Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 13 января 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О пособиях по обязательному социальному страхованию 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Во-первых, Закон устанавливает специальный порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности указанной категории работников выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации лишь в части пособия, не превышающей минимальный размер оплаты труда, а в остальной части - за счет средств работодателя. При этом исчисление, назначение и выплата пособия производятся по тем же правилам, что и иным работающим гражданам. Иные пособия по обязательному социальному страхованию указанным гражданам выплачиваются в общеустановленном порядке за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 3 Закона работодатель вправе добровольно вносить в Фонд социального страхования Российской Федерации взносы на социальное страхование работников по болезни. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности целиком выплачивается за счет средств Фонда. Тариф взносов в фонд установлен в размере 3,0% от облагаемой базы, определяемой по правилам, установленным для исчисления единого социального налога (выплаты, начисленные в пользу работников). Во-вторых, Закон предусматривает возможность добровольного присоединения к системе обязательного социального страхования по болезни и материнству граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера). Для этой категории граждан тариф взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации установлен на уровне 3,5% от облагаемой базы по единому социальному налогу, установленной Налоговым кодексом для данной категории плательщиков. В случае уплаты страховых взносов указанные лица обеспечиваются всеми видами пособий по социальному страхованию, установленными законодательством Российской Федерации. Причем право на получение пособия по обязательному социальному страхованию возникает при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев. О специальных налоговых режимах 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Закон, в частности, вносит изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, Законом предусматривается уплата налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, когда используются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В то же время налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров. Закон исключил услуги ломбардов из бытовых услуг. Следовательно, исключается возможность перевода этого вида деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Закон установил, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2003 году при определении величины базовой доходности не применяется. Коэффициент - дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 году равен единице. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" дополнен, нормой касающейся освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Кроме того, рассматриваемый Закон вносит в соответствующие главы Налогового кодекса Российской Федерации необходимые уточнения. В частности, из главы "Единый социальный налог" исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 года не являются плательщиками единого социального налога. При упрощенной системе налогообложения не предусмотрено ведение налогового учета, поэтому термин "амортизируемое имущество", используемый в налоговом учете при налогообложении прибыли организаций, заменен на термин "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов". Аналогично порядку налогообложения прибыли организаций уточняются нормы, связанные с учетом процентов за пользование кредитами, порядком определения доходов и расходов при расчете налоговой базы при упрощенной системе налогообложения. Законом предусматривается освобождение налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения, от уплаты пени и штрафов в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Устанавливается срок подачи деклараций для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. О дополнениях и изменениях Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" Вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", направленный на реализацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета положений Федеральных законов от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Текст Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" приведен в соответствие с терминами и понятиями, предусмотренными вышеупомянутыми Федеральными законами. В соответствии с внесенными дополнениями и изменениями индивидуальный лицевой счет застрахованного лица разбит на три составные части: общую, специальную и профессиональную. Даны определения указанных частей индивидуального лицевого счета. Дополнен перечень показателей индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Для всех страхователей периодичность представления в Пенсионный фонд РФ сведений о страховых взносах и трудовом стаже увеличена с полугодовой до годовой. На органы Пенсионного фонда РФ возложена обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 июля каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О государственном регулировании агропромышленного производства в Тульской области С 1 января 2003 года вступил в силу Закон Тульской области от 05.12.2002 N 344-ЗТО "О государственном регулировании агропромышленного производства в Тульской области", который установил основные направления государственного регулирования агропромышленного производства. Согласно документу государственное регулирование осуществляется путем формирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; развития социальной сферы села; развития инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой в форме капитальных вложений; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения, а также иными способами. Финансирование агропромышленного производства осуществляется за счет средств областного бюджета, которые используются на закупку и поставку сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для областных государственных нужд; поддержку инвестиционной деятельности; развитие финансовой аренды (лизинга); кредитование в сфере агропромышленного производства; компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях, а