относится к службе внутреннего контроля. В соответствии с Положением внутренний контроль должны осуществлять помимо органов управления ревизионная комиссия, главный бухгалтер (его заместители), руководитель и главный бухгалтер филиала банка, а также подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с возложенными на них полномочиями. Основная роль при этом принадлежит подразделению, являющемуся службой внутреннего контроля, которая имеет особое значение в системе органов внутреннего контроля банка. Данная служба создается для повседневного внутреннего контроля и содействия органам управления в обеспечении эффективной работы банка. Руководитель службы внутреннего контроля обязан информировать о выявляемых нарушениях совет директоров, единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения банка, в котором проводилась проверка. Определены функции службы внутреннего контроля, которые фактически обеспечивают реализацию целей внутреннего контроля. Это, в частности, проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля, проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, проверка своевременности представления сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России и многое другое. В Положении устанавливается обязанность банка обеспечивать постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих. Указаны способы достижения этих целей. В частности, служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок. Руководитель и работники службы не имеют права подписывать от имени банка платежные и бухгалтерские документы, а также документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы. Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся работниками службы внутреннего контроля. Руководитель и работники службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций. Положение детально регламентирует требования к составу, порядку создания и функционированию службы внутреннего контроля. Следует иметь в виду, что теперь значение службы внутреннего контроля повышается, так как сведения о ней входят в состав критериев финансовой устойчивости банка, которые определяют возможность его вступления в систему страхования вкладов (пп. 4.4, 4.4.2, 4.5, Приложение 5 Указания Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов"). Только банки, являющиеся участниками этой системы, могут работать с частными вкладчиками. Как уже отмечалось, Положение предусматривает особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля. Для оценки состояния внутреннего контроля банка он представляет в Банк России справку о внутреннем контроле по установленной форме. Такая справка представляется в Банк России в составе годового отчета. Банк России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам, связанным с системой внутреннего контроля. Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет Банк России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя службы внутреннего контроля. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование 19 января 2004 года вступил в силу Закон Томской области от 12.01.2004 N 9-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование", регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением в аренду и безвозмездное пользование имущества, находящегося в областной собственности. Отношения, связанные с предоставлением во временное владение и пользование или во временное пользование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр, Законом не регулируются. Согласно Закону областное имущество может быть передано в аренду любым физическим и юридическим лицам на торгах, проводимых в форме аукциона, открытого по составу участников и способу подачи предложений. Имущество может быть передано в аренду на срок не более 5 лет. Передача имущества осуществляется уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом. Областное имущество может быть передано в аренду и без проведения торгов, в частности, при предоставлении имущества в аренду на срок до 1 года или предоставлении имущества общей площадью до 100 кв. м. Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения также могут передавать в аренду имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. При заключении договора аренды по результатам торгов в форме аукциона размер арендной платы определяется по результатам их проведения. Если же имущество передается без проведения торгов, то величина арендной платы устанавливается на основании независимой оценки рыночного арендного потенциала объекта аренды. Арендатор вправе передавать в субаренду арендованное имущество, свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ только с согласия уполномоченного органа по управлению имуществом. Предоставление имущества в безвозмездное пользование, за исключением имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, осуществляется уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом. Имущество предоставляется на срок не более 1 года на основании постановления Государственной Думы Томской области либо распоряжения Администрации области. Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения также могут передавать в безвозмездное пользование имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Областное государственное имущество может передаваться в безвозмездное пользование органам государственной власти, областным государственным учреждениям, а также иным лицам. О квотировании рабочих мест в Республике Дагестан Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2004 N 22 утвержден Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов, который определяет механизм квотирования рабочих мест для указанных граждан в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно утвержденному Порядку квотирование рабочих мест для инвалидов устанавливается организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек. Данные организации обязаны ежегодно, до 15 января, представлять в соответствующий орган службы занятости населения сведения о среднесписочной численности работников и их категориях. Служба