также на иные цели. Государственное регулирование кредитования осуществляется путем установления законом о бюджете области на очередной финансовый год объемов бюджетных средств, используемых на строго определенные цели. Выделенные средства направляются на краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержание необходимых запасов в агропромышленном производстве; долгосрочное кредитование агропромышленного производства; авансирование закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; предоставление кредитным кооперативам, более 50% уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала, и другие цели. Государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется путем стимулирования формирования рыночной системы сбыта и реализации продукции, а также выступления администрации области гарантом сбыта продукции. Для стабилизации областного рынка на нем могут проводиться региональные закупочные и товарные интервенции, объемы которых определяются администрацией области. О льготах по налогам в Новосибирской области В Новосибирской области принят Закон от 18.11.2002 N 64-ОЗ "О налоговых ставках и льготах по налогам в Новосибирской области", устанавливающий налоговую ставку по налогу на имущество предприятий, порядок, условия предоставления льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество предприятий, земельному налогу, плате за пользование водными объектами, зачисляемым в областной бюджет. Законом предусмотрены два вида льгот по налогам: снижение размера налоговой ставки и освобождение от уплаты налога. Для учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, сельского хозяйства, финансируемым из областного бюджета и имеющим доходы от предпринимательской деятельности, ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 12%. Высвободившиеся средства направляются на собственное развитие. Льготы предоставляются организациям общественного пассажирского транспорта общего пользования при наличии договора с исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления на выполнение социального государственного (муниципального) заказа в объеме не менее 50% от общего объема выполняемых данной организацией пассажирских перевозок. Такие организации освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий и земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет. Общественным организациям инвалидов ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 12%. Но такие организации должны участвовать в исполнении целевых программ по социальной поддержке инвалидов, а высвобождающиеся средства должны направляться на поддержку инвалидов. Законом предусмотрены льготы и для гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также кооперативов овощехранилищ. Эти организации освобождаются от уплаты земельного налога и платы за пользование водными объектами в части, зачисляемой в областной бюджет. Кроме того, гаражно - строительные кооперативы и кооперативы овощехранилищ освобождаются от уплаты налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от платы за забор поверхностных вод для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, в части, зачисляемой в областной бюджет. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Россия присоединилась к Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций Правительство РФ издало Постановление от 20.12.2002 N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций". Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (далее - Римская конвенция) была принята на Дипломатической конференции в Риме 26 октября 1961 года. Римская конвенция обеспечивает защиту традиционных обладателей смежных прав: артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В статье 3 Конвенции артисты - исполнители определяются как актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Под "фонограммой" понимается любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. Производитель фонограмм - это физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков. В основе всех конвенций лежит двойной принцип: национальный режим, с одной стороны, и определенный стандарт минимальных прав, который должны предоставлять договаривающиеся государства, - с другой. Римская конвенция основана на принципе национального режима. Пункт 1 статьи 2 Конвенции устанавливает, что конкретно следует понимать под термином "национальный режим" для исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Согласно этому положению национальный режим означает режим, предоставляемый внутренним законодательством страны, где испрашивается охрана (страна охраны): - исполнителям, являющимся ее гражданами, в отношении осуществляемых на ее территории исполнений, передачи их в эфир или первой записи; - производителям фонограмм, являющимся ее гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на ее территории; - вещательным организациям, штаб - квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории. Каждое договаривающееся государство предоставляет национальный режим охраны гражданам других стран - членов Конвенции независимо от того, предоставляет ли своим гражданам их страна соответствующие права на эквивалентном уровне. Пункт 2 статьи 2 Римской конвенции прямо заявляет, что национальный режим подчинен специальной охране, гарантированной этим документом (минимальной охране), но это не означает, что национальный режим применяется только в части охраны, непосредственно обеспечиваемой Конвенцией. В ней поясняется, что государство - участник Конвенции должно гарантировать гражданам других стран - участников предусмотренные Конвенцией (ст. 7, 10 и 13) минимальные права, даже если оно не предоставляет таких прав собственным гражданам. Охрана прав, предоставляемая артистам - исполнителям в соответствии с Римской конвенцией, включает возможность предотвращать: осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения (за исключением некоторых случаев); осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; воспроизведение без их согласия записи их исполнения. Если передача в эфир осуществляется с согласия артистов - исполнителей, то охрана в отношении ретрансляции, осуществления записи с целью передачи в эфир или воспроизведения такой записи с целью передачи в эфир регулируется внутренним законодательством договаривающегося государства, где такая охрана испрашивается. Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Вещательные организации пользуются правом разрешать или запрещать: ретрансляцию своих передач в эфир; запись своих передач; воспроизведение записей своих передач; передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату. Согласно статье 14 Римской конвенции, минимальный срок охраны составляет двадцать лет. По общему правилу срок отсчитывается с конца календарного года, когда состоялось исполнение (для живых исполнений), когда была сделана запись (для фонограмм и записанных исполнений) или, соответственно, когда имела место передача в эфир (если речь идет об эфирном вещании). Все конвенции включают изъятия, которые может предусматривать национальный законодатель в части прав, гарантируемых этими конвенциями. В соответствии с п. 1 статьи 15 Конвенции за национальным законодателем сохраняется ряд особых исключений из охраны прав, гарантируемых Конвенцией в отношении: использования в частных целях; использования кратких отрывков в связи с сообщением о текущих событиях; краткосрочной записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью собственного оборудования и для собственных передач в эфир; использования исключительно в целях преподавания и научных исследований. Кроме того, независимо от этих частных случаев любое договаривающееся государство в своем законодательстве может предусмотреть такие же ограничения охраны смежных прав, какие предусматриваются в связи с охраной авторского права на литературные и художественные произведения. Однако принудительные лицензии могут предусматриваться лишь в том объеме, в каком это допустимо Конвенцией (п. 2 статьи 15). Конвенция допускает определенные оговорки в отношении отдельных ее требований. Российская Федерация присоединилась к Конвенции с заявлением о применении определенных оговорок (приложение к Постановлению Правительства РФ от 20.12.2002 N 908). Статья 5 Конвенции предусматривает, что национальный режим предоставляется изготовителям фонограмм, если изготовитель является гражданином другого государства - участника Конвенции ("критерий национальности"), или первая фиксация (запись) фонограммы была осуществлена в другом государстве - участнике ("критерий первой записи"), или фонограмма была впервые или одновременно выпущена в свет (опубликована) в другом государстве - участнике ("критерий опубликования"). Причем два последних критерия являются альтернативными, и каждое государство - участник может определить, какой из них оно считает нужным применять с учетом традиций национального законодательства и собственных интересов. В статье 35 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" используется "критерий опубликования", и соответствующая оговорка была применена Российской Федерацией при присоединении к Римской конвенции. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Конвенции условия предоставления охраны передачам организаций эфирного вещания могут быть ограничены требованием одновременного выполнения "критерия национальности" (штаб - квартира организации расположена в государстве - участнике Конвенции) и "критерия территориальности" (передача транслировалась с использованием передатчика, расположенного на территории того же государства). Соответствующая оговорка также была применена Российской Федерацией. Статья 12 Конвенции предусматривает, что в тех случаях, когда опубликованная в коммерческих целях фонограмма используется непосредственно для передачи в эфир или любого другого сообщения для всеобщего сведения, пользователь обязан выплачивать "справедливое вознаграждение" исполнителям и (или) изготовителям фонограмм. Данные положения закреплены в пункте 1 статьи 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", причем в российском законодательстве предусмотрена необходимость осуществления выплат как исполнителям, так и изготовителям фонограмм. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 16 Конвенции предусмотрена возможность ограничения выплат иностранным правообладателям в некоторых случаях. Соответствующие оговорки применяются многими участвующими в Римской конвенции государствами. В Постановлении Правительства РФ от 20.12.2002 N 908 закреплены следующие допускаемые ограничения охраны, устанавливаемой статьей 12 Конвенции: - осуществление выплат вознаграждения гражданам и юридическим лицам только тех государств, которые участвуют в Конвенции и применяют ее положения о выплате соответствующего вознаграждения для иностранных, в том числе российских, правообладателей; - ограничение охраны прав граждан и юридических лиц каждого участвующего в Конвенции государства тем уровнем и условиями, которыми такое государство ограничивает охрану прав, предоставляемую отечественным правообладателям. В заключение отметим, что согласно пункту 2 статьи 20 Римской конвенции, ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения Конвенции к уже состоявшимся исполнениям и передачам в эфир и к фонограммам, которые были записаны до даты вступления ее в силу для этого государства. Таким образом, Римская конвенция не имеет "обратной силы" и применяется только в отношении имевших место исполнений и передач в эфир или фонограмм, запись которых была сделана после того, как государство присоединилось к Конвенции. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О патентных пошлинах 10 декабря 2002 года Конституционный Суд РФ рассмотрел запрос Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 14.01.2002 N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров". Суть дела заключается в следующем. Согласно статье 33 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 года) за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины; перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин устанавливаются Правительством РФ. Статьей 44 Закона РФ от 23 сентября 1992 года "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 года) также предписано, что за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, взимаются пошлины; перечень действий, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания возврата пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных предписаний Правительство РФ утвердило Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (Постановление от 12 августа 1993 года N 793). 