занятости до 1 февраля согласует с организациями размер квоты и представляет в администрацию предложения по установлению квоты. Администрация принимает решение о квотировании, в котором указывает размер квоты, номенклатуру и количество специальных рабочих мест. Размер квоты для инвалидов в процентном соотношении к среднесписочной численности работников устанавливается в размере не менее 2% и не более 4%. От обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Квота не устанавливается организациям, в отношении которых принято решение об их ликвидации или банкротстве. О временных правилах выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2004 N 35 утверждены Временные правила выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации, определяющие условия регистрации, выдачи разрешений на проведение региональных и муниципальных лотерей. Согласно утвержденным Временным правилам государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей осуществляется Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. Регистрации подлежит авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи. Если авторство на лотерею установить невозможно, она регистрируется как безымянная лотерея, то есть регистрации подлежат право проведения лотереи и организатор лотереи. Установлено, что учредителем авторской лотереи может быть только одно юридическое лицо, имеющее соглашения с авторами лотереи об урегулировании их имущественных и неимущественных взаимоотношений, подавшее заявку в Министерство на регистрацию лотереи и выдачу свидетельства на право проведения лотереи с приложением организационного проекта лотереи. При проведении безымянной лотереи необходимо предъявить заявку на регистрацию ее как безымянной с соответствующим письменным обоснованием. Лотереи, по которым отсутствуют соглашения между ее авторами и учредителями, регистрации не подлежат. Министерство проводит экспертизу представленных документов и на их основе или отказывает в регистрации, или регистрирует и выдает свидетельство на право проведения лотереи. Свидетельство выдается при соблюдении, в частности, следующих условий: способности учредителя лотереи ответить по всем своим обязательствам перед гражданами - участниками лотереи, бюджетом и субъектами правоотношений в рамках данной лотереи; наличия аудиторского заключения о финансовом состоянии учредителя лотереи с подтверждением наличия необходимых активов для обеспечения ликвидности лотереи. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" (Б.Д. Завидов) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2003) Работа является постатейным комментарием Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон), в котором автор проводит сравнительный анализ действующего законодательства о производстве в третейских судах и утративших силу нормативных актов, регулировавших отношения в данной сфере. В комментарии рассматриваются основные понятия, применяемые в Законе (третейский суд, третейское разбирательство, стороны третейского разбирательства и др.); описывается порядок образования и деятельности третейских судов; раскрывается форма и содержание третейского соглашения; подробно исследуется порядок формирования состава третейского суда - предъявляемые к третейскому судье требования, число третейских судей, основания для отвода третейского судьи, прекращение его полномочий и замена третейского судьи, и др. Значительная часть материала отведена непосредственно третейскому разбирательству, где говорится о судебной компетенции и принципах третейского разбирательства; о месте его проведения и языке судопроизводства; о порядке подачи искового заявления и представлении на него отзыва; о встречном иске и зачете встречных требований; о принятии обеспечительных мер и представлении доказательств; о правилах участия сторон в заседании третейского суда и последствиях их неявки; о назначении и проведении экспертизы и многое другое. Кроме того, рассматриваются вопросы, связанные с принятием третейским судом решений (дополнительных решений, определений); с порядком оспаривания принятых решений (основания и последствия отмены решения третейского суда); с их исполнением, включая совершение данного действия в принудительном порядке. "Комментарий к Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (С.С. Щербинин) ("Юридический Дом "Юстицинформ", 2003) В комментарии наряду с анализом общих положений Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяются правовые и экономические основы рассматриваемой деятельности - права инвесторов, обязанности всех субъектов в этой области (инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений и др.), характер отношений между ними, источники финансирования капитальных вложений. Обращается внимание на роль государства в лице федеральных властных структур, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в процессе инвестирования; приводятся формы и методы этого участия (в том числе и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций); формы взаимодействия упомянутых субъектов; порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов. Немаловажное значение в комментарии придается гарантиям соблюдения прав субъектов инвестиционной деятельности - обеспечению равных прав при осуществлении данной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праву обжалования в суд решений органов государственной власти и местного самоуправления, гарантиям в области налогов и сборов и др. Кроме этого, в работе рассматриваются и способы защиты капитальных вложений (исключительные условия национализации и реквизиции упомянутых вложений, их страхование); ответственность (гражданско-правовая, административная, уголовная) субъектов инвестиционной деятельности в случае нарушения требований законодательства в рассматриваемой области; порядок разрешения споров (в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, в арбитражных и третейских судах); порядок прекращения и приостановления инвестиционной деятельности.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||