14 января 2002 года Правительством РФ было принято Постановление N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров". Данное Постановление в части, касающейся введения новых размеров патентных пошлин, решением Верховного Суда РФ от 17 мая 2002 года N ГКПИ 2002-376 было признано незаконным и недействующим. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в этой части оно противоречит требованию статьи 57 Конституции РФ о законно установленных налогах и сборах и конкретизирующим его положениям Налогового кодекса РФ (статьи 1, 5 и 8), поскольку патентные пошлины обладают всеми признаками налоговых платежей и сборов, а потому с принятием Налогового кодекса РФ как сами пошлины, так и их размеры должны устанавливаться федеральными законами, а не нормативными актами Правительства РФ. Определением Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 года N КАС 02-361 решение от 17 мая 2002 года N ГКПИ 2002-376 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства РФ - без удовлетворения. В связи с этим Правительство РФ направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 года N 8, в котором утверждает, что патентные пошлины не относятся к налоговым платежам, названное Постановление принято в соответствии с конституционными полномочиями Правительства РФ и не нарушает предписаний федеральных законов, а потому - вопреки решению Верховного Суда РФ - подлежит применению. Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам. Платежи, взимание которых предусмотрено Патентным законом РФ и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", отнесены законодателем к федеральной государственной пошлине. Указывая государственную пошлину в перечне федеральных налогов и сборов, Налоговый кодекс РФ не определяет при этом, налогом или сбором она является (пункт 7 статьи 13). Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, им не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено названным Кодексом. Любой платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом. По смыслу статьи 33 Патентного закона РФ во взаимосвязи с его статьями 1, 3, 21 - 26, статьи 44 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в системе других его норм, а также по смыслу Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 года N 8, конкретизирующего указанные положения, названные в них пошлины взимаются за совершение юридически значимых действий, обусловленных необходимостью установления патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания (проведение экспертиз, выдача патентов, свидетельств заинтересованным лицам, организациям, публикация сведений о регистрации и т.д.), что требует дополнительных затрат государства в интересах плательщика, который, становясь патентообладателем (обладателем свидетельства на товарный знак), приобретает ряд имущественных и личных неимущественных прав. Эти пошлины, следовательно, не имеют признака индивидуальной безвозмездности, и их размеры должны определяться исходя из затрат публичной власти по осуществлению - в соответствии с названными Законами и международными договорами Российской Федерации - правовой охраны объектов промышленной собственности. В данном случае уплата пошлины связана со свободой выбора: автор изобретения, полезной модели, промышленного образца, владелец товара может подать заявку на выдачу патента (свидетельства на товарный знак) и тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента и иных документов, обеспечивающих охрану промышленной собственности. Поэтому неуплата пошлины влечет иные правовые последствия, нежели предусмотренные законодательством принудительные меры, применяемые в случае уклонения от налогового платежа. Следовательно, пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, не обладают рядом существенных признаков налогового платежа, по своей сути они подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ). Из этого же исходил федеральный законодатель, отнесший патентные пошлины как доходы от деятельности государственных организаций к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 10 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2002 года, статья 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Приложение N 4 к данному Федеральному закону). Полномочие Правительства РФ устанавливать размеры пошлин, порядок и сроки их уплаты за совершение соответствующих юридически значимых действий подтверждено в Федеральном законе от 11.12.2002 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (пункт 45 статьи 1). Пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд его существенных признаков, а именно субъекты (плательщики), в общей форме - объект обложения и облагаемая база (виды оказываемых услуг, признание патентоспособности, влекущее приобретение права на правовую охрану с вытекающими из него льготами и преимуществами), определены непосредственно федеральным законом. Что касается перечня действий, за совершение которых взимаются указанные пошлины, размеров, сроков уплаты, а также оснований для освобождения от их уплаты, уменьшения размеров или возврата, то федеральный законодатель предоставил полномочие регулировать эти вопросы Правительству РФ. Таким образом, делегирование федеральным законом Правительству РФ полномочия по установлению размеров пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, - с учетом характера данных платежей как сбора - не нарушает конституционное предписание о законно установленных налогах и сборах и закрепленное Конституцией РФ разграничение компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. При этом вводимые Правительством РФ ставки пошлин должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с установлением патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания и с предоставлением правовой охраны соответствующей промышленной собственности. Постановление от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" - поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. Вытекающий из рассматриваемого Определения конституционно - правовой смысл Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции. Указанное Определение является окончательным, не подлежит обжалованию